Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Периодизация




1. Раннее, итальянское Возрождение (14-15 вв.)

2. Позднее, высокое Возрождение (16 в.)

Общая характеристика. Наиболее характерная черта философии Возрождения – новый интерес к человеку, поэтому по праву она считается антропоцентричной. Философское учение о человеке получает название гуманизм. Неприятие схоластики пробуждает интерес к естествознанию, и в этот период происходит первая научная Коперниканская революция. Возрождаются идеи пантеизма, утверждается тождество Бога и мира. В сфере социальной философии выдвигаются новые политические идеи, создаются социалистические утопии. Осуществляется критика католической церкви. Развивается движение Реформации, закончившееся появлением протестантизма. В этике возрождаются идеи гедонизма, эпикуреизма, в конце эпохи Возрождения вновь появляется скептицизм. Основная причина новаций в области философии – развитие капитализма, появление активной, деятельной личности, развитие индивидуализма.

Духовное развитие общества в эпоху Возрождения происходит на основе обращения к идеям и идеалам античной культуры. Интерес к искусству, литературе, философии античности сопровождался огромной переводческой и исторической работой (собирались коллекции древних рукописей, античных произведений искусства и др.). Философия Возрождения – это глубокий синтез идей античности и средневекового теоцентризма.

 

Раннее, итальянское Возрождение (14-15 вв).

Гуманисты

Франческо Петрарка (1304-1374). Родоначальник гуманизма. Пропагандировал античную культуру, переводил и исследовал древние рукописи. Человек не есть «сосуд греха», а самое совершенное творение Бога. Отвергает схоластическую ученость.

Леон Альберти (1404-1472). Поэт, архитектор, живописец, музыкант, мыслитель. Утверждает активное, творческое начало в человеке.

Лоренцо Валла (1407-1457). В трактате «О наслаждении» возрождал традиции античного гедонизма и эпикуреизма.

Пико делла Мирандола (1463-1494). «Речь о достоинстве человека» стала блистательным документом эпохи Возрождения. В ней философ утверждал, что человек является хозяином своей судьбы, «кузнецом своего счастья». Ценность человека определяется не его происхождением, его делами и заслугами перед обществом. Достоинство человека заключено в свободе, он единственный из живых существ может стать тем, кем пожелает.

 

Натурфилософия эпохи Возрождения.

Николай Кузанский (1401-1464). В книге «Об ученом незнании» развивает идеи мистического пантеизма, растворенности природы в Боге. Утверждал бесконечность мироздания. «Мир имеет повсюду центр и нигде окружность. Ибо его окружность и центр есть Бог, который всюду и нигде». Отвергает учение о Земле как центре мира, утверждает, что Земля движется.

Леонардо да Винчи (1452-1519). Символическая фигура Возрождения. Гениальный художник, великий инженер, ученый, медик, непревзойденный изобретатель.Отвергал мистику и Каббалу. Утверждал, что главный учитель – опыт, природа – мастерская человека. Разум и интеллект – основание истины.

Бернардино Телезио. Объект исследования ученого – природа.

Николай Коперник (1473-1543). Создатель гелиоцентрической системы мира. «Об обращении небесных сфер» 1453 г. – его основной труд.

Джордано Бруно (1548-1600). Сторонник идей Коперника. Натуралистический пантеизм. Бог растворен в природе и ей тождественен. Вселенная бесконечна и в ней существует множество миров. Обвинен в колдовстве. Осужден инквизицией и сожжен. На суде он бросил в лицо судьям: «Вы с большим страхом произносите приговор, чем я его выслушиваю».

Теофраст фон Гогенгейм (Парацельс). (1493-1541). Гениальный врач, химик, философ. Послужил прототипом Фауста для Гете. Развивал идеи пантеизма. «Природа единый живой организм, одушевленная единой звездной, астральной душой». Человек есть микрокосм, во всем подобен природе. Презирал схоластическую ученость. «Исключительное чтение медицинских книг никого еще не сделало врачом».

Галилео Галилей (1546-1642). Завершает развитие натурфилософии эпохи Возрождения. Основоположник естествознания Нового времени. Заложил основы механики. Открыл закон падения тел. Экспериментально доказал, что различные по весу тела падают с одинаковой скоростью. Использовал подзорную трубу для исследования неба. Открыл пятна на Солнце. Возродил античный атомизм. Популяризатор и пропагандист учения Коперника. Книга Галилея «Диалог о двух системах мира: птолемеевской и коперниканской» (1632 г.) вызвала негодование церкви, которая еще в 1616 г. приговорила книгу Коперника к сожжению и запретила его учение. В 1633 г. состоялся суд над Галилеем, который под угрозой применения пыток публично отрекся от своих взглядов. Несмотря на это прогресс науки остановить уже было нельзя, а Галилео Галилей вошел в историю как основоположник экспериментального естествознания.

Социальная и политическая философия эпохи Возрождения.

Николо Макиавелли (1469-1527). Произведение «Государь» является памятником политической мысли Возрождения. Высказывал идею об автономии политики. Его концепцию можно назвать политическим реализмом.

Показывал противоречивую связь политики и морали, которые порой несовместимы. Идеальный государь – это лисица и лев в одном лице. Макиавелли сторонник мощного, централизованного национального государства. В политике нужно быть реалистом, т.е. учитывать эгоистическую природу человека, применять насилие, когда этого требуют интересы государства, быть готовым ко всему, проявлять терпение, применять хитрость, когда это необходимо.

Томас Мор (1478-1535). Автор книги «Утопия», где представлена критика уродливых черт эпохи первоначального накопления капитала. Излагается социалистический идеал общества, где нет частной собственности, и все трудятся совместно. Люди живут в одинаковых домах, носят одинаковую одежду и трудятся по 6 часов в день. На острове царит веротерпимость.

Из-за противодействия королю в делах веры Мор был обвинен в государственной измене и казнен.

Томмазо Кампанелла (1568-1639). Автор утопии «Город солнца». Неоднократно обвинялся в ереси. С оружием в руках сражался против испанского владычества в Италии. Арестован, провел в тюрьме 27 лет, из тюрьмы руководил восстанием. В его идеальном государстве нет частной собственности, люди работаю 4 часа, правителями являются ученые-жрецы, развита наука и инженерное искусство, царит культ Бога-Солнца. Жители города – солярии.

 

Позднее, высокое Возрождение 16 в.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.