Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Научный руководитель : Народный мастер России




Кемерово 2015

Бакалаврская работа

Исполнитель: Соржу Б. Б.,

студент гр.ТиИНХК – 111

Научный руководитель: Народный мастер России

доц.каф.Лучицкая Я.С.,

Зав. кафедрой:

Ултургашева Н.Д.

профессор, доктор культурологии

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение...............................................................................................4

Гл.1. Сущность народных художественных промыслов......................................................................................

1.1. Промыслы как часть народной художественной культуры.............................................................................................

1.2.Основные направления сохранения промыслов.............................................................................................

Гл.2. Функционирование народных промыслов на современном этапе (на примере Республики Тыва)..........................................................................................

2.1.Виды промыслов..............................................................................................

2.2.Актуализация промыслов в современной Тыве..........................................................

 

Заключение...........................................................................................

Список литературы.................................................................................

Список сокращений...............................................................................

Приложения.............................................................................................

Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будушее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной Российской Федерации. Развивая традиции аутентичных ремесел, народные художественных промыслы тывы возникают на перекрестке культур6городской и сельской, местной и привнесенной, и модернизированной. Становление промыслов в тыве происходит во второй половине ХIX в.в рамках развития промышленности, всемерно поддержанной государством.

С началом ХХ в. в Сибири разворачивается процесс активного освоения не только природных, но и культурных ресурсов региона. Культурный рост коренного населения тывы, его традиционное художественное наследие рассматривались как источники перспективного развития народного традиционного искусства.

Сущностные характеристики художественного творчества традиционной прикладной культуры тывы, (глубина содержания, символизм, декоративность, синкретизм, единство утилитарной и сакральной сфер) рассматривались, и до сих пор ценятся творческой и научной элитой республики, как основа формирования "центально -азиатского стиля" в искусстве. Попытки обоснования самобытности искусства тывы были созвучны обоснованию местной идентичности. Ее осмысление опиралось на идеологию преобразования азиатской провинции России в один из уникальных культурных центров огромного многонационального государства.

Во многом эти процессы предопределили основные тенденции народных художественных промыслов тывы последующих десятилетий. Резьба по камню, ювелирные промыслы, в том числе воспроизводство местного сырья продолжали сохранять свое значение в художественном развитии промыслов Республики Тыва.

Следующий этап в истории народных промыслов тывы приходится на конец 1950 - начало1960-х годов. В это время они существуют в формате художественной промышленности и испытывают нивелирующее давление со стороны стандартизированного производства сувенирной продукции.

В 1950-1970-е гг.идеологический контекст советской культуры во многом определял специфику и направления развития народных промыслов тывы.

Рост художественных кругов к народному искусству привело к оживлениютрадиционных центров ремесел и поялению новых предприятий. Однако подчинение народного творчества стандартам официального: идейно-художественного содержания и включение его в плановую экономику поставило под угрозу сохранение культурных. и этнокультурных традиций.

Современный художественный промысел тывы характеризуется разнообразием форм и содержания. Это -аутенчичные промыслыи коллективное творчество, развивающееся на почве национальной художественной традиции, и сложившиеся производственно- художественные центры, имеющий официальный статус, как Центр Тувинской Культуры и Ремесел.

К ведущим современным народным промыслам тывы относятся: камнерезный декоративно-прикладной промысел, металл, резьба по дереву, войлочный промысел, вышивка, орнаментика и кожевенные промыслы. Народное прикладное искусство тывы рассматривается сегодня как элемент социально-экономической инфраструктуры, как фактор развития туристического бизнеса, и как часть национальной достоянии Республики.

Основные тенденции развития современных народных художественных промыслов связаны с актуализацией древних культур и этнической архаики и синтезом художественных ее традиций. Их становление совпадает и, во многом, формирует уникальный феномен национального самосознания, опирающееся на идеи полиэтничности и поликультурности. Согласно современным стратегиям художественного развития играют огромную общественную роль в современном обществе.

К проблеме сохранения и развития народных художественных промыслов придается все большее значение на региональном уровне. В этом направлении разворачивается деятельность Российского Комитета по сохранению нематерильного культурного наследия при поддержке международных неправтельственных организаций при ЮНЕСКО.

Пути решения вопросов по созданию условий для сохранения и развития традиционной народной культуры определеных "Основных направлениях государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015года" Данным документом развитие культурного наследия народов России было отнесено к новым приоритетам государственной политики.

Ради сохранения художественных производств в современной России разрабатывается система их государственной поддержки. Лидерами в этом процессе являются города центральной части страны. Издание в 2009 г. книги Лужкова Ю.М. и Линовича С.М. "Искусство, которое нельзя потерять. Народные художественные промыслы России. Расцвет, упадок, перспективы возрождения" подытожило многолетнюю работу правительства г. Москвы

Актуальность. Народные художественные промыслы - неотъемлемая достояние культуры, одна из форм народного творчества, требующая к себе очень бережного отношения, особенно в условиях современного мира. Художественные промыслы тувинского народа имеют многовековую историю и отличаются уникальностью и своеобразием. Одним из потенциалов, повлиявших на развитие и формирование этой многоликой социокультурной среды, были народные промыслы и ремесла. Современные художественные промыслы развиваются на основе традиций декоративно-прикладного искусства. Поэтому, чтобы понять природу и сущность такого явления, как народные художественные промыслы, необходимо уяснить, что такое народное искусство.

За последние годы наблюдаются рост интереса к таким формам нематериального культурного наследия как музыкальная и религиозные культуры. К ним обращено внимание не только общественности, ученных, деятелей искусства, но и в определенной степени региональных властей. Проблемы восстановления и развития традиционных народных промыслов и ремесел в настоящее время так же нуждается в особом внимании. Их воссоздание содержит в себе не только огромный научный потенциал, позволяющий полнее понять культуру народов, но при определенной поддержке их развитие сможет повлиять на экономический и туристический потенциал. который создаст более насыщенный культурным смыслом имджа республики.

Степень разработанности проблемы. Проблемы такого феномена культуры как народные традиционные промыслы является одной из частей, входящих в комплексное исследование истории культуры тывы. Однако отсутствие развернутого (культурологического) представления о реальных процессах, происходящих с народными традиционными промыслами, существующими здесь и сегодня, несомненно, ограничивает их изучение. Материал по истории народных промыслов носит в основном фактографический или описательный характер и содержится в разоренных источниках, которые не могут в полной мере отразить развития традиций связанных с народными промыслами.

Ведущие позиции в изучении народных промыслов заняли к 70-м гг. ХХ в., искусствоведы, которые поднимали проблемы, связанные с народной художественной культурой и ее влиянием на развитие и существование художественных промыслов в советском обществе рассматривал Г.К. Вагнер, проблемы традиции в промыслах, без которой немыслимо их развитие. М.А. Некрасова исследовала место народного искусства России в культуре ХХ- ХХI вв., И. Я. Богуславская определяло народное искусство как "сложную художественную систему, обладающую специфическими законами старения и развития"

Цель исследования -выявить место народного искусства и художественных промыслов в этнокультурной жизни республики, обозначить их роль в процессах этнической культурации. Разработать направления их развития в комплексных программах по сохранению культурного наследия республики, а так же изучить совместную роль художественных промыслов Российской Федерации, их развитие и размещения на ее территории, анализ дятельности предприятий, занимающихся выпуском изделий художественных промыслов.

Объект исследования -народные традиционные промыслы тывы.

Предмет -современное состояние развитие традиционных ремесленных промыслов тывы, как часть культурного наследия республики.

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

- дать характеристику феномена народных художественных промыслов, показать их место в социо - этнокултьтурных практиках Российской Федерации.

- провести анализ специфики возникновения и существования народных традиционных промыслов и условий их развития;

- выявить самобытные черты традиционных народных промыслов, в том числе и традиционных ремесленных промыслов, существующих в Тыве;

- Исследовать общие и специфические черты каждого промысла.

- Анализировать литературные источники;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.