Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научные основы методики обучения чтению




На уроках классного чтения учащиеся приобщаются к большому миру художественной литературы. Постепенно они овладевают умениями читать и понимать литературное произведение, видеть его идейно-эстетическое содержание. Современная методика чтения художественного произведения предполагает обязательный анализ текста в классе под руководством учителя. Такой принцип работы, во-первых, имеет исторические корни, во-вторых, обусловливается особенностями художественной литературы как вида искусства, в-третьих, диктуется психологией восприятия художественного произведения младшими школьниками. Поэтому современная методика организации классного чтения основывается на теоретических положениях, разработанных такими науками, как литературоведение, психология, педагогика.

Литературные основы анализа художественного произведения

В литературном произведении воссоздаётся и осмысляется реальная действительность. Этот процесс освоения окружающего мира происходит в чувственно-образной форме (т.е. через образ и образность). Однако наряду с объективным содержанием, в литературном произведении всегда имеет место и субъективная оценка автором событий, фактов, человеческих отношений и т.п. Поэтому при анализе произведения в комплексе рассматриваются его конкретное содержание, образы, художественные средства изображения:

1) при анализе эпических произведений внимание читателя сосредотачивается, прежде всего, на образе-персонаже (герой произведения, персонаж, действующее лицо): выясняются мотивы поведения действующих лиц и авторское отношение к ним);

2) при чтении пейзажной лирики следует приблизить к ребёнку образ-пейзаж (картины природы), помочь ему увидеть те реалии, которые произвели впечатление на поэта. Для этого полезно проводить параллели между возникающими воображаемыми представлениями (образами) и словесной тканью (словарём) произведения;

3) при анализе важно обращать внимание на форму произведения и учить осмысливать формальные компоненты.

Психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками

Для правильной организации анализа произведения необходимо учитывать особенности восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста. Психологи считают, что учащиеся начальных классов проявляют два типа отношения к художественному миру произведения:

- эмоционально-образное, которое представляет собой непосредственную эмоциональную (чувственную) реакцию ребёнка на образы, стоящие в центре произведения;

- интеллектуально-оценочное, зависящее от житейского и читательского опыта ребёнка, в котором присутствуют элементы анализа.

Психологи выделяют несколько уровней понимания текста. Прежде всего, это понимание того, о чём говорится в тексте (тема), затем идёт понимание мыслей, связей, причин, следствий, скрытых за словами текста (анализ), и, наконец, понимание главной мысли автора, того, что он хотел сказать своим произведением (идея).

Необходимо учитывать возрастные особенности учащихся: во 2 классе дети чаще всего воспринимают произведение на эмоциональном уровне (страшно, смешно); ученики 3,4 классов более самостоятельны (способны самостоятельно уяснить идею произведения, формальные признаки произведения и т.д.), они не удовлетворяются только чувственной, эмоциональной реакцией на прочитанное, они стремятся для себя логически объяснить читаемое.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 2331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.