Исполнительный компонент учебной деятельности касается ее операционной структуры. При рассмотрении операционного состава деятельности, в частности учебной, возникает вопрос о классификации действий. их, как и деятельность вообще, надо рассматривать по признакам типа, вида и формы. Тип действия определяется преимущественно через ее цель. По этому признаку различаются следующие действия: • репродуктивные (направленные на воспроизводство образца); • стандартные (ориентированные на соблюдение определенных требований активности, ее алгоритма и принятых способов выполнения) • поисковые (связанные с подбором необходимых средств решения проблемы); • творческие, осуществление которых требует способностей к проблематизации и поиска нестандартных способов решения задач. Критерием для выделения видов действий может быть степень "интериоризации - экстериоризации" их. Именно по этому признаку можно выделить четыре вида действий, которые соответствуют четырем этапам филогенетического развития человеческой деятельности, а именно: • предметно-практические (внешние практические действия с предметами); • предметно-умственные (внутренние познавательные действия, направленные на определенный предмет действительности или представление о нем); • знаково-практические (действия по инструкции, создание чертежи); • знаково-умственные (размышления в понятиях). В этой классификации легко различается преобладание в действиях внешнего или внутреннего проявления, что позволяет детализировать компонентный (операционный) состав таких действий, выявить связь между ними, определить уровень психического отражения и особенности их регуляции. Форма действия в педагогической психологии традиционно конкретизируется через индивидуальный или групповой способ ее выполнению. Соответственно по признаку формы выделяются индивидуальные и групповые действия. Как известно, структуру учебной деятельности составляют учебные ситуации, учебные действия, контроль и оценка сделанного. Активность учащихся в таких учебных ситуациях состоит из исполнительных действий разного типа. Особую роль среди них играют учебные действия, с помощью которых школьники воспроизводят и усваивают образцы общих способов решения учебных задач и общие приемы определения условий их применения. Эти действия могут выполняться как в предметном, так и в умственном плане. Они не однородны по своему дидактическим потенциалом и могут быть общие, особые и отдельные. Общие учебные действия характерны для усвоения любого учебного материала. Это, например, действия, позволяющие воспроизводить заданные образцы различного содержания. Такое изображение может существовать в графической (схемы, формулы), предметно-пространственной (объемная модель) и в вербально-описательной формах. Для последнего, распространенного в учебной практике случае представления предмета изучения, характерны действия смыслового перегруппировки материала, выделения его опорных пунктов, составление логической схемы и плана усваиваемого материала. Особые учебные действия обеспечивают усвоение каждого базового понятия определенного учебного предмета. Так, при полноценном усвоении понятия числа ребенок должен выполнить ряд таких учебных действий: • предметную (измерения: определения кратного отношения одной величины к другой, принятой за меру); • словесную (перечень количества мер, т.е. определение, сколько мерок уложилось в величину, которая измеряется другой величиной, принятой за эталон измерения); • умственную (отнесенность полученного результата ко всему объекта вычисляется). Важно подчеркнуть, что формирование системы такого рода учебных действий или приемов обеспечивает способность ученика в дальнейшем обучении точно и полно воспроизводить значительный по объему материал различных предметов. Многочисленные современные психолого-дидактические исследования показывают, что существенные недостатки в воспроизводстве отдельных понятий и способов решения задач часто бывают связаны с тем, что при их формировании у школьников не были обучены всем необходимым учебным действиям.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление