Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию младших школьников




Содержательно-технологические основы организации

 

В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования (ФГОС НОО) особое внимание уделяется духовно-нравственному развитию и воспитанию и гражданскому становлению личности младшего школьника не только в процессе обучения, но и во внеурочной деятель­ности.

В целях обеспечения полноты и цельности образования и индивидуальных потребностей обучающихся на ступени начального общего образования Базисный учебный план начального общего образования (БУП НОО) предусматривает вы­деление раздела «Внеурочная деятельность» (10 часов в неделю), который явля­ется неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учре­ждении. Внеурочная деятельность способствует осуществлению взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования. Одним из направлений внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС является духов­но-нравственное воспитание. Оно должно осуществляться в соответствии с Кон­цепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В отечественной педагогической практике для реализации направления духовно-нравственного воспитания во внеурочной деятельности образовательные учреждения наряду с программами, допущенными и рекомендованными на феде­ральном уровне (УМК «Истоки» А. В. Камкина, И. А. Кузьмина, УМК «Пра­вославная культура (духовно-нравственная культура)» Л. Л. Шевченко, УМК «Основы православной культуры» прот. В. Дорофеева, О. Л. Янушкявичене, УМК «Основы православной культуры» А. В. Бородиной) используют различные программы, сертифицированные областными экспертными советами, региональными институтами развития образования. Например, в Нижегородской области используют программы внеурочной деятельно­сти «Дорогою открытий и добра» (авт. Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, С.К. Ти-викова, Н.Ю. Яшина), «Мы - нижегородцы!» (авт. В.Ф. Одегова). Кроме этого могут быть использованы авторские программы, созданные учителями начальных классов и педагогами дополнительного образования.

Эти программы могут являться составной частью Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального обще­го образования, входящей в Основную образовательную программу начального общего образования образовательного учреждения.

Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возмож­ность выбора программ внеурочной деятельности. Содержание занятий внеуроч­ной деятельности формируется с учетом пожеланий детей и их родителей.

В рекомендациях по использованию конкретных программ внеурочной дея­тельности отражена их актуальность, определены цели и задачи, раскрыты осо­бенности содержания и форм организации внеурочной деятельности.

Ценность ФГОС второго поколения состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся, ориентирующую их на творческое приложение своих усилий.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в образовательной программе основного общего образования предусмотрены учебные курсы, внеурочная деятельность.Основным нормативным правовым документом, определяющим внеурочную деятельность является федеральный государственный образовательный стандарт. В требованиях к структуре основной образовательной программы общего образования определено, что внеурочная деятельностьорганизуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно новому Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Виды и направления внеурочной деятельности. Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

5) художественное творчество;

6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

7) трудовая (производственная) деятельность;

8) спортивно-оздоровительная деятельность;

9) туристско-краеведческая деятельность.

В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность. Кроме того, следует учитывать направления Программы воспитания и социализации в основной школе. Следует использовать методическое сопровождение внеурочной деятельности на основе методических рекомендаций, представленных в пособии: «Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. / Д.В. Григорьев. - М.: Просвещение, 2010» (Приложение 1).

Обязательными условиями организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении является: родительский запрос, наличие необходимой учебно-материальной базы, укомплектованных штатов и подготовленных кадров, соблюдение СанПиНов, в том числе требований к сменности занятий и составлению расписания. Общеобразовательное учреждение самостоятельно выбирает формы, средства и методы организации внеурочной деятельности в соответствии со своим уставом и с Законом Российской Федерации «Об образовании».

 

1.6. Описание организации и содержания мониторинга духовно-

нравственного развития и воспитания учащихся по А. А. Логиновой,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.