Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исполнительный компонент учебной деятельности




Исполнительный компонент учебной деятельности касается ее операционной структуры. При рассмотрении операционного состава деятельности, в частности учебной, возникает вопрос о классификации действий. их, как и деятельность вообще, надо рассматривать по признакам типа, вида и формы.
Тип действия определяется преимущественно через ее цель. По этому признаку различаются следующие действия:
• репродуктивные (направленные на воспроизводство образца);
• стандартные (ориентированные на соблюдение определенных требований активности, ее алгоритма и принятых способов выполнения)
• поисковые (связанные с подбором необходимых средств решения проблемы);
• творческие, осуществление которых требует способностей к проблематизации и поиска нестандартных способов решения задач.
Критерием для выделения видов действий может быть степень "интериоризации - экстериоризации" их. Именно по этому признаку можно выделить четыре вида действий, которые соответствуют четырем этапам филогенетического развития человеческой деятельности, а именно:
• предметно-практические (внешние практические действия с предметами);
• предметно-умственные (внутренние познавательные действия, направленные на определенный предмет действительности или представление о нем);
• знаково-практические (действия по инструкции, создание чертежи);
• знаково-умственные (размышления в понятиях).
В этой классификации легко различается преобладание в действиях внешнего или внутреннего проявления, что позволяет детализировать компонентный (операционный) состав таких действий, выявить связь между ними, определить уровень психического отражения и особенности их регуляции.
Форма действия в педагогической психологии традиционно конкретизируется через индивидуальный или групповой способ ее выполнению. Соответственно по признаку формы выделяются индивидуальные и групповые действия.
Как известно, структуру учебной деятельности составляют учебные ситуации, учебные действия, контроль и оценка сделанного. Активность учащихся в таких учебных ситуациях состоит из исполнительных действий разного типа. Особую роль среди них играют учебные действия, с помощью которых школьники воспроизводят и усваивают образцы общих способов решения учебных задач и общие приемы определения условий их применения. Эти действия могут выполняться как в предметном, так и в умственном плане. Они не однородны по своему дидактическим потенциалом и могут быть общие, особые и отдельные.
Общие учебные действия характерны для усвоения любого учебного материала. Это, например, действия, позволяющие воспроизводить заданные образцы различного содержания. Такое изображение может существовать в графической (схемы, формулы), предметно-пространственной (объемная модель) и в вербально-описательной формах. Для последнего, распространенного в учебной практике случае представления предмета изучения, характерны действия смыслового перегруппировки материала, выделения его опорных пунктов, составление логической схемы и плана усваиваемого материала.
Особые учебные действия обеспечивают усвоение каждого базового понятия определенного учебного предмета. Так, при полноценном усвоении понятия числа ребенок должен выполнить ряд таких учебных действий:
• предметную (измерения: определения кратного отношения одной величины к другой, принятой за меру);
• словесную (перечень количества мер, т.е. определение, сколько мерок уложилось в величину, которая измеряется другой величиной, принятой за эталон измерения);
• умственную (отнесенность полученного результата ко всему объекта вычисляется).
Важно подчеркнуть, что формирование системы такого рода учебных действий или приемов обеспечивает способность ученика в дальнейшем обучении точно и полно воспроизводить значительный по объему материал различных предметов. Многочисленные современные психолого-дидактические исследования показывают, что существенные недостатки в воспроизводстве отдельных понятий и способов решения задач часто бывают связаны с тем, что при их формировании у школьников не были обучены всем необходимым учебным действиям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1981; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.