Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антиномии чистого разума




Тезис Антитезис
1. Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. 1. Мир не имеет начала во времени и не ограничен в пространстве.  
2. Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей. 2. Ни одна вещь в мире не состоит из простых частей, вообще в мире нет ничего простого.  
3. Существует не только причинная необходимость, но и свобода. 3. В мире свободы нет.
4. Бог существует. 4. Бог не существует.

 

Когда мы мыслим мир как целое, размышляем о его вечности и конечности, мы впадаем в противоречие, так как мир в его вечности не может быть нам дан в опыте. Когда мы пытаемся ответить на вопрос о бессмертии души, мы также попадаем в сферу, невозможную в пределах нашего опыта, нас нет после смерти, и мы не можем утверждать или отрицать бессмертие души. Когда мы пытаемся мыслить Бога, объект трансцендентный, мы по тем же причинам впадаем в противоречие, и наши доказательства бытия Бога выглядят смешными.

По мнению Канта, появление антиномий свидетельствует о том, что разум всякий раз впадает в заблуждение, когда пытается перейти от упорядочивания понятий рассудка к познанию вещей в себе, находящихся за пределами всякого опыта. Мир идей и идеалов – это сфера метафизики, и как справедливо заключает Кант, опыт здесь бессилен.

Значение теории познания Канта исключительно велико. Несмотря на агностицизм Канта и его субъективный идеализм, он опередил время. Кант доказательно продемонстрировал конструктивную природу человеческого сознания. Он подчеркнул, в первую очередь, специфику теоретического (чистого) разума, способного конструировать идеальные объекты, которые являются неотъемлемыми элементами теоретического мышления. Намного позже, в середине 19 века возникнет неклассическая наука, которая явится как раз результатом развития конструктивной природы мышления.

Феноменологическая теория познания Канта станет одним из источников неокантианства и позитивизма, течений, осмысливающих познание и науку в 19 и 20 веках.

 

«Критика практического разума» (1788 ) посвящена этическим вопросам. Моральное сознание Кант называет практическим разумом, оно управляется сознанием долга, должного. Природа человека – двойственна: с одной стороны, человек есть тело, вещь и живет в мире необходимости, с другой стороны, человек свободен.

Категорический императив Канта (императив = повелительное наклонение глагола = безусловное требование = закон):

· Поступай согласно правилам, которые могли бы стать всеобщим законом.

· В поступках исходи из того, что человек наивысшая ценность, цель и никогда средство.

· Все поступки должны служить на благо обществу.

В сфере морали человек должен соблюдать категорический императив.

Но сфера морали автономна. Кант показал, что нравственный закон не выводим из религиозного опыта, и вера в Бога не является абсолютным основанием морали.

 

«Критика способности суждений» (179 0) посвящена эстетическим взглядам Канта. Способность суждений у Канта – это способность эстетических оценок. Основная категория способности суждения – категория прекрасного. Категория прекрасного относится к форме, к соразмерности предмета. Возвышенное – категория, связанная с безграничностью предмета. Прекрасное есть то, что с необходимостью нравится всем без всякого утилитарного интереса, т.е. это «незаинтересованное удовольствие».

Знаменитая цитата из Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительней мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

Социально-политические взгляды Канта выражены в «Трактате о вечном мире» (1795). Кант утверждал, что через антагонизм людей и государств человечество идет к формированию, свободного, гармоничного, морального человека и установлению вечного и всеобщего мира.

 

Иоганн Фихте (1762-1814). Представитель субъективного идеализма. Главное произведение – «Основы общего наукоучения» (1794).

Первой ступенью познания является самосознание («Я» полагает себя). «Я» ощущает. На второй ступени «Я» полагает «не-Я». «Я» созерцает и воображает. На третьей ступени противоположность «Я» и «не-Я» снимается. Делимому Я противополагается делимое «не-Я». «Я» использует разум и рассудок. «Не-Я» – это мир природы и культуры. Цель деятельности «Я» – реализация свободы. У Фихте идет речь не об индивидуальном «Я», а об абсолютном «Я», общечеловеческом «Я».

Фихте называет догматиками тех, кто исходит из независимого существования объекта (материалистов) и идеалистами тех, кто исходит из субъекта, объясняя познание. Для Фихте нет дуализма «вещи в себе» и «вещи для себя». «Вещь на меня действует – означает: я мыслю действующую на меня вещь». «Не-Я» существует не само по себе, субстанционально, а только в той степени, в какой воспринимается «Я», или подвергается воздействию «Я».

Этика, сфера практического разума, по Фихте есть сфера подлинной человеческой природы, так как здесь человек осуществляет целеполагание в соответствии с определенными идеалами, в соответствии с должным. «Я» есть самоцель, и человек должен всегда оставаться самим собой. Согласование неизменного разумного «Я» с миром чувственного, индивидуального «Я» называется культурой.

 

У Фихте в идее «субстанция как субъект» выражена мысль, что в культуре нет ничего, что было бы просто дано: все есть результат деятельности субъекта, перерабатывающего внешнюю данность объекта.

Особое место Фихте отводит искусству. Если наука развивает разум, мораль – сердце, то искусство развивает всего человека.

В социальной философии Фихте развивал концепцию о национальности как коллективной личности.

Значение Фихте в том, что он, как и Кант, раскрывал деятельную, активную природу сознания. Утверждал достоинство личности, свободу как атрибут человеческого духа и бесконечное творчество через борьбу и противоречия как смысл бытия человека.

 

Фридрих Шеллинг (1775-1854). Представитель объективного идеализма.

«Система трансцендентального идеализма» (1800). В своем творчестве Шеллинг прошел три этапа: натурфилософия, практическая философия и философия откровения. В натурфилософии Шеллинг исходил из тезиса об изначальном единстве материи и духа, их слитности в природе, об изначальном совпадении субъекта и объекта. Движение, развитие – универсальные свойства природы, покой – относителен. Развитие природы, – по Шеллингу, это бессознательные процесс рождения все более высоких форм организации, на основе бессознательной творческой активности вселенского разума, мировой души. Не наука, не философия, а именно искусство, в котором достигается совпадение бессознательной мировой воли с субъективностью художника, обнаруживается тождество объекта и субъекта, выражено подлинное единство бытия. Индивиды, сталкиваясь в своих интересах и целях, осуществляют необходимый ход человеческой истории, также ведомы абсолютной волей мировой души.

В практической философии главная проблема для Шеллинга – проблема свободы. Повсеместное установление правовых государств, стремящихся к объединению, и достижение на этой основе всеобщего мира. В этике главная проблема – преодоление отчужденности от Бога и установление с ним, имевшего когда-то место, единства.

Философия Шеллинга послужила источником для экзистенциализма Кьеркегора, основой для философии славянофилов в России.

 

Георг Гегель (1770-1831). Представитель объективного идеализма. Основные произведения: «Фе номенология духа» (1807); «Наука логики» (1812-1816); «Энциклопедия философских наук» (1817). Состоит из трех книг: «Логика, «Философия природы», «Философия духа». «Философия права» (1822).

Основным понятием гегелевской философии является абсолютная идея, мировой разум, абсолют – это объективное, безличное идеальное начало и основа мира, это субстанция. Абсолютная идея находится в постоянном развитии и деятельности. Деятельность идеи содержит цель – это истина. А истина не имеет конечной формы, поэтому развитие абсолютной идеи бесконечно. Идея внутренне диалектична, содержит внутри себя противоречие и средства его преодоления, синтеза противоположностей, их снятие. Таким образом, содержание деятельности идеи есть самопознание идеи. А самопознание совершается путем объективирования. Идея творит природу и человека в целях самопознания. Высшим актом самопознания идеи является философия. В своем развитии идея проходит несколько ступеней

· Первая ступень – это логика, непредметное чистое мышление, конструирующее из себя систему категорий. Здесь идея – «бытие в себе».

· Вторая ступень. Природа – внешняя материальная оболочка идеи. Это инобытие идеи – «бытие для другого». Природа несамостоятельна и не обладает развитием. Она лишь разворачивается в пространстве.

· Третья ступень. Дух – «бытие идеи в себе и для себя». Это уровень бытия человека и основных форм культуры – морали, права, искусства, религии и философии.

Принцип существования, развития, познания идеи – диалектика. Диалектика у Гегеля – это и онтология, и метод познания, и логика.

В «Логике» Гегель дает полную систему диалектический категорий, выстраивая их триадами. Тезис, антитезис, синтез. (Бытие, ничто, становление; качество, количество, мера; сущность, явление, действительность; возможность, действительность, необходимость и др).

В идеалистической онтологии Гегеля была высказана фундаментальная идея, которая стала стержнем развития всего естествознания 19 века – идея развития. Главная заслуга Гегеля состояла в том, что он показал системный характер теоретического, научного знания. Определив метод познания как восхождение сознания от абстрактного объекта к конкретному, Гегель справедливо показал, что самое богатое содержание имеет конкретный объект. Поэтому движение к истине – путь долгий, имеющий множество опосредствующих звеньев и ступеней, путь через устранение диалектических противоречий на пути синтеза. Сам путь системен и системен результат – теория, выражающая объективную истину, она есть строгая система понятий и законов.

Гегель создал новую парадигму познания – теорию развития, диалектику, диалектическую логику. Он показал, что сущность объекта, постигаемая в познании, не дана сразу. Только изучая объект через противоположные характеристики качества и количества, формы и содержания, части и целого, необходимости и случайности, причины и следствия, свободы и необходимости, возможности и действительности, мы можем познать объект как живое конкретное целое. Открыв диалектические законы перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания, Гегель завершил построение теории диалектики.

Стремясь осуществить большой синтез, Гегель попытался создать универсальную классификацию наук.

 

Разделы знания Составные части разделов Объект знания
Логика Учение о бытии Учение о сущности Учение о понятии Абсолютная идея
Философия природы Механика (понятия пространства, времени, материи, движения). Физика (понятия теплоты, звука, стихии). Органическая физика (геологическая природа, растительная природа, организмы). Природа
Философия духа Субъективный дух (антропология, феноменология, психология). Объективный дух (право, мораль, нравственность). Абсолютный дух (искусство, религия, философия). Дух

 

 

Несмотря на формальный характер этой классификации Гегеля, она оказала влияние на понимание процесса дифференциации научного знания в 19 веке. В ней содержалась попытка показать единство естествознания и наук о духе. Именно эта проблема будет остро обсуждаться в конце 19 века. Здесь присутствует системный взгляд на классификацию естественных наук, что будет развито и продолжено в рамках марксизма и позитивизма. Логика, в лучших традициях классической философии, рассматривается как важнейшая часть научного знания.

После Гегеля любой объект исследования представал как развивающийся. Главные теории в науке 19 века – это эволюционные концепции – в биологии, эмбриологии, антропологии, геологии, обществознании, психологии, философии. Но Гегель опередил все эти новации на 50 лет.

 

Гегель говорил: «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия – критерий заблуждения». «Противоречие есть критерий всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в самом себе, противоречие оно движется, обладает импульсом и деятельностью».

Интересным является философия истории Гегеля. Он полагал, что история есть проявление «мирового духа», поэтому она не может рассматриваться как набор случайных событий. В истории есть внутренняя закономерность. Цель мировой истории, мирового духа – свобода. Освоение и осознание свободы – есть содержание мировой истории. В соответствии с этим Гегель выделял 4 периода всемирной истории.

· Восточный мир (Китай, Индия, Египет). Все рабы. Правитель деспот.

· Греческий мир. Некоторые свободны

· Римский мир. Некоторые свободны.

· Германский мир. Все свободны.

Гегель подчеркивал, что история процесс противоречивый, он идет через противоречия и отчуждение, когда созданные человеком предметы, организации и институты начинают жить самостоятельной жизнью, порабощая своих создателей, людей.

Идеалом государства для Гегеля является конституционная монархия, основанная на разделении властей. Он отвергает идею демократии (народного суверенитета) и либерализма (с предпочтением прав и свобод личности над государством).

В целом философия Гегеля является венцом всей предшествующей европейской философии. Концом классической рационалистической философии. Основным преемником идей немецкой классической философии стал марксизм.

Людвиг Фейербах (1804 –1872). Представитель материализма, классик атеизма. Его философию называют антропологическим материализмом. Основные произведения «К критике философии Гегеля» (1839), «Сущность христианства» (1841).

Начал Фейербах с критики гегелевского принципа тождества бытия и мышления. Фейербах показал, что чистого мышления, независимого от человека, нигде и никогда не было. Сознание, мышление и сам человек есть порождение природы. Природа – субстанция. Пространство, время, движение ее атрибуты.

Затем Фейербах осуществил критику религии. Религия – это плод невежества и страха. Источник религии – зависимость человека от внешних сил и внешних обстоятельств. Религия создается на основе отчуждения человеческой сущности и превращение ее в Бога. Божество – это человек, только абстрактный, очищенный от всего плохого, доведенный до предельного совершенства. «Самое чувствительное, самое больное чувство конечности для человека есть чувство или сознание, что он когда-нибудь и в самом деле кончится, что он умрет. Если бы человек не умирал, если бы он жил вечно, если бы, таким образом, не было смерти, то не было бы и религии»

Задача философии преодолеть отчуждение, создать систему веры, придающей силы человеку. Любовь к ближнему, добро, справедливость, дружба – вот идеалы, которые должны поддерживать человеческое существование. «Человек человеку Бог».

В 40-х, 50-х годах Фейербах был очень популярен. Его значение состоит в том, что он первый попытался сделать шаг вперед после Гегеля. Несмотря на оригинальность концепции, Фейербах не смог превзойти Гегеля, поскольку не использовал его главного достижения – диалектики. В силу этого его антропология была ограниченной и оставалась на уровне идей Гуманизма и Просвещения 18 века. Значительное влияние Фейербах оказал на марксизм и русскую философию.

 

7.2. Марксизм

 

Марксистская философия появилась в 40-х годах 19 в. Ее основоположниками были немецкие мыслители К. Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). Наиболее яркие представители марксизма: Август Бебель, Карл Каутский в Германии; Поль Лафарг во Франции; Антонио Лабриола, Антонио Грамши в Италии; Георгий Плеханов, Владимир Ленин в России.

Теоретическими источниками марксизма являются: немецкая классическая философия (особенно диалектика Гегеля и материализм Фейербаха), английская политическая экономия (А. Смит и Д. Риккардо), французский и английский утопический социализм (Ш. Фурье, А. Сен-Симон, Р. Оуэн).

Вопросу преемственности посвящена известная работа Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886). Высоко оценивая материалистическую философию Фейербаха, Энгельс показывает недостатки Фейербаха. 1) Непонимание важности диалектики, принципа развития для построения теории материи. 2) Непонимание материалистического характера развития общества и истории. 3) Созерцательный характер материализма, непонимание необходимости революционной практики преобразования действительности.

 

В силу ряда социально-экономических и политических причин основное внимание в начале своей деятельности Маркс и Энгельс уделяли вопросам борьбы рабочего класса за свои права. В 1848 г. в «Манифесте коммунистической партии» программном документе «Союза коммунистов» было изложена коммунистическая идея, коммунистическое мировоззрение.

Основой коммунистического мировоззрения являлась марксистская философия, включающая три теории: диалектический материализм, исторический материализм и научный атеизм.

Диалектический материализм.

Основной вопрос философии, две его стороны: вопрос об отношении материи и сознания, материального и идеального, материального и духовного, и вопрос о познаваемости мира. Материалисты утверждают, что материя первична, а сознание вторично. Мир познаваем.

Модель мира в рамках марксизма опиралась на принцип материального единства мира. Как писал Энгельс: «Действительное единство мира состоит в его материальности, а эта последняя доказывается не парой фокуснических фраз, а длинным и трудным развитием философии и естествознания».

Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (Ленин).

Материя понималась как вещественная субстанция (причина самой себя, несотворимая, неуничтожимая, бесконечная, вечная, состоящая из атомов), обладающая атрибутами – развития, движения, пространства, времени. Материя первична по отношению к идеальному. Признавалось качественно-структурное разнообразие материи. Энгельс выделял следующие формы движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная, несводимые друг к другу, но возникающие последовательно одна из другой.

Фундаментальным атрибутом материи признавалось развитие. Учение о развитии называется диалектикой. Диалектика включала три закона развития: закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания. Конкретизация закона единства и борьбы противоположностей осуществлялась через пары категорий: сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, причина и следствие, возможность и действительность, необходимость и свобода, общее и единичное.

Сознание рассматривалась как высшая форма психического отражения, как функция мозга. Подчеркивался общественный характер сознания, его детерминированность общением, речью, трудовой деятельностью. Подчеркивался активный характер сознания на основе опережающего, конструктивного отражения.

С самого начала формирования теории диалектического материализма Ф. Энгельс, которому принадлежат основные работы в этой области, провозгласил необходимость союза естествознания и философии. Энгельс стремился интерпретировать все крупнейшие достижения науки в рамках материалистической диалектики. Как писал Энгельс: «… в природе сквозь хаос бесчисленных изменений прокладывают себе путь те же диалектические законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейся случайностью событий… Для меня дело могло идти не о том, чтобы внести диалектические законы в природу извне, а о том, чтобы отыскать их в ней и вывести их из нее».

Энгельс подвергал жесткой критике любые попытки идеалистической интерпретации открытий в области естествознания. Наиболее важными работами Ф. Энгельса были: «Анти-Дюринг» (1876-1878), «Диалектика природы» (создавалась 1878-1883, 1885-1889, издана после смерти), «Роль труда в превращении обезьяны в человека» (1876), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884).

Энгельс подверг критике теорию тепловой смерти вселенной, которая являлась, как он писал, абсолютизацией и неоправданной экстраполяцией второго закона термодинамики на всю Вселенную. В работе «Диалектика природы» Энгельс показывает, опираясь на историю естествознания, что развитие науки всегда шло в союзе с философией, и философской основой науки выступали материализм и диалектика. Энгельс подчеркивал исключительное значение для теории диалектики таких открытий в области естествознания, как закон сохранения и превращения энергии, клеточная теория и теория эволюции Дарвина.

Ф. Энгельс так же решал проблему классификации научного знания, опираясь на понятие «формы движения материи». Так, Энгельс выделял науки о неживой природе, науки о живой природе, исторические науки; науки, изучающие человеческое мышление, – формальную логику и диалектику.

В марксистской теории познания в качестве научных методов признаются как эмпирические методы исследования, так и теоретические. Познание рассматривается как процесс отражения. В отличие от позитивизма, в рамках которого роль теории в научном познании оценивается невысоко, теория рассматривается чисто инструментально, подчеркивается, что теория и законы науки не содержат объективной истины, марксизм подчеркивает, что научное знание отражает и содержит объективную истину, но не в абсолютном, а в относительном виде. Марксизм, говоря образно, придерживается лозунга: «нет ничего практичнее хорошей теории». Критерием истины признавалась общественно-историческая практика, поэтому упреки в адрес марксизма в его излишней спекулятивности безосновательны.

Важнейшим произведением марксистской философии является работа В. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (1909 г). В этом произведении дано классическое определение понятия «Материя». «Философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». В этом же произведении Ленин подчеркивает неисчерпаемость материи и ее системный характер. «Электрон также неисчерпаем как атом». Важнейшим атрибутом материи Ленин называет отражение. «Логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения…».

Исторический материализм

Несомненным достижением марксизма было создание научного обществознания. Основные произведения К. Маркса: «К критике политической экономии» (1859), «Капитал» (1857-1883) в трех томах и указанные ранее работы Ф. Энгельса.

В рамках теории исторического материализма сформулированы объективные законы общественного развития:

  • Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Если производственные отношения становятся тормозом общественного развития, наступает революция, которая приводит к установлению новых производственных отношений. Происходит смена общественно-экономической формации.
  • Закон о том, что базис определяет надстройку;
  • Закон о том, что общественное бытие определяет общественное сознание.

Вводились фундаментальные понятия, позволяющие анализировать историческое развитие общества, в частности понятие «общественно-экономическая формация» (первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая формации); понятие «класс», понятие «социальная революция», понятие «государство». Развивалась идея об азиатском способе производства. Давалась иная трактовка известных социальных феноменов – религии, права, морали, искусства и др.

В рамках марксизма признавалась несовместимость научного и религиозного типов мировоззрения, утверждался научный атеизм. Формирование научного, атеистического мировоззрения рассматривалась как задача, стоящая перед обществом, государством и человеком.

В определенном смысле, марксизм опередил время, задал новые стандарты научности. Маркс впервые сказал о необходимости научного познания будущего, о важности научного прогнозирования и научного моделирования будущего. В «Тезисах о Фейербахе» К Маркса (1845) было сказано: «Философы до сих пор лишь различным образом объясняли мир, дело же состоит в том, чтобы его изменить».

По Марксу, на основе революционной практики человек способен создать новый мир с такими свойствами, которые будут отвечать критериям разума, свободы, совершенства, – мир без эксплуатации, насилия, с высоким статусом человека, где человек из придатка машины, вещи, одномерного экономического человека, машины для зарабатывания денег превратится в разносторонне развитого человека, человека свободного творческого труда. Преодолев все виды отчуждения (расовые, национальные, половые, экономические, государственно-правовые, культурные), человек сможет создать мир человеческой солидарности, взаимопомощи и совместного созидания.

 

7.3. Позитивизм

  • Первый позитивизм (30-90 гг. 19в).
  • Эмпириокритицизм (рубеж 19-20 вв.)
  • Логический позитивизм (1925-1955)
  • Постпозитивизм (1960-1980)

· Первый позитивизм

(30-е – 90-е годы 19 века)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.