Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Представители первого позитивизма




Причины появления позитивизма

1. Одной из первых причин появления позитивизма было возрастание роли науки в обществе. Во-первых, быстро увеличивалось количество научных дисциплин. Во-вторых, возрастала престижность профессии ученого. В-третьих, наука превращалась в важную сферу экономической, хозяйственной деятельности и в серьезный социальный институт.

2. Влияние немецкой классической философии во Франции и Англии не было столь велико как в Германии. Во Франции были сильны традиции Просвещения, а в Англии – эмпиризма, которые ориентировались на опытное естествознание, а не на туманные философские рассуждения.

3. Необходимость критики и противостояния марксизму.

Сам Конт так объяснял появление позитивизма: «Рождение позитивной философии обусловлено воздействием практического рассудка на теоретический разум».

  1. Французский ученый Огюст Конт (1798-1857)
  2. Английский ученый Джон Стюарт Милль (1806-1873)
  3. Английский ученый Герберт Спенсер (1820-1903)

Огюст Конт (1798-1857). Основные произведения: «Курс позитивной философии» в 6 т. (1830-1842); «Дух позитивной философии» (1844); «Система позитивной политики или трактат о социологии, устанавливающий религию человечества» (1851-1854).

Главным тезисом первого позитивизма и Огюста Конта был тезис о том, что философия должна стать научной, воплощающей стандарт научности, вооруженной универсальным научным методом. Она должна отказаться от метафизических вопросов о сущности бытия и должна заняться опытом и познанием. «Долой метафизику, да здравствует физика!»

Под эту идею Конт подводил серьезное обоснование. В качестве основного инструмента доказательства он приводил концепцию трех стадий интеллектуального развития, выдвинутую еще в 18 веке Тюрго и значительно развернутую Сен-Симоном (1760-1825). Работы последнего Конт хорошо знал, так как был его секретарем.

Закон гласил о том, что человечество в интеллектуальной эволюции проходит три стадии.

1. Теологическая стадия. Сначала фетишизм, затем политеизм и, наконец, монотеизм. На этой стадии человек стремится объяснить все явления вмешательством сверхъестественных сил, по аналогии с самим человеком: богов, духов, ангелов, героев и т.д.

2. Метафизическая стадия. Метафизика стремится объяснить внутреннюю природу, сущность, начало и назначение всех вещей. Основной способ познания осуществляется через категории сущности, причинности, цели, смысла и др. Главная функция метафизической стадии критическая. Господствует воображение.

3. Позитивная стадия. На этой стадии происходит подчинение воображения наблюдению. Поворот заключается «в замене недоступного определения причин простым исследованием законов, т.е. постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями».

По Конту, цель науки – описание явлений. Наука должна описывать факты и открывать законы. Отвечать на вопрос «как?», а не на вопрос «почему?».

Задача философии – систематизация и объединение данных отдельных наук, приведение их к единству; создание системы однородной науки.

Однако Конта не следует понимать примитивно. Конт не был редукционистом, он понимал качественное различие таких наук, как физика, химия, биология. Он не считал возможным изучение метода вне сферы его применения, например: в астрономии – наблюдение, в физике, химии – эксперимент, в биологии – сравнительный метод. В арсенале научного метода, по Конту, используются индукция, дедукция, гипотеза.

Философия должна изучать общие методы частных наук, она должна стать целостной системой общих положений частных наук, и представлять их дедуктивно.

Конт создает свою классификацию наук, распределяя науки по предмету исследования:

  1. Математика.
  2. Астрономия.
  3. Физика.
  4. Химия.
  5. Физиология.
  6. Социальная физика (социология).
  7. Мораль

Конт полагал, что позитивная стадия интеллектуального развития не наступит до тех пор, пока не будет создана подлинная наука об обществе, подлинная, позитивная философия и позитивная политика.

Конт стремится создать «позитивную» науку об обществе, науку, описывающую факты и не занимающуюся скрытыми механизмами общественного развития.

В социальном развитии Конт усматривает две тенденции. С одной стороны, человек приспосабливается к окружающему миру, общество стремится к порядку, покою. С другой стороны, человек стремится изменить условия жизни к лучшему, а общество стремится к прогрессу. Духовная жизнь, идеи – главное, что обладает преобразующей силой. Поэтому, по Конту, для изменения общества и его реформирования сначала необходимо изменить взгляды, затем нравы и, наконец, учреждения.

В науке об обществе Конт различает «социальную статику» – учение об условиях существования общества; «социальную динамику» – учение об изменении социальных систем и «социальную политику» – учение о программе социального действия.

В «социальной статике» Конт анализирует социальные институты (семью, государство, церковь). Семья – это субстанция социума, здесь человек учится жить для других, преодолевая эгоизм. Государство является органом сохранения социальной солидарности, оно выражает общий дух народа. Главная его функция – моральная. Экономическая и политическая функции государства являются продолжением первой. Идеальная структура предполагает выполнение моральной и политической функций различными органами. Обновленная церковь и религия выполняют моральную функцию также.

В «социальной динамике» основное внимание уделяется социальному прогрессу. Главным фактором прогресса Конт считает нравственное совершенствование, за ним следуют материальный, экономический прогресс и прогресс интеллектуальный (переход к позитивной философии как массовой идеологии). Социальные революции рассматриваются как социальные болезни.

В «социальной политике» Конт говорит о необходимости превращения позитивной философии в религию человечества. Здесь огромную роль должны сыграть ученые и деятели искусства. В итоге народы мира соединятся во Всемирную федерацию со столицей в Париже. Частная собственность остается неприкосновенной. Основной социальной силой является пролетариат.

В целом, социология или социальная физика должна опираться на традиции эмпиризма, т.е. на опыт; на факты, а не на сущности; и стремится формулировать законы общественной жизни.

Уверенность в успехе Конт объясняет тем, что позитивизм делает ставку на реальность и полезность результатов, опирается на здравый смысл. Позитивная политика должна осуществлять сочетание духа прогресса с духом порядка, уметь добиваться соглашения между консервативными и прогрессивными силами общества. Реорганизация в обществе, по Конту, должна идти постепенно от идей, – к нравам, от нравов – к социальным институтам.

 

Джон Стюарт Милль (1806-1873). Основные произведения: «Система рассудочной и индуктивной логики» в 2т. (1843), «О свободе» (1859), «Основы политической экономии с некоторыми приложениями к общественной философии» в 3т. (1865), «Утилитаризм» (1863), «Огюст Конт и позитивизм» (1865).

Милль разделяет основные идеи позитивизма О. Конта о необходимости изменения природы философского знания. Он является самым активным пропагандистом идей Конта в Англии, Милль горячий сторонник науки, строгого научного мышления. Следуя традиции английской философии, идеям Ф. Бэкона, Локка, Юма, Милль основное внимание уделяет развитию индуктивного метода, который он рассматривает в качестве общенаучной методологии. Нужно сказать, что книга Милля «Система рассудочной и индуктивной логики» в течение всего 19 века считалась лучшей книгой по логике.

Задача науки, по Миллю, – индуктивное упорядочение единичных явлений. Определенно существуют только единичные ощущения и логика есть грамматика оперирования чувственными переживаниями.

Милль говорит о 4-х методах поиска причинных связей:

1. Метод сходства: если в нескольких случаях при исследовании некоторого явления имеется общее обстоятельство, то оно связано с явлением причинной связью.

2. Метод различия: если в случаях, когда наступает данное явление и когда оно не наступает, все обстоятельства одинаковы кроме одного, оно и является причиной данного явления;

3. Метод остатков: из явления удаляются те части, причины которых известны из предыдущих индукций; оставшийся факт является следствием оставшейся причины.

4. Метод сопутствующих изменений: явление, изменяющееся при изменении другого явления, связано с ним причинной зависимостью.

Милль, как и Юм, полагает, что «знание последовательности и сосуществования явлений есть единственное доступное нам знание», т.е. познать причину в философском смысле мы не можем.

Милль показывает, что наши знания, полученные посредством обобщения ощущений, несовершенно, добытое методами индукции – лишь вероятно, но не достоверно.

Несмотря на приверженность идеям утилитаризма в этике, позитивизм Милля не лишен гуманистического содержания. Так, подчеркивая эгоистическую природу человека, Милль подчеркивает, что моральные ценности ограничивают человеческий эгоизм и люди способны, опираясь на разум, действовать так, чтобы сумма общего счастья возрастала.

 

Герберт Спенсер (1820- 1860). Основные произведения: «Социальная статика» (1850), «Гипотеза развития» (1852), «Прогресс, его закон и причина» (1857), «Синтетическая философия» в 10 т. («Основные начала», основы биологии, основы психологии, основы социологии, основы этики). Издание выходило 36 лет; «Воспитание умственное, нравственное и физическое», «Опыты» в 3т.

Яркой фигурой первого позитивизма был Герберт Спенсер. Его учение пользовалось большой популярностью среди ученых. Причин было несколько – популярное изложение, обращение к материалам естествознания, широчайшая эрудиция.

Спенсер считал, что мы не можем понять реально бесконечную делимость материи или ее неделимость. Получается, что природа в своей конечной причине также абсолютно непонятна для науки, как и для религии.

«Реальность, – пишет Спенсер, – скрывающаяся позади всех явлений, нам неизвестна и навсегда должна остаться неизвестной. Все наше знание распространяется лишь на область опыта. Опыт же относится к проявлениям абсолютной непостижимой силы, лежащей в основе мира. Наше познание внешнего мира может быть только феноменальным».

Говоря о познаваемом и о познании, Спенсер повторяет идеи Конта о том, что наука должна исследовать сосуществование и последовательность явлений, группировать и обобщать их, открывать законы. Философия должна обобщать результаты отдельных наук.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1136; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.