Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мотивационный компонент учебной деятельности




Напомним определения понятий «мотив» и «мотивация», которые уже были рассмотрены в разделах «Общие основы психологии» и «Возрастная психология»:

мотив – это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность (по словам Л.И.Божович, в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания);

мотивация – это механизм «соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности» [ 4, с.148] (таким образом, понятие «мотивация» шире понятия «мотив»).

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность, т.о.

Учебная мотивация – это система побуждений, вызывающих активность учащегося и определяющих направленность и характер учебной деятельности

уществуют разные классификации учебных мотивов [8].

1-й подход. Различают внутренние и внешние мотивы учения. Ниже в таблице рассмотрены их специфические особенности.

 

Внутренние мотивы Внешние мотивы
Мотивы, связанные с самим процессом учебной деятельности Мотивы, связанные с результатом учебной деятельности
Виды: • желание узнавать новое (познавательный интерес) • радость от преодоления трудностей Виды: 1) широкие социальные мотивы (хорошо работать, поступить в ВУЗ и др.) 2) узколичностные – в них отражается стремление к собственному благополучию (заслужить похвалу, получить хорошую отметку и т.д.)

 

2-ой подход. А.К.Маркова рассматривает следующие виды мотивов учения:

 

Непосредственно-побуждающие мотивы учебной деятельности Перспективно-побуждающие мотивы учебной деятельности Интеллектуально-побуждающие мотивы
Основаны на эмоциональных проявлениях личности (яркость, новизна, занимательность, привлекательность личности педагога, желание получить награду, похвалу, боязнь получить отрицательную отметку, нежелание быть объектом обсуждения в классе) Основаны на понимании значимости знания вообще и учебного предмета в частности (прикладной характер знаний, связывание учебного предмета с будущей самостоятельной жизнью, развитое чувство долга, ответственности, ожидание в перспективе получения награды) Основаны на получении удовлетворения от самого процесса познания (интерес к знаниям, любознательность, стремление расширить свой культурный уровень, увлеченность самим процессом решения учебно-познавательных задач)

 


3-й подход. Автором следующей классификации мотивов учения является П.М.Якобсон:

 

Мотивация отрицательного характера, связанная с мотивами, заложенными вне самой учебной деятельности Мотивация положительного характера, связанная с мотивами, заложенными вне самой учебной деятельности Мотивация, лежащая в самой учебной деятельности и непосредственно связанная с целью учения
Осознание определенных неудобств и неприятностей, если не будет учиться (упреки родителей и учителей, страх наказания) Одобрение окружающих, чувство долга, путь к личному благополучию, карьера, желание занять лидирующую позицию в классе Расширение кругозора, приобретение знаний, удовлетворение любознательности, реализация своих способностей, проявление интеллектуальной активности

 

Е.П.Ильин выделяет среди мотивов учебной деятельности мотивы посещения школы, мотивы, связанные с получением знаний, мотивы хороших отметок.

Также, напомним, на формирование учебной деятельности большое влияние оказывает мотивация достижения, состоящая из двух тенденций: мотива достижения успеха и мотива избегания неудачи, и престижная мотивация, связанная с соперничеством со способными одноклассниками.

Одно из центральных мест среди других мотивов учения занимает познавательный интерес.

Развитие познавательного интереса проходит три основных этапа:

• ситуативный познавательный интерес, возникающий в условиях новизны;

• устойчивый интерес к определенному предметному содержанию деятельности;

• включение познавательного интереса в общую направленность личности, в систему ее жизненных целей и планов.

Важность создания условий возникновения интереса к учению (как эмоционального переживания удовлетворения познавательной потребности) и формирования самого интереса отмечались многими исследователями. Так, С.М.Бондаренко были названы основные факторы, способствующие тому, чтобы учение было интересным для уч еника [1, с. 255-261]. Были выделены:

Воспитание широких социальных мотивов деятельности, понимание ее смысла, осознание изучаемых процессов для собственной деятельности;

Возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся;

Создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения;

Учебный материал и приемы учебной работы должны быть достаточно (но не чрезмерно) разнообразны. Назовем некоторые приемы возбуждения у учащихся познавательного интереса и предпосылки его возникновения:

• отстранение, т.е. показ учащимся нового, неожиданного, важного в привычном и обыденном;

• новизна материала (однако, познание должно опираться на уже имеющиеся у школьника знания);

• эмоциональная окраска, живое слово учителя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 7616; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.