Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Для учащихся начальной школы




1.Пояснительная записка.

В последнее десятилетие в России произошли экономические и

политические изменения, которые привели к значительной социальной

дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения

снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как

важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более

заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского

патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании

подрастающего поколения.

В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная

роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана

воспитывать и раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить

их к жизни в высокотехнологическом конкурентном мире.

Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос.

Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы.

Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно-

нравственного воспитания учащихся. В программе значительное место

уделяется изучению родного края.

Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней

должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное

отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе,

истории, культуре своего народа.

Патриотизм – любовь к Отечеству, состоящая не только в

привязанности к стране и народу, к которому человек принадлежит по

рождению, но и в общем образе мыслей и чувств, заставляющих отдельные54

лица жертвовать своими личными интересами в пользу своего Отечества,

«своего народа».

Правовой базой для составления программы являются:

• Конвенция ООН о правах ребенка

• Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по

ознакомлению с историей и значением официальных государственных

символов Российской Федерации и их популяризации»)письмо

Минобразования России от 01.03.2003г. № 30-51-131/16)

• Закон «Об образовании»

• Федеральный государственный образовательный стандарт

начального общего образования

• Концепция духовно-нравственного воспитания российских

школьников

Цель работы по духовно-нравственному воспитанию:

- формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к

обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку

зрения, воспитание патриотических качеств личности в соответствии с

моделью «гражданина-патриота России»

Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

- сформировать любовь к Родине, гражданскую позицию, понимание прав и

свобод личности;

- сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной

культуры;

- сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;

- сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном

самосовершенствовании;55

- вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к

жизни в современной действительности.

Соответствие целям и задачам основной образовательной программы.

Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1)

установлено, что «основные общеобразовательные программы начального

общего, основного общего и среднего (полного) общего образования

обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество обучающихся».

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание

обучающихся является первостепенной задачей современной

образовательной системы и представляет собой важный компонент

социального заказа для образования. Содержание программы соответствует

целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 1-4 классов. Образовательная программа обучения

начальной школы ориентирована на единство учебной и внеурочной

деятельности, учитывает особенности контингента учащихся. Данная

программа взаимосвязана и основана на единых принципах, целях и задачах,

школы – создание условий для становления суверенности личности всех

участников образовательного процесса. Руководитель данного курса является

также участником образовательного процесса. Учебный план

образовательного учреждения состоит из двух частей: инвариантной и

вариативной части, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую

во второй половине дня.

Содержание образования, определенное инвариантной частью,

обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально-

значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и56

личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта в рамках УМК

«Школа России». Вариативная же часть должна обеспечивать региональные

особенности содержания образования и индивидуальные потребности

обучающихся. Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочной

деятельности» является неотъемлемой частью образовательного процесса в

школе.

Связь содержания программы с учебными предметами.

Взаимодействие урочных и внеурочных занятий осуществляется

посредством информационных, вещественных связей и связей развития

личности (личностных).

Информационные связи данных видов занятий реализуются через

получение, передачу и обмен информацией участниками педагогического

процесса в ходе совместной деятельности. По своему характеру информация

может быть учебной, научной, познавательной, организационно-трудовой,

коммуникативной, этической.

Учебная – информация, связанная с содержанием учебного материала.

Научная – информация по различным отраслям научного знания, не

включенная в содержание учебных программ, учебников и пособий.

Познавательна я – информация, расширяющая кругозор учащихся и

обогащающая их познаниями об окружающем природно-социальном мире.

Организационно-трудовая - информация, знакомящая школьников с

основными способами организации различных видов деятельности, в том

числе учебной.

Коммуникативная – информация, необходимая школьникам для успешного

общения, взаимодействий со сверстниками и взрослыми как в школе, так и

вне школы.

Этическая – информация нравственного содержания, включающая

основные моральные положения.

Разработанная программа усиливает вариативную составляющую

общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты,57

которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком,

литературным чтением, окружающим миром, ИЗО, музыкой, технологией).

Учебная деятельность Внеурочная деятельность

 

 

Заключение 39

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной

из приоритетных задач общества и государства является духовно-

нравственное воспитание, социально педагогическая поддержка становления

и развития высоконравственного, ответственного гражданина России.

Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов

образовательного процесса в начальной школе и это, несомненно, налагает на учителя огромную ответственность. Ведь именно школа с самого раннего

возраста учит ребенка честности, доброте, трудолюбию, помогает найти им

своё место в жизни и использовать полученные знания и умения на благо

Родины.

Изучая природу детского творчества необходимо помнить о том, что

ребенок - школьник всегда эмоционален и любознателен, он желает

фантазировать, открывать тайны и стремиться к чему-то трудному, далекому

и прекрасному. И именно духовно-нравственное воспитание может выступать в роли

надежного проводника и помощника. Духовно-нравственное воспитание изменит

отношение детей к тому, что порой им кажется слишком обычным и

скучным. Участие в любых сценических формах – важное средство

самовыражения для ребенка и проба сил. Подобные мероприятия всегда

сближают и детей и взрослых, помогают установить более тесный контакт в

коллективе. А участвуя в сценических формах духовно-нравственного

содержания, ребенок приучается и приобщается к духовности, к

соблюдению определенных правил в жизни, справедливости, умению

контролировать свои поступки.

Воспитательный потенциал и, конкретно сценических форм

духовно-нравственного направления для детей, очевиден. И любому учителю

или педагогу-организатору важно помнить об этом, а именно, создавать

верное настроение в коллективе детей при организации подобных

мероприятий, поддерживать высокий уровень инициативы, стимулировать

верные принципы взаимодействия детей.40

Организация вечера «Дети войны» строилась

согласно следующим принципам:

- воспитание уважения и памяти нашего прошлого;

- воспитание патриотических качеств личности;

- воспитание чувства благодарности к ветеранам войны и

труженикам тыла;

- проведение обоснованной организаторской деятельности по

созданию условий для эффективного патриотического

воспитания школьников.

Данное мероприятие получило высокую оценку администрации школы и

родителей.

Ориентируясь на задачи дипломного проекта, цель можно считать

достигнутой.

 

Список литературы41

1. Аверина Н.Г. «О духовно-нравственном воспитании младших

школьников»:. – М.: Просвещение,2005. – 68-71с.

2. Артюхова И.С. «Ценности и воспитание»//Педагогика, 2003.-78-80с.

3. Архангельский Н.В. «Нравственное воспитание»:. – М.: Просвещение,

2002.-534-535с.

4. Бабаян А.В. «О нравственности и нравственном воспитании» Педагогика,

2005. – 60-70с.

5. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 2006.- 180-

198с.

6. Божович Л.И. «О нравственном развитии и воспитании детей»:. -

М.:Просвещение, 2004.- 104-105с.

7. Бондаревская Е. В. «Нравственное воспитание учащихся в условиях

реализации школьной реформы»:.- РГПИ, 2001- 50-51с.

8. Буева Л.П. «Духовность и проблемы нравственной культуры»:. –М.:

Просвещение, 2005.-3-4с.

9. Даль В.И. «Толковый словарь русского языка»:.-М.: Просвещение,

2001.-9-12с.

10. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. «Концепция духовно-

нравственного развития и воспитание личности гражданина»:. – М.:

Просвещение, 2009.-42-47с.

11. Дробинский О.Г. «Проблемы нравственности»:. – М.: Просвещение,

2003.-36-95с.

12. Каирова И.А. «Нравственное воспитание младшего школьника в процессе

воспитания»:. – М.: Просвещение, 2001.-461-465с.

13.Канке В.А. «Философия науки: краткий энциклопедический словарь»:. –

М.: Просвещение, 2008. -92-93с.

14.Капацкий А.Я. «Онтологическая истинность духовности»:. – М.:

Просвещение, 2004.-17-18с.

15. Леднев В.С. «Духовно-нравственная культура в образовании

человека»:.-М.: Просвещение, 2002.-3-6с.42

16. Логинова А.А, Данилюк А.Я. «Духовно-нравственное развитие и

воспитание учащихся Мониторинг результатов»:.- М.: Просвещение,

2012.-18-42с.

17. Марьясова Н.В. «Духовность и проблемы психической науки»:. –М.:

Просвещение, 2006.-11-12с.

18. Матвеева Л.И. «Развитие младшего школьника как субъекта учебной

деятельности и нравственное поведение»:. –М.: Просвещение, 2005.-265-

270с.

19. «Министерство образования и науки Российской Федерации», 2011.-1-2с.

20.Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка»:.-М.: Просвещение,

2002.-478-479с.

21.Собчик Л.Н. «Проблема духовности в психологии»:.-М: Просвещение,

2006.-6-7с.

22.Сухомлинский В.А. «Избранные педагогические сочинения»:.-М:

Просвещение, 2004.-258-259с.

23.Щукина Г.И. «Педагогика школы»:. –М: Просвещение, 2002.-387-388с




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.