Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В 40-х годах просветительская мысль Франции достигает расцвета и формируется второе поколение просветителей




Жан Жак Руссо (1712-1778). Видный представитель Просвещения. Произведения: «Рассуждение о науках и искусствах» (приз Дижонской академии наук); «О причинах неравенства», «Об общественном договоре или Принципы политического права» (1762); «Эмиль, или О воспитании».

Взгляды и книги Руссо были осуждены в Париже и Женеве.

Деист. Признавал два вечных начала: материю и Бога. В гносеологии – сенсуалист. Основное внимание уделял социально-политическим вопросам, в первую очередь, проблеме неравенства. Различал два вида неравенства: физическое (естественное) неравенство и социальное, политическое (нравственное) неравенство. Причина неравенства – частная собственность. Вслед за Гоббсом и Локком развивал теории «общественного договора» и «естественного права». Выступает в защиту ценностей – свободы и равенства людей. «Ни один гражданин не должен быть настолько богат, чтобы купить другого, и ни один настолько беден, чтобы быть вынужденным продавать себя». Идеалом Руссо является общество, основанное на мелкой частной собственности.

В его книгах уже был слышен набат революции: «Человек рожден свободным, но повсюду он в цепях». Эти начальные слова его книги «Об общественном договоре» превратятся в лозунги Великой французской буржуазной революции (1789-1794): «Свобода. Равенство. Братство!».

В произведении «Рассуждение о науках и искусстве» заложил основы философии культуры.

Руссо был новатором в области воспитания. Выдвинул идею «естественного воспитания», когда целью становится свободная, цельная личность, развитая физически, интеллектуально и морально.

Материалисты.

Поль Гольбах (1723-1789). Химик по образованию. Окончил Лейденский университет. Унаследовал от дяди крупное состояние. Открыл в Париже салон, который стал штаб-квартирой просветителей. Принимал активное участие в работе над «Энциклопедией», для которой написал 375 статей. Был убежденным атеистом и материалистом. Анонимно опубликовал 10 атеистических работ, среди которых наиболее яркие: «Карманное богословие, или Краткий словарь христианской религии» (1767), «Священная зараза, или Естественная история суеверия» (1768).

Дает систематическое изложение материализма в своем главном произведении «Система природы» (1770), которую он издал под фамилией Мирабо – покойного секретаря французской Академии наук. Книга была приговорена к сожжению парижским парламентом. Гольбахрассматривает материю в качестве субстанции: «Нет и не может быть ничего вне природы, объемлющей в себе все сущее»; «Материя есть все, что каким-либо образом воздействует на наши органы чувств». Показывает качественное разнообразие форм материи и называет движение атрибутом материи – универсальным, неотъемлемым ее свойством. Пространство и время рассматриваются в качестве объективных с войств материального мира. Гольбах отрицает случайность и является детерминистом. Утверждает причинность и необходимость в качестве универсальных свойств природы.

Проблема человека решается с материалистических позиций. Человек – природное существо, произошел от животных. Душа – смертна. Нет свободы воли, воля человека детерминирована внешними и внутренними причинами.

В вопросах гносеологии Гольбах – сенсуалист. «Без чувств нет идей». Утверждает, что стимулом познания являются желания, потребности, страсти и интересы человека. Уверен в могуществе разума и науки.

Жюльен де Ламетри (1709-1751). Окончил медицинский факультет Парижского университета. Издал книгу «Человек – машина» (1747). Отвергает религиозный дуализм в понимании человека. Утверждал, что человек – часть животного мира. Психика зависит от физиологии. Отрицал бессмертие души. Говорил о роли воспитания и образования в формировании человека.

Дени Дидро (1713-1784). Являлся главным редактором и организатором «Энциклопедии или Толкового словаря наук, искусств и ремесел. С 1751 по 1780 г. вышло 35 томов. Был атеистом и материалистом. Считал, что вся материя обладает свойством «чувствительности». Возникновение живых существ рассматривал как переход материи от пассивной чувствительности к активной чувствительности. Разделял теорию врожденного нравственного начала в человеке английского просветителя А. Шефтсбери.

Клод Гельвеций (1715-1771). Главные произведения «Об уме» ( книга была приговорена к сожжению), «О человеке» ( издана после смерти). Сущность человека показана с позиций материалистического сенсуализма. Все в человек, в конечном счете, определяется ощущениями. Поведение человека зависит от стремления получать удовольствие и избегать страданий. Отрицал учение о врожденных нравственных началах. Подчеркивал роль воспитания в формировании личности. Гельвеций рассматривал три вида интересов: личные интересы, интересы групп людей и интересы общества в целом. Просветители выдвинули в этике концепцию «разумного эгоизма», когда без учета интересов других людей невозможно построить нормальную жизнь.

Просветители выдвинули идею «просвещенного правления» как условие прогрессивного развития общества.

Жан Кондорсе (1743-1794). Деист. Жертва революции. Был приговорен к смерти режимом Робеспьера. Умер в тюрьме. Сотрудничал в «Энциклопедии».

В книге «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» обосновывал гипотезу о прогрессе в истории благодаря преодолению предрассудков и суеверий силой человеческого разума. Верил в безграничные возможности разума и бесконечный прогресс человеческого общества.

6.3. Немецкое Просвещение было не таким радикальным и мощным как английское и французское Просвещение. В основном немецкие мыслители ставили проблему нравственного прогресса человечества. «Воспитание человеческого рода» Готфрида Лессинга (1729-1781) – книга, где проводится мысль о необходимости преодоления всех форм религиозного принуждения. Работа «Идеи к философии истории человечества» Иоганна Гердера (1744-1803) повествует о духе гуманности, который необходим человеческой цивилизации.

Атеистов и материалистов среди немецких просветителей не было.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 257; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.