Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Литературное чтение




(для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения)

«Литературное чтение» представляет собой учебный предмет, который призван ввести детей в мир художественной литературы, сформировать средствами художественного слова образные представления о человеке и окружающем его мире, отношения к изображённым жизненным явлениям, пробудить у учащихся интерес к книгам и чтению, заложить основы читательской культуры личности, приобщить детей к общечеловеческим и национальным духовным ценностям.

На I ступени общего среднего образования литературному чтению отводится особая роль, поскольку чтение является не только предметом обучения, но и средством воспитания и развития ребёнка.

Объектом читательской деятельности на уроках литературного чтения является художественная и научно-познавательная детская литература. В процессе общения с литературой младшие школьники осваивают социально-нравственный опыт, у них вырабатывается мировоззрение, воспитываются гуманные чувства, развивается эмоционально-чувственная сфера, воспитывается нравственная позиция.

Литературное чтение выступает в четырёх основных своих функциях: познавательной, коммуникативной, эстетической, воспитательной.

Художественные и научно-художественные произведения, являясь учебным материалом на уроках литературного чтения, формируют у учащихся знания о человеке, окружающем его мире, духовных ценностях. Форма этих знаний особая – образы, представления, идеи. В процессе овладения ими у младших школьников формируется познавательная культура.

Литературные произведения выступают источником общения между читателями. В процессе обмена мнениями по поводу прочитанного, обсуждения авторского замысла, выражения читательской позиции учащиеся овладевают коммуникативной культурой.

Литературное чтение реализует эстетическую функцию. Чтение художественных произведений представляет собой эстетическую деятельность, при которой происходит взаимосвязанная работа эмоций, чувств, творческого воображения, мышления, закладываются основы художественной культуры учащихся.

Нравственно-эстетический потенциал литературы позволяет реализовать воспитательную функцию и осуществлять гражданское и нравственно-эстетическое воспитание младших школьников.

Цели учебногопредмета – путём чтения и осмысления литературного произведения приобщить младшего школьника к национальным и общечеловеческим духовным ценностям, сформировать его как культурного читателя, выражающего интерес к книгам и чтению, проявляющего гражданские, нравственные, эстетические чувства и творческую активность, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой.

Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:

- формирование образных представлений о человеке и окружающем его мире, отношений к жизненным явлениям;

- воспитание средствами чтения гражданских, духовно-нравственных и эстетических чувств; приобщение к национально-культурному наследию;

- формирование умений учебной деятельности;

- развитие эмоциональной отзывчивости, воссоздающего воображения, критического мышления и творческой активности младшего школьника;

- развитие интереса к книгам и чтению, расширение круга чтения младшего школьника, его начитанности;

- обучение правильному, осознанному, выразительному чтению вслух и молча с достаточной беглостью в соответствии с нормами литературного произношения;

- формирование читательских умений и литературных представлений учащихся, необходимых для освоения литературы как искусства слова и обеспечивающих полноценное восприятие и понимание произведений и книг, ориентировку в мире книг.

Объектом изучения учебного предмета ”Литературное чтение“ служат прежде всего художественные произведения русской, белорусской и зарубежной детской литературы, а также произведения классической литературы, вошедшие в круг детского чтения.

На начальной ступени образования важнейшей задачей является формирование национального этнокультурного самосознания учащихся русскоязычных школ. Поэтому на уроках русского литературного чтения особое внимание должно уделяться произведениям белорусского фольклора и литературы. В книгу для чтения должен включаться материал национальной культуры – произведения белорусского фольклора и литературы в переводах, художественных пересказах на русский язык преимущественно в жанрах занимательной сказки, басни, стихотворения, рассказа, в которых решаются проблемы общечеловеческих ценностей, связанные с национальными традициями белорусов.

Наряду с художественными произведениями из разных областей литературного творчества (фольклор, классика, современная и зарубежная детская литература) в программу включаются для изучения научно-художественные и научно-познавательные тексты.

В литературном чтении необходимо условно различать два периода: подготовительный (2 класс, акцент на развитие навыков чтения) и основной (3,4 классы, акцент – умение работать с текстом).

У учащихся формируются на практическом уровне представления об особенностях различных жанров: пословицы, скороговорки, загадки, потешки, небылицы, народной песни, сказки, рассказа,былины, легенды,стихотворного произведения; о художественном и научно-познавательном произведении.

Они осваивают традиционную тематику произведений и книг для детей (о Родине, о её героях, о разных людях: детях и взрослых, храбрецах и трусах, трудолюбивых и ленивых и т.д., о животных и растениях, о машинах и вещах, приключениях и фантастике).

Накапливают знания об авторах, с творчеством которых познакомились на уроках классного и внеклассного чтения (писатель – поэт или прозаик, на какие темы пишет).

Наблюдают за образными словами и выражениями литературного произведения, практически осваивают изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения (эпитет, сравнение, метафора (скрытое сравнение), олицетворение,эмоционально-оценочные слова).

Получают знания о средствах выразительного чтения художественного произведения (сила голоса, тон, темп, пауза, логическое ударение).

Сведения из биографии и творчества классиков русской детской литературы даются как основа для формирования связей; ”автор – произведения“, ”автор – темы произведений и книг“, ”автор – жанр“ (жанры).

Младшие школьники приобретают знания об элементах книги (обложка, титульный лист, предисловие, послесловие, оглавление, иллюстрация, аннотация), о средствах ориентации в мире книг (каталог, рекомендательные указатели, книжная выставка), получают представление о газете и журнале как периодических изданиях; знания о культуре и гигиене чтения.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Как в современной методической науке определяется навык чтения и его компоненты?

2. Перечислите приёмы работы над каждым навыком чтения.

3. Сформулируйте основные задачи уроков обучения чтению.

4. Раскройте суть понятия «образ художественного произведения» с учётом передачи объективного и субъективного.

5. В чём состоят психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками?

6. Какие литературоведческие основы определяют методику работы над художественным произведением в начальных классах?

7. Какие условия должны быть приняты во внимание при отборе методических приёмов на каждый этап урока?

8. В чём состоит отличие художественного произведения от научно-художественного, научно-познавательного?

9. Что отличает работу над сказкой от работы над произведениями других жанров?

10. Сравните методику работы над лирическим стихотворением и текстом описательного характера.

11. В чём суть работы по обогащению словаря учащихся на уроках чтения?

12. Какова роль работы по составлению плана для пересказа произведения?

13. Назовите варианты организации работы с крупнообъёмным произведением.

14. Перечислите виды работы, проводимые на обобщённом уроке.

15. Перечислите элементы книги.

16. Сформулируйте требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу каждого этапа обучения внеклассному чтению.

 

 

Список литературы

1. М.Р. Львов «Методика преподавания русского языка». М., 2002

2. О.И. Никифорова «Психология восприятия художественной литературы». М., 1972

3. Л.Н. Рожина «Психология восприятия литературного героя школьниками» М., 1977

4. О.В. Кубасова «Выразительное чтение». М., 1998

5. М.Р. Львов «Речь младших школьников и пути её развития». М., 1975

6. Н.Н. Светловская «Методика внеклассного чтения». М., 1977

7. Л.И. Гаркунова «Вопросы и задания для уроков чтения». М., 1979

8. Речь. Речь. Речь. (Под ред. Т.А. Ладыженской. М., 1990)

9. Л.А. Худенко «Практикум по методике преподавания русского языка в начальной школе». Мозырь, 1995

10. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. (Под ред. М.С. Васильевой. М., 1977)

11. Журналы «Пачатковая школа», «Начальная школа», «Пачатковае навучанне».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 2494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.