Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Категории первых двух триад логики Гегеля 2 страница




Русская философская традиция, в нашем осмыслении, совершает важный поворот в оценке чел., ибо рассматривает его не просто как продукт среды или элемент механизма, для нее ценность индивида заключ-ся, прежде всего, в том, что он несет в себе образ и подобие Божие, способен творить, способен стать «соработником» Богу в преобразовании окруж-го мира, при этом из­меняя и свой духовный облик. В этом отношении теоретическое наследие русских мыслителей, особен­но B.C. Соловьева (1853-1900), Е.Н. Трубецкого (1863-1920), С.Н. Трубецкого (1862-1905), С.Н. Булгакова (1871-1944), П.А. Флоренского (1882-1937), очень трудно переоценить. Общий пафос их антропологии заключен в стремлении к освобождению чел. от бездуховности, в обращении к его творческому потенциалу, к раскрытию всех его возможностей, базирующихся на свободе и творчестве.

Владимир Соловьев, братья Трубецкие, Павел Флоренский, Сергей Булгаков - все эти имена объединяет не только приверженность общим принципам миропонимания. Они едины в оценках основных вопросов человеческого бытия. В этой связи с полным правом можно вести речь не только о существова­нии антропологии всеединства. Анализ истории русской фил-и позволяет утверждать, что антропология B.C. Соловьева, братьев Е.Н. и С.Н. Трубецких, П.А. Флоренского и С.Н. Булгакова может быть рассмотрена как единый пр-сс, единое целое, этапы к-рого различ-ся между собой разным соотношением рациональных, иррациональных и религиозных составляющих учения о чел-е. Антропология этих мыслителей рассматривается в рамках отечественной фил-и всеединства, что позволяет говорить о ее включенности в историю русской философской культуры.

В русской фил-и антропология всеединства окончательно оформляется в трудах П.А. Флоренского и С.Н. Булгакова. Опираясь на исходные прин­ципы, выдвинутые предшественниками, они декларируют абсолютную целост­ность внутреннего бытия личности в тесной связи с Богом и мировым бытием; рассматривают чел. как активного субъекта познания, как созидателя своего собственного бытия и культуры, наконец, делают его, благодаря идее богочеловечества, ответственным не только за себя, но и за историю в целом.

Необходимо отметить взгляды братьев Трубецких, стремившихся творчески преодолеть рассудочность и индивидуализм немецкой фил-и, утверждая мысль о том, что активное начало в разуме чел. явл-ся не столько признаком его индивидуальности, сколько проявлением соборности мышления, его тесной связи с Богом и окружающим миром. Фил-я всеединства с одной стороны, безусловно, христианское мировоз­зрение, с др., она органически включает идеи гуманизма, свободы, ответст­венности, являющиеся элементами светской мысли. В этой связи понятен наш вывод о том, что убеждение, согласно к-рому, между научными и религиоз­ными взглядами всегда существует антагонизм ошибочно. В антропологии все­единства религиозные ценности интегрируются с философскими достижения­ми, сохраняя значимость и тех и др. B.C. Соловьев и его последователи отразили в своем творчестве весь ши­рокий спектр русской духовной жизни и реальность современного общ-ва.

Современное понимание чел., связанное с перспективами развития общ-ва в XXI веке, определяется, прежде всего, двумя факторами. С одной стороны, пр-сы глобализации неизбежно вызывают тревогу за сохранение национальных культур, традиций, быта, а значит и индивидуальных особенно­стей людей. С другой стороны, наступает эра «симулякров», вытесняющих подлинные ценности и становящихся средством манипуляции сознанием людей и их поведением. Поэтому Фил-я всеединства, направленная на утвержде­ние самоценности человеческого бытия, разрабатывающая механизмы духовно­го совершенствования личности и сохранения ее своеобразия, как никогда вос­требована.


18. Русский космизм: основные идеи и представления. Русский космизм - это фил-я, сердцевину к-рой неизменно со­ставляла нравственная основа. У истоков русского космизма находились писа­тель В.Ф. Одоевский, философы Н.Ф. Федоров, B.C. Соловьев, Н.А. Умов, A.JI. Чижевский и др.. В конце тридцатых годов прошлого столетия B.Ф. Одоевским был написан роман «...4338-й год. Петербургские письма», где говорилось, что «русским летать по воздуху то же, что другим народам ездить по железной дороге». Наиболее завершенную форму это мировоззрение обрело в трудах К.Э. Циолковского, создателя прообразов современных и будущих космических аппаратов, писателя-фантаста и философа. В основе его работ лежала идея реального выхода чел. за пределы Земли. Главные идеи Циолковского находились под сильным влиянием творчества Н.Ф. Федорова.

Как и для многих др. русских мыслителей, для Федорова исходным мотивом философствования становится острое чувство несовершенства мира, «скорбь» обо всех тех страданиях и зле, к-рые наполняют жизнь людей. В соответствии с давней философской традицией он полагает, что истоком зла и несовершенства мира явл-ся разделение бытия, а также феномен смерти. Мысль о смертности чел. настолько подавляет его, что он отказывается рассматривать в своих трудах любые серьезные философские проблемы, кроме проблемы преодоления смерти. В философской традиции русского космизма сформулированы положения о необходимости «инженерного отношения к природе», ее регуляции как обще­го дела объединения человечества, открыты космические перспективы развития человечества, дается оценка оборотной стороне прогресса, когда истощение природы Земли, ее ресурсов может составить тупиковую ветвь развития человечества, превратить планету в кладбище.

Закономерным этапом эволюции русского космизма стало его единение с наукой, естествознанием. В работах В.В. Докучаева, В.И. Вернадского, II,Г. Холодного и др. ученых идеи и традиции космизма получили развитие и обогащение на новом уровне. Особое значение в становлении нового мышле­нии имеет концепция В.И. Вернадского о ноосфере.

Создатель учения о биосфере дал глубокий научный анализ изменений, происходящих в ней, и сделал вывод о том, что чел. по масштабам своего воздействия на мир природы становится «крупнейшей геологической силой». И тогда перед людьми возникает естественная необходимость перестройки биосферы «в интересах свободомыслящего человечества как единого целого».

Последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории В.И. Вернадский назвал ноосферой, то есть особой ступенью в развитии нашей планеты, когда чел. в ней становится движущей силой развития, средоточием «максимально действенной энергии». Знаменательно, что именно в России, ставшей родиной научного учения о биосфере и переходе ее в ноосфе­ру и открывшей реальный путь в космос, начиная с середины XIX века, вызревает уникальное космическое направление научно-философской мысли.

 


19. Основные черты фил-и экзистенциализма. Экзистенциализм пред-ет/с одно из самых влиятельных тече­ний зарубежной фил-и XX века. Само слово «экзистенция» - лат., означает сущность.

Предтечей фил-и экзистенциализма принято считать датского мыс­лителя Серена Кьеркегора (1813-1855). В своих сочинениях «Страх и трепет», «Дневник обольстителя», «Или-или» он обращается к проблемам внутреннего мира чел., его существования. По Кьеркегору, внутренний мир, сущность чел. неизмеримо богаче рациональных схем и мотиваций. Чел., человеческая личность проходит в своём развитии несколько стадий: эстети­ческая (время наслаждения время получения удовольствий, когда чел. не осознаёт, как он живёт); этическая (в это время чел. начинает осознавать понятие долга и обязанности перед семьёй, родителями); религиозная (Кьеркегор утверждает, что человеческая личность только тогда становится свободной, если она поймёт свою зависимость от Бога).

Каждый чел., с точки зрения философа, нуждается в переосмыслении своего отношения к жизни, своих ценностных и духовных ориентиров. Стре­мясь постичь глубину человеческой личности, мыслитель пытается выстроить стуиени индивидуального сознания и самосознания. Он различает «человеческое я», мерой к-рого явл-ся сам чел., и «теологическое я», мерой к-рoгo явл-ся Бог. Поскольку высшей ценностью, по Кьеркегору, явл-ся Бог, то, отдав себя Богу, чел. как личность приобщается к настоящей экзистенции, обретая подлинное существование. Кьеркегор сознательно устремляется к экзистенциальному мышлению, вполне осознавая тот факт, что чел. должен действовать в истории и в культуре во всей полноте своей личности. Экзистенциализм же заимствовал из фил-и Кьеркегора представления об уникальности человеческой жизни.

Единичность, уникальность и невещность человеческого бытия постигается как итог осознания его трагичности и нередуцируемости к сущностным определениям. Отсюда и утверждение изначальности человеческого творчества. Трагизм человеческого существования выглядит неиссякаемым истоком творческого поиска, свободного самосозидания личности. Он предстает своеобразной очистительной силой, заставляющей увидеть чел. как существо, выпадающее из установлений всеобщего, закономерного вне зависимости от того, представлена ли она природной необходимостью или установлениями человеческого сообщ-ва. Т.о., для фил-и экзистенциализма на ранних стадиях ха­рактерно повышенное внимание к внутреннему миру чел., к его чувствам и переживаниям. Проблемы смерти, счастья, тоски, одиночества, покаяния, греха, творчества составляют основные темы творчества мыслителей экзистенциаль­ного направления.

Традиционно в экзистенциализме выделяют 2 течения: «светское» и «религиозное». К первому принадлежали: Мартин Хайдеггер (1889-1976) («Разговор на просёлочной дороге», «Бытие и ничто»), Жан Поль Сартр (1905-1980), Альберт Камю (1913-1960). Ко второму - Карл Ясперс (1883-1969), Габриель Марсель (1889-1973), Мартин Бубер (1878-1965), Н.А. Бердяев (1874-1948).

В немалой степени популярности и распространению фил-и экзистенциализма способствовала первая и вторая мировые войны. Именно в это время общество испытывало разочарование в политических и социальных идеалах. Н-р, в центре внимания Хайдеггера находилась категория бытия, Сартра - абсурда, Камю - разочарование, тоска. Т.о., Фил-я экзистенциализма привлекала внимание общ-ва к проблемам существования чел., его внутреннему миру.

 


20. Эволюция позитивизма. В 30-40 гг. XIX столетия в странах Западной Европы возникает и широко распространяется новое течение философской мысли – позитивизм (лат. positivus - положительный). Появление позитивизма связано с развитием есте­ственных наук - математики, физики, химии, биологии, к-рые в это время становились особенно популярными и оказывали все большее влияние на об­щество. Четыре этапа развития позитивизма:1. Классический позитивизм (Огюст Конт, Джон Стюарт Милль, Герберт Спенсер).2. Эмпириокритицизм (Эрнст Мах, Рихард Авенариус).3. Неопозитивизм или логический позитивизм (Готлоб Фреге, Бертран Рассел, Людвиг Виттгенштейн, Венский кружок, Львовско-Варшавская школа и др).4. Постпозитивизм (Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейе- рабенд, Майкл Полани, Стивен Тулмин).

Основоположником позитивизма явл-ся французский философ и со­циолог Огюст Кон т (1798-1857), считавший, что фил-я как любая наука, должна использовать научный метод познания, только с его помощью она смо­жет создавать систему истинного (положительного) знания. Сущность позити­вистской концепции взаимодействия фил-и и науки отражается во фразе О. Конта: «Наука - сама себе фил-я». Основные положения позитивист­ской фил-и выдвинуты О. Контом в работе «Курс позитивной фил-и».

С точки зрения классического позитивизма фил-я не должна осно­вываться на «метафизике» и заниматься изучением «первых начал бытия и по­знания» рассматривая их с точки зрения идеализма или материализма. Главная задача фил-и - получение «положительного» истинного знания, к-рое должно быть неоспоримым и опираться исключительно на факты, полученные с помощью конкретных наук. Обосновывая свое учение, О. Конт формулирует 3 основных закона: закон «трех стадий»; закон подчинения воображения на­блюдению; энциклопедический закон, выражающийся в классификации наук. Согласно закону «грех стадий» человечество в своем умственном развитии, и стремлении познать окружающий мир проходит 3 стадии развития: 1-ая стадия - теологическая, на этой стадии чел. объясняет все происходящее с точки зрения присутствия сверхъестественных сил; 2-ая стадия - метафизическая, она ха­р-ся стремлением достигнуть наиболее полного знания о мире; 3-я стадия - позитивная, на этой стадии человечество не стремится познать себя и окружающий мир. Здесь главное – накопление научного «положительного» знания. Энциклопедический закон О. Конта заключается в квалификации наук в зависимости от их предмета, характера их содержания. Эти способности при­меняются одновременно и во всех науках. О. Конт стремился построить «позитивную» науку об общ-ве - социологию, состоящую из 3-х разделов: учение об условиях существ-я общ-ва; учение об изменении социальных систем. программа социального действия.

Последователь О. Конта Д. Милль (1806-1873) в работе «Система логики» заостряет внимание на изучении функций логики и рассматривает логику как ветвь психологии, дает психологическое обоснование законам логики. Соглас­но Д. Миллю истинным источником нового знания явл-ся индуктивное рассуждение.

Герберт Спенсер (1820-1903) в работе «Основные начала» представил со­чинение основных принципов позитивизма с идеей эволюции. Эволюция, согласно Спенсеру, явл-ся всеобщим элементом опыта, к-рый дает возмож­ность понять любые явл-я. Фил-я – это научное знание, а не сумма наук Специфика этого знания в отличие от знания положительных наук состоит в том, что философское знание – это «знание вполне объединенное», в то время как у наук знание «отчасти объединенное». Спенсер также подверг критике за­кон «трех стадий», заявив, что теологическая составляющая присутствует на всех стадиях развития общ-ва.

Эрнст Мах (1838-1916) - австрийский физик и философ стал основателем нового философского направления - эмпириокритицизма или махизма, вос­принявшего основные идеи позитивизма. К взглядам Эрнста Маха близки идеи Рихарда Авенариуса (1843-1896).

Представители эмпириокритицизма считали, что действительным знани­ем является содержание «положительных» наук, придавая особое значение программе «очищения опыта» и неразрывной связи субъекта и объекта. Эмпириокритики вводят понятия «элементы опыта», «элементы мира», т.е. его составных частей, говорят о принципе нейтральности этих элементов. Согласно теории Р. Авенариуса, мир дан нам только в «принципиальной координации» субъекта и объекта - не существует объекта без субъекта и не существует субъекта без объекта. Одним из важных аспектов «очищения опыта» явл-ся «принцип наименьшей меры силы». Э. Мах развил его в принцип экономии мышления, в к-ром соединяются биологизм (познание как биологически экономное при­способление к среде), позитивизм (познание как экономное «чистое описание» явл-ий) и с убъективизм (критерий экономии в познании определяется субъек­том, предшествуя всякому опыту).

В 20-х годах XIX в. в Австрии, Англии и Польше сложился неопозити­визм или л огический позитивизм. Основоположниками нового направления стали английский философ, логик, математик Бертран Рассел (1872-1970) и ав­стрийский философ и логик Людвиг Витгенштейн (1889-1951). Идеи логиче­ского позитивизма сложились и получили развитие благодаря Венскому круж­ку (1923 г. Венский университет). В состав кружка вошли Мориц Шлик (1882-1936) - австрийский философ и физик, Рудольф Карнап (1891-1970), немецкий философ и логик Ганс Рейхенбах (1891-1953). Основные положения логич-го позитивизма содержатся в манифесте «Венского кружка» (1929 г.): «Мы охарактеризовали научное миропонимание в основном посредством 2-х определяющих моментов. 1) оно явл-ся эмпиристским и позитивистским: существует только опытное познание, к-рое основывается на том, что нам непосредственно да­но. Тем самым устанавливается граница для содержания легитимной науки. 2) для научного миропонимания характерно применение определенного метода, а именно метода логического анализа». Т.о. «позитивная» фил-я должна анализировать только результаты познания - понятия и предложения конкретных наук.

Неопозитивисты использовали редукционистскую модель научного зна­ния, в соответствии с к-рой все теоретические положения конкретных наук полностью редуцируемы (сводимы) к протокольным, т.е. к эмпирическому ба­зису. Эта редукция и считалась в то время главной задачей анализа науки. Ло­гический позитивизм основывается на принципе верификации (лат. verus - ис­тинный; facere - делать), к-рый означает эмпирическое подтверждение тео­ретических положений науки через сопоставления их с наблюдаемыми объек­тами, чувственными данными, экспериментом. Научные утверждения, не под­твержденные опытом, не имеют значения в науке. В 50-60 гт. XIX в. на основе неопозитивизма сформировалось самостоятельное течение лингвистическая фил-я (фил-я лингвистического анализа). Сторонники лингвисти­ческого анализа Джордж Эдуард Мур (1873-1958) и Людвиг Витгенштейн (1889-1951) отказались от верификационной теории значения и нек-рых др. тезисов.

Дальнейшая эволюция логического позитивизма связана с возникновени­ем постпозитивизма, родоначальником к-рого стал Карл Поппер (1902-1988). Основными составляющими нового направления предложенного К. Поппером явл-ся: проблема демаркации, к-рая заключ-ся в отделении науч­ного знания от ненаучного; принцип фальсификации, обязывающий подвергать сомнению любое утверждение, относящееся к науке; принцип фаллибилизма, утверждающий, что любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам, а развитие науки идет через выдвижение гипотез и их опровержение. Теория «трех миров» Поппера утверждает существование 1-го мира - мира объектов, 2-го мира - мира субъектов и 3-го мира - мира объективного знания, к-рый порожден 1-ым и 2-ым мирами, но сущ-ет независимо от них. Анализ роста и развития знания в этом независимом 3-ем мире и есть предмет фил-и науки. Концепция постпозитивизма получила дальнейшее развитие в работах Имре Лакатоса (1922-1974), считавшего, что развитие науки идет через жест­кую конкуренцию «научно-исследовательских программ». Научно-исследовательская программа – программа, отражающая любое новое направление в науке. Любая программа в обязательном порядке состоит из «жесткого ядра», т.е. неоспоримого фундаментального положения и «защитного пояса», т.е. подкрепленного вспомогательными гипотезами. В концепции Томаса Сэмюэла Куна (1922-1996) знание развивается скач­кообразно (через научные революции). Эта концепция включает в себя понятие парадигмы - модели научной деятельности принятой неким научным сообще­ством. Теория «Эпистемологического анархизма» Пола (Пауля) Карла Фейерабенда (1924-1994) утверждает, что в науке не существует универсальных мето­дологических правил и использующая: принцип пролиферации теорий, призывающий ученых создавать новые теории несовместимые с существующими, что будет способствовать дальнейшему развитию науки. Плюрализм и анархизм в методологии науки утверждающий право каждого ученого создавать новые теории несовместимые с существующими в настоящее время. При этом не стоит обращать внимание на возникающие противоречия и критику. Концепция Стивена Эделстона Тулмина (1922-2009) рассматривает про­блему практической аргументации и включает следующие взаимосвязанные компоненты и понятия: стандарты рациональности и понимания позволяющие выяснить рациональность научного знания, на основе соответствия принятым стандартам понимания. Учитывая, что стандарты рациональности меняются с изменением научных теорий и непрерывности развития науки. Матрица пони­мания - диапазон приемлемых для конкретного ученого событий укладываю­щийся в его понимание стандарта. Концептуальные популяции - единство близких по содержанию концепций устойчивых к критическому отбору и спо­собных быстро приспосабливаться к изменившимся условиям.


21. Философия М.М. Бахтина. Работы Михаила Михайловича Бахтина (1895-1975) приобрели широкую известность и считаются классикой мировой философской мысли. Бахтин ро­дился в г. Орле, получил образование в Новороссийском и Петроградском уни­верситетах, а в 1920-х годах начал философскую деятельность. В 1929 г. за «ан­тигосударственную деятельность» философ был сослан в Казахстан. После окончания ссылки переехал в г. Саранск, где преподавал литературу в Мордов­ском университете. В Саранске Бахтин жил с 1945 по 1969 год. Умер в г. Моск­ве. Всемирная известность к Бахтину пришла только после его смерти.

В числе наиболее известных работ Бахтина - «К фил-и поступка», «Автор и герой в эстетической деятельности» (ок. 1924), «Проблемы творчества Достоевского» (1929), «Творчество Франсуа Рабле и народная куль­тура средневековья и Ренессанса» (1965). Ряд книг философ опубликовал под именами своих друзей П.Н. Медведева и В.Н. Волошинова. К этим работам, из­вестным под общим заглавием «Бахтин под маской», относятся книги «Фор­мальный метод в литературоведении» (1928), «Фрейдизм» (1927), «Марксизм и фил-я языка» (1929) и ряд статей.

В ранней неоконченной работе «К фил-и поступка» Бахтин описы­вает поступок как сознательное действие, обладающее нравственной значимо­стью. Поступками в полном смысле слова явл-ся инициативные и волевые действия, связанные с преодолением пассивности, шаблонности. Всякий посту­пок, следовательно, есть акт самоопределения. Чел. живет по-настоящему лишь тогда, когда он совершает поступки - жизнь есть череда следующих друг за другом поступков или, говоря словами Бахтина, «сплошное поступление». Поступок - это всегда акт свободного выбора. Если чел. совершает нечто свободно и осознанно, без давления и принуждения, то он и только он отвечает за все последствия своего поступка. След-но каждый поступок есть вы­ражение как свободы чел., так и его ответственности. В поступке чел. утверждается как личность, т.е. не как «один из многих», а как уникальный чел., существующий в определенном месте и действующий в конкретных ис­торических обстоятельствах. Каждый поступок, в свою очередь, несет на себе печать совершившей его индивидуальности. В ранних работах Бахтин вводит идею «не-алиби в бытии», указываю­щую на уникальность, незаменимость чел., занимающего свое единствен­ное и неповторимое место в жизни: «В данной единственной точке, где я теперь нахожусь, никто другой в единственном времени и единственном пространстве единственного бытия не находился... То, что мною может быть совершено, ни­кем и никогда совершено быть не может». Быть незаменимым значит не иметь права уклоняться от ответственности за все, что происходит с тобой и вокруг тебя. Чел. отвечает за все, что он сделал и не сделал, за то, по поводу чего промолчал, за то, к чему отнесся равнодушно. У него нет алиби ни в чем: он не может спрятаться от ответственности или переложить вину на др. или об­стоятельства. Так, многие люди, не реализовавшие свои таланты, пытаются оправдать собственную бездеятельность, ссылаясь на неудачу, судьбу, окруж-х. Подобную бездеятельность невозможно оправдать морально: чел. должен стараться реализовать себя, даже если ради этого придется жертвовать покоем и двигаться наперекор внешним обстоятельствам. Более того, чел. должен отвечать не только за себя, но и за окруж-х.

Сухим теориям, косности, окончательным истинам - «монологизму» Бахтин противопоставляет концепцию диалога, незавершенного, обновляющегося, меняющегося. Диалог для философа – это форма существования в пр-се взаимодействия. Ничего не существует само по себе: каждый элемент этого мира нах-ся в пр-се диалога с др. элементами. Слова существуют только в столкновении, споре с другими словами, идеи развиваются во взаимо­действии с противоположными идеями. Чел. может понять самого себя только тогда, когда сумеет посмотреть на себя чужими глазами: «Жить - значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться». Как только идея прекращает взаимодействовать с др. идеями, начинает пред­ставлять себя единственной истиной, диалог сменяется монологом. Смыслы в монологе окостеневают и умирают. Для Бахтина превратить какую-то идею в непререкаемую истину - значит убить эту идею. Как нет изолированных людей, так и не существует изолированных текстов, культур - все они живут и развиваются только в диалоге с др. текстами и культурами. Для объяснения этого взаимодействия Бахтин разработал идею диалога культур. Он писал: «Чужая культура только в глазах др. культуры раскрывает себя полнее и глубже (но не во всей полноте, потому что придут и культуры, к-рые увидят и поймут еще больше). Один смысл раскрывает свои глубины, встретившись и соприкоснувшись с др., чужим смыслом: между ними начинается как бы диалог, к-рый преодолевает замк­нутость и односторонность этих смыслов, этих культур... При такой диалоги­ческой встрече 2-х культур они не сливаются и не смешиваются, каждая со­храняет свое единство и открытую целостность, но они взаимно обогащаются».

В работе «Проблемы поэтики Достоевского» Бахтин рассматривает твор­чество писателя через призму понятия полифонии. Полифония (многоголосье) - это особый метод художественного творчества, в к-ром герои явл-ся но­сителями собственных голосов, а голос автора не явл-ся доминирующим. Н-р, у Толстого ярко выражен авторский голос – он оценивает своих ге­роев, судит кто прав, а кто виноват: в чем-то его герои напоминают марионеток и руках талантливого кукловода. Достоевский, напротив, никого не оценивает и не судит. Каждый его герой (как в реальной жизни) имеет право на свое мне­ние, а каждое мнение имеет право на существование. В романах Достоевского слышен гул многих голосов, и голос автора - лишь один из них. Если сравнить романы Достоевского и Толстого с музыкальными произведениями, то в 1-ых мы услышим ведущую партию автора, а во 2-ых - полифонию, т.е. ме­лодию, созданную из переплетения (но не слияния) многих голосов. Идея по­лифонии, несомненно, явл-ся своеобразным переосмыслением чрезвычайно важной для понимания русской фил-и концепции соборности. Др. понятие, применимое к пространству художественного произве­дения - это хронотоп, особая форма взаимодействия пространства и времени. В каждом жанре время и пространство организовано по особым правилам. Так, в рыцарском романе герой обладает особыми чертами (храбростью, великодуши­ем, доблестью), к-рые не меняются во времени. Эти черты раскрываются в ходе действий, совершаемых рыцарем - ради подвигов герой предпринимает длительные путешествия, поэтому пространство в рыцарских романах постоян­но изменяется. В психологическом романе, напротив, на протяжении сотен страниц герой может пребывать в одном месте. Здесь важно другое - как изме­няются во времени мысли, ценности и убеждения в пр-се его переживаний, то есть, как герой меняется внутренне. В разных жанрах можно обнаружить разные варианты организации времени и пространства, к-рые многое могут сказать о характере произведения. «Хронотоп есть определенная форма ощу­щения времени и определенное отношение его к пространственному миру» - утверждает Бахтин.

В книге «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» Бахтин выступает как выдающийся исследователь культуры. В центре его изучения находится смеховая культура как особый компонент на­родной культуры Средних веков и Возрождения, к-рый служил противове­сом и дополнением к официальной культуре. Серьезность, монотонность по Бахтину - только одна сторона культуры. Она стремится к монологу и потому постоянная серьезность опасна. Др. сторона культуры, вечно развивающая­ся, - это смеховая культура. Она проверяет серьезность на прочность, разобла­чает глупость или корыстность, часто скрывающиеся за пафосом официальных речей. Площадные празднества, смеховые произведения, шутовство и дураче­ство в смеховой культуре тесно переплетены и наполнены глубинными фило­софскими смыслами - универсальности, неофициальности, амбивалентности. Можно сказать, что глупость, шутовство – важные составные части природы чел., к-рым иногда нужно давать выход.

Наиболее ярким проявлением смеховой культуры народа явл-ся карна­вал - совокупность разнообразных массовых празднеств, обрядов и форм, на­полненных смыслами развития, изменения, обновления. «Карнавал враждебен всякому увековечению, завершению и концу. Он смотрит в незавершимое бу­дущее». Карнавал на время разрушает социальную дистанцию и иерархию. На карнавале все равны, нет слуг и господ, начальников и подчиненных. Все «свя­щенное и высокое» (авторитет власти, идеология, традиции) в карнавале раз­венчивается, осмеивается, унижается. Все «низкое и неприличное» (обжорство, пьянство, сексуальность) карнавал, напротив, оправдывает и возводит на пьеде­стал. В средневековом карнавале представители власти подвергались издева­тельствам и унижением, а королем карнавала объявлялся шут или дурак. Пр-сс такого переворачивания отношений называется «карнавализацией». При этом такое «перевернутое» восприятие мира, по мнению Бахтина, отличается оптимизмом и обычно сопровождается всеобщим весельем и радостью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.