Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия




Научное мировоззрение выступает идеалом науки. В контексте научного мировоззрения критерием взаимоотношения чел. с миром выступает действительность, как она есть. Наука в пр-се устремленности к истинному знанию о действительности исключает всё, что связано с субъективными проявлениями чел. Отличительной особенностью научного мировоззрения явл-ся системность.

Научная и философская картины мира. Смена типов миропонимания. Научные революции.

Фил-я изначально претендовала на постижение «мира как целого». Мировоззрение в фил-и - это концептуально выраженная система взгля­дов чел. на мир, на себя и своё место в мире.

Мировоззрение как система имеет собственную внутреннюю структуру и устойчивые элементы. Одним из структурных элементов этой системы высту­пают идеи, концептуальные образы, формирующие картину мира и чел. На основе концептуального миропонимания возникает оценка чел-ом само­го себя, своего окружения, своей жизни в мире. В результате формируется сис­тема смыслов и ценностей, вырабатываются идеалы. Руководствуясь идеалами, чел. определяет цели и задачи жизни, познания. Мировоззрение предусмат­ривает выработку жизненной позиции как результата опыта существования чел. Позиция чел. явл-ся неотъемлемой частью личностных убежде­ний, образует внутреннее духовное ядро личности.

Мировоззрение - это необходимая составляющая человеческого созна­ния, а миропонимание - это одна из сторон, форм, характеризующих мировоз­зрение, представляющих познавательно-интеллектуальную сторону или иначе выражаясь - интеллект. Мировоззрение как общая система представлений о мире и чел-е, формируется различными областями человеческой жизни, практики, культуры.

Философская форма мировоззрения предусматривает два направления сознания - формирование картины мира, универсума, направленной «вовне» и противоположной – устремленной к самому чел-у («внутрь»), определяющую её суть, место, предназначение в природном и социальном мире.

Филос-ое мировоззрение может существовать, используя разные типы мировоззрения. Например, обыденное, мифологическое, художественное. Но, несмотря на заимствование определенных способностей в этих типах мировоззрений, Фил-я занимается осмыслением мира и чел. сквозь призму рационального знания.

Филос-ое мировоззрение, как и сама наука, находится в постоянном движении, т.к. оно отражает самосознание эпохи и общ-ва. А каждая но­вая эпоха даёт новую постановку проблем, формулировки основного вопроса фил-и и т.д. Это система непрерывно развивающихся знаний о мире в силу чего не могущих никогда дать завершенное представление о мире.

Научное мировоззрение дифференцирует объект и субъект, всеобщее и единичное, истину и мнение. Стремление науки к достижению истинного знания основывается исключительно на эмпирических методах - наблюдении и эксперименте и рационально обосновывается. Ещё одной специфической чер­той научного мировоззрения явл-ся научный язык - строго определенный, формализованный, не терпящий многозначности.

Исторически представление о научности (рациональности) менялось. В зависимости от этого трансформировался идеал научного мировоззрения. В определенный период таковым считалось математическое знание, затем физическое, социально-гуманитарное знание. Отдельные науковеды утверждают, что сегодня нет единого идеала научной рациональности в силу того, что он находится в пр-се становления. Нек-рые ученые считают также, что понятие «научное мировоззрение» - это понятие чисто условное, используемое в самом узком, специфическом смысле этого слова.

В системе мировоззрения высшим уровнем научного знания, объеди­няющего исторически и дисциплинарно многообразие науки через её фундаментальные проблемы и родовые принципы, может быть представлена научная картина мира. Данное понятие отражает степень и форму постижения чел-ом (социумом) мира.

К началу XXI века в науке обозначились признаки эволюционного кризи­са. Наука на данный момент не может предложить надежных способов разре­шения современных проблем, к-рые ставят под вопрос выживание человече­ства. Исходя из представления об обобщении циклических закономерностей развития науки, можно утверждать, что общество вступило в период очередной научной революции.

Научная революция - это одно из основных понятий современной фил-и, введенное в научный оборот Т. Куном в работе «Структура научных ре­волюций». Научная революция - это процесс смены парадигм. Кун считает, что рано или поздно могут возникать ситуации, когда ученые приходят к выводу о невозможности разрешения нек-рых задач в рамках определенной парадиг­мы. Такие задачи Кун именует аномалиями. Кризис заканчивается, когда одна из теорий доказывает возможность по наиболее эффективному разрешению существующих проблем, а большая часть научного сообщ-ва принимает это. Эта теория закладывает основы новой парадигмы.

Т.о., философское мировоззрение выполняет ряд функций, родственных функциям науки, но наряду с этим оно реализует и особые, лишь ей присущие функции.

Революции (от лат. revolutio поворот, переворот) выражают коренные ка­чественные изменения, скачкообразный переход в развитии общ-ва, позна­ния, какого либо явления природы, в преобразовании различных систем, форм и образований. В обществе существует множество видов революций: социальных, культурных, научных, технических, информационных, сексуальных, «зе­леных» и др., между к-рыми складываются тесные взаимосвязи. Особое внимание революциями в науке уделяет Фил-я XX-XXI вв.

За время развития науки в ней произошло несколько революционных смен парадигм. Во второй половине XV в. началась первая революция в науке, к-рая привела к освобождению ее от схоластики, знаний, оторванных от жизни, основывающихся на отвлеченных рассуждениях, не проверяемых опытом. Она положила начало современному естествознанию. Эта революция не сопровождалась глобальными изменениями в технике, к-рая в этот период еще развивалась на основе эмпирических достижений, полученных из собственной практики.

Научный и технический прогресс впервые начали сближаться в XVI- XVIII веках, когда мануфактурное производство, нужды мореплавания и тор­говли потребовали теоретического и экспериментального решения практиче­ских задач. Более конкретные формы это сближение приняло, начиная с конца XVIII века, в связи с развитием машинного производства, что было обусловле­но изобретением Д. Уаттом парового двигателя. Это был промышленный пере­ворот, к-рый получил название промышленной революции, продолжавшейся почти 100 лет. Промышленная революция решающим образом повлияла на дальнейший процесс совершенствования техники. Наука и техника начали вза­имно стимулировать друг друга, активно влияя на все стороны жизни общ-ва, радикально преобразуя не только материальную, но и духовную жизнь людей.

В конце ХIХ-нач. XX веков в науке произошла новая революция, свя­занная с открытиями электрона, превращения атомов одного элемента в атомы другого, взаимопревращения массы и энергии. Она оказала значительное влияние на последующее развитие техники, но, тем не менее, не сопровождалась революцией в ней.

Достижения в области атомной физики и молекулярной биологии, а так­же появление кибернетики обеспечили естественнонаучную основу первого этапа научно-технической революции начавшегося в середине XX века и про­должавшегося до середины 70-х годов. Основными направлениями этого этапа стали атомная энергетика, электронно-вычислительная техника, ракетно-космическая техника, спутниковая связь.

Со второй половины 70-х годов начался очередной этап научно-технической революции, продолжающийся до сих пор. Важной характеристи­кой этого этапа стали новые технологии, к-рых не было в середине XX века (лазерная технология, биотехнология, микроэлектроника, создание «искусст­венного интеллекта», волоконно-оптическая связь, генная инженерия, исследования космоса, нанотехнологии и др.). Важной характеристикой этого этапа стала невиданная ранее информатизация общ-ва на основе ПК (появившихся в конце 70-х годов) и Всемирной системы обще­доступных электронных сетей (Интернет). В результате чел. получил дос­туп к объемам информации значительно большим, чем когда бы то ни было; а также образовался новый «горизонтальный» характер массовых коммуникаций, до появления к-рого доминировал «вертикальный» характер общения, в рамках к-рого обратная связь между коммуникантами почти отсутствовала. Ин­тернет обеспечивает распространение информации для неограниченного круга потребителей, к-рые свободно могут взаимодействовать друг с другом. НТР повлекла перестройку всего технического базиса, технологий производства и вызвала глубокие изменения в миропонимании. Последнее нашло воплощение в принципиально новых, синергетических представлениях об объективной ре­альности.


 

54. Научное познание и роль науки. Философия науки. Наука - особая сложноорганизованная деятельность чел., сконцен­трированная в трех основных сферах: (1) наука как способ познания мира, (2) наука как сфера культуры, (3) наука как социальный институт.

Как способ познания мира наука представляет собой сферу деятельности по получению, систематизации и проверке нового знания и результат этой дея­тельности в виде целостной системы знаний. Основной задачей науки явл-ся выявление объективных законов существования мира, а ее целью - познание истины.

Научное познание содержит два взаимосвязанных, но качественно раз­личных уровня: эмпирический и теоретический. На теоретическом уровне про­явл-ся св-ва научного познания, такие как: - рациональность (от лат. ratio - разумный) - логичность суждений, вы­ходящих за рамки эмпирического уровня, на основе законов логики; - верифицируемость (от лат. verificare - доказываемость) - доказывае­мость утверждений в результате эмпирической проверки; - понятийностъ - способность науки отображать в мышлении единство свойств, связей и отношений действительности и фиксировать их при помощи специальных терминов; - непротиворечивость - невыводимость противоречия, т.е. никакое на­учное утверждение не может быть и доказано и опровергнуто одновременно.

Формами научного познания явл-ся: - проблема - это форма познания, содержанием к-рой явл-ся то, что еще не познано, но требует познания, т.е. своего рода знание про незнание. Проблема формируется в два этапа: постановка проблемы и путь ее решения; - гипотеза (от гр. hypothesis - основание, предположение) - это форма знания, содержащая допущение, сформированное на основе ряда фактов, ис­тинное значение к-рых неопределенно и требует проверки и обоснования; - теория - наиболее развитая форма науч. познания, предст. собой целостное, системное, достоверное отображение закономерных и сущно­стных связей опред-ой области действительности.

Критериями научности явл-ся: - универсальность - научные знания явл-ся истинными для тех усло­вий, в к-рых они получены;

- объективность и обезличенность - научные истины не зависят от лич­ностного фактора;

- общезначимость - научные знания представлены на едином языке тер­минов и понятий и могут быть использованы всеми людьми;

- системность - наука рассматривает явления в целостности, структури­рованности, взаимосвязанности составляющих ее элементов и подчиненности организации всей системы;

- критичность - результаты науч. познания могут быть поставлены под сомнение и пересмотрены;

- незавершенность – науч. познание в принципе бесконечно, посколь­ку абсолютная истина достигнута быть не может;

- преемственность - новые знания добываются на основе уже имеющих­ся знаний.

По этим критериям наука отличается от псевдонауки (гр. pseudos - ложь), или лженауки. Лженаука - это деятельность или разнообразные учения, осоз­нанно или непроизвольно имитирующие науку, но таковой не являющиеся. В современном мире широкое распространение лженауки связано с поиском бы­стрых и удобных ответов на важные и до сих пор не решенные вопросы чел. и общ-ва (лекарства от неизлечимых болезней, физическое бессмертие, со­стояние счастья и т.д.). Так, лженаука не удовлетворяет критериям: - критичности - в ней используются новые непроверенные методы, со­мнительные или ошибочные данные и сведения; - незавершенности - она провозглашает окончательные ответы на вечные вопросы и не допускает возможности сомневаться в них; - преемственности - она провозглашает революционный переворот в нау­ке и технологии, обещая быстрые и баснословно позитивные эффекты, а все неудачи списывает на «идейные гонения» со стороны «официальной науки», тем самым ставя себя вне критики научного сообщ-ва.

Лженаучные учения не обладают св-вами научного познания. Они не рациональны и неверифицируемы, поскольку попытки подтвердить теоретиче­ские выкладки экспериментально наталкиваются на апелляцию к «интуиции», «здравому смыслу» или «откровению». Понятийный аппарат лженауки изоби­лует понятиями, означающими явл-я, не фиксируемые наукой («чакры», «биоэнергетика», «лунные узлы» и пр.). Обнародование лженаучных учений происходит через СМИ, а не по каналам научной коммуникации, таких как конференции и научные рецензируемые издания.

Как один из основоположных факторов существования культуры наука, наряду с иными формами познания мира - мифологией, религией, искусством, философией, - дает целостное представление о мире и чел-е, закономерностях их сущ-я и развития.

Критерии научности позволяют отличить научное познание от обыденного. Обыденное познание - это неспециализированная познавательная деятель­ность чел., результатом к-рой явл-ся жизненно-практические знания (житейская мудрость). Получение и использование такого знания не требует особой подготовки, оно основывается на житейском опыте. Обыденное знание, в отличие от научного, не нуждается в спец. понятийно-категориальном аппарате и не требует использования спец. аппаратуры.

Феномен научного знания возникает в западноевропейской культуре. Оп­ределенные технологические разработки были известны еще в Вавилоне и древних культурах Египта, Индии и Китая. Однако научное знание как особая сфера теоретической деятельности появилось в Древней Греции (VII-VI вв. до н.э.) в связи с развитием критических функций разума и абстрактного мышле­ния. Долгое время научное знание развивалось в тесной связи с философией, поэтому этот период развития науки называют имплицитным (от лат. implico - охватывать), т. е. не выраженный явно.

В XVI-XVII вв. происходит отделение научного знание от философского и отождествление «науки» с «природоведением». С этого времени нач-ся эксплицитный период развития науки (от лат. explico - развертывать, раскры­вать), т.е. собственно развитие науки как самостоятельной дисциплины.

Классическая наука (XVII-XIX вв.) начинается исследованиями И. Ньютона (1642-1727) в соответствии с лозунгом, выдвинутым Ф. Беконом: «Знание - сила», - обозначавшим, что наука способна принести пользу чел-у, улучшить его жизнь. В классической науке предмет познается объективно, безотносительно к познающему субъекту.

Неклассическая наука (1905-1930-е гг.) связана с квантово-релятивистской революцией, с появлением квантовой механики и созданием теории относительности. Неклассическая наука учитывает связи между знани­ем об объекте и характером средств познавательной деятельности субъекта.

Постнеклассическая наука (со II пол. XX в.) обусловлена появлением ус­тановки на человекосоразмерностъ, т.е. включением самого субъекта в изучае­мую систему, а также гуманистической составляющей в поиск истины. Наука осмысляет соотнесенность характера получаемого знания об объекте не только с особенностями средств деятельности субъекта, но и с ценностно-целевыми установками этой деятельности.

Возросшая роль науки в современном мире, сложности и противоречия пр-са научного познания способствовали появл-ю 2-х противополож­ных позиций в его оценке: сциентизм и антисциентизм.

Сциентизм (от лат. scientia - знание, наука) - мировоззренческая установка на высшую ценность науки в обществе и провозглашение науки главным фактором прогресса в истории, средством решения всех, в том числе и социальных, проблем. Антисциентизм - мировоззренческая установка на резко негативное отношение к научному и техническому развитию и критическое отношение к возможностям науки обеспечить общественный прогресс и гуманистическое развитие.

Формирование науки как социального института начинается с ХVII в., когда наука перестала быть делом интеллектуалов-одиночек и были организо­ваны первые научные общ-ва (Королевское общество в Англии (1660), Фран­цузская Академия наук (1666)). Сегодня институт науки представляет собой сложноорганизованную систему взаимодействия отдельных ученых, научных учреждений, профессиональных групп с целью производства знаний.

В ходе функционирования института науки формируется система образцов, норм, ценностей. Выдающиеся ученые в своих исследованиях стремились к вершинам творческого знания, составляющим идеалы науки. Идеалы науки - это ее методологическая основа, позволяющая достигать максимально обоснованного и доказательного знания. Научное знание ценностно-нейтрально постольку, поскольку ценностно-нейтральны научные истины. Однако моральные суждения актуализируются при оценке деятельности по получению знания и его использованию. Вопрос ответственности ученого и шире - науки, выводит на проблемы, к-рые рассматривает этика науки. В проблемном поле этики науки находятся вопросы моральной оценки прогресса науки, общ-ва и чел. в связи с неконтролируемостью применения знаний, влияние последствий научного познания на жизнедеятельность чел., а также вопросы профессиональной этики ученого.

Наука выполняет следующие функции: объяснительную (объясняет законы развития мира); мировоззренческую (дает возможность сформировать целостное представление о мире и месте в нем чел.); прогностическую (помогает оценивать последствия человеческой деятельности и предсказывать пути развития природы и общ-ва); социальную (участвует в решении вопросов об­щественной жизни, в решении глобальных проблем человечества); технологическую (способствует совершенствованию технологий во имя преобразования общ-ва и природы).

Философское осмысление научной деятельности возникает одновременно со становлением классической науки и проходит в рамках гносеологии (эпистемологии). Фил-я науки как особая отрасль философской рефлексии сформировалась в XIX в. в фил-и позитивизма, где наука и научная ра­циональность становятся высшей ценностью, а методология естественнонаучного исследования признается истинной для социогуманитарных наук. В XX-XXI вв. философские исследования науки активно проходят в рамках постпозитивизма.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.