КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Категории первых двух триад логики Гегеля 5 страница
Познание как сложный и противоречивый пр-сс пред-ет/собой единство чувственного и рационального познания. Чувственное познание протекает в 3-х основных формах: ощущение, восприятие и представление. Ощущение - это отражение отдельных чувственно воспринимаемых св-в предметов материального мира, н-р, запаха, вкуса, формы, цвета и т.д. Восприятие - это целостный образ предмета, к-рый возникает при непосредственном воздействии на органы чувств. Н-р, пейзаж за окном или музыка, к-рая звучит в определенный момент. Представление - это сохранившийся в сознании образ того предмета, к-рый воспринимался ранее. Основное отличие представления от ощущения и восприятия состоит в том, что непосредственное воздействие предмета в данном случае отсутствует. Н-р, воспроизведенный в памяти образ чел., с к-рым приходилось общаться; впечатление от услышанной музыки, воспоминания об увиденной картине. Нек-рые образы в нашем представлении, н-р, образы фантастических существ (кентавр, сфинкс и т.п.), возникают в результате комбинации нескольких образов, существующих в реальности, к-рые достаточно легко представить. Т.о., чувственное познание дает непосредственные знания об отдельных предметах, об их внешних св-вах. Но этого явно недостаточно, чтобы познать объект более глубоко, во всех его существенных и качественных признаках. Отдельные объекты исследования невозможно непосредственно и постоянно наблюдать подле себя. Поэтому нек-рую часть знания мы получаем опосредованно, т.е. с помощью иных знаний, без «показаний» органов чувств. Речь идет о рациональном познании. В рациональном познании у чел. появл-ся возможность мыслить о взаимосвязи различных предметов, о закономерностях существования и развития, причинах и т.д. Для этого используются формы рационального познания: понятие, суждение и умозаключение. Понятие - это форма мышления, к-рая обозначает какой-либо предмет или его св-во. Н-р, гора, растение - предметы; хитрость, мужество - св-ва, признаки. Понятие выражается словом или словосочетанием (дерево, первый президент России). Суждение - форма мышления, в к-рой что-либо утверждается или отрицается. Н-р: «Все синицы явл-ся птицами». «Ни один сорт арбузов не относится к бахчевым овощам». Суждение выражается в форме повествовательных предложений, поскольку восклицательные и вопросительные не содержат в себе утверждения или отрицания. Искл. явл-ся риторические предложения. «Неужели Вы не знали, что Земля имеет форму шара?». Умозаключение - форма мышления, в к-рой из 1-го, 2-х, или нескольких суждений, наз-ых посылками, вытекает новое суждение, наз-ое заключением, или выводом. Пример: Все рыбы - это живые существа. Все караси - это рыбы. Все караси - это живые существа. Особую роль в познании играет интуиция. Интуиция - это непосредственное постижение истины без предварительной осознаваемой познавательной деятельности. Интуитивное знание может иметь характер и мистический, и рациональный, но, так же как и любое знание, требует док-ва. В истории фил-и сложились разные точки зрения относительно роли чувственного и рационального в познании - сенсуализм и рационализм. Сенсуализм - (лат. sensus - восприятие, чувство, ощущение) - направление в теории познания, согласно к-рому ощущения и восприятия явл-ся основной и главной формой достоверного познания. Противостоит рационализму. «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах» - основной принцип сенсуализма. Философы-сенсуалисты: Протагор, Эпикур, Дж. Локк, Э. Кондильяк и др. Рационализм - (от лат. rationalis - разумный) - направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений чел.. Противостоит сенсуализму и эмпиризму. Философы-рационалисгы: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Н. Мальбранш и др. Представлениям о познаваемости мира в фил-и противостоит концепция агностицизма. Агностицизм в гносеологии отрицает познаваемость мира в принципе, допуская существование непознаваемых вещей. Данную теорию развивали Д. Юм, И. Кант и др. Большая часть современных философов полагают, что мир познаваем, при этом в пр-се познания нельзя отдавать приоритет какому-либо способу познания, т.е. одной из альтернативных сторон, поскольку в человеческом сознании чувственное пронизано рациональным, а рациональное - чувственным.
32. Проблема истины в философии. Критерии отграничения истины от заблуждения. Конечной целью познания явл-ся достижение истины. Истиной наз-ют верное отражение объекта познающим субъектом. При этом истинность не зависит от самого познающего субъекта и его желаний. Такая трактовка истины (наз-я классической) восходит к Аристотелю, к-рый считал истину соответствием знания о действительности самой этой действительности. И гносеологии выделяется несколько видов истины. Абсолютная истина есть полное и исчерпывающее знание об объекте познания. В традициях средневековой фил-и абсолютная истина ассоциировалась с Богом или Абсолютом. Многие философы полагают, что абсолютная истина - это цель, к-рой невозможно достичь, и к к-рой можно только приближаться. Относительная истина - это неполное, ограниченное знание о предмете. К абсолютной истине можно стремиться, и по мере этого приближения создавать новые представления, при этом отбрасывая старые. Каждое новое представление на этом пути, все более верно отображающее объект, уточняющее его и будет относительной истиной. Относительная истина - это правильное в основе знание, действительное в рамках своей исторической эпохи. Объективная истина - это представление знаний в виде, не зависящем от субъекта познания, его желаний и предпочтений. Истина объективна содержательно, однако по форме она всегда будет в той или иной степени субъективной. Объективная истина зависит от конкретных исторических условий, хар-их степень ее точности, строгости и полноты, достигнутой на данном уровне познания. Поэтому она с необходимостью явл-ся еще и относительной истиной. Аналитическая истина имеет место тогда, когда приписываемое объекту св-во с необходимостью содержится в самом его понятии. Синтетическая истина - это истина, для достижения к-рой требуется внесение дополнительной информации об исследуемом объекте. Критерии истины делятся на внешние и внутренние. В качестве внешних критериев выделяют практику как материально-предметную деятельность субъекта, полезность, самосогласованность как системность знаний о мире в целом; нек-рые сюда относят и конвенциальность как согласие по поводу истинности того или иного положения. Под внутренними критериями истины понимаются непротиворечивость (логический критерий), гармония и красота (эстетический критерий), а также критерии экономности мысли, симметричности, научной рациональности и др. Действие практики как основного критерия истинности основано на сознательном, целенаправленном пр-се проверки конкретных теоретических положений. Практика есть целесообразная, сознательная деятельность по освоению и преобразованию мира. Она имеет социально-историческую природу, опирается на результаты практической деятельности и опыт всех предшествующих поколений. Тем не менее практика не явл-ся абсолютным критерием истины, т.к. она всегда носит исторически ограниченный хар-р и соответствует уровню теоретического знания. Результатом познавательной деятельности не всегда становится истина. При определенных условиях итогом познания могут стать заблуждение и ошибка. Заблуждение – это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое как истинное. Заблуждения непреднамеренны и возникают вследствие разных субъективных и объективных причин. В их числе - относительная свобода выбора путей познания, сложность решаемых проблем, стремление к реализации замыслов в ситуации неполной информации, поспешные обобщения, одностороннее восприятие объекта, истолкование вероятностных знаний как достоверных. Ложь отличается от заблуждения тем, что обманывающий сознательно, преднамеренно искажает истину. Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было, а также итог логически неправильного мышления. Ложь, след-но, можно определить как искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман. Помимо истины часто употребляется понятие «правда». Под правдой понимается истина, содержащая в себе дополнительно и нравственную оценку, т.е. правда есть нечто не только истинное, но и правильное, честное, справедливое.
33. Целостный подход к проблеме человека в современной философии. Ограниченность биологизаторского и социологогизаторского подходов. С точки зрения биологии любой чел. - это, прежде всего биологическое существо, а именно, представитель вида homo sapiens. Однако все, в том числе и сами биологи, согласны с тем, что чел. - это нечто большее, чем просто животное. Ведь в отличие от них его поведение определяется не только биологическими, но и культурными, т.е. социальными потребностями. Отсюда, собственно, и возникает проблема, к-рую в фил-и принято называть проблемой чел., а именно, какие из этих потребностей явл-ся для чел. главными, оказ-ми решающее влияние на его поведение, - биологич-е или социальные? Спектр мнений, высказываемых по этому вопросу в фил-и, достаточно широк. Рассмотрим 2 крайних подхода - биологизаторский и социологизаторский. Одним из наиболее авторитетных представителей 1-го из этих подходов явл-ся американский биолог Д. Моррисон. В 1967 г. его книга «Голая обезьяна», в к-рой он предложил свою версию теории происхождения чел. В ней, в частности, утверждалось, что «основы нашего поведенческого характера, заложенные в эпоху, когда мы были обезьянами-охотниками, просматриваются во всех наших поступках, какими бы возвышенными они ни были». С точки зрения этого подхода главная беда и даже трагедия человечества заключ-ся в том, что чел. как биологический вид берёт своё начало не от леопардов и львов, а от безобидных приматов. Дело в том, что у хищников, вооружённых самой природой острыми зубами и длинными, похожими на клинки когтями, в ходе эволюции выработались и генетически закрепились строгие правила, запрещающие применение этих орудий убийства против представителей собственного вида. У приматов же, именно потому, что они не хищники, подобных запретов не было и нет. Но когда древний чел. взял в руки каменный топор, в его распоряжении также оказалось весьма эффективное и смертельно опасное для др. оружие, превратившее его фактически в хищника. Но хищника не по природе, а по выбору, а значит, лишённого каких-либо биологических запретов на убийство себе подобных. Так что нет ничего удивительного в том, что история человеческой цивилизации – это фактически история войн, т.е. массового убийства людьми друг друга. И это, конечно, учитывая всё возрастающую мощь находящихся в распоряжении людей орудий уничтожения, не может не вызывать тревоги. Удастся ли человечеству выжить или оно обречёно на самоуничтожение? Отвечая на этот вопрос, ещё один представитель биологизаторского подхода лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц в одной из своих статей писал: «Если взглянуть глазами зоопсихолога на ситуацию, в к-рой очутился homo sapiens, то можно с полным правом отчаяться и напророчить нам скорый и ужасный конец. Единственная наша надежда - в нашем умении думать и в моральных решениях, к-рые мы можем достигнуть с помощью этого умения». Биологизаторский подход, однако, не в состоянии пролить свет на такие деструктивные проявл-я человеческой психики, как влечение к разрушению, ненависть, властолюбие, зависть, фанатизм, месть и т.д. А ведь именно они, а не унаследованная от животных биологически приспособительная агрессия, представляют, по мнению выдающегося американского психолога Э. Фромма, «настоящую проблему и опасность для выживания человеческого рода». С социологизаторских позиций, решается проблема чел. в марксизме. Так, согласно материалистическому пониманию истории, «отношения, в к-рые вступают люди в пр-се производства, а не гены определяют все прочие отношения, хар-р, поведение, отдельные поступки людей в их отношениях др. с др.». Отсюда высказывание К. Маркса, лежащее в основе решения проблемы чел. в марксизме: «...Сущность чел. не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общ-венных отношений». Т.о., за войны, насилие и геноцид, сопутствовавшие челов-ву на протяжении всей его истории, по мнению сторонников данной концепции, ответственна не биологическая природа чел., а «неправильное» общ-венное устройство, и, что, след-но, для избавления человечества от всех этих бед его социальная жизнь должна быть перестроена на новых коммунистических началах. Однако более чем 70-летняя история сущ-ния социалистического общ-ва в нашей стране показала, что алкоголизм, преступность, проституция и пр. формы социально опасного поведения, к-рые, как считалось, в новых социальных усл-ях должны были исчезнуть, на самом деле никуда не исчезли. Т.о., решения проблемы чел., с к-рым можно было бы безоговорочно согласиться, не обеспечивает ни один из представленных здесь крайних подходов. Однако, как уже отмечалось, спектр мнений по данному вопросу достаточно широк. Так, в книге «Социальная детерминированность биологии чел.» её авторы К.Е. Тарасов и Е.К. Черненко рассматривают 60 вариантов решения проблемы соотношения биологического и социального в чел-е, представляя все эти варианты и всевозможные их модификации в виде схем и рисунков. 34. Основные факторы антропосоциогенеза. На вопрос о том, как и почему появился чел. и общ-венная среда, в к-рой он живёт, люди пытались найти ответ уже в глубокой древности. Хорошо известно, н-р, что для многих племён с примитивной мифологией характерен тотемизм, т.е. вера людей в то, что их племя берёт своё начало от определённого тотема, т.е. вида животного. Причём предпочтение, как правило, отдавалось животным красивым и сильным – бизонам, львам, леопардам. Тем не менее, когда отец систематики К. Линней построил свою знаменитую иерархию живых существ, ближайшими соседями чел. в ней оказались именно обезьяны. Следующий шаг был сделан Ж. Ламарком. Будучи эволюционистом, он предположил, что эти животные не просто близки, но родственны чел-у, к-рый, скорее всего, произошёл от кого-то из них, н-р, шимпанзе. Правда, в распоряжении Ламарка ещё не было каких-либо конкретных фактов, указывающих на реальность подобной метаморфозы. Они были получены лишь позднее. В частности, Ч. Дарвин в своей знаменитой книге «Происхождение чел. и половой отбор» привёл огромное количество сравнительно-анатомических доказательств родства чел. с чел-ообразными приматами, в 1-ую очередь с шимпанзе и орангутангом. При этом главную роль в пр-се антропогенеза Дарвин отводил избирательному половому общению, основанному на психологическом предпочтении тех или иных особенностей индивидуумов, выбираемых в качестве половых партнёров. Это была действительно серьёзная научная работа, в к-рой автор использовал весь доступный ему материал о половых предпочтениях у животных и птиц. Однако прямых доказательств того, что такого рода предпочтения были характерны и для непосредственных предшественников чел., а тем более, что именно они оказали решающее влияние на пр-сс антропогенеза, у Дарвина, разумеется, не было. Нет их и у современных учёных. Более того, согласно мнению большинства из них гипотеза полового отбора как главного фактора антропогенеза «осталась недоказанной и становилась всё менее и менее вероятной по мере накопления палеоантропологических знаний и осознания всей полноты различий между чел-ообразными и чел-ом». Действительно, объяснить с позиций этой гипотезы, н-р, то, почему в пр-се антропогенеза особенно быстро изменялись кисть и объём мозга, вряд ли возможно. Объяснить указанные особенности смогла лишь трудовая теория антропогенеза, известная нам главным образом по статье Ф. Энгельса «Роль труда в пр-се превращения обезьяны в чел.». Поскольку трудовая деятельность явл-ся необходимым условием существования современного чел-го общ-ва, то идея связать его становление равно и формирование самого чел. с возникновением трудовой деятельности представляется, в общем, вполне оправданной и плодотворной. Статья Энгельса, однако, имела один весьма существенный недостаток: автор развивал в ней идею о непосредственном, т.е. прямом воздействии труда на физическую организацию чел. в духе учения Ламарка об упражнении органов, что после создания эволюционной теории Дарвина выглядело уже явным анахронизмом. Трудовая деятельность, несомненно, сыграла очень важную роль в пр-се антропогенеза. И всё же решающий шаг в этом направлении был сделан значительно раньше, а именно, при переходе к прямохождению, ибо именно оно привело к освобождению передних конечностей от опорной ф-ции, а значит, и создало серьёзный дополнительный стимул к орудийной деятельности, т.е. систематическому использованию палок и камней в качестве естественных орудий при охоте и обороне от хищников. И лишь затем, когда предки чел. научились, изготавливать искусственные орудия, появился труд и трудовая деятельность. Столь резкое изменение в способе передвижения могло произойти лишь в результате перехода древних приматов из одной среды обитания и др., т.е. при полной или частичной смене ими экологической ниши. Существуют 2 основные версии такого перехода. 1-ую ещё в 1928 г. выдвинул русский зоолог и палеонтолог П.П. Сушкин. Он предположил, что переход к прямохождению явился следствием приспособления высших приматов к жизни в гористой местности, где необходимость подниматься на задние конечности, чтобы осмотреть местность и из-за камней, так же как и изменение положения тела вплоть до выпрямленного при лазанье по скалам благоприятствовали сохранению преимущественно тех особей, у к-рых способность выпрямляться и надолго оставаться в таком положении была выражена сильнее, чем у остальных. 2-ая концепция, согласно к-рой переход к прямохождению стал результатом освоения чел-ообразными обезьянами новой среды обитания - тропического редколесья, или саванны, не имеет определённого автора: практически одновременно её высказали сразу несколько английских, американских и отечественных исследователей. Эта гипотеза исходит из предположения, что несколько млн лет тому назад вследствие изменения климата площадь фонических лесов стала уменьшаться и нек-рая исходная форма чел-ообразных - какой-то вид или совокупность видов - была вынуждена спуститься с деревьев на землю и осваивать новую среду обитания - кустарниковую саванну. Последнее оказалось возможным, поскольку исходная форма, повидимому, не была узкоспециализированной. Однако для этого ей пришлось решить 2 главные задачи: обеспечить выживание в борьбе с хищниками и освоить новые источники питания. 1-ое реализовалось благодаря переходу к выпрямленному положению тела, что в усл-ях открытого пространства обеспечивало индивиду более широкий обзор, а значит, и более раннее предупреждение о грозящей опасности, 2-ое - благодаря включению в пищевой рацион наряду с растительными также и животных продуктов: мелких грызунов, земноводных, насекомых и т.д. В настоящее время большинство специалистов придерживается 2-ой из рассмотренных версий. Впрочем, какая бы из этих концепций ни оказалась в конечном итоге истинной, ясно одно - истоки пр-са антропогенеза лежат в переходе части древних приматов из одной среды обитания в др., поскольку появление прямохождения, согласно обеим концепциям, - это не что иное, как результат адаптации нек-рых видов приматов к новой экологической нише. Так что первым основным фактором антропогенеза можно, безусловно, считать экологический, т.е. необходимость приспособления к новой среде обитания. Прямохождение, освободившее передние конечности от опорной функции, несомненно, способствовало возникновению элементарной орудийной деятельности, т.е. использованию камней и палок в кач-ве простейших орудий, н-р, при охоте или обороне от хищников, а, след-но, его можно рассматривать в кач-ве второго основного фактора антропогенеза. Элементарная орудийная деятельность стала третьим основным фактором антропогенеза, влияние к-рого на естественный отбор оказалось особенно значительным. И действительно, если речь идёт об обычных животных, то направление действия естественного отбора зависит, прежде всего, от особенностей той экологической ниши, к-рую занимает биологический вид. Организм животного и его поведение всё более приспосабливаются к её условиям. Однако использование становящимися людьми уже самых простейших орудий во многом изменило данную ситуацию. Между ними и средой появился посредник - естественное орудие. Приспособление к среде в этих обстоятельствах стало включать в себя и приспособление к орудиям, т.е. формирование у индивида таких морфологических и психических особенностей, к-рые позволяли ему адаптироваться к среде также и за счёт более успешного оперирования с орудиями. Т.о., уже на достаточно ранней стадии антропогенеза направление эволюционных изменений, поддерживаемых отбором, стало в какой-то мере определяться особенностями не самой по себе экологической ниши, занимаемой предлюдьми, а используемых ими орудий. Причём главную роль здесь играл индивидуальный отбор. Ведь преимущество получал, прежде всего, тот, кто по своей морфологической организации был более приспособлен к использованию орудий для добывания пищи и защиты от хищников. Сама же деятельность в определённой мере могла совершенствоваться и независимо от отбора за счёт накопления опыта и его передачи от индивида к индивиду путём подражания. Широкое использование предлюдьми естественных орудий рано или поздно должно было привести к возникновению производственной деятельности, т.е. к началу изготовления ими искусственных орудий. Так появился труд – четвёртый основной фактор антропогенеза, к-рый, по словам Энгельса, «создал самого чел.». Возникновение труда не отменило действие др. факторов антропогенеза, но привнесло в этот пр-сс много нового, существенно повлиявшего как на темпы, так и направление его протекания. Прежде всего, наряду с индивидуальным отбором, действовавшим и ранее, всё большее значение в пр-се антропогенеза стал приобретать групповой отбор. Ведь индивиды, к-рые по своей морфологической организации были более способными к производственной деятельности, вероятно, не имели - или в большинстве случаев не имели - каких-либо существенных преимуществ по сравнению с теми, кто такими способностями не обладали. Но их наличие повышало шансы на выживание всей группы в целом, т.к. изготовленными отдельными «умельцами» более совершенными орудиями могли пользоваться и остальные её члены. Поэтому развитие способности к производственной деятельности, а тем самым и самой производ-ой деятельности могло идти только под действием группового отбора. Возникновение труда способствовало появлению культуры: вначале материальной – в виде орудий труда, а затем и духовной. Культуру, без сомнения, можно считать пятым основным фактором антропогенеза. Причём таким, к-рый не только оказал определяющее воздействие на завершение формирования внешнего облика чел. разумного, но сделал его действительно разумным. Ведь именно в ходе культурной эволюции у чел. развилась речь и появилось вербальное мышление, а в общ-ве сложился и стал эффективно функционировать внегенетический механизм передачи опыта и знаний от поколения к поколению. 35. Природа, сущность и предназначение чел. Вопрос о природе чел. - это вопрос об источнике(-ах) проявл-я общих и специфических свойств чел., раскрывающихся в его потребностях и способностях, желаниях и умениях, жизненных стремлениях и стратегиях. Центральным моментом антропологической проблемы явл-ся осмысление духовной природы чел., а также её отношений с биологической и социальной составляющими. Марксистская школа считает, что чел. - биосоциальное существо, след-но, духовная природа не явл-ся изначальной; её возникновение провоцируется сознанием (к-рое, в свою очередь, явл-ся продуктом высокоорганизованной материи) и социокультурной средой. Такой взгляд на чел. позволяет говорить, что сознание явл-ся его видовой хар-кой, а культура (духовность) есть родовая характеристика чел. (то, что позволяет ему существовать именно в качестве полноценного чел.), способа его индивидуального и социального бытия. Другая позиция, представленная классическим рационализмом ХУП-Х1Х вв., различными школами религиозной антропологии, или, н-р, М. Шелером (философская антропология), утверждает, что духовная природа также явл-ся родовой чертой чел., но что она присуща ему от рождения так же, как и биологическая, только в отличие от последней нах-ся в потенциальном состоянии и актуализируется социокультурной средой. Вне зависимости от того, какой из вариантов решения выбирается, современные представления о чел-е сходятся в том, что чел. един в 3-х природах: биологической, социальной, культурной (духовной). Каждая из них имеет свою цель и формы выражения. Биологическая природа чел. свидетельствует о его принадлежности к «живому» (биологический вид «homo sapiens»), нацеленному на выживание и приспособление с этой же целью. Она явл-ся единственной актуальной составляющей человеческой природы по рождению, и наследуется генетически. Биологическая природа дает о себе знать в ряде биологических потребностей. К наиболее выраженным ее особенностям следует отнести морфологию (особое устройство мозга, скелета, отсутствие шерстяного покрова) и минимальную инстинктивную программу. Последнее обстоятельство делает чел. самым неприспособленным для выживания организмом, а также порождает такие последствия для него, как отсутствие жесткой видовой предопределенности со способностью осваивать поведенческие матрицы из своего окружения (так становится возможным феномен «детей-маугли») и длительный период детства. Проблемным вопросом относительно биологической природы явл-ся следующий: сознание - это механизм биологического приспособления, компенсации прорех в биологической природе или оно - иноприродно, и тогда компенсация явл-ся побочным продуктом активности сознания в деле утверждения и самореализации чел.? Социальная природа - это то, что позволяет чел-у устанавливать внебиологические отношения с себе подобными и с остальным миром. Социальная составляющая природы чел. приобретается последним только в опыте социальной жизни в пр-се социализации. Социализация - это пр-сс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в общ-ве. Т.о., социальная природа явл-ся не только результатом нахождения в общ-ве, но и окультуривания. Наличие потребностей в человеческом окружении, социальных институтах, общении, общ-венном признании, в разных видах социальной безопасности (политической, экономической, психологической, моральной и т.п.) свидетельствуют о наличии социальной природы, цель к-рой - обеспечение достижения желаемого статуса, самоутверждения чел. в общ-ве. В отношении социальной природы есть проблема в осмыслении механизма её формирования. Дело в том, что для приобретения чего-либо чел. должен иметь в себе какие-то предпосылки, к-рые делают это присвоение в принципе возможным; отсюда становится понятным, что в чел-е должно быть нечто, благодаря чему может осуществляться социализация. В связи с этим возникает вопрос: что явл-ся этими предпосылками - биологическая предрасположенность (вплоть до идеи генетической заданности нек-рых социальных программ) или духовная природа, «взрыв» к-рой, в свое время, и инициировал возникновение культуры, а значит, и особого вида человеческой социальности как усл-я дальнейшего существования чел. социокультурного? или имеется и то, и др.? Духовная (культурная) природа чел. напрямую связана с деятельностью сознания. Её присутствие удостоверяется наличием особо рода потребностей (познавать, осмысливать, преобразовывать и т.д.), способностей (самосознание, воля, символьное мышление и т.д.), эл-тов (высшие чувства, идеи, ценности, идеалы), а также культуры как продукта духовной активности. Она актуализируется в пр-се индивидуализации, суть к-рого состоит во внутреннем обособлении, дистанцировании чел. от общ-ва как результата смыслового и ценностного самоопределения в нем, благодаря чему чел. превращается в самостоятельного субъекта. Духовная природа позволяет чел-у управлять биологической и социальной природами, а также достигать целей самореализации, самовыражения, саморазвития, раскрытия своей индивидуальности. Подвергаясь с первых моментов своей актуализации культурной огранке, она становится духовностью в качестве специфического способа индивидуального и социального бытия. Существует тесная связь между пониманием природы чел. и вопрошанием о его сущности. Решение последнего вопроса разными философскими школами и отдельными философами зависит от того, какое из определений сущности берется в качестве основного. 1-ое, под сущностью может пониматься идея, к-рая разворачивает себя в явл-и. 2-ое, сущность ассоциируют с основным св-вом, выражающим специфику какого-либо явл-я. Приоритетное понимание сущности как всеобще заданной идеи, в данном случае, чел. наиболее характерно для следующих философских взглядов:
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |