КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Категории первых двух триад логики Гегеля 6 страница
- ранняя античная фил-я признавала Логос в качестве всепронизывающего начала, к-рое явлено в уме/разуме чел. (позже оно начнет пониматься как сущностное св-во чел.); -разные школы религиозной фил-и также давали свои ответы; так, в иудаизме и христианстве, н-р, чел. считается образом и подобием Бога, в исламе чел. - это «сосуд» идеи совершенства, в буддизме он потенциально явл-ся носителем сознания Будды, и т.п.; - антропософия (М. Штинер, Р. Штайнер, из современных представителей - К. Свасьян) утверждает, что чел. есть «уникальное всё», что он своим существованием предъявляет идею самопознающего себя мира; - гегелевское учение о саморазворачивании в природе, чел-е, общ-ве и культуре тоже самопознающего, но Абсолютного Духа, также можно отнести к этой группе трактовки сущности; - утверждение воли в кач-ве универсальной основы мира, уникальным образом реализующей себя через чел. хар-рно для таких мыслителей как А. Шопенгауэр (воля к жизни), Ф. Ницше (воля к власти как модус воли к жизни), представит. постмодернизма (воля к знанию как модус воли власти). Понимание сущности как специфического св-ва чел. (при этом наличие сущности как некоего всеобщего чел-го основания, естественно, присутствует), к-рое коренится в той или иной составляющей природы чел., также представлено рядом философских подходов. Нек-рые из них: - по Аристотелю, чел. - политическое животное; сущностным св-вом чел., тем самым, подчеркивается, что чел. - существо социальное, и базовой признается его способность управлять своим жизненным пространством, к-рая есть модус свободы; - рационализм выдвинул в качестве специфического св-ва чел. мышление и интеллектуальную интуицию; - кантовское понимание сущности чел. выражается понятием «мораль»: чел. - существо нравственное, способное к максимальной реализации своей свободы в исполнении долга и противостоянии склонностям; - И. Фихте и марксизм считали, что труд явл-ся тем самым св-вом, отличающим чел. от животного; правда, по Фихте, труд - это модус бытия самосознания (духовной природы), для марксистов труд - способ развития сознания и речи как продуктов биосоциального бытия; - С. Кьеркегор вполне бы мог назвать чел. существом переживающим (где переживание - это осознанное, осмысляемое чувствование), уделив внимание описанию страха, трепета, отчаяния, скуки как сугубо человеческих состояний духовного бытия; -для Ф. Ницше чел. - это существо волящее, в к-ром воля «источается» и телом, и духом, и культурной реальностью, к-рая проявл-ся в единстве 3-х модусов: я хочу, я могу, я должен; - философская антропология начала XX века в качестве специфических свойств чел. выделила следующие: а) дух, дающий о себе знать в самосознании, воле, предметном мышлении (М. Шел ер); б) эксцентричность как переживание тотальной неукорененности чел. в мире и его стремления преодолеть временные пространственные хар-ки своего существования (X. Плеснер); в) принципиальная биологическая ущербность / неприспособленность, компенсирующаяся духом (А. Гелен); - Й. Хейзинга - теоретик культуры - утверждал, что чел. - это существо играющее, а игра явл-ся уникальным синтезом сознательного и бессознательного уровней бытования духа, осуществляемого чел-ом; -философ культуры Э. Кассирер наз-ет чел. «животным, производящим символы», утверждая тем самым, что возникновение символического мышления и языка (духовная природа) предшествует скачку в орудийной деятельности чел.; - антропология постмодернизма наделяет чел. свойством «текста», возникающего в результате его дискурсивных практик; здесь, понимание чел. стало своеобразным развитием предыдущих позиций, так что наряду с текстовостью сущностным св-вом признается симулятивность; чел. создает симулякр (это понятие было введено Ж. Бодрийяром и означает символическую вселенную, обладающую игровым способом сущ-я, нацеленную на расширение своей воли к власти), живет в нем и творится отныне им же; последнее и приводит к тому, чел. - существо симулятивное, он текст, требующий понимания. Экзистенциализм, в отличие от изложенных выше точек зрения, заявил об отсутствии у чел. сущности именно как всеобщей идеи чел., говоря о том, что индивидуальное существование предшествует сущности, к-рая также носит индивидуальный хар-р и приобретается в актах экзистирования оказывающегося в «пограничных ситуациях» чел.. Тем не менее, внутри этой школы были проговорены важные отличительные черты чел., что означает признание наличия общечеловеческой сущности во 2-ой коннотации - как специфического св-ва чел.. Такими чертами были названы: несводимость как принципиальная невозможность чел. с чем-либо отождествить; непредопределенность как принципиальная свобода самотворения; незаменимость и неповторимость как признание принципиальной уникальности каждого чел.; и невыразимость как принципиальная невозможность рационального исчерпывающе полного познания и описания чел.. Чел. - Ничто, он не укоренен в бытии; он есть вечное становление, что есть признак универсальности и свободы чел.. Большинство трактовок сущности чел. могут восприниматься в качестве взаимно дополняющих, что способствует стереоскопическому видению чел.. Вопрошание о сущности чел. (сущность же еще ассоциируется с проблемой целесообразности и значимости существования) и понимание трех- частного устройства его природы позволяют поднять вопрос о предназначении чел.. Ведь в конечном итоге, чел. волнует именно смысл его жизни. Смысложизненное беспокойство чел. питается осознанием своей смертности в ситуации эксцентрического хар-ра сущ-я. Стремление преодолеть конечность во времени и пространстве высвечивает проблему преодоления если не смерти, то её главных предполагаемых последствий – забвения и бесследности. Т.о., перед чел-ом встают вопросы: как возможно для смертного, по сути, чел. обессмертить себя (в религиозном ли, светском ли пониманиях)? каким может или должно быть предназначение, чтобы переживать гармонию со своей природой и не исчезнуть со смертью? Возможные варианты человеческого предназначения в самом общем виде можно представить на трех уровнях смыслоопределения: индивидуальном, общечеловеческом, онтологическом. Биологическая природа провоцирует появление следующих смыслов: избегание страданий и получение удовольствий, продолжение себя в детях, воспроизводство человечества, совершенствование природы («посадить дерево» - чем не способ оставить свой след в мире?). Социальная природа высвечивает такие смыслы, как переживание удовлетворенности от форм и уровня своего социального бытия, достижение социального успеха (самоутверждения), воспроизводство и совершенствование многообразных социальных институтов и отношений. Способ бытования духовной природы (самореализация и освоение) инициирует понимание того, что «быть чел-ом» означает: достижение духовного здоровья (его наличие выражается в таких характеристиках, как осмысленность; переживание сопричастности и открытости, наполненности внутреннего мира и жизни; моральная и эстетическая чувствительность; неуспокоенность; управление собой и т.п.), выражение своей индивидуальности, приобретение способности быть собой, воспроизводство духовных ценностей, создание культуры и духовное совершенствование. Соотнесение между собой этих различных пониманий предназначенности в актах рефлексии, распредмечивание всеобщих смыслов в виде индивидуальных целей жизни и их воплощение в социальном/индивидуальном бытии есть путь отдельного чел. к жизни-в-мудрости. Именно в ней природа и сущность чел. начинают говорить «в полный голос», награждая его переживанием гармонии с самим собой и миром.
36. Человек как личность. Психологическая и социальная типология личности. Чел. - единство биологического, психологического и социального. Вопрос о том, как и для чего чел. живет на Земле, интересовал многих мыслителей на всем пути развития философской мысли. В разные времена разные философы отвечали на этот вопрос по-разному. Личность - это социальное св-во индивида, совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в пр-се взаимодействия с др. людьми и делающих его субъектом (творцом) труда, познания, общения. Признаки личности: разумность, свобода, ответственность. Вполне возможно, что каждый чел. по рождению, от природы потенциально имеет личностные кач-ва. Но в пр-се социализации эти кач-ва могут быть или не быть реализованы. Типология личности используется для изучения, описания индивидов и систематизации получаемых данных. Многие гуманитарные науки используют свою типологию личностей. Идея типологии возникла в древности, где она была представлена классическим учением о типах темперамента, охватила характерологию и проникла в персонологию - учение о личности. Одной из первых типологий чел., основанной на его смысложизненных ценностях явл-ся социально-политическая типология Платона, к-рый выделял следующие типы: 1) нормальный, хар-ся преобладанием высшей стороны души, стремлением к поиску истины; 2) тимократический, отличается сильным развитием честолюбия и наклонности к борьбе; 3) олигархический, отличается скупостью, стяжательностью, сдержанностью и бережливостью; 4) демократический, характерной чертой его явл-ся нравственная неустойчивость, и стремление к постоянной смене чувственных наслаждений; 5) тиранический, в к-ром преобладают самые низшие, животные влечения. Социальная типология личности позволяет: -упорядочить представления о хар-ре, ориентациях, побудительных механизмах поведения индивида; -прогнозировать динамику развития личности, выявлять ее возможности; -раскрыть единство общих, особенных и индивидуальных черт личности; -проанализировать те качества личности, к-рые обусловлены ее бытием как особого субъекта; -охарактеризовать жизнедеятельность, поведение, соц-е связи, внутреннюю стр-ру личности; сформировать критерии, признаки, показатели, отражающие сущностные черты той или иной гр-пы людей. Социальные и психологические типологии явл-ся системами индивидуальных установок и поведенческих стереотипов, образованными с целью объяснения разницы между людьми. Проблема классификации психологических типов всегда была краеугольной для дифференциальной психологии. В настоящее время известны различные варианты типологии личности. Имеет смысл выделить 2 основные тенденции в типологии личности: -в рамках социально-психологической типологии людей разделяют по психологическим признакам (темперамент, характер, интеллектуальные способности и др.); -в рамках социологической типологии в качестве критериев для классификации используются такие показатели, как социальное положение, образ жизни, хар-р и направленность интересов. Развитие психологических классификаций предст-ло/собой параллельное движение 2-х крупных научных направлений: «психология типов» и «психология черт». Сущ-ет множество различных (социальных и психологических) типологий личности. Так, в социологии наиболее признанными явл-ся типологии Эриха Фромма, Макса Вебера и др. Вообще, основой типологий могут быть: преобладающие социальные установки личности; принадлежность к определенной социальной группе, классу (К. Маркс); национальная принадлежность; степень рациональности социального действия (М. Вебер); принадлежность к зодиакальным знакам; система ценностей личности; активность личности (Э. Фромм); кол-во энергии (Л.H. Гумилев). Приведём нек-рые способы типологий: 1) по виду социальных установок личности разделяют на шесть групп: 1. теоретический тип, целью к-рого явл-ся изучение и познание окруж-го мира; 2.. экономический, стремящийся к собственному материальному обогащению; 3. политический, стремящийся к получению возможности управлять людьми; 4. социальный, стремящийся к реализации (признанию, самоутверждению) себя в социуме; 5. эстетический, стремящийся к восприятию красоты, гармонии; 6. религиозный, стремящийся к познанию в себе высшей духовной истины. 2) По классовой и групповой принадлежности (К. Маркс) выделяются следующие типы личности: студенты, интеллигенция, рабочие, военнослужащие, пенсионеры и др. 3) По виду преобладающих ценностей различают следующие типы: - реалист - личность с особо развитым чувством долга, дисциплинирован, держит себя и ситуацию под контролем; - идеалист - личность, вырабатывающая собственные систему ценностей, идеалы, отрицательно относящийся к авторитетам; - традиционалист - чел., привыкший выполнять поручения, не креативен; - фрустрированный тип - личность с заниженной самооценкой, всегда считающий себя лишним; - гедонист - личность, основной целью к-рой явл-ся удовлетворение сиюминутных потребностей, получение собственного удовольствия. В типологии активности личности (Э. Фромм) выделяются: рецептивный тип - пассивная личность; эксплуататорский, рыночный и накопительный. Л. Н. Гумилев выделяет несколько типов личностей: -«активный», энергия к-рого примерно равна затратам на осуществление задуманного; -«пассивный», обладающий «лишней» энергией, к-рую он тратит для достижения высших целей; -«субпассивный» - чел. с недостатком энергии. Самое крупное открытие в области типологии хар-ра было сделано в 1920 г. швейцарским психологом, психиатром и философом - Карлом Густавом Юнгом. Он заметил, что наряду с индивидуальными неповторяющимися особенностями в каждом чел-е присутствуют типичные кач-ва, позволяющие отнести его к определенной гр-пе людей с такими же качествами. Это дало ему возможность построить качественно новую типологию хар-ров, в основе к-рой лежит выделение в личности какой-то преобладающей психической функции (мышления, эмоции, интуиции или ощущения) и ее направленности на мир внешний (экстравертность), или же на мир внутренний (интровертность). Кроме этого, К. Юнг описал еще одну пару ф-ций - суждение и восприятие, из к-рых 1-ая имеет рациональную природу, а 2-ая - иррациональную. Учитывая противоположную направленность каждой пары перечисленных качеств, выражающуюся в мышлении и поведении личности, Юнг дал описания восьми психологических типов (логик, этик, сенсорик, интуитивный - интроверты или экстраверты). Кроме К. Юнга широкое распространение в области научной и практической отечественной психологии получили типологии Э. Кречмера, И.П. Павлова, К. Леонгарда, А.Ф. Лазурского, П. Б. Ганнушкина, А.Е. Личко. Э. Кречмер описал 3 основных конституционных типа телосложения: астенический, пикнический и атлетический, и 2 большие группы темпераментов. Четыре типа высшей нервной деятельностиИ.П. Павлова в поведенческих проявл-ях соответствуют 4-ем гиппократовским типам темперамента. Но в последних работах Павлов указывал, что возможных комбинаций основных типологических св-в нервной системы (силы, уравновешенности, подвижности, возбуждения и торможения) может быть больше, по крайней мере 24. Соотв-но увеличивается и кол-во типов личности, что было убедительно доказано в работах его последователей. Психиатрические типологии основаны на разнообразных патопсихологических признаках и используются в основном в клинической практике. Наиболее известными психиатрическими типологиями явл-ся типологии акцентуаций К. Леонгарда и А.Е. Личко. Так, А.Е. Личко описывает 12 возможных типов акцентуаций хар-ра: лабильный циклоид, истероидный, психастенический, эпилептоидный, шизоидный, сензитивный, конформный и др. У самой многочисленной гр-пы типологий личности основными признаками классификации явл-ся собственно психологические, личностные хар-ки, к-рые всегда так или иначе касаются отношений личности с др. людьми, и поэтому данную гр-пу типологий условно назовем социально-личностной. В частности, А.Ф. Лазурский считал свою типологию психосоциальной и в основу положил принцип активного приспособления личности к окруж-ей среде. Все многообразие человеческих индивидов Лазурский делит по двум основаниям: по психическому уровню – на 3 последовательно повышающихся уровня, и по психическому содержанию - на целый ряд различных типов и их разновидностей. Большинство существующих типологий личности явл-ся классификациями, построенными по разным (случайным, частичным и т.д.) основаниям, поскольку чрезвычайно сложна диалектика социального и биологического, индивидуального и общ-венного, общего и единичного в чел.е.
37. Свобода и ответственность, права и обязанности личности в правовом государстве. Правовое государство - это демократическое государство, в к-ром обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы чел.. Права и свободы - это возможность совершать те или иные действия, пользоваться определенными правами для удовлетворения своих потребностей и интересов.Гарантом незыблемости прав и свобод граждан явл-ся конституционное положение, в соответствии с к-рым властные стр-ры гос-ва обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. В правовом гос-ве признается право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. В свою очередь гражданин несет ответственность за свои действия перед государством в лице его органов. Конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности и лежат в основе всех др. прав, закрепляемых иными отраслями права. Фундаментальные права и вытекающие из них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизни чел.: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. В соответствии с этим конституционные права и свободы принято классифицировать на 3 гр-пы: личные, политич-е и соц-е, культурные, экономич-е. Все права и свободы неотделимы др. от др. и взаимосвязаны, поэтому такое разделение носит чисто условный хар-р. Личные права и свободы связаны непосредственно с личностью, не увязываются с принадлежностью к гражданству и не вытекают из него. Личные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат чел-у от рождения. К ним относятся: право на жизнь, на достоинство, на свободу, на личную неприкосновенность, на неприкосновенность жилища, на выбор места жительства и свободное передвижение, на пользование родным языком и определение национальности, право на информацию и защиту информации, на свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав и юридическую помощь. Политические права определяют статус чел. как субъекта политической общности. К ним относятся: право на объединение, на проведение собраний, митингов и демонстраций, право участвовать в управлении государством, избирать и быть избранным в органы государственной власти и управления. Экономические, социальные и культурные права определяют статус чел. как субъекта трудовой деятельности, члена гражданского общ-ва, участника культурной жизни. К ним относятся: право частной собственности, право на свободное предпринимательство, на труд, на отдых, на образование, на забастовку, на жилище, на мед-е обслуживание, на соц-е обеспечение, на участие в культурной жизни, на свободу творчества. Свобода - способность и возможность сознательно-волевого выбора индивидом своего поведения. Она предполагает определенную независимость чел. от внешних усл-й и обстоятельств. Однако свобода как свойство личности не бывает абсолютной и всегда носит относительный хар-р, то есть ограничивается определенными рамками. В социально-политической жизни свобода чел. выступает как его право. Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, за пределы к-рой вмешательство государства недопустимо. Обязанность «невмешательства» государственной власти соответствует праву индивида требовать соблюдения этого. В случае нарушения данного права оно обеспечивается судебной защитой. В этих условиях фактическая свобода превращается в право свободы. Право становится всеобщим масштабом и равной мерой свободы. Реальное его проявление охватывается формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему дозволено» и наоборот: «Все, что не дозволено власти, ей запрещено». Правовой хар-р свободы индивида проявл-ся в различных сферах общ-венной жизни. В современном демократическом гос-ве объективное право свободы воплощается в субъективных правах личности, разнообразных по своему конкретному содержанию. Но главное в них это права индивида на положительные действия гос-ва в его интересах: право на неприкосновенность личности, право на образование, соц-е обеспечение, судебную защиту, свободное передвижение в пределах гос-ной территории и т.д. Степень развитости и гарантированности свобод личности обусловливается зрелостью правовых начал государственности, объективными социально-историческими, экономическими и духовными предпосылками. Конституция не только закрепляет определенные права, но и возлагает на граждан основные обязанности. Права и обязанности граждан неразрывно связаны между собой. В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед общ-вом, чел. перед гос-вом. Несоблюдение конститут-х обязанностей влечет юридическую ответственность, установленную законом. Конституция возлагает на чел. следующие обязанности: уважать права и свободы др. лиц, платить законно установленные налоги, сохранять природу и окруж-ю среду, защищать отечество, нести военную службу, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, заботится о детях и их воспитании и т.д. Взаимная ответственность гос-ва и личности - самостоятельный принцип правового гос-ва. Это своеобразный способ ограничения политической власти, к-рый выражает нравственно-юридические начала в отношениях между гос-вом как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Правовой характер взаимной ответственности гос-ва и личности - это важная составная часть объективно складывающегося в общ-ве права, а не продукт волеизъявл-я гос-ва. Соблюдение правовых требований - юридическая обязанность всех, и, прежде всего, гос-ва. Этим подчеркивается неотчуждаемость естественных прав чел. в правовом гос-ве. 38. Социальная Фил-я, ее предмет и функции. Социальная Фил-я разрабатывает целостное представление об обществе, его структуре, общих законах его функционирования и развития. Ее специфика состоит в универсальном, философском взгляде на общественную жизнь. Если философское знание в целом характеризуется как мировоззрение, общий взгляд на мир и место чел. в нем, то социальная Фил-я пытается определить общий взгляд на социальный мир. Именно в таком качестве она явл-ся методологически необходимой для всех общественных наук, каждая из к-рых ограничена своим предметом и четко ориентирована на изучение какой-либо стороны общественной жизни. Социальная Фил-я помогает раскрыть место каждой общественной науки, ее предмета, ее законов в общей картине общественной жизни. Т.о., социальная Фил-я выступает как общая теория развития общ-ва. Именно в понимании общ-ва социальной философией заложены те элементы уровневого анализа, на базе к-рых можно определить место различных общественных наук в общей системе познания. Двумя основными специфическими функциями социальной фил-и, как и фил-и в целом, явл-ся мировоззренческая и методологическая, к-рые взаимно дополняют друг друга. Мировоззренческие принципы входят в состав философского метода, к-рый выступает как отражение определенного уровня научного познания мира. Социальная Фил-я также выступает в качестве методологического основания всех общественно-гуманитарных наук. Особо следует сказать о ее связях с социологией (где социальная Фил-я выступает в качестве философско-социологической теории, т.е. занимает лидирующее методологическое положение) и историей (где проблемы самой исторической науки для постановки и разрешения нуждаются в глубоком философском обосновании). Необходимо отметить, что методологическая функция социальной фил-и не ограничивается сферой гуманитарного знания. Многие проблемы, к-рые ставятся в естествознании, могут быть разрешены только при помощи социально-философского методологического обоснования. Главная цель социальной фил-и - стремление к познанию общ-ва. Отсюда можно сформулировать следующие фундаментальные вопросы - проблемы социальной фил-и: - вопрос об объективном характере общественных законов; - проблема общественного сознания; - проблема взаимодействия чел. и общ-ва; Раскрытие объективной природы общественных законов есть следствие целостного философско-социологического анализа общ-ва. Научно-теоретическая аргументация объективного характера всех общественных законов достигается именно в рамках социальной фил-и. Социальная Фил-я также выступает общей теорией сознания общ-ва, основанием к-рой явл-ся учение о сознании общ-ва, о его духовной жизни. Феномен личности в его целостности и многогранности предстает ключевой философской проблемой. Каждая из общественных наук подходит к чел-у со своих позиций, акцентируя внимание на тех аспектах, к-рые важны с точки зрения данной науки. По этому поводу можно привести слова, сказанные немецким философом М. Шелером: «Единой идеи чел. у нас нет. Специальные же науки, занимающиеся чел-ом, скорее скрывают сущность чел., чем раскрывают ее». Анализ сущности чел. как личности может быть осуществлен наукой, к-рая изучает всю совокупность общественных отношений, всю общественную жизнь в целостности. И здесь высоко значение социальной фил-и, к-рая может и должна раскрыть общественную сущность чел., выявить общие принципы подхода к личности. Социальная Фил-я - это наука со своим предметом, системой законов и категорий. Знание социальной фил-и - это определенный показатель уровня философско-методологической культуры исследователя. Речь идет об определенных навыках, позволяющих ученому сопоставить любую проблему со сложной системой многогранных связей общественных отношений; выявить глубинное, закономерное, объективное в развитии общ-ва и историческом пр-се.
39 Понятие общества. Социальная структура и социальная стратификация. Понятие общ-ва - одно из базовых в ряду философских категорий. Оно служит для обозначения социальной реальности, или мира надприродных (надорганических) явлений. Вместе с тем это понятие широко используется не только в научной, но и в повседневной лексике. Диапазон значений его колеблется от любой простейшей организации людей до крупных государств, континентальных и планетарных социальных образований, включая все человечество. Понятие «общество» часто рассматривают в сопоставлении с понятием «природа». Основанный на этом сопоставлении философский подход «от природы к обществу» служит для создания так называемых натуралистических концепций общ-ва. В них подчеркивается особая роль географических, демографических и биологических факторов в определении характера и условий общественного бытия и сознания. Сопоставление иного рода связано с понятиями «чел.», «индивид», «личность». На его основе «общество» характеризуется как с точки зрения надындивидуальных, надличностных основ жизнедеятельности людей, так и с позиции их субъективности. При этом можно выделить подход, в рамках к-рого общественная жизнь связывается с «природой чел.», что определяет появление психологизма в фил-и и социологии. Практика употребления понятия «общество» свидетельствует о множественности значений, придаваемых данному слову. В одних случаях об обществе говорят как о всякой совокупности людей, в других - как о явлениях особой природы, представленных культурой и духом, в-третьих, речь идет о коллективности, кооперации, особом согласовании и организованности людей, объединенных по каким-либо признакам.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |