КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сферы жизни общ-ва. Взаимосвязь экономической и политической сфер. 1 страница
С позиции системного подходаобщество как социальная реальность представляет собой целостную систему, развивающуюся на собственной основе. Система есть целостное образование (предмет, явление или процесс), состоящее из качественно определенной совокупности элементов, связанных между собой, и способное во взаимодействии с внешней средой изменять свою структуру. Структура выражает способ взаимосвязи элементов системы. Содержательную основу целостной системы и специфику ее организации определяет состав элементов. Динамические характеристики системы, т.е. ее функционирование, связаны с предназначением выполняемых ею определенных функций. В качестве важнейших свойств системы выступают целостность, интегративность и адаптивность. Элементами общ-ва как системы явл-ся люди, социальные связи и отношения, социальные действия и взаимодействия, социальные общности, институты и организации, нормы и ценности. Т.о., общество явл-ся социальной системой, охватывающей совокупность социальных явлений и процессов, взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое. Социальная реальность представлена структурными уровнями (индивид, семья, производственный коллектив, социальная группа, класс, народ и нация, государство, человечество в целом). Структурное многообразие социальной реальности обусловлено переплетением разных уровней общественных образований, определенным образом взаимодействующих друг с другом и составляющих общество. Основными видами социальной структуры явл-ся идеальная и организационная. Также важной характеристикой общ-ва служит социальная стратификация, к-рая по определению П.А. Сорокина выражает дифференциацию некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге.
40. Влияние природной среды и демографических процессов на общество. Натуралистические концепции в социальной философии. По мере развития человеческого общ-ва все острее становится проблема сохранности природных богатств и безопасности жизнедеятельности чел., В середине XX века эта проблема превратилась в одну из глобальных. Опасность углубления противоречий в системе «природа - чел. - общество» приводит к осознанию экологических задач в качестве приоритетных для современности. Термин «экология» стал популярным в 80-е годы XX века из-за угрозы экологической катастрофы, что было связано с началом эпохи глобального прогнозирования. В середине 70-х годов в рамках экологического детерминизма сформировались экологическая этика и экологическое право как отклик культуры на вызов антропоцентрической и техногенной цивилизации, создавшей кризис природной среды. На плечи современников ложится огромная ответственность за деятельность в мире природы. Выполнение исторической миссии в этой сфере требует сегодня от людей нового стиля мышления и компетентности, гуманистического мировоззрения, нравственной чистоты и высокой социальной активности. Экоцентрический тип экологического сознания во многом опирается на натуралистические концепции философской традиции: географический детерминизм, биологический детерминизм и др. Экоцентрический тип экологического сознания - это система представлений о мире, для к-рой характерны ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности чел. и природы, восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с чел.ом, а также баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой. Усилия, направленные на решение экологических проблем, должны стать доминантой современного развития, а для этого необходимо обеспечить последовательную и систематическую оценку качества окружающей среды и ее интеграцию с показателями социального благосостояния. Экологические показатели должны применяться на всех уровнях деятельности. Прежде всего, нужно провести более стратегически ориентированную оценку состояния окружающей среды; комплексный анализ экологического воздействия мер политики, стратегии и программ для каждого географического региона. Одним из важных факторов влияющих на развитие общ-ва и сохранность природы служат демографические процессы, влияние к-рых определяется через состояние и тенденции развития народонаселения, при к-рых количественные и качественные изменения в нем сохраняют положительную направленность и не ослабляют возможности жизнедеятельности и развития социума; защищенность общ-ва от неконтролируемых неблагоприятных изменений в народонаселении. Ряд авторов рассматривают ее как определенный процесс в контексте устойчивого или неустойчивого развития человечества, «когда рост народонаселения становится основной глобальной проблемой человечества, за к-рой уже следуют остальные, в том числе антропогенные, изменения окружающей среды и возможность исчерпания ресурсов». 41. Методология функционализма в исследовании общ-ва. Функционализм относится к числу тех методологических подходов, к-рые направлены на изучение сложных объектов и явлений. Особенностью функционализма явл-ся то, что объект исследования рассматривается как целое, элементы к-рого выполняют взаимосогласованные функции. Содержание функций определяется только по отношению к системе в целом. Соответственно, состояние системы исследуется с позиции функциональных свойств ее частей и тех способов, какими эти части интегрированы в систему и взаимодействуют между собой. Само понятие «функция» происходит от латинского понятия «functio», что буквально означает исполнение, осуществление. В научный оборот понятие «функция» было введено Г. Лейбницем в математических работах по дифференцированному исчислению. Впоследствии данное понятие стало использоваться и в других научных областях знания - в физике, биологии, естествознании. Функциональный подход применительно к обществу стал разрабатываться в рамках социологического знания. В социологии данный подход первоначально разрабатывался английским социологом Г. Спенсером в работе «Основание социологии» и дальнейшее развитие получил в работах его последователей - Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Р. Мертона. В рамках социологического знания функционализм реализуется в качестве структурно-функционального подхода. Важнейшими понятиями структурного функционализма выступают: - «социальный институт», рассматриваемый как устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок; - «социальная структура» как целостная система всех существующих общностей, взятых в их взаимодействии; - «система» как совокупность элементов (различных социальных групп, слоев, социальных общностей), находящихся между собой в определенных отношениях и связях, образующих определенную целостность. Общество с позиций структурно-функционального подхода рассматривается как система, состоящая из взаимозависимых частей или подсистем. Основы структурного функционализма были заложены Г. Спенсером. Он рассматривал общество по аналогии с организмом. Эта концепция основана на идее о том, что общество, как и организм, состоит из ряда элементов и частей (органов), в частности, экономической, социальной, морально-нравственной и т.д. При этом каждая часть существует только в рамках целого, где она и выполняет конкретные функции. Если в какой-то части происходит сбой при выполнении функции, то страдает вся система в целом. Поэтому, все функции участвуют в поддержании устойчивости и воспроизводства общ-ва в целом. Французский социолог Э. Дюркгейм в работах «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода», «Самоубийство» обращается к структурно-функциональному подходу. Ключевым понятием в подходе к структурному функционализму у Дюркгейма выступает социальный факт. Ученый выделяет два вида социальных фактов: морфологические, имеющие материальную природу и духовные, т.е. коллективные представления, к-рые оказывают наиболее глубокое воздействие на чел.. Из совокупности социальных фактов складывается социальная система, формируются социальные институты, ценности и нормы. Поэтому, чтобы изучить общество необходимо исследовать связь и взаимодействие между социальными фактами, иными словами функциональный анализ общ-ва ориентирован на объяснение социального социальным, причины существования конкретного факта рассматриваются во взаимосвязи с другими, предшествующими социальными фактами. Изучение и объяснение социальных фактов связано с социальными функциями. Крупнейшим представителем структурного функционализма явл-ся американский социолог Г. Парсонс. Ученый опирается на функционально-системные представления, почерпнутые у биологов, выделяющих функции живых организмов, необходимые для сохранения организмом целостности. К числу этих функций относятся: адаптация, целедостижение, интеграция, воспроизводство структуры. Функционализм Парсонса применительно к изучению общества строится на идее, что общество есть система и данная система выполняет ряд функций. Функцию адаптации выполняет экономическая подсистема, с помощью к-рой общество приспосабливается к изменениям внешней среды, поставляет и распределяет продукты, необходимые для удовлетворения определённых физических потребностей людей. Адаптация осуществляется через такие институты этой подсистемы как предприятия, банки, через статусно-ролевые отношения. Политическая подсистема реализует функцию целедостижения через государственные институты, партии, общественные движения и функционально-ролевые отношения по поводу политической власти. Социальная подсистема выполняет функцию интеграции и обеспечивает внутреннее единство общ-ва, солидарность его членов через институты социального контроля (право, другие нормативные системы), в к-рых используются соответствующие формы поощрения и принуждения. Разделяя принципы функционализма, сформулированные предшественниками, Р. Мертон внес в данную концепцию ряд уточнений: во-первых, он указал, что раз одно явление может иметь различные функции, так и одна и та же функция может выполняться различными явлениями; во-вторых, наряду с понятием «функция» было предложено использовать понятие «дисфункция», то есть одни и те же элементы могут быть функциональными по отношению к одним системам и дисфункциональными по отношению к другим; в-третьих, существует различие между явными и скрытыми (латентными) функциями. Если функция способствует выживанию системы и ее адаптации к окружающей среде, то дисфункция дает обратный результат. Пока функциональные действия преобладают, а дисфункциональные сведены к минимуму, общество находится в равновесии. Концепция Мертона о явных и скрытых (латентных) функциях внесла весомый вклад в функциональный анализ общ-ва. Понятие «скрытые функции» позволяют изучить те области социальной системы и аспекты функционирования социальных институтов, к-рые явл-ся невидимыми, но при этом оказывают значительное влияние на общественные процессы. Например, исследователи тендера полагают, что в системе образования помимо явных целей, планов, программ и т.д. действует «скрытый учебный план», к-рый формирует представления о мужественности и женственности через учебные иллюстрации и примеры, изучаемую литературу и учебники. Вместе с тем структурно-функциональный подход к изучению общ-ва имеет нек-рые недостатки, к-рые связаны, прежде всего, с некой замкнутостью подхода, обусловленностью условиями социальной структуры и системы в целом.
42. Соотношение формационного и цивилизационного подходов. Формационный подход связывают с марксисткой теорией развития общ-ва (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Суть формационного подхода заключается в том, что развитие общ-ва имеет определенную логику и осуществляется из закономерной смены гетерогенных стадий (формаций) и обладает внутренним единством. За основу развития общ-ва приним-ся общественно-экономическая формация, к-рая базируется на определенном способе производства, а ведущую роль в развитии играют исторические закономерности, независимые от сознания и волю чел. Общественно-экономическая формация включает ключевые компоненты - базис и надстройку. Составляющими базиса явл-ся производительные силы и производственные отношения. Составляющими надстройки явл-ся государство, политические и общественные институты. Механизм перехода от одной формации к другой заключается в эволюции, прогрессивном развитии общ-ва, осуществляющемся благодаря совершенствованию производительных сил. Новый уровень производительных сил вступает в противоречие, в конфликт с устаревшими производственными отношениями, что приводит к качественным изменениям в общественно-экономической формации, в конечном итоге - к формированию новой, более совершенной общественно- экономической формации. К основным недостаткам формационного подхода относят подведение под все общественные процессы экономической основы; общий схематизм развития общ-ва, согласно к-рому все страны проходят все формы формации, от низшей к более развитой; придание человеческому фактору второстепенной роли. Достоинством формационного подхода считается выявление общих закономерностей на различных этапах истории в развитии различных народов, систематизация исторического пр-са развития общ-ва. Альтернативой формационному подходу явл-ся цивилизационный подход, связанный с именами О. Шпенглера, А. Тойнби и др. Особенностью цивилизационного подхода явл-ся принятие за основу развития общ-ва социокультурных аспектов деятельности чел. и общ-ва в целом. Суть цивилизационной концепции Тойнби можно выразить в том, что историческое развитие общ-ва представляет собой развитие совокупности не связанных между собой локальных цивилизаций или культур. Однозначного определения цивилизации не существует. По Тойнби, цивилизация представляет собой замкнутое общество, характеризующееся набором определенных признаков, среди к-рых он выделят два стабильных: религию и территориальный признак. Согласно Тойнби, различают основные и локальные цивилизации. Основные цивилизации (шумерская, вавилонская, христианская и др.) косвенно влияют на другие цивилизации. Локальные цивилизации (американская, германская, русская и др.) ограничены рамками уникальной национальной культуры, они характеризуются единым пространством, своеобразной системой ценностей. Их различие заключается в различном менталитете. Историческое развитие человеческого универсума основывается на взаимодействии полюсов дуальной оппозиции «вызов-ответ». Под вызовом понимается любой фактор, способный вызвать изменения в цивилизации: неблагоприятное географическое положение, агрессия со стороны других цивилизаций и др. Под ответом на вызов понимается реакция цивилизации на внешние вызовы. Цивилизационный подход реализуется в различных концепциях, к-рые объединяет лишь общая идея, что каждая цивилизация проходит свой уникальный путь развития. Формационный и цивилизационный подходы во многом по-разному рассматривают ключевые методологические вопросы. Главное отличие цивилизационного подхода от формационного заключается в отсутствии детерминирующей основы в развитии общ-ва, а также в выдвижении чел. как субъекта в истории общ-ва. В формационном и цивилизационном подходах отличается интерпретация понятия «прогресс». Сторонники формационного подхода определяют прогресс материальным производством, а сторонники цивилизационного кладут в основу прогресса развитие духовной сферы. Каждый из рассмотренных подходов важен, но не достаточен по отдельности. Оба подхода дают разный взгляд на историю развития общ-ва, поэтому в нек-ром смысле их можно рассматривать как взаимодополняющие.
43. Технократические концепции общественного развития. В философско-политической мысли технократическая традиция имеет давнюю историю. Четко оформленная идея общ-ва, управляемого носителями знания, впервые встречается у Платона, к-рый в труде «Государство» отстаивает тезис о том, что государством должны управлять философы. В ХVII в. идея использования научных знаний для управления обществом получила развитие в трудах Ф. Бэкона и Т. Кампанеллы. Однако это все было лишь намеком на технократические идеи, к-рые проявились только на определенной стадии общественного развития.Для того чтобы говорить о технократии, прежде всего было необходимо возникновение достаточно многочисленного слоя научно-технических специалистов. А это произошло во 2-ой половине XIX века с завершением промышленной революции в передовых странах, когда началось массовое применение машин в пр-ве, а затем и в др. сферах. Под термином «технократия», в современной социологии понимается, во-первых, тип государственного устройства, при к-ром вся полнота экономической и политической власти находится в руках технических специалистов, к-рые должны придти на смену бизнесменам и политикам в результате развития НТР; во-вторых, это сами научно-технические специалисты, носители научно-технических знаний и технической рациональности; в-третьих, это различные технократические концепции в современной теоретической социологии, возвеличивающие социально-преобразующую роль техники в современном обществе. Основное положение технократической концепции построения общ-ва - технологический детерминизм. Технологический детерминизм это теоретико-методологическая установка в философских и социологических концепциях, исходящая из решающей роли техники и технологии в развитии социально-экономических структур. Он возник в 1920-х гг. в связи с бурными успехами в развитии науки и техники, нарастающей эффективностью их массового применения в развитии производства. Идею технократизма, как власти научно-технических специалистов, описал Торстейн Веблен в социальной утопии «Инженеры и Ценовая Система» и других произведениях. В работах Веблена эта установка нашла реализацию в доктрине, согласно к-рой решающая роль не только в развитии экономики, но и в принятии управленческих решений в области политики должна принадлежать специалистам. Веблен называл технократами инженеров, технических специалистов широкого профиля. Подчеркивая «ключевую важность» конфликта между бизнесом и индустрией, Веблен считал необходимым «индустриальный переворот», в результате к-рого фактическая власть должна была перейти от предпринимателей к техническим специалистам, а капиталистическое общество превратится в технократическое. Технократическое правительство - это власть экспертов, к-рая эффективно выполняет административные функции. В технократической системе, в к-рой экономика регулируется экономистами, социальная политика регулируется политологами, система здравоохранения управляется специалистами медиками и другие отрасли соответствующими специалистами к-рые работают и обмениваются знаниями совместно, координируемые специалистами-менеджерами, производительность каждого максимизируется настолько, насколько это принципиально возможно. Технократия может также использовать системы управления, в к-рых законы проводятся в жизнь посредством проектирования систем т.о., что их невозможно нарушить. Идеи технократизма также прослеживаются у таких известных ученых как Даниэль Белл, к-рый в своей книге «Грядущее постиндустриальное общество» показывает развитие общ-ва как переход между тремя стадиями - доиндустриальным, индустристриальным и постиндустриальным обществом. Элвин Тоффлер, работе «Третья волна» проводит тезис о том, что человечество переходит к новой технологической революции, то есть на смену первой волне (аграрное общество) и второй (индустриальное общество) приходит новая, ведущая к созданию (сверхиндустриальной) информационного, или постиндустриального общ-ва. Тоффлер предупреждает о новых сложностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с к-рыми столкнётся человечество на стыке XX и XXI вв. Технократические взгляды разделяют современные трансгуманисты, они пользуются популярностью у футурологов, хотя последние не всегда ссылаются на технократию, как таковую, в то же время, приходя к выводам, практически идентичным технократической концепции. Примером может служить работа польского философа и писателя Станислава Лема «Сумма Технологии». Популярный документальный сериал обличительного характера «Дух времени», излагает, среди прочего, идеи технократии и даже предлагают аналог проекта «Технат», так называемый «Проект Венера» разработанный футурологом Жаком Фреско. Методология и многие др. особенности «Проекта Венера» идентичны идеям утопического социализма. Идеи Веблена использовались позднее многими авторами в социологическом и политологическом контекстах. Эти работы относят к направлению, получившему название неотехнократизма. Так их использовали А. Берли, А. Фриш, Дж. Бернхейм в книге «Революция менеджеров» (1941), Дж. К. Гэлбрейт в работе «Новое индустриальное общество» и др. Отличительной особенностью этих теорий явл-ся попытка соединить методологию технологического детерминизма с другими детерминантами, в результате чего создается новый образ общ-ва. Авторы противопоставляют новое общество индустриальному обществу, делают акцент на сбалансированном соотношении между материальными и духовными ценностями, между техническими и гуманитарными знаниями. 44. Взаимоотношения объективного и субъективного в истории. Фатализм и волюнтаризм. Влияние на историческое развитие оказывают как субъективные, так и объективные факторы. Под объективными факторами имеются в виду те независящие от воли и сознания людей феномены и обстоятельства (прежде всего социально-экономического порядка), к-рые необходимы для порождения данного исторического явления. Но сами по себе они еще недостаточны. Произойдет данное историческое событие или не произойдет, ускорится его реализация или, напротив, замедлится, зависит от субъективного фактора, проявляющего себя на базе этих объективных условий. Субъективный фактор - это сознательная, целеустремленная деятельность масс, классов, политических партий, отдельных личностей, направленная на изменение, развитие или сохранение объективных условий общественного развития. Взаимодействие объективных условий и субъективных факторов находит свое выражение в том, что историю творят люди, но творят не по своему произволу, а будучи вписанными в определенные объективные условия. В структуре субъективного фактора различают в качестве основных организационный и идеологический компоненты. Это значит, что чем организованней выступают люди, чем глубже осознаются ими стоящие задачи и пути их решения, тем плодотворнее их практическая деятельность. Свобода есть познанная необходимость: чем лучше познал чел. законы природы и общ-ва, тем свободней он в своей деятельности (разумеется, в рамках общей зависимости от этих законов). Деятельность субъективного фактора придает законам общественного развития субъектно-объектную природу. Это означает, что данные законы не просто реализуются субъектом после их осознания, но сами включают в свое объективное основание определенные субъективные составляющие. Включенность субъективного фактора в исторический процесс позволяет лучше понять причины необратимости самого этого пр-са. Реализуя на данном этапе тот или иной закон, люди так видоизменяют объективные общественные условия, что возврат к предшествующему состоянию становится уже невозможным. Становится понятней и более резкое выражение необратимости в сфере общ-ва по сравнению со сферой природы. Ведь если даже о «круговороте веществ в природе» мы не можем говорить без нек-рых погрешностей, то «круговорот в обществе» представляется чересчур упрощенной, а потому ненаучной идеей. Т.о., хотя социальные изменения во многих отношениях представляют собой естественноисторический процесс, последний, в отличие от своего аналога в природе, не исключает активности социального субъекта (более того, предполагает ее) и включает в себя систему выбора. Это имеет самое прямое отношение и к выбору эволюционного или революционного варианта перехода к новой общественно-экономической формации в той или иной конкретно-исторической ситуации. Трудности теоретического осмысления парадоксов исторического пр-са приводят к тому, что мы зачастую в пр-се наших размышлений (а затем и действий) осознанно или неосознанно разводим основополагающие стороны этого парадокса, а затем абсолютизируем одну из них. И тогда в качестве одного из возможных вариантов «разрешения» парадокса появл-ся волюнтаризм (от лат. voluntas - воля), объявляющий просто несуществующей одну из сторон парадокса - объективный характер законов общественного развития. По сути дела перед нами - феномен субъективно- идеалистического толка, к-рый возводит в абсолют волю субъекта, его свободу и сводит к нулю необходимость, т. е. зависимость деятельности субъекта, ее результатов от объективных законов общественного развития. В истории революционного движения волюнтаристами были народники, эсеры, сегодня таковыми явл-ся различного рода ультралевые, анархистские движения. Значительные элементы волюнтаризма встречались и до сих пор дают о себе знать в социально-политической практике нашей страны в виде игнорирования объективных условий и попыток волевого, произвольного решения назревших проблем. Широкое распространение субъективно-идеалистических, волюнтаристских взглядов характерно для исторической науки, причем не только античной и средневековой, но и относящейся к нашему времени. Особый всплеск в этом отношении наблюдается со второй половины XIX в., когда под несомненным влиянием позитивизма появл-ся ряд школ, отрицающих наличие объективной закономерности в истории. В Германии это В. Виндельбанд, Г. Риккерт, М. Вебер, Э. Майер, в Англии - Б. Рассел, С. Федерн, Г. Тревельян, А. Тойнби, в Америке - Д. Дьюи, Э. Богардус, Г. Беккер-Чейз. По Арнольду Тойнби, исторические законы - это «гипотезы, к-рые до сих пор подтверждались». Тойнби почти дословно повторяет юмовское отрицание объективной природы причинности, согласно к-рой общественные события никогда, нигде и ни в чем не повторяются, не воспроизводятся вновь. Но, впрочем, в таком чистом виде отрицание исторических закономерностей встречается все же редко. Дело в том, что сторонники волюнтаристских концепций тоже вынуждены обращаться к прошлому историческому опыту, «использовать» его для подтверждения своих взглядов на настоящее и прогнозирование будущего. Отрицание исторической закономерности сочетается у них с признанием возможных аналогий в истории. Или, точнее, — отрицание исторической закономерности принимает форму аналогизма. Так, под влиянием известного кантианца Г. Риккерта, Э. Мейер утверждал, что развитие человеческого общ-ва не подчиняется объективным закономерностям, что немыслимо выяснить причины его развития и гибели. «В течение моих многолетних исторических исследований, - писал он, - мне не удалось открыть ни одного исторического закона, да и в сочинениях других историков мне до сих пор не попадались такие законы. Поэтому я могу смело сказать, что исторические законы существуют только в идеале, в качестве постулатов. Точно также в сфере массовых явлений, например, в экономической истории, нет никаких исторических законов, а есть лишь эмпирические обобщения, выведенные путем аналогии». Другой исторически известный вариант теоретического разрешения рассматриваемого парадокса - фатализм (от лат. fatum - рок, судьба), к-рый в отличие от волюнтаризма совершенно исключает момент свободы, свободного выбора субъекта, активную роль деятельности чел.. Поскольку существуют и действуют объективные законы общественного развития, рассуждают фаталисты, то ни о какой активности чел. речи быть не может, ему остается пассивно ждать, когда эти законы автоматически возьмут свое. Фатализм в объяснении исторических событий и исторического пр-са в целом - явление весьма распространенное. Причиной фатализма нередко считали неспособность чел. познать законы истории. Таких оценок придерживался Л.Н.Толстой: «Фатализм в истории неизбежен для объяснения неразумных явлений (т.е. тех, разумность к-рых мы не понимаем). Чем более мы стараемся разумно объяснить эти явления в истории, тем они становятся для нас неразумнее и непонятнее». Впрочем, сам Толстой понимал историю как процесс безличной деятельности народных масс, неприметно и бессознательно ее творящих. «Только одна бессознательная деятельность приносит плоды, и чел., играющий роль в историческом событии, никогда не понимает его значения. Ежели он пытается понять его, он поражается бесплодием». Отсюда толстовский вывод о бесплодности деятельности выдающейся личности, способной только дать свое имя событиям, и некорректируемом ходе истории, поскольку она складывается из непроизвольных действий миллионов. Парадоксально, но эту же неспособность познать законы истории Толстой связывал со свободой (как и с фатализмом). В истории - отмечал он - нет ни грана свободы: то, что известно нам, мы называем законами необходимости; то, что неизвестно, - свободой.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |