Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сферы жизни общ-ва. Взаимосвязь экономической и политической сфер. 3 страница




Искл-но важное практически-политическое значение в решении глобальных проблем имеет правильное определение приоритетов. Этот пр-сс предполагает нахождения места и установление приоритетности каждой из них в соотв-вии с их соц-ой значимостью и насущностью решения. Исходя из понимания глобальных проблем как взаимообусловленной комплексной системы реальных противоречий современной эпо­хи важно, рассмотрев их сквозь призму их причинно-следственных связей, предложить последовательность, как в их абстрактном осмыслении, так и в практическом решении. Глобальная историческая ситуация в наши дни стала пограничной: в перспективе возможны, как гибель человечества, так и его выживание. Поэтому от общ-ва в целом и от отдельного чел. в сегодняшней жизни требуются высокий жизненный порыв, критическая рефлексия, усилия разума, активность и инициатива. Важнейший шаг в решении глобальных проблем, к-рый должно сде­лать современное чел-во, - осознание того, что сложилась качественно новая ситуация, что она действительно пограничная. Страх перед глобальной катастрофой должен послужить делу выживания чел-ва.

50. Социальное прогнозирование, его основные методы, типы и функции. Решение экологических, демографических, гуманитарных проблем со­временности невозможно без грамотного соц. прогнозирования. Соц. прогнозирование относится к междисциплинарной области исследова­ний и опирается на различные концепции и теории, ориентированные на изучение будущего.

Чел. с древних времен пытался заглянуть в будущее, обращаясь за помощью к различным ненаучным методам и способам, основанным на верова­ниях и интуиции. Однако только в ХVIII веке начинает складываться рациона­листический подход к познанию будущего и лишь в 40-е г. XX века американ­ским ученым Н. Винером было заявлено о прогнозировании как научной про­блеме. В последующие десятилетия военная угроза, экологические, демографи­ческие проблемы, деятельность международной организации «Римский клуб», основанной А. Печчеи привлекли внимание к стратегическим проблемам и пер­спективам мирового развития, тем самым, повысив потребность в социальном прогнозировании как научной технологии получения информации о будущем. Значительный вклад в развитие социального прогнозирования внесли синергетические идеи И. Пригожина, футурологические взгляды Д. Белла, Дж. Нейсбита, Э. Тоффлера. Среди современных российских исследований в области соци­ального прогнозирования наиболее распространенными явл-ся работы И.В. Бестужева-Лады.

В настоящее время прогнозирование получило широкое распространение в экономической, социальной, политической, культурной сферах общ-ва, в области социального управления и менеджмента.

Само понятие «прогнозирование» произошло от греческого слова prognosis, что буквально означало «предвидение, предсказание». Вместе с тем, понятие «прогнозирование» следует отличать от понятий «предвидение», «предсказание». Основное отличие заключено в цели прогнозирования - не только предвидеть те или иные явления будущего, но и способствовать более эффективному воздействию на них в нужном направлении. Как отмечает И.В. Бестужев-Лада «содержание социальных прогнозов сводится в основном к оценкам ожидаемых и желательных изменений в соц. орг-ии труда, власти, армии, семьи, образования, науки, культуры, здравоохранения, расселения, охраны окружающей среды и общественного порядка, денаркотизации общ-ва (никотин, алкоголь, более сильные наркотики)».

Результатом соц. прогнозирования выступают научные выводы о вариантах развития, состояния изучаемого объекта, выборе наиболее опти­мальных и приемлемых способов решения проблем, с учетом имеющихся ре­сурсов и времени. Соц. прогнозирование предполагает выявление альтернатив, определение вероятности, выделение вариантов возможных решений.

Соц. прогнозирование осуществляется с помощью методик и методов, ориентированных на получении информации о будущем. К числу основных методов относятся: 1) оценка перспектив развития, возможного или желаемого в будущем состоянии того или иного явления (так называемая эксперт­ная оценка); 2) экстраполяция в будущее современных тенденций и закономерностей развития общ-ва (данный метод имеет не менее пяти различных вариантов, например, статическая экстраполяция); 3) моделирование прогнозируемых явлений и процессов (в качестве модели может рассматриваться совокуп­ность показателей, сценарии развития событий, явлений и т.д., построение чет­ких формализованных математических моделей для управления и принятия решений); 4) «метод Дельфи», опирающийся на объективные данные об объекте с учетом субъективных взглядов и мнений опрашиваемых относительно этого будущего.

Данные методы на практике могут использоваться как отдельно, так и в различных комбинациях. При этом они могут дополняться общенаучными ме­тодами теоретического познания, например, прогнозирование по аналогии, прогнозирование с помощью индукции или дедукции и т.д.

В дополнение к общенаучным методам теоретического познания исполь­зуются методы, применяемые на эмпирическом уровне исследования - метод анализа документов и вторичный анализ данных, наблюдение, опрос, экспери­мент и т.д. Выбор того или иного метода зависит от периода прогнозирования, специфики объекта и т.д. Необходимо также отметить, что для создания про­гнозов недостаточно одного набора статистических и эмпирических данных, математических знаний и логических умений. Важным ресурсом в соц. прогнозировании выступает мышление специалиста, способность к нестан­дартной постановке проблемы. Профессиональной чертой в прогнозировании выступает предвидение тех изменений, к-рые зависят от конкретных управ­ляющих воздействий во всех сферах жизнедеятельности.

Типология и классификация прогнозов также зависит от критерия, взято­го за основу. В качестве критерия выступают цель, задачи, объект, проблема, временной период и т.д. Ключевым вопросом при определении типа прогноза выступает следующий вопрос - «для чего нужен прогноз?» Исходя из данного вопроса, выделяют поисковый и нормативный тип прогноза.

Поисковый прогноз направлен на определение возможных состояний яв­ления в будущем, на выявление вероятности развития событий, процессов при условии сохранения тенденций и методов управления в области принятия ре­шений. Нормативный прогноз ориентирован на определение путей и сроков достижения желаемого состояния явления, с учетом заданных критериев, норм, целей.

Помимо данных типов исследователи выделяют ряд подтипов поисковых и нормативных прогнозов. Среди них: 1) целевой прогноз связан с выявлением и объяснением желаемого состояния. Данный тип прогноза выполняет оценоч­ную функцию по шкале предпочтения; 2) плановый прогноз служит выработке решений о путях наиболее эффективного планирования и достижения целей; 3) программный прогноз ориентирован на выявление путей, мер и условий, на­правленных на достижение желаемого состояния прогнозируемого явления. Ре­зультатом данного типа прогноза выступает выдвинутая гипотеза о причинно-следственных связях и взаимовлиянии различных факторов; 4) проектный про­гноз способствует отбору наиболее оптимальных вариантов перспектив, на ос­нове к-рых разрабатываются реальные рабочие проекты, программы и сцена­рии; 5) организационный прогноз ориентирован на выбор наиболее оптималь­ных решений в сфере управления.

Помимо рассмотренной типологии выделяют типологию прогнозов, ос­нованную на временном факторе. В зависимости от периода и промежутка вре­мени, на к-рый рассчитан прогноз, выделяют: 1) оперативные (текущие) про­гнозы рассчитаны на перспективу при условии сохранения количественных и качественных характеристик объекта исследования; 2) краткосрочные прогнозы ориентированы на предсказание количественных изменений; 3) долгосрочные прогнозы направлены на выявление как количественных, так и качественных изменений; 4) среднесрочные прогнозы рассчитаны на кратко- и долгосрочную перспективу с учетом преобладания количественных изменений над качествен­ными; 5) дальнесрочные (сверхдолгосрочные) прогнозы направлены на отда­ленную перспективу с учетом качественных изменений развития общ-ва. От­метим, что временной критерий социальных прогнозов явл-ся относитель­ным и зависит от характера и цели данного прогноза.

Соц. прогнозирование основано на изучении объективных зако­номерностей социального развития, на моделировании вариантов будущего с целью формирования и обоснования управленческих решений. Поэтому основ­ными функциями соц. прогнозирования явл-ся: 1) научно-объективный анализ социальных процессов, тенденций; 2) выявление объек­тивных связей и закономерностей явлений и процессов; 3) оценка и выявление альтернативных сценариев социального развития; 4) оптимизация управленче­ских решений и политики выбора.


51. Рациональное и иррациональное в познании. Знание и вера. Специфика научной познавательной деятельности заключается в ее ра­циональности. Рациональное (от лат. rationalis - разумный) значит относящееся к разуму, рассудку. Рациональное познание - это моделирование реальности в форме логико-понятийных конструкций с помощью логических средств мыш­лении. Возможность логического конструирования познавательной модели вытекает из признания тождества логики и онтологии, мышления и бытия, а также предполагает веру в безграничные познавательные возможности разума, его самодостаточность и субстанциональность. Рациональное познание есть полу­чение логически и теоретически обоснованного знания о предметах мира. Классическая наука базировалась на твердой уверенности в том, что логическое постижение действительности явл-ся по определению истинным. С точки зре­ния Гегеля, рациональность - это разумность, т.е. умение мыслить в логиче­ских категориях, а все действительное - разумно. Успехи рационального по­знания проявились прежде всего в научных открытиях, в становлении и развитии научно-технического прогресса.

Однако реальный пр-сс познания не осуществляется как чисто рацио­нальный: он всегда переплетается с нерациональными его формами. В самом общем виде иррациональное - находящееся за пределами разума, несоизмери­мое с логическим мышлением. К иррациональному относятся предрассудки, эмоции, подсознательное влечение, интуиция, мистические озарения и т.д. Осознание присутствия в научном познании иррационального способствовало появлению в гносеологии XX в. сомнений относительно представлений рацио­нализма о всесилии, всевластии человеческого разума. Критическому переос­мыслению подвергся принцип тождества мышления и бытия, из к-рого выте­кала уверенность в том, что бытие «прозрачно» для мысли, что его природа явл-ся логической, а потому рациональное мышление может «вычерпать» до последних глубин знание о любых объектах, пр-сах, явл-ях. Обнаружи­лась «непрозрачность», «потаенность» бытия, его несоразмерность разуму.

Современные теории познания уже не признают безусловного приоритета рационального перед формами иррационального познания, и наряду с научным знанием признается существование религиозного, мистического, оккультного, художественного и др. видов нерационального знания.

Проблема иррационального в познании рассматривается в фил-и Шеллинга, у Шопенгауэра, Кьеркегора, Ницше, Бергсона и др. Огра­ничивая или отрицая возможности разума в пр-се познания, они признают алогичный и иррациональный характер самого бытия. Так, Шопенгауэр считал, что в таинственные глубины мира можно проникнуть с помощью не столько логики, сколько непосредственного созерцания и интуиции. С его точки зрения, любой чел. может овладеть рациональными средствами познания (к к-рым относятся рассудок, разум, понятия, категории, суждения и т.д.) и стать ученым. Но в науке принципиально новое открывают не обычные ученые, а ге­нии. Гений же - это не столько кропотливая деятельность логических размыш­лений, сколько иррациональная интуиция.

В русской религиозной фил-и главенствующее основоположение ду­ховного мира чел. есть вера. Н.А. Бердяев писал: «Можно отрицать пред­мет веры, но сам факт веры во внутренней жизни чел. отрицать невозмож­но. Вера всегда обращена к миру таинственному, скрытому, сокровенному. Знание же действительности, раскрывающееся средне нормальному сознанию, есть обличение вещей видимых. Вера есть акт свободы духа, вне свободы нет веры. Этим вера отличается от знания. Но знание также предполагает веру, т.е. первичную интуицию действительности». B.C. Соловьев считал веру основанием жизни разумного сущ-ва, а зна­чит, и базисом любого знания. По его мнению, вера - не простое, а исходное основание человеческого бытия. «Сознательно и разумно делать добро я могу только тогда, когда верю в добро, в его объективное, самостоятельное значение в мире, т.е., др. сло­вами, верю в нравственный порядок, в Провидение, в Бога. Эта вера логически первее всех положительных религиозных воззрений и установлений, равно как и метафизических учений, и в этом смысле составляет то, что называется есте­ственною религией. Не иметь этой веры значит не верить в смысл собственной жизни, значит отказаться от достоинств разумного существа».

Вера есть познание вещей, пр-сов и явл-ий материального и духовно­го мира без доказательств: «Я верю, есть Бог», «Я верю в успех своего дела». Если знание открывает нам вещи видимые, то вера помогает обнаружить вещи, еще пока невидимые и таинственные для чел.. Тем самым она активно уча­ствует в пр-се познания. Следует заметить, что сущ-ет и так наз-я ложная вера, в основе к-рой лежат ослепление разума, фанатизм и сла­бость чел.. Ей противостоит вера разумная, к-рая олицетворяет силу чел. и способствует его эмоциональной и интеллектуальной активности, стимулирует познавательный поиск. Разумная вера освещает дорогу знанию, способствует творчеству и придает чел-у уверенность и силы на этом пути. Отсутствие такой веры порождает скептицизм и ощущение пустоты существо­вания, бесплодности познания.

Н.C. Савкин отмечает: «Вера в сфере рационального мышления не может быть отброшена. Но это др. вера: не религиозная, не мистическая. Для ра­циональной веры характерны убежденность, уверенность, доверие, представляющие субъективные моменты док-ва различных основоположений. Философская проблема познания закл-ся в вопросе о том, из каких источ­ников в конечном счете происходит интеллектуальная вера и авторитет наших понятий и зачем нам эти авторитеты».

Признание иррационального в познании иногда оборачивается крайно­стью, ведущей к полному отрицанию значения рационального. Но отрицать роль и значение рационального в познании значит не понимать, что, описывая структуру иррационального, осмысляя его место в познании, его соотношение с рациональным, мы совершаем процедуру рационального осознания. Рациональное в познании не может заменить собой иррациональное или вытеснить его, но от этого оно не перестает быть необходимой ценностью в современной культуре. Мнение, вера и доказательное знание пред-ют/собой ступени движения к истине, важные формы духовного опыта чел.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.