Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии оценки28




А.Я. Данилюк.

Исследователи формирования личности в детском возрасте в

качестве важнейшего новообразования и основного направления развития

нравственной сферы в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте

выделяют возникновение и формирование «внутренних этических

инстанций» (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович), что

предполагает усвоение учащимися моральных норм, знание нравственных

качеств личности, а также формирование привычных форм нравственного

поведения (нравственных привычек).

Содержание исследования нравственной сферы первоклассников

Параметры исследования Контрольный этап
Параметр 1. Знание моральных норм и нравственных качеств личности Упражнение №2 «Нравственные качества»
Параметр 2. Сформированность нравственных привычек Упражнение №3 «Как поступить?»

 

Параметр 1. Знание моральных норм и нравственных качеств

личности

Возникновение и усвоение первичных этических представлений у

детей – начальный этап формирования нравственного сознания, который

чрезвычайно важен для становления личности. Именно в этот период удетей

формируются базовые (фундаментальные) представления о том, как следует

поступать порядочному человеку, какими качествами должен обладать

высоконравственный человек и т.д. Другими словами, формируется

представление о моральных нормах и нравственных качествах личности.

В рамках исследования оценивается знание школьниками основных

моральных норм и нравственный поступок от безнравственного.

Очень хорошее знание нравственных норм предполагает богатый запас

представлений школьника об основных моральных нормах и нравственных

качеств личности, ребёнок может с лёгкостью их перечислить, подобно

рассказать об их содержании, привести примеры из жизни, иллюстрирующие

проявления нравственных качеств личности, идентифицировать их наличие у

себя, своих сверстников, знакомых и литературных героев. Ребёнок без труда

может отличить нравственный поступок от безнравственного (соблюдение

или нарушение основных моральных норм).

Хорошее знание нравственных норм предполагает знание ребёнком

основных моральных норм и нравственных качеств личности. Однако

учащийся может испытывать затруднения при идентификации нравственных

качеств у себя и окружающих людей, интерпретации поступка как

нравственного или безнравственного. У школьника могут быть не

сформированы отдельные представления о некоторых нравственных

качествах личности (о щедрости, выполнении обещаний и т.д).

Недостаточное знание нравственных норм указывает на низкую

степень информированности ребенка о содержании моральных норм и

нравственных качеств личности, что может отражаться на его поведении

(невыполнение обещаний, невнимание к одноклассникам, пренебрежение к

просьбам учителя и сверстников, неумение и нежелание делиться и т.д._.

Ребёнку сложно идентифицировать нравственные и безнравственные

поступки, привести примеры, иллюстрирующие их. У школьника могут

присутствовать искажённые представления об основных нравственных

качествах личности и проявлении моральных норм в поведении. Для

учащегося характерно систематическое нарушение элементарных правил

этикета (возможно демонстративное пренебрежение ими).

В подобных случаях необходимо выяснить причины недостаточных

знаний ребёнка о правилах этикета и нравственных качествах личности

(особенности воспитания в семье, недостатки в воспитательной программе,

личностные особенности учащегося, ситуативные трудности при выполнении29

упражнения и т.д.). О результатах исследования следует сообщить родителям

(законным представителям), при необходимости привлечь специалистов и

провести дополнительное исследование.

Параметр 2. Сформированность нравственных привычек

Общепризнано положение о влиянии привычных для ребенка форм

поведения на дальнейшее развитие его личности. Сформированность

привычных норм нравственного поведения (нравственных привычек) также

имеет большое значение, так как моральные нормы и нравственные

принципы становятся привычными для ребёнка и закрепляются в его

характере. Формирование нравственных привычек изначально происходит в

результате усвоения и принятия ребёнком правил, установленных

взрослыми: соблюдение общепринятых моральных норм (быть честным,

справедливым, щедрым, терпеливым и др.), правил поведения и общения

между людьми (не перебивать в разговоре собеседника, помогать людям и

др.) и других правил.

В рамках исследования оценивается степень сформированности

нравственных привычек у учащихся.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.