КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Критерии оценки28
А.Я. Данилюк. Исследователи формирования личности в детском возрасте в качестве важнейшего новообразования и основного направления развития нравственной сферы в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте выделяют возникновение и формирование «внутренних этических инстанций» (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович), что предполагает усвоение учащимися моральных норм, знание нравственных качеств личности, а также формирование привычных форм нравственного поведения (нравственных привычек). Содержание исследования нравственной сферы первоклассников
Параметр 1. Знание моральных норм и нравственных качеств личности Возникновение и усвоение первичных этических представлений у детей – начальный этап формирования нравственного сознания, который чрезвычайно важен для становления личности. Именно в этот период удетей формируются базовые (фундаментальные) представления о том, как следует поступать порядочному человеку, какими качествами должен обладать высоконравственный человек и т.д. Другими словами, формируется представление о моральных нормах и нравственных качествах личности. В рамках исследования оценивается знание школьниками основных моральных норм и нравственный поступок от безнравственного. Очень хорошее знание нравственных норм предполагает богатый запас представлений школьника об основных моральных нормах и нравственных качеств личности, ребёнок может с лёгкостью их перечислить, подобно рассказать об их содержании, привести примеры из жизни, иллюстрирующие проявления нравственных качеств личности, идентифицировать их наличие у себя, своих сверстников, знакомых и литературных героев. Ребёнок без труда может отличить нравственный поступок от безнравственного (соблюдение или нарушение основных моральных норм). Хорошее знание нравственных норм предполагает знание ребёнком основных моральных норм и нравственных качеств личности. Однако учащийся может испытывать затруднения при идентификации нравственных качеств у себя и окружающих людей, интерпретации поступка как нравственного или безнравственного. У школьника могут быть не сформированы отдельные представления о некоторых нравственных качествах личности (о щедрости, выполнении обещаний и т.д). Недостаточное знание нравственных норм указывает на низкую степень информированности ребенка о содержании моральных норм и нравственных качеств личности, что может отражаться на его поведении (невыполнение обещаний, невнимание к одноклассникам, пренебрежение к просьбам учителя и сверстников, неумение и нежелание делиться и т.д._. Ребёнку сложно идентифицировать нравственные и безнравственные поступки, привести примеры, иллюстрирующие их. У школьника могут присутствовать искажённые представления об основных нравственных качествах личности и проявлении моральных норм в поведении. Для учащегося характерно систематическое нарушение элементарных правил этикета (возможно демонстративное пренебрежение ими). В подобных случаях необходимо выяснить причины недостаточных знаний ребёнка о правилах этикета и нравственных качествах личности (особенности воспитания в семье, недостатки в воспитательной программе, личностные особенности учащегося, ситуативные трудности при выполнении29 упражнения и т.д.). О результатах исследования следует сообщить родителям (законным представителям), при необходимости привлечь специалистов и провести дополнительное исследование. Параметр 2. Сформированность нравственных привычек Общепризнано положение о влиянии привычных для ребенка форм поведения на дальнейшее развитие его личности. Сформированность привычных норм нравственного поведения (нравственных привычек) также имеет большое значение, так как моральные нормы и нравственные принципы становятся привычными для ребёнка и закрепляются в его характере. Формирование нравственных привычек изначально происходит в результате усвоения и принятия ребёнком правил, установленных взрослыми: соблюдение общепринятых моральных норм (быть честным, справедливым, щедрым, терпеливым и др.), правил поведения и общения между людьми (не перебивать в разговоре собеседника, помогать людям и др.) и других правил. В рамках исследования оценивается степень сформированности нравственных привычек у учащихся.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |