Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность самовоспитания его этапы




Самовоспитание - сознательная деятельность человека, направленная на выработку у себя положительных качеств и преодоления отрицательных.

Самовоспитание успешно осуществляется при определенных условиях. Прежде оно требует от человека знания самого себя, умение оценивать собственные положительные и отрицательные черты. Чтобы обогатить учащихся соответствующими знаниями и умениями, проводят цикл бесед о психической деятельности человека, сознание, волю, чувства, характер, мотивы поведения, интересы, способности, потребности, темперамент, а также раскрывают сущность самовоспитания, методы и приемы работы над собой. Материал для таких бесед можно найти в книгах «Зани-мательная психология» К. Платонова, «Загадки человече-ского«я»Ф. Михайлова,«В мире мысли и чувства»Ф. Гоно-Болина.

Важный аспект самовоспитания - логическое мышление, умение проанализировать каждый свой поступок, способствует выработке требовательности к себе как постоянной черты характера, без которой невозможно достичь успеха в этом деле. Поэтому педагоги в индивидуальных беседах и на собраниях подробно анализируют нарушения правил поведения, их причины, приучают учащихся к самоанализу.

Самовоспитание требует длительных волевых усилий, умения управлять собой, достигать поставленной цели, не унывать от неудач. Поэтому следует привлекать школьников к видам деятельности, которые предусматривают собранность, организованность, ответственность. Преодолевая трудности, они закаляют волю, доводят начатое дело до конца и таким образом убеждаются, что даже небольшие успехи делают их сильнее.

Повышает эффективность процесса самовоспитания идеал, к которому стремится ученик. Наблюдение убеждают, что к самовоспитанию безразличны преимущественно те, кто не имеет жизненной цели, идеала. Поэтому важно знать идеалы учеников, помочь сформировать идеалы тем, кто их не имеет.

Успешность процесса самовоспитания значительной степени зависит от уровня развития коллектива вообще. В сплоченном коллективе, где царит здоровая общественная мысль, атмосфера доброжелательности, развитая взаемовимогливисть, самовоспитания происходит, как правило, успешно.

Процесс самовоспитания длительный и охватывает несколько этапов.

Первый этап. Педагоги всего обнаруживают отношение учащихся к процессу самовоспитания, проводя анкетирование по таким вопросами: ли занимаешься самовоспитанием? Что побуждает тебя работать над собой? Каких главных целей ты хочешь достичь самовоспитанием? Какие приемы используешь в работе над собой? В чем чувствуешь трудности в этой работе и как их преодолеваешь? Какой помощи нуждаешься от взрослых в процессе самовоспитания

На этом этапе у учащихся формируют побудительные мотивы, сознательное отношение к самовоспитанию. Прежде добиваются, чтобы воспитанник осознал, что его судьба зависит не только от воспитательной работы школы, но и от самостоятельной работы над собой. Он также должен понять, что самовоспитание - и его личное дело, и дело общества.

Второй этап начинается с появлением у ученика желания самосовершенствования. Педагог на этом этапе должен помочь сформировать идеал, к которому следует стремиться, выработать у ученика стойкое желание подражать ему. Выяснив различие между собой и своим идеалом, воспитанник видит, какие черты он должен выработать для его достижения, которых недостаткам следует избавиться. В процессе самовоспитания ученик сравнивает себя с идеалом. Поскольку он сам постоянно меняется к лучшему, идеал также нуждается в совершенствовании, обогащения. Идеал помогает ему составить программу самовоспитания. На этом этапе следует обсудить с учащимися отдельные фрагменты индивидуальных программ самообразования и самовоспитания выдающихся лиц.

Третий этап. Ученик начинает систематически работать над собой, реализуя программу самовоспитания. Этот процесс осуществляется в различных видах деятельности: учении, труде, самообслуживании, выполнении общественных поручений, участия в работе кружков. Педагог помогает ученику контролировать результаты воплощенных решений. Впоследствии внешний контроль педагога или коллектива ослабляется, растут самостоятельность и инициатива самого питомца.

Для осуществления воспитательной работы в соответствии с рассмотренным этапов самовоспитания классный руководитель должен четко ее планировать.

В процессе организации самовоспитания учащихся обучают специальным приемам работы над собой.

Прием самоубеждение. Его суть заключается в том, что ученику предлагают в определенной конкретной ситуации найти аргументы и с их помощью убедить себя в том, правильно или неправильно он поступил, или в конфликтной ситуации переключить мысли на другие темы и дела, которые отвлекли его от конфликта, успокоили.

Прием самовнушения. Его предлагают использовать в случаях, когда необходимо преодолеть в себе страх перед трудностями, неуверенность в собственных силах, нерешительность. Самовнушение предусматривает повторение учеником мысленно или вслух определенных суждений. Например, чтобы преодолеть вспыльчивость, можно предложить следующее суждение: «Ненавижу в себе вспыльчивость. Я должен и могу от нее избавиться».

Прием самопидбадьорювання. Он эффективен, когда ученик теряется в сложных ситуациях, веру в собственных силах и возможностях.

Прием Самопоощрение. Применяют в случаях, когда ученик, преодолевая определенные трудности, выполнил сложную задачу. К ним прибегают, когда необходимо преодолеть отрицательные черты личности.

Прием самопринуждения. Помогает в борьбе с внутренней неорганизованностью, нежеланием учиться или работать, с ленью.

Прием самоанализа. Ему принадлежит решающая роль в самовоспитании. Он предполагает умение анализировать свои поступки, давать им определенную оценку.

Практические приемы. К ним, в частности, относится прием «шаг вперед» - ежедневное планирование деятельности на следующий день. Дополняет его прием «оценки прожитого дня» - анализ учеником своих действий, поступков и недостатков.

Прием «правила моего поведения». Заключается в соблюдении составленных для ученика правил поведения. Приучает к выполнению своих обязанностей.

Прием самозобовьязання. Предполагает планирование учеником работы над собой в месяц, семестр или год, в зависимости от того, какие черты личности он стремится сформировать или преодолеть и в какой срок.

Прием «узнай себя». Имеет характер игры: учитель дает неполную характеристику ученику, не называя его фамилии, то узнает себя, а товарищи дополняют эту характеристику.

Приемы «самохарактеристики» и «взаимно характеристики». Заключаются в том, что подготовленные таким образом характеристики обсуждаются в коллективе, это приучает учащихся к самоанализу и дает педагогу богатый материал для работы с ними.

«Самовоспитание требует, - писал В. Сухомлинский, - очень важное, мощного стимула - чувство собственного достоинства, уважения к самому себе, желание стать сегодня лучше, чем был вчера. Самовоспитание возможно только при условии, когда душа человека очень чувствительна к тонких, чисто человеческих средств воздействия - доброго слова, советы, ласкового или укоризненного взгляда. Не может быть и речи о самовоспитании, если человек привык к грубости и реагирует только на «сильное» слово, окрик, принуждение. По самой сути своей самовоспитания предполагает веру человека в человека, обращение к чести и достоинства человека. Педагогическое руководство самовоспитанием - это прежде всего отношения между педагогом и воспитанником, проникнуты глубокой взаимной верой в добрые намерения».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.