Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гуманисты




Эразм Роттердамский (1469-1536) из Голландии. Литератор, переводчик, философ. В известной книге «Похвала глупости» высмеивает невежественное духовенство и пустую схоластику. Его произведения – образец философского скептицизма, переходящего в едкий сарказм. Утверждает право человека на свободу. Сделал новый перевод Библии на латынь, сопроводив его обширными комментариями.

Мишель Монтень (1533-1592). Известный французский гуманист. В книге «Опыты» в афористической форме делает остроумные выводы и обобщения. Подводя итог эпохе Возрождения, он уже с некоторой иронией относится к человеку как венцу творения, отстаивая, тем не менее, право человека на земные радости и индивидуальность.

Реформация явилась результатом кризиса католической церкви, затронувшего все стороны религиозной жизни: систему догматов веры, культ, структуру церкви, философские основы веры. Лидеры реформационного движения: Мартин Лютер в Германии, Ульрих Цвингли в Швейцарии и Жан Кальвин во Франции.

Они говорили об упрощении культа, о независимости от папы, об очищении церкви от скверны богатства и распутства. Поддержанная широкими народными массами, реформация закончилась рождением новой ветви христианства – протестантизма. Количество таинств было сокращено до двух, резко уменьшено число церковных праздников, все убранство церквей было выброшено. Изменился институт исповеди и институт священников. Теперь любой верующий имел право толковать Библию. Священник избирался членами общины. Верующий получил больше свободы, но и ответственность его возросла. Не только пожертвования в пользу церкви, но любая деятельность на благо общества и семьи признавалась богоугодным делом, если она соответствовала идеалам бережливости и честности.

 

 

5.Философия Нового времени (17 в.)

 

Новое время как историческая эпоха рассматривается с 40-х годов 17 века, с английской буржуазной революции. В Европе в этот период бурно развивается капитализм, мануфактура окончательно вытесняет ремесло, растет торговля, развиваются университеты, появляются Академии. Исследования Коперника, Галилея получают завершение в работах Исаака Ньютона(1642-1727), создателя первой научной теории – классической механики и закона всемирного тяготения. В его «Математических началах натуральной философии» (1687) изложены основания механистической картины мира. Усилиями Ньютона, Декарта и Лейбница создано дифференциальное исчисление, аналитическая геометрия в математике. Значительных успехов добивается химии (Р.Бойль). В физике блестящие экспериментаторы и теоретики – Б. Паскаль, Гюйгенс. Гарвей – в медицине. Философия начинает ориентироваться на науку. Научное познание становится предметом исследования философов. Философы формулируют два универсальных научных метода, которые дают основание для формирования двух направлений в философии – эмпиризма и рационализма.

Эмпиризм – от греч. «опыт» – течение в философии, представители которого считают источником знаний и критерием его истинности опыт, наблюдение, эксперимент. «Нет ничего в разуме, чего не было бы сначала в чувствах».

Сенсуализм – учение в философии, в котором главную роль в процессе познания отводится активной деятельности чувств человека, в первую очередь ощущениям.

Рационализмот лат. «разум» – течение в философии, представители которого считают, что разум есть источник и критерий истины.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Родоначальник эмпиризма. Лорд- канцлер Англии. Получил титул барона Веруламского, затем виконта Сент-Олбанского. Основной труд – «Новый органон». Рассматривает науку в качестве важнейшей силы социального прогресса. «Мы столько можем, сколько знаем», – говорил Бэкон. Познавательным способностям человека Бэкон ставил в соответствие науки. На памяти основана история. На воображении – поэзия, литература, искусство. На разуме – философия и естествознание. Бэкон обнаруживает универсальный метод познания – индукцию. Восхождение от опытных, единичных фактов к обобщению – путь экспериментальной науки и научной философии, которые должна отказаться от схоластики. В основе научного познания – наблюдение, анализ, синтез, сравнение и эксперимент. Препятствиями на этом пути являются «идолы», «призраки», от которых следует избавиться. 1) «Призраки рода», являются следствием несовершенства органов чувств. 2) «Призраки пещеры» – субъективность в истине, которую мы допускаем. 3) «Призраки рынка» – расхожие мнения, общепринятые истины, предрассудки, которые разделяет большинство. 4) «Призраки театра» – слепая вера в авторитет.

«Насколько же превосходно будет служить на пользу дела указание необходимости создания упомянутого искусства (что я теперь и делаю), посредством которого, если оно однажды будет создано, известные истины будут приведены в такое незыблемо прочное состояние, что их не смогут поколебать никакие новаторы, а в философии в такой же мере будут искоренены секты, в какой они отсутствуют в геометрии; ведь мы не видим, чтобы одни были евклидовцами,; другие - архимедовцами, а третьи - аполлониевцами, поскольку Архимед, как и Аполлоний, ставил своей целью не ниспровергать принципы (elienta) предшественников, а обогащать их. Тем; не менее за великими талантами их заслуги сохранятся невредимыми и незатронутыми, а слава, если и.станет более скромной, зато будет более справедливой и долговечной, и не нужно будет им, как теперь, бояться, не применят ли паче чаяния к ним самим когда-нибудь другие те же методы, с помощью которых они собирались сбросить с подмостков своих предшественников. И в то время как новаторы обычно лишь скупо упоминают других, так что создается впечатление, что только они одни являются мудрыми, я, напротив, предложил бы, чтобы, когда общими усилиями будут установлены принципы философии (Elienta Philosophia) и других известных человеку наук, сумму которых выявит искусство, начала которого мы здесь"; излагаем, ко всякой сколько-нибудь значительной идее ^ были присоединены имена тех, кто ее впервые открыл, доказал и наиболее удачно разъяснил. Ибо, если полагается верить тому, что в своем месте будет показано, такие принципы не меньше, чем "Начала" Евклида, станут| достоянием потомков и будут увековечены, потому что мужам столь достойным не могут быть воздвигнуты памятники более прочные и прекрасные. Такое положение вещей будет стимулировать соревнование будущих людей, и любые самые превосходные дарования тоже захотят обессмертить свои имена, поставив их благодаря своим выдающимся открытиям рядом с прославленнейшими изображениями предков, а что-то вроде благочестия будет в каждую эпоху заботиться о том, чтобы эти сокровища рода человеческого, если и менее обильные, то во всяком случае неприкосновенные и не засоренные ничем пустячным, передавались следующему поколению и потомкам.

И в то время как некоторые требовали, чтобы им поверили, что они одни только способны довести до конца то, что они предлагали, и, пользуясь тем аргументом, что города, построенные единым усилием, выглядят привлекательнее, чем те, которые строились в течение долгого времени, пытались убеждать людей, что старое здание наук должно быть разрушено вместе с полным уничтожением - как они сами говорили - всех предрассудков и, начиная с самых оснований, воздвигнуто новое5.

а что касается более узкого познания природы, то здесь необходимо признать, что изобретательность современников в постановке экспериментов и в покорении природы с помощью машин математиков должна быть поставлена значительно выше умозрений о природе у схоластиков, чего я не могу отрицать, если не желаю сам осудить своих бесконечных ночных бдений, отданных математическим и физическим занятиям; так что если, согласно молве, китайцы говорят, что только они одни видят обоими глазами, европейцы же одноглазы, а остальные народы слепы, то, по моему мнению, несколько иначе поворачивая сказанное, можно было бы утверждать, что схоластики в специальной физике были слепы, современники одноглазы,

Однако, как во всяком деле любая неумеренность наносит вред, так и в случае пристрастия к опытам. Ибо, не говоря уже о том, что предающиеся им часто склонны испытывать презрительное отношение к занятиям политическим, а также к изучению исторических наук и древности и что они нередко разделяют мнения, опасные для самой веры (о чем мы вскоре будем говорить), я хотел бы, чтобы выдающиеся мужи подумали, насколько мало делается и может быть сделано в будущем с помощью одного лишь эмпирического метода, если продолжается простое накопление кучи наблюдений и из них не выводятся никакие заключения. Ибо если исследование природы направляется прежде всего на признание славы Творца в удивительной красоте вещей и в достойных своего изобретателя машинах, а затем на сохранение здоровья и умножение удобств человеческой жизни, то следует признать, что не познается эта гармония вещей и не раскрываются причины сокровенных действий природы, покуда имеется лишь беспорядочный хаос разрозненных фактов; и не представляют большой ценности труды в медицине и механических искусствах, если мы гоняемся лишь за чем-то несущественным и неплодотворным или же всегда оказываемся в порочном кругу, нагромождая опыты только для того, чтобы доказать либо само по себе,, истинное, либо доказуемое априори из определенных оснований, либо ранее достаточно доказанное. При этом я вспоминаю, как прославленные мужи открыто заявляли, что они не желают ставить опыты, которые имели бы применение в технических искусствах, и как некоторые из всего своего опыта многоплановой и прекрасно поставленной работы выводят одно только то заключение, что в любом случае явления природы должны быть объяснимы механически, т. е. посредством величины, фигуры и движения. Я думаю, такое решение когда-то могло требовать доказательства, но сейчас математический»

 

Бэкон автор технократической утопии «Новая Атлантида». Во главе государства – Дом Соломона – научно-техническое сообщество. Наука на острове Бенсалем регулирует размеры животных, обеспечивает изобилие, удлиняет человеческую жизнь. Бэкон предвосхищает такие изобретения как телефон, подводную лодку, вечный двигатель и прибор для получения новых мыслей. Все на острове заняты добыванием знания. Поскольку именно знание рассматривается как главная ценность.

Рене Декарт (1596-1650). Французский мыслитель, создатель аналитической геометрии, занимался вопросами механики, оптики, физиологии (исследовал рефлекторную дугу). Главное философское произведение – «Рассуждение о методе». В качестве универсального метода научного исследования предлагает дедуктивный метод, который оправдал и зарекомендовал себя в математике. Исходное положение должно быть очевидным, истинным, далее по законом логики, не пропуская промежуточных шагов, необходимым образом выводится следствие.

Декарт даже философию пытался построить дедуктивным методом, и в качестве исходной посылки он берет тезис: «Я мыслю = Я существую». «Мыслю, следовательно, существую». Его философская система выражает позицию субъективного идеализма. Декарт утверждает существования двух независимых друг от друга субстанций – мыслящей и протяженной. Соединены и связаны они только в Боге. Он дуалист. Ему принадлежит учение о врожденных идеях, к которым он относит идею Бога. В Вопросах веры он деист: «установив законы природы, Бог предоставил ей возможность следовать естественному ходу событий».

Декарт также автор космологической гипотезы об образовании вселенной из вихреобразного, центробежного движения частиц.

Томас Гоббс (1588- 1679). Родоначальник материализма Нового времени. Англичанин. Основные произведения. Трилогия «Основы философии»: «О теле», «О человеке», «О гражданине». Произведение на социально-политическую тематику: «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651). Цель науки – в увеличении власти человека над природой. Считал, что научное познание общества не менее важно, чем познание природы. Он создатель концепции механистического материализма. Материя есть совокупность протяженных тел. Она не создается и не уничтожается. Движение присуще материи, никакой перводвигатель не нужен. Человеческий организм – совокупность корпускул, двигающихся по законам механики. Душевная жизнь человека есть взаимодействие разума и воли. Религия – чисто социальное явление, ее источник – страх перед силами природы.

По Гоббсу, есть науки дедуктивные, построенные на демонстрации доказательств. К ним относятся: геометрия, политика, эстетика. Предметы этих наук являются результатами человеческой деятельности, и причины их доступны демонстративному познанию. Но есть науки, имеющие своими объектами явления природы, не зависящие от воли людей. Здесь познание идет не от причин к следствиям, а, наоборот, – от следствий к причинам. Поэтому естествознание опирается на индуктивный метод познания. Гоббс пытается соединить эмпиризм и рационализм. Он утверждает, что опытное познание ограничено. «…Ощущение и память дают лишь знание факта… наука же является знанием связей и зависимостей фактов между собой».

Гоббс заложил основы теории «общественного договора» и теории «естественного права». В догосударственном состоянии люди находились в постоянной войне друг против друга: «человек человеку волк». И только в государстве через ограничение индивидуальной абсолютной свободы устанавливается мир и становится возможной нравственность. Политический идеал Гоббса – абсолютная монархия. Власть в государстве должна быть суверенной, единой и абсолютной.

Гоббсу принадлежит известное рассуждение: «если бы истина, что три угла треугольника равны двум углам квадрата, противоречила бы чьему-то праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью… учение геометрии было бы если не оспариваемо, то вытеснено сожжением всех книг по геометрии».

Бенедикт Спиноза (1632- 1677) из Амстердама. Горячий сторонник учения Декарта. Рационалист. Егоглавный труд «Этика» по форме построен как геометрия. С помощью аксиом и определений формулируются теоремы по основным философским вопросам. Но Спиноза отказывается от дуализма, находя эту концепцию противоречивой. Он монист, признает существование только одной субстанции. В субстанции сущность и существование совпадают, т.е. субстанция для того, чтобы существовать больше ни в чем не нуждается, она является причиной самой себя. Главные свойства субстанции – вечность во времени и бесконечность в пространстве. Природа, по Спинозе, является субстанцией. В средневековой философии субстанцией признавался только Бог. Субстанция обладает бесконечным множеством сущностных свойств, атрибутов. Человек познает субстанцию через два атрибута – протяженность и мышление. Субстанция проявляет себя через отдельные предметы и явления, которые он называл модусами. Они существуют не сами по себе, а только в системе отношений друг к другу и к субстанции. Субстанция и атрибуты – производящая природа. Модусы – природа производная.

Учение Спинозы о субстанции выражает пантеизм. Человек самый сложный модус субстанции. Спиноза возражает против существования врожденных идей и категорически отрицает свободу воли человека. Среди методов познания отдает предпочтение – интеллектуальной интуиции, с помощью которой постигается сущность вещи, с помощью опыта, эмпирически познаются только модусы. «Свобода есть познанная необходимость», – утверждал Спиноза. Спиноза касался и религиозного вопроса, выступая против суеверий с позиций рациональной веры. Отрицал боговдохновленность Ветхого завета, но атеистом не был.

Готфрид Лейбниц (1646-1716). Немецкий математик, философ, идеалист. Главные произведения – «Теодицея» и «Монадология». Рационалист. Исходное понятие его философии – монада. Монада – это простая, неделимая субстанция, обладающая духовной природой, не телесной, как атомы. Возникают монады из непрерывного излучения божества, и исчезнуть не могут. Виды монад. 1) Монады, образующие предметы неживой природы. Обладают пассивной способностью восприятия. 2) Монады, составляющие растительный и животный мир. Обладают ощущениями и представлениями. 3)Монады, определяющие природу человека. Они наделены сознанием, являются духами.4) Бог – первичная монада. В теории познания он выделял «истины факта» и «истины разума». Вторые ставил выше первых. «Истины факта» не выводятся дедуктивным путем, являются эмпирическими и случайными. «Истины разума» обладают всеобщностью и необходимостью. Представляют собой развертывание и развитие врожденных идей, которые сначала существуют в интеллекте в зародышевом, свернутом состоянии. В «Теодицее» Лейбниц говорил, что наш мир лучший из всех логически возможных миров. Зло в мире происходит не от Бога. Зло – необходимый элемент мировой гармонии.

Джон Локк (1632-1704). Английский философ. Главное произведение – «Опыт о человеческом разуме». Сенсуалист. Противник концепции врожденных идей. Человеческий разум при рождении – чистая доска. «Нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в ощущениях».

Локк сторонник концепции первичных и вторичных качеств. Первичные качества – плотность, протяженность, форма, движение. Им соответствуют простые идеи. Вторичные качества – цвет, звук, запах, вкус, тепло, холод, боль. Вторичные качества выражают различные состояния субъекта. Комбинация простых идей представляет собой механизм познавательного процесса. 1)Человек может суммировать простые идеи. 2)Простые идеи можно сравнивать между собой. Так появляются идеи «причина», «различие», «тождество».3) Идеи можно обобщать. Локк выделяет три уровня познания: чувственное познание; интуитивное; демонстративное.

В этике Локк – утилитарист

Утилитаризм – это этическая концепция, согласно которой высшим критерием благо является полезность, польза.

В политической философии Локк сторонник концепции естественного права и теории общественного договора. В догосударственном состоянии люди жили мирно, это было царство равенства и свободы. К основным неотчуждаемым правам человека он относит: право на жизнь, право на свободу и право на собственность, приобретенную своим трудом. Противник абсолютной монархии. Сторонник конституционной монархии. Выдвинул идею разделения властей. Ставил вопрос о возможности сопротивления правителю, если тот злоупотреблял властью. Таким образом, Локк был одним из основателей английского либерализма и родоначальником английского Просвещения. Его чаще всего называют первым просветителем.

6.Философия эпохи Просвещения (18 в.)

 

6.1. Английское Просвещение. В целом, продолжало традиции Джона Локка.

Джон Толанд (1670-1722). Английский материалист. Критик религии. Его книга «Христианство без тайн» (1696) повествовала о том, что Библия написана людьми, что нет бессмертия души, нет никакого загробного воздаяния. Она была предана сожжению. Утверждал, что материя вечна и неуничтожима, Вселенная бесконечна, движение является атрибутом материи. Мышление рассматривал как физическое движение мозгового вещества. Его произведение «Письма к Серене» (1704) Оказало сильное влияние на Вольтера, Дидро, Гольбаха и Гельвеция.

Давид Гартли (1704-1757). «Наблюдения над человеком, его организацией, его обязанностями и его надеждами» (1749). Выражает позицию материализма. Утверждает принцип механической причинности в психике. Отстаивает концепцию ассоциативных идей как основы мышления, чувственности и воли.

Джозеф Пристли (1733-1804). Материалист. Считал, что сознание, дух – свойства материи.Крупный ученый. Член трех Академий. Открыл кислород, занимался проблемами оптики и электричества. Деист. Высказывал поддержку Северной Америке в борьбе с Англией. Из-за преследований в 1794 г. эмигрировал в США.

 

6.2. Французское Просвещение. В связи с тем, что развитие капитализма во Франции было более медленным, чем в Англии, просветители ставили и решали те вопросы, которые в Англии уже были решены, – устранение абсолютизма; обеспечение политической свободы, гражданских свобод; преодоление всевластия католической церкви, развитие науки. Просветители считали, что главная причина человеческих несчастий, социальных бедствий – невежество. Они выдвигали идею – просвещенных правителей, полагая, что это необходимое и достаточное условие прогрессивных изменений общества. Их объединяла вера в мощь человеческого разума. «Имей мужество жить собственным умом». (Кант). Они полагали, что свет науки и культуры приблизит будущие изменения, которые приведут человечество к свободе и счастью.

Непосредственными предшественниками французских просветителей были критики религии и церкви – Пьер Бейль (1647- 1706) и Жан Мелье (1664-1729). В «Историческом и критическом словаре» (1697) Бейль открыто утверждает право человека на свободный выбор веры, включая атеистическую веру, он говорит о необходимости принципа веротерпимости на государственном уровне. Более того, Бейль утверждает тезис о том, что человеческие поступки подчинены воле, а воля – нравственности. Бейль показывает, что античные атеисты, хотя и не были христианами, были, тем не менее, людьми нравственными. Философ утверждал, что общество атеистов может выполнять свои гражданские и моральные обязанности не хуже, чем общество верующих.

Попытки построить религию, основанную на разуме, приводят ряд просветителей к утверждению атеизма. Так, Мелье в своем «Завещании» разоблачает социальную роль церкви как жестокого эксплуататора и обманщика. Апеллируя к средневековой теории «о трех великих обманщиках», Мелье утверждает, что христианство построено на сознательном обмане народа. Анализируя содержание многих библейских мифов, Мелье показывает их родство с мифами язычников. Единственный выход Мелье видит в вере без церкви, в вере, основанной на разуме – в атеизме.

У истоков французского просвещения стояло первое поколение просветителей: Монтескье и Вольтер.

Шарль Монтескье (1689-1755). Дворянин, барон, получил духовное, а затем юридическое образование. В 1721 г. опубликовал анонимно «Персидские письма», которые пользовался популярностью. Критикует деспотизм, католическую церковь. Книга была запрещена католической церковью. В вопросах веры был деистом.

Деизм – философское учение, согласно которому Бог создал мир и законы природы, после чего никаким образом не влияет на свое творение.

В книге «Дух законов» (1748) выдвигает идею создания законов, основанных на разуме и соответствующих «человеческой природе». Выдвигает концепцию географического детерминизма, согласно которой, внутренние законы государств соответствуют духу народа, их менталитету, который определяется географической средой – климатом и ландшафтом. Монтескье сторонник идеи разделения властей. Высшей ценностью и целью для человека и общества считал свободу. «Свобода есть право делать все, что дозволено законами».

Вольтер (1694-1778). Настоящее имя Франсуа Аруэ. Один из лидеров эпохи Просвещения. Екатерина II вела с ним переписку. Остроумный, смелый, озорной. Произведения: «Философские письма», «Философский словарь», «Философия истории». Вольтер разделяет и пропагандирует механистическую картину мира Ньютона. В вопросах гносеологии он сторонник сенсуализма Локка. Отвергал врожденные идеи. В вопросах религии – деист. Активно разоблачал религиозный фанатизм, осуждал атеизм. Организовал компанию против бесчеловечности и несправедливости французского судопроизводства. Речь шла о необоснованных смертных приговорах против жертв религиозного фанатизма. Вольтер говорил о миллионных погибших от рук инквизиции и в крестовых походах. Выступал за «естественную религию», считая мораль подлинной религией.

Постоянно говорил о ценности свободы – свободы слова, свободы мысли, свободы веры. «Я совершенно с вами не согласен, но я отдам жизнь за то, чтобы вы имели право высказать свои убеждения».

Создатель философии истории. Полагал, что содержание истории – это не реализация Божьего промысла, а деятельность людей, преследующих свои интересы. Вольтер прославился своей смелостью, вольнодумством и литературным талантом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.