КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Для учащихся начальной школы
1.Пояснительная записка. В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать и раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологическом конкурентном мире. Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно- нравственного воспитания учащихся. В программе значительное место уделяется изучению родного края. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа. Патриотизм – любовь к Отечеству, состоящая не только в привязанности к стране и народу, к которому человек принадлежит по рождению, но и в общем образе мыслей и чувств, заставляющих отдельные54 лица жертвовать своими личными интересами в пользу своего Отечества, «своего народа». Правовой базой для составления программы являются: • Конвенция ООН о правах ребенка • Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации»)письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30-51-131/16) • Закон «Об образовании» • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования • Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников Цель работы по духовно-нравственному воспитанию: - формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения, воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью «гражданина-патриота России» Для достижения данной цели формируются следующие задачи: - сформировать любовь к Родине, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности; - сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры; - сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям; - сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;55 - вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности. Соответствие целям и задачам основной образовательной программы. Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество обучающихся». Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Содержание программы соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 1-4 классов. Образовательная программа обучения начальной школы ориентирована на единство учебной и внеурочной деятельности, учитывает особенности контингента учащихся. Данная программа взаимосвязана и основана на единых принципах, целях и задачах, школы – создание условий для становления суверенности личности всех участников образовательного процесса. Руководитель данного курса является также участником образовательного процесса. Учебный план образовательного учреждения состоит из двух частей: инвариантной и вариативной части, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня. Содержание образования, определенное инвариантной частью, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально- значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и56 личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта в рамках УМК «Школа России». Вариативная же часть должна обеспечивать региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся. Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочной деятельности» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Связь содержания программы с учебными предметами. Взаимодействие урочных и внеурочных занятий осуществляется посредством информационных, вещественных связей и связей развития личности (личностных). Информационные связи данных видов занятий реализуются через получение, передачу и обмен информацией участниками педагогического процесса в ходе совместной деятельности. По своему характеру информация может быть учебной, научной, познавательной, организационно-трудовой, коммуникативной, этической. Учебная – информация, связанная с содержанием учебного материала. Научная – информация по различным отраслям научного знания, не включенная в содержание учебных программ, учебников и пособий. Познавательна я – информация, расширяющая кругозор учащихся и обогащающая их познаниями об окружающем природно-социальном мире. Организационно-трудовая - информация, знакомящая школьников с основными способами организации различных видов деятельности, в том числе учебной. Коммуникативная – информация, необходимая школьникам для успешного общения, взаимодействий со сверстниками и взрослыми как в школе, так и вне школы. Этическая – информация нравственного содержания, включающая основные моральные положения. Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты,57 которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром, ИЗО, музыкой, технологией). Учебная деятельность Внеурочная деятельность
Заключение 39 Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является духовно- нравственное воспитание, социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного гражданина России. Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в начальной школе и это, несомненно, налагает на учителя огромную ответственность. Ведь именно школа с самого раннего возраста учит ребенка честности, доброте, трудолюбию, помогает найти им своё место в жизни и использовать полученные знания и умения на благо Родины. Изучая природу детского творчества необходимо помнить о том, что ребенок - школьник всегда эмоционален и любознателен, он желает фантазировать, открывать тайны и стремиться к чему-то трудному, далекому и прекрасному. И именно духовно-нравственное воспитание может выступать в роли надежного проводника и помощника. Духовно-нравственное воспитание изменит отношение детей к тому, что порой им кажется слишком обычным и скучным. Участие в любых сценических формах – важное средство самовыражения для ребенка и проба сил. Подобные мероприятия всегда сближают и детей и взрослых, помогают установить более тесный контакт в коллективе. А участвуя в сценических формах духовно-нравственного содержания, ребенок приучается и приобщается к духовности, к соблюдению определенных правил в жизни, справедливости, умению контролировать свои поступки. Воспитательный потенциал и, конкретно сценических форм духовно-нравственного направления для детей, очевиден. И любому учителю или педагогу-организатору важно помнить об этом, а именно, создавать верное настроение в коллективе детей при организации подобных мероприятий, поддерживать высокий уровень инициативы, стимулировать верные принципы взаимодействия детей.40 Организация вечера «Дети войны» строилась согласно следующим принципам: - воспитание уважения и памяти нашего прошлого; - воспитание патриотических качеств личности; - воспитание чувства благодарности к ветеранам войны и труженикам тыла; - проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников. Данное мероприятие получило высокую оценку администрации школы и родителей. Ориентируясь на задачи дипломного проекта, цель можно считать достигнутой.
Список литературы41 1. Аверина Н.Г. «О духовно-нравственном воспитании младших школьников»:. – М.: Просвещение,2005. – 68-71с. 2. Артюхова И.С. «Ценности и воспитание»//Педагогика, 2003.-78-80с. 3. Архангельский Н.В. «Нравственное воспитание»:. – М.: Просвещение, 2002.-534-535с. 4. Бабаян А.В. «О нравственности и нравственном воспитании» Педагогика, 2005. – 60-70с. 5. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 2006.- 180- 198с. 6. Божович Л.И. «О нравственном развитии и воспитании детей»:. - М.:Просвещение, 2004.- 104-105с. 7. Бондаревская Е. В. «Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы»:.- РГПИ, 2001- 50-51с. 8. Буева Л.П. «Духовность и проблемы нравственной культуры»:. –М.: Просвещение, 2005.-3-4с. 9. Даль В.И. «Толковый словарь русского языка»:.-М.: Просвещение, 2001.-9-12с. 10. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. «Концепция духовно- нравственного развития и воспитание личности гражданина»:. – М.: Просвещение, 2009.-42-47с. 11. Дробинский О.Г. «Проблемы нравственности»:. – М.: Просвещение, 2003.-36-95с. 12. Каирова И.А. «Нравственное воспитание младшего школьника в процессе воспитания»:. – М.: Просвещение, 2001.-461-465с. 13.Канке В.А. «Философия науки: краткий энциклопедический словарь»:. – М.: Просвещение, 2008. -92-93с. 14.Капацкий А.Я. «Онтологическая истинность духовности»:. – М.: Просвещение, 2004.-17-18с. 15. Леднев В.С. «Духовно-нравственная культура в образовании человека»:.-М.: Просвещение, 2002.-3-6с.42 16. Логинова А.А, Данилюк А.Я. «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся Мониторинг результатов»:.- М.: Просвещение, 2012.-18-42с. 17. Марьясова Н.В. «Духовность и проблемы психической науки»:. –М.: Просвещение, 2006.-11-12с. 18. Матвеева Л.И. «Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственное поведение»:. –М.: Просвещение, 2005.-265- 270с. 19. «Министерство образования и науки Российской Федерации», 2011.-1-2с. 20.Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка»:.-М.: Просвещение, 2002.-478-479с. 21.Собчик Л.Н. «Проблема духовности в психологии»:.-М: Просвещение, 2006.-6-7с. 22.Сухомлинский В.А. «Избранные педагогические сочинения»:.-М: Просвещение, 2004.-258-259с. 23.Щукина Г.И. «Педагогика школы»:. –М: Просвещение, 2002.-387-388с
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |