Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прийомы самовоспитания




Методы и приемы самовоздействия. Система при­емов и методов воздействия на свою личность неисчер­паема, для индивидуального творчества здесь нет предела. В литературе о самовоспитании выделяют следующие наиболее часто встречающиеся приемы самовоздействия. Самоинструкция. Суть этого приема заключается в том, что педагог может сознательно регулировать свое педагогическое поведение, заранее предусматривая свои действия в той или иной педагогической ситуации. Осмыс­ленность поступков оберегает человека от многих воз­можных ошибок, а накапливаемый при этом опыт раз­вивает привычку обдумывать предстоящие действия. Са­моинструкция оказывается чем-то вроде репетиции, пред­шествующей делу, и в то же время способом объектива­ции своего поведения, управления им. Уже само наличие намерений облегчает человеку ориентировку даже в не­ожиданной ситуации благодаря тому, что настрой на пред­стоящее поведение мобилизует внимание и мышление.

Самоконтроль и самоотчет. В процессе работы над со­бой педагог постепенно овладевает способностью следить за своими поступками как бы со стороны. Причем, в от­личие от самонаблюдения, которое фиксирует то, что уже произошло, и заготавливает факты для последующего ана­лиза, самоконтроль сопровождает мысли или действия, которые происходят в настоящее время или будут про­исходить в предстоящем. У него особые функции: не про­сто воспринимать, видеть, фиксировать происходящее, а давать ему оценку, вносить в него коррективы.

Самоконтроль проистекает из способности контролиро­вать явления во внешнем мире. Будучи освоенными, дей­ствия самоконтроля переносятся на поведение и поступки, которые совершает сам человек. На более высоком уров­не самоконтроль используется как средство и способ са­мовоспитания и реализует функции контроля, коррекции и стабилизации качеств личности, деятельности, направ­ленной на свою же личность. Частным проявлением самоконтроля является самонапоминание.

Самовоспитание может протекать или как самостоя­тельная деятельность, или как сопутствующий основной практической деятельности процесс. Соответственно в пер­вом случае самоконтроль будет, осуществляться осозна­ваемо, а во втором — стихийно.

Результативность самоконтроля в процессе самовоспи­тания находится в зависимости от характера мотивации и способов деятельности.

Эффективность самоконтроля повышается, когда он до­полняется самоотчетом в процессе практической деятель­ности и самовоспитания. Отдавать себе отчет в своих по­ступках — значит вносить коррективы в свое поведение, стабилизировать его в нужном направлении тем самым делать свою личность объектом своего сознания и своей воли.

Самоубеждение. На основе анализа фактов своей, жиз­ни и благодаря строгим логическим доводам педагог мо­жет выработать сознательную установку — серьезно взять­ся за свое дальнейшее развитие. Благодаря самоубежде­нию можно перестроить самосознание, отношения к раз-личным явлениям жизни и, как следствие этого, — собственное поведение.

Самоубеждение требует активной, а иногда и нелег­кой мыслительной работы, своеобразной дискуссии с са­мим собой. Выдвигая доводы и контрдоводы, взвешивая «за» и «против», человек устанавливает истину и прини­мает ее в качестве руководящей идеи в своей жизни и деятельности. Очевидно, что для самоубеждения педагог должен обладать достаточной информацией о том, в чем хочет убедить себя (в том числе и информацией для контрдоводов), достаточно реальными способностями ана­лизировать, синтезировать, сравнивать, обобщать и т. д., т. е. процессами мышления.

К разновидностям самоубеждения относят самооправ­дание, если оно обосновано.

Способы и приемы самопринуждения. Самоприказ. Во­левое воздействие на себя в форме самоприказа может происходить, когда прошел этап самоанализа, решение принято, а сомнения и послабления себе только мешают активной деятельности и активному самовоспитанию. На­ступает момент, когда необходимо заставить себя при­ступить к исполнению планов, задумок.

Организованный и дисципли­нированный учитель после принятия решения не позволит себе отступать. Он повелевает себе действовать так, как решено. И это оказывается верным способом достижения успеха, ибо дорогу осилит только идущий.

Разумеется, самоприказ - лишь одна из форм, в кото­рой может проявиться самопринуждение. Но в самопри­нуждении всегда будет наличествовать рассудочное ка­чало: делать то, что нужно или должно, преодолевая нежелание, нерасположение, т. е. предпочтение «надо» перед «хочу».

Одной из форм самопринуждения является самопод­чинение. Это добровольное подчинение себя кому-то или чему-то в силу понимания необходимости. Самоподчине­ние - суть и содержание самодисциплины, способности добросовестно исполнять обязанности, подчиняться воле руководителя, коллектива, общества.

Способность к самопринуждению (самопреодолению изначально никому не дана, она формируется в процесс накопления жизненного опыта. К студенческому возраст она должна сформироваться достаточно полно и устойчиво. Сформированность - этой способности совпадает с сформироваиностью нравственного сознания, чувства долга и ответственности. Поэтому самопринуждение следует расценивать не только как способ поведения, но и как свойство личности.

Еще одной формой самопринуждения является самообладание, являющееся способностью человека или коллектива сдерживать себя от действий, которые они считают вредными. Самообладание также является признаком самодисциплины.

Самопринуждение и самообладание как средства и способы самовоспитания реализуются в конкретных приемах Классификацию их можно построить по логике психического содержания – этих явлений как свойств личности Можно выделить, во-первых, приемы, обращенные пре­имущественно к интеллекту: личные правила или девизы по которым человек строит свое поведение, самонапоминание и др.- Во-вторых — приемы, обращенные преимуще­ственно к чувствам: самоутешение, самоодобрение, самопоощрение, самоосуждение, самокритика, самонаказани и др. В-третьих — приемы, обращенные преимущественно к воле и практике поведения: самообещание, намерение, самообязательство, клятва, самоободрение, самоотказ, са­мозапрещение и др.

Особо следует сказать о таком способе воздействия на свою личность, как самовнушение.

Самовнушение — это существенный способ саморегу­ляции психических состояний посредством словесных воз­действий. Однако если в самоубеждении на первом месте — логическое доказательство и лишь как следствие этого — эмоциональное отношение к доказанному, то здесь, наоборот, на первом месте — эмоционально-довери­тельное отношение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 870; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.