Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Камнерезное искусство Тывы 2 страница




В меньшей мере, чем материал, меняются способы его обработки и инструмент. Но и в них технический прогресс вносил дополнения и изменения появлением новых механизмов, которые помогали работе мастера, ускоряли подсобные операции, облегчали воплощение творческого замысла.

Однако никакая машина не может заменить традиционную рукотворность произведений народных промыслов, индивидуальность создания каждой, даже серийной вещи. Человеческая рука не может как механизм буквально повторить одно и то же. Уже в этом залог вариантности, присущей народному искусству. С другой стороны, любая машина, например, вязальная или вышивальная, не способна поднять хотя и технически совершенное, но все же стандартизированное изделие до уровня одухотворенного, творчески осмысленного произведения. Кроме того, введение машин в такие виды искусства, как вышивка, вязка, ткачество, набойка, кружевоплетение, стирает в изделиях те локальные особенности, которые нередко заключаются в узкоместных приемах и секретах мастерства. Особенно пагубна машинная унификация в однородных промыслах, например, в строчевых вышивальных центрах.

Относительно подвижен и традиционный характер создаваемых на промысле предметов. Сохранение, как правило, родовой принадлежности к определенному кругу предметов сопровождается изменением их функций, роли в быту, что в свою очередь воздействует на образное существо произведений, приемы воплощения образа.

Функциональность предметов народного искусства - также явление исторического порядка, она не сводится только к их извечному утилитарному характеру.. Народ вынужден был в силу условий жизни проявлять свои творческие способности в украшении предметов, среди которых жил и трудился. Как правило, наиболее художественные предметы народного искусства, например, прялки, утварь, свадебный костюм, несли свою утилитарную функцию скорее символически, будучи используемы лишь в исключительных обстоятельствах общественных или семейных праздников и связанных с ними обрядов.

Произведения народного искусства многофункциональны, их содержание для народа было многозначным17. И если для древней поры справедливо говорить о нерасчлененности мировосприятия, синкретизме народного искусства18, то в ходе развития одни функции отмирали, другие выступали на первый план. Ушли в прошлое магическая, охранительная, ритуальная функции предметов народного искусства, в ряде случаев - утилитарная. Но и сегодня многие произведения не только сохранили свое утилитарное значение, но при этом возросла их эстетическая, познавательная, символическая роль (ведь каждое изделие народных промыслов - своего рода символ местной народной культуры).

В наши дни уже ни у кого не вызывает сомнения эстетическая ценность произведений народного искусства. Но возрастание эстетической роли самих предметов - явление не новое. Общеизвестна, например, исторически оправданная смена функций произведений глиняной пластики - от ритуального символа до игрушки и произведения малой скульптуры. Еще в XIX веке в ряде центров стали делать фигурки, которые предназначались для украшения подоконников и горок с посудой в подражание дорогой фарфоровой пластике. И это их новое назначение привело к расширению сюжетно-тематического характера произведений и усилению в них изобразительного начала. Таково происхождение ряда сюжетов в дымковской, филимоновской, тульской игрушке.

Содержание и функции предмета народного искусства в известной мере определяли его художественный образ, особенности и принципы его воплощения. В зависимости от вида искусства и его местных особенностей в их создании участвовали различные выразительные средства: фактурные, живописные, пластические, графические, конструктивные и композиционные приемы, орнамент, сюжетные изображения, цвет и другие. Как уже упоминалось, одни и те же факторы в разных промыслах и художественных системах составляют самобытные взаимосвязи и занимают различное место, более или менее активное в создании неповторимого характера местного искусства. В одних случаях ведущими оказываются пластические свойства предметов, их конструктивные особенности обладают неизменными качествами, нарушение которых влечет за собой искажение существа самого искусства. Нередко с ними оказываются тесно связанными живописные, цветовые, орнаментальные средства. За последние пятьдесят лет расширился и частично обновился круг изделий хохломской росписи. Но все они сохраняют присущую токарной деревянной посуде округлость форм, небезразличную к строю хохломской росписи с типичными для нее плавными изгибами травного орнамента. Эта же роспись на плоскости, на детской мебели, например, при всех ее орнаментальных достоинствах не имеет такого органического единства с формой украшаемого предмета. В гжельском фарфоре при тех же взаимосвязях формы предметов с росписью сами формы посудных или декоративных изделий более подвластны творческой воле мастера.

Особым средством художественной выразительности является народный орнамент. Его функции также претерпели исторические изменения, оставив следы глубокой древности в мотивах, композициях, колорите, расположении на предметах. В одних художественных системах орнамент играет подчиненную роль, в других, особенно в текстильных видах искусства, художественный образ произведения в значительной мере определяется орнаментом.

Казалось бы, орнамент - более подвижная часть системы. Но и в вышивке, и в кружеве, где существуют разные типы орнаментов и орнаментальных композиций, в различных центрах сложились свои принципы построения орнамента, его связей с плоскостью ткани, ее фактурой, излюбленный круг мотивов, их размеры, цвет. Даже в ткачестве, где геометрический характер орнамента предопределен техникой, в разных промыслах есть свои самобытные узоры, законы композиции, цвета, что в итоге лишает сходства даже ткани одинакового рисунка.

В центре народных росписей законы жизни орнамента еще более обусловлены манерой письма, характером мотивов, принципами композиции. Для той же хохломской росписи традиционен растительный орнамент с характерными вариантами "травки" или "кудрины". Но сколько разнообразных новых узоров вошло в хохломскую роспись за последние десятилетия (цветы, ягоды, изображения рыбок, птиц), обогатив ее и не нарушив ни системы росписи, ни природы этого искусства! И наряду с этим в творчестве С. П. Веселова, одного из самобытных мастеров ковернинской хохломы, традиционная "травка" претворена и в изображение петуха, и даже в экспериментальный портрет С. С. Юзикова - учителя мастера.

Почти каждая художественная система народных промыслов обладает своими законами цвета. В одних случаях они базируются на взаимодействии двух-трех цветовых сочетаний, в других - на сложном участии всей палитры. Как правило, законы цвета более устойчивы и определенны. Для той же хохломской росписи характерно сочетание черного и красного с золотом и возможность использования немногих красок только как дополнительных. В мстерской вышивке - чисто белое или традиционное сочетание красного с белым; в Гжели - синяя кобальтовая роспись на белом фоне фарфора.

Но как уже говорилось, изменения материалов нередко влекли за собой изменения традиционного колорита, иногда на пользу художественного опыта промысла, а иногда и в ущерб. Усиление декоративности росписи глиняной игрушки, обусловленное изменением ее содержания, в Филимонове выразилось в последние десятилетия в систему чередования малиновых, желтых и сине-зеленых полос на фоне естественного цвета обожженной глины. В дымковской игрушке в это же время в связи с переходом мастериц к росписи поливинилацетатной темперой традиционный колорит не только существенно изменился, но стал беднее. Вместо яркого нарядного буйства цвета, который появился в работах дымковских мастериц только в 1920-е годы, теперь в ней преобладает оранжево-желтая тональность, создающая определенную монотонность.

Несмотря на всеобщий декоративный характер произведений народного искусства, в нем всегда занимали большое место элементы изобразительности. Сюжетные изображения не были простым украшением, они обладали определенной содержательностью19. Мастера отражали в них свои непосредственные жизненные впечатления, претворяя в различных образах, вплоть до орнамента набивных тканей.

В некоторых художественных системах искусства промыслов изобразительность обладает относительной самостоятельностью: например, в лаковой миниатюрной живописи, в игрушке. Процесс сюжетно-тематического обновления произведений народных промыслов всегда был довольно подвижным. Продолжается он и поныне. Сколько остроумно решенных современных тем космоса, труда советских людей вошло в богородскую игрушку, где медведь, ставший в последние десятилетия выразителем содержания местного искусства, живет и действует подобно людям! В дымковской игрушке, наряду с традиционными барынями и всадниками, появились литературные, сказочные, историко-революционные темы, темы быта современной деревни. Еще более широк диапазон тем в лаковой миниатюре Палеха, Мстеры, Холуя и Федоскина, где различия и самобытные традиции заключаются не столько в предметах родственного характера и даже не в материалах, сколько в принципах образного воплощения, рисунке, композиции, колорите, построении пространства.

Однако поток новой тематики в произведениях народных промыслов далеко не всегда и не везде находит нужные средства выражения. Каждый центр имеет свои законы интерпретации тем и сюжетов, свои традиции их претворения, обусловленные творческими принципами промысла, мерой условности выразительных средств. Именно в этом плане у мастеров возникает немало трудностей, так как не везде возможно прямолинейное изобразительное решение сюжета, и далеко не всякий сюжет и тема подвластны законам народного искусства.

Одним из самых сложных, существенных и устойчивых факторов художественной системы искусства промыслов являются принципы воплощения образа. Наряду с общими для всего народного искусства поэтичностью, сочетанием были и вымысла, образным уподоблением природным формам, в конкретных центрах есть и более локальные их выражения. Это условное уподобление реальному движению в богородской игрушке, гипербола и гротеск - в филимоновской и абашевской глиняной пластике, усложненность форм и принципы скульптурного фигурного сосуда в скопинской керамике, миниатюрность письма, виртуозность рисунка и чистота цвета, перешедшие в палехские лаки из местной иконописи, символика и аллегории в холмогорской резьбе по кости, изящество и ювелирность мстерской "белой глади".

История народного искусства показывает поучительные примеры развития традиций местного искусства, основанных на перестройке и изменениях внутри сложившейся системы, причем изменениях не только в одном-двух составляющих ее элементах, но иногда в нескольких сразу. И все же нечто главное, существенное, определяющее искусство данного центра, остается устойчивым, как непрерывная нить традиций, своего рода эстафета поколений, смыкающая искусство прошлого и будущего.

В разных центрах изменения и преобразования, а также их глубина и темпы неодинаковы. Так в Абашеве Пензенской губернии в начале ХХ века делали поливную игрушку, особенностью которой была гротескность, экспрессивность образов, внутренняя динамика статичных поз зверей и людей. В работах Л. Ф. и П. Л. Зоткиных 1920 - 1930-х годов обогатился круг сюжетов игрушки, увеличились их размеры, поливу сменила роспись эмалевыми красками, но существо выразительности образов осталось прежним - экспрессивным, динамичным. Сегодня в Абашеве работает Т. Н. Зоткин, в творчестве которого новизна цвета, изменения сюжетов, пропорций и размеров фигурок сопровождаются традиционной пластикой и прежними особенностями образного существа игрушек. Другим примером может служить урок Палеха и соседних иконописных центров, на основе которых возникло новаторское искусство, вобравшее в себя и активно переработавшее прежнюю художественную систему. Именно искусство Палеха показывает силу и глубину местных традиций, позволивших на обескровленной и истощенной почве русской иконописи начала ХХ века вырастить свежие ростки нового искусства. Такое исключительное явление могло возникнуть на гребне революционного подъема и становления новой жизни.

Но сколько бы мы ни говорили о традициях и их особенностях, источником традиций, их носителями являются люди - мастера, творцы народного искусства. А они тоже меняются. Меняется их социальный состав, мировоззрение, уровень культуры. Современные народные мастера принадлежат, в основном, поколениям, выросшим за годы Советской власти. Это не прежние кустари, работавшие скорее интуитивно, по сложившимся законам ремесла. Сегодня от народного мастера требуется не только высокое техническое мастерство, но сознательное творческое отношение к своей деятельности художника, глубокое проникновение в художественную культуру промысла, в котором он работает, определенная общая культура и образованность, способность ориентироваться в вопросах современного советского и мирового искусства.

Во все времена художественные промыслы жили в ногу со временем, постоянно испытывали внешние воздействия: влияния моды, вкусов заказчиков, по-своему воспринимали и интерпретировали элементы больших стилей искусства - барокко, рококо, классицизма. Все это требовало мобильности, оперативности, творческой активности и высокой культуры.

Традиции народных промыслов - явление глубинного порядка. Они не лежат на поверхности и не могут быть механически использованы как отдельные технические приемы. Глубоко ошибаются те руководители промыслов, которые считают, что достаточно молодой девушке шесть месяцев поработать рядом с заслуженной мастерицей, и она за это время овладеет традициями местного искусства, всеми секретами мастерства, да еще сразу создаст творческие произведения. За такой срок даже элементарные навыки ремесла освоить нелегко. А для овладения традициями местного искусства и тем более творческих поисков нужны годы, вся активная жизнь в промысле. Механическое владение техникой и повторение по инерции заученного ведет к вырождению искусства. Эта мысль ярко выражена в одной из пословиц, бытующих в ауле Кубачи: "Умелец рукой работает, недоучка - штампом"20. Залог жизненности и успехов искусства народных промыслов - в постижении и творческом развитии традиций местного искусства. Для этого необходимо овладение всеми особенностями местного искусства, знание всего его исторического опыта, не только принципов художественной системы, но и ее претворений в работах выдающихся мастеров и художников промысла. К сожалению, далеко не все работающие в сфере народных промыслов понимают это и сознательно относятся к принципам и законам местного творчества.

Так, с экрана ленинградского телевидения 2 октября 1977 года палехская художница Е. А. Азанова призывала палешан к психологизму в лаковой миниатюре, "равному психологизму станкового искусства", что свидетельствует о непонимании ею основ палехской миниатюры. В дымковской игрушке последних лет можно отметить нарушение условности приемов лепки, падение пла- стической культуры.

Как всякий художник, народный мастер имеет право на искания, эксперименты. Но из огромного потока впечатлений от телевидения, радио, кино, печатных изданий, произведений других видов и жанров советского искусства мастер и художник, работающие в народном промысле, должны сознательно отбирать и осмысливать возможное и подвластное средствам того искусства, которым они владеют, той художественной системе, представителями которой являются. "Мудрить - мудри, а от Хохломы не отходи",- любил повторять выдающийся мастер хохломской росписи Н. Г. Подогов, сам немало сделавший для творческого развития ее традиций.

Только глубоко постигнув весь художественный опыт местного искусства, можно обратиться к любой странице истории промысла и, творчески осмыслив ее, создать новое. Возрождая после Великой Отечественной войны Гжель, А. Б. Салтыков и Н. И. Бессарабова обратились лишь к традициям кобальтовой росписи на белом фоне майолики начала XIX века. На этих далеко не исчерпавших всех возможностей местного искусства корнях возникла самобытная ветвь гжельской керамики, ставшая сегодня самостоятельным центром народного искусства. Такое явление оказалось возможным потому, что традиции были поняты не формально. Частный момент стал основой новой образной системы, получил новое творческое выражение в формах предметов, их пластике, орнаменте, принципах росписи, цветовой системе - целом мире образов, который сегодня развивают новые поколения художников Гжели.

Бытует неверный термин "использование", "применение" традиций. Традиции в народном искусстве можно осваивать, развивать, к ним можно обращаться. Но "использовать" - значит брать напрокат как временный реквизит, который можно менять по выбору. Формальное следование приемам искусства народных промыслов неминуемо ведет к стилизации, внешнему подражанию, штампу, вырождению, к тому "псевдорусскому" стилю, который нередко возрождается сейчас любителями "русских сувениров". Традиции в народных промыслах подобны почве, которая в зависимости от людской заботы может дать щедрый урожай или засохнуть. Глубокое понимание и знание традиций местного искусства - не пути или тормоз для художника, а своего рода широкий фарватер, направляющий его поиски к новым творческим достижениям.

Список литературы

1 О судьбах народного искусства см.: Декоративное искусство СССР, 1959, №11; 1960, №3-6, 8, 10-12; 1961, №7. О народности и современности см.: Декоративное искусство СССР, 1975, №8; 1978, №8.

2 В.И.Чичеров. Вопросы теории и истории народного творчества. М., 1959; В.Е.Гусев. Эстетика фольклора. Л., 1967; П.Г.Богатырев. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.

3 В.С.Воронов. О крестьянском искусстве. М., 1972; В.М.Василенко. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве Х-ХХ вв. М., 1974; Т.М.Разина. Русское народное творчество. Проблемы декоративного искусства. М., 1970.

4 М.А.Ильин. Исследования и очерки. Избранные работы об искусстве народных промыслов и архитектурном наследии XVI-XX веков. М., 1976, с. 13-159.

5 Там же, с. 23.

6 А.Б.Салтыков. Избранные труды. М., 1962.

7 Там же, с. 29, 129.

8 М.А.Некрасова. Еще раз о традициях и современности.-Декоративное искусство СССР, 1962, №8, с. 34, 35; М.А.Некрасова. О развитии традиций в художественных промыслах.-Искусство, 1971, №12, с. 35-41; М.А.Некрасова. Проблемы и надежды народного искусства.-Художник, 1976, №4, с.28, 29.

9 О проблемах революционных традиций см.: В.И.Ленин. Полн. собр. соч., т.7, с. 137, 138; т. 15. с. 187; т.16, с. 474; т. 21, с. 72; В.И.Ленин. О литературе и искусстве. М., 1976, с. 436, 444, 445.

10 Игорь Стравинский. Диалоги. Л., 1971, с. 218, 219.

11 Н.Н.Пунин. Русское и советское искусство. М., 1976, с. 63.

12 И.Я.Богуславская. Народное искусство или ширпотреб? -Декоративное искусство СССР, 1976, №6, с. 22; И.Я.Богуславская. Традиции народных художественных промыслов и проблемы сувениров. - Советское декоративное искусство 77/78, М., 1980, с. 116-122.

13 В.А.Барадулин. Отхожий малярный промысел на Среднем Урале. -Сообщения Государственного Руского музея. Вып. 11. М., 1976.

14 С.Н.Смирнов. Элементы философского содержания понятия "система" как ступени развития познания и общественной практики. - В кн.: Системный анализ и научное знание. М., 1978, с. 60-81.

15 А.Б.салтыков. Самое близкое искусство. М., 1969; М.А.Некрасова. Канон в народном творчестве. - Декоративное искусство СССР. 1971, №5, с. 29-32; М.А.Некрасова. Традиции и проблемы индивидуального в народном искусстве. -Декоративное искусство СССР. 1974, №5, с. 15-16.

16 М.А.Некрасова. Искусство Палеха. М., 1966; М.А.Некрасова. Время и пространство в миниатюре Палеха. - Советское искусствознание 76. Вып. 1. М., 1976, с. 47-67.; М.А.Некрасова. Палехская миниатюра. Л., 1978.

17 В.М.Василенко. О содержании в русском крестьянском искусстве XVIII - XIX веков. - В кн.: Русское искусство XVIII - первой половины XIX века. Материалы и исследования. М., 1971.

18 А.С.Канцедикас. Искусство и ремесло (К вопросу о природе народного искусства), М., 1977, с. 22-24, 28-30.

19 В.М.Василенко. О содержании в русском крестьянском искусстве XVIII - XIX веков. - В кн.: Русское искусство XVIII - первой половины XIX века. Материалы и исследования. М., 1971.

20 Р.А.Алиханов, А.А.Иванов. Искусство Кубачи. Л., 1976, с. 60.

Заключение

 

Народное и декоративно - прикладное искусство России и Тывы являются неотъемлемой частью национальной своеобразной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа сохраняют, сохраняют историческую память.

В широком значении народное искусство (фольклор) - это создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта, в том числе и национальных традиций, бытующие в Тыве, поэзия (предания, сказки, эпос), музыка (песни, наигрыши, пьесы), театр (драма, театр кукол, сатирические пьесы), танец, архитектура, изобразительное и декоративно - прикладное искусство.

Мастера народного декоративно -прикладного искусства тывы создают свои произведения из разнообразных материалов. Наиболее распространены и особой уникальностью отличается художественная резьба по камню (агальматолит), войлочные ковровые изделия, вышивка национальным орнаментом, резьба по дереву, кожевенное дело, ковка, литьё гравирование, чеканка и др. и многими другими произведениями народного искусства в настояшее время пользуются в быту.

Народные мастера тывы, художники декоративно - прикладного искусства, в своём творчестве стремится показать наилучшим образом эстетические качества материалов: камня, дерева, металла, кожи, кости.

Декоративность в народном и декоративно - прикладном искусстве тывы является главным средством выражения своеобразной красоты, одновременно она является качественной особенностью произведений других видов этого искусства. Народное и профессиональное декоративно - прикладное творчество трактуются, как искусства, которые обслуживают нужды человека и одновременно удовлетворяющие его эстетические потребности, несущие красоту в жизнь.

Однако надо знать и о существенных различиях и особенностьях видами промысла и искусств. Народное промыслы тывы, как преображающая действительность, рассматривается современными искусствоведами как особый тип национального художественного творчества, отличительными признаки которого являются: коллективное начало и традиции, устойчивость тем и образов, универсальность языка, понятного не всем народам мира, а так же их общечеловечность духовных ценностей. Все эти особенности народных промыслов тывы определяют целостным восприятием мира.

Список литературы

1. Нормативно-законодательные документы.

2. Постоянная экспозиция Тувинского республиканского краеведческого музея имени 60-ти богатырей Алдан-Маадыр (г. Кызыл РТ) - 30 ед. хранения.

3. Постоянная экспозиция и тувинская коллекция Минусинского регионального краеведческого музея им. Мартьянова 70 ед. хранения.

4. Постоянная экспозиция Российского этнографического музея (г. Санкт-Петербург РФ) 90 ед. хранения.

5. Алексахин Н.Н. Художественные промыслы России. Учебное пособие. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2005. 176 с.

6. Андреев Е.Н, Кустарная промышленность в России. СПб.: б.и., 1882.

7. Адрианов А. В. Об орнаменте у сибирских инородцев // Труды Всероссийского съезда художников в Петрограде, декабрь 1911 — январь 1912 г. Пг., 1914. Т. I. С. 102 108.

8. Бадмаев А.А. Ремесла агинских бурят (к проблеме этнокультурных контактов). Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 1997. 160 с.

9. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие труды. М.: Сов. Художник, 1981. 352 с.

10. Бакушинский А. В.Искусство Палеха. M.-JL: Академия, 1934. 269 с.

11. Барабаш В.П. Развитие самодеятельного искусства в Красноярском крае в 1966-1985 гг. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.и.н. Абакан, 2003. 27 с.I

12. Бердяев Н.А. Судьба России. М.: Изд-во Советский писатель, 1990. 350 с.

13. Бетехтина Т.Г. К вопросу об определении понятия «кустарные промыслы» // Этносы и этнические процессы. Памяти Р.Ф. Итса. Сборник статей. — М: Наука, Изд. Фирма «Восточная литература», 1993. С. 321-328.

14. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. 544 с.

15. Богуславская И.Я. Русское народное искусство. Л.: Советский художник, 1968. 159 с.

16.

17. Боярченко О.И. Тува в коллекциях музея им. Н.М. Мартьянова // Мартьяновские краеведческие чтения (2003-2004). Сборник докладов и сообщений. Выпуск III. Минусинск, 2005.

18. Брокгауз З.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т. XVII. СПб., 1886. С. 122.

19. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. 412 с.

20. Будегечи Т. Художественное наследие тувинцев. М.: б.и., 1995. 153 с.

21. Вайнштейн, С.И. Историческая этнография тувинцев. Проблемы кочевого хозяйства. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1972. 276 с.

22. Вайнштейн С.И. Современное камнерезное искусство тувинцев // Советская этнография. 1954. № 3. С. 31-37.

23. Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы. М.: Наука, 1972. 222 с.

24. Дэвлет М.А. А.В. Адрианов (к 150-летию со дня рождения). Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. 68 с.

25. Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX начало XX вв. Труды института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1954. 838 с.

26. Иванов С.В.Орнамент народов Сибири как исторический источник. По материалам XIX-начала XX вв. Народы Сибири и Дальнего Востока. М.: Изд. АН СССР, 1963. 500 с.

27. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974, 328 с.

28.

29. Канцедикас А.С. Народные промыслы. М.: Знание, 1968. 47 с.

30. Канцедикас А.С. Искусство и ремесло (к вопросу о природе народного искусства). М.: Изобразительное искусство, 1977. 120 с.

31. Канцедикас А.С. Уроки народного искусства. М.: Знание, 1972. 48 с.

32. Канцедикас А.С. Пути и методы возрождения традиций искусства народных художественных промыслов // Возрождение традиций в искусстве народных художественных промыслов. М.: НИИХП, 1985. С. 3-21.

33. Кенин-Лопсан М.Б. Волшебник. Рассказ о народном камнерезе Монгуше Черзи. Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1976. 24 с.

34. Кенин-Лопсан М.Б. Традиционная культура тувинцев. Учебное пособие. Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2000. 230 с.

35. Кисель В. Камнерезное искусство Тувы // Ювелирное искусство и материальная культура. Тезисы докладов участников девятого и десятого коллоквиума (10-14 октября 2000 г. и 9-14 апреля 2001 г.). СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2002. С. 19-23.

36. Коган Л.Н. Народная культура в историческом развитии системы культуры // Изучение истории культуры как системы. Новосибирск: ИИФФ, 1983. 80 с.

 

37. Колкотин А. Кустарный вопрос в России. Опыт объективного исследования. СПб.: б.и., 1905.

38. Копылов Д.И Обрабатывающая промышленность Западной Сибири в XVIII первой половине XIX вв. Свердловск: Изд-во СГПИ, 1973. 264 с.

39. Костина А.В., Гудима Т.М. Культурная политика современной России: соотношение этнического и национального. М: Изд-во ЛКИ. 2007. 240 с.

40. Лужков Ю.М. Искусство, которое нельзя потерять // Этносфера. 2010. № 3(138). С. 2-6.

41. Луначарский А.В. Об изобразительном искусстве. М.: «Советский художник», 1967. Т. 2. 368 с.

42. Макаров К.А.Пластика тувинских камнерезов // Народные мастера. Традиции и школы. М.: Academia, 2006. С. 309-330.

43. Мамонтова Н.И. Закономерности развития народных ремесел и промыслов в России XVIII начала XX // Закономерности развития искусства народных художественных промыслов. М.: НИИХП, 1991. С. 3-70.

44. Мамонтова Н.Н. Художественные промыслы 1930-х гг. // Народные художественные промыслы РСФСР. История и современность. / Сб. науч. тр. / отв. ред. Н.В. Черкасова. М.: НИИХП, 1991. 178 с.

45. Муратов П.Д. Изобразительное искусство Томска. Новосибирск: Западно-сибирское книжное издательство, 1974. 79 с.

46. Мягков И.М. Искусство Танну-Тувы // Материалы по изучению Сибири. Т. 3. Томск: Биологический факультет Томского государственного университета, 1931. С. 295-307.

47. Народная культура в современных условиях. Учебное пособие. М: М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии, 2000. 219 с.

48. Народное искусство России в современной культуре XX-XXI век / авт.-сост., науч. ред. вступ. ст. М.А. Некрасова. М.: Коллекция, 2003. 254 с.

49. Народные художественные промыслы: теория и практика. М.: НИИХП, 1982. 168 с.

50. Народные художественные промыслы и современная культура. М.: НИИХП, 1980. 199 с.

51. Народные (художественные промыслы РСФСР. История и современность. М.: НИИХП, 1991. 179 с.

52. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: теория и практика. М.: Изобразительное искусство, 1983. 344 с.

53. Нескоров А.В. Тобольские изразцы как исторический источник // Русские старожилы. Материалы Ш-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (11-13 декабря 2000 г., г. Тобольск). Тобольск-Омск: ОмГУ. С. 400-403.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.