Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности философии Древнего Востока (Древний Китай, Древняя Индия). 1 страница




Китайская Фил-я (наука мудрости - чжэсюэ) в своем развитии прошла ряд этапов: 1) VIII в. до н.э. - Ш в. н.э. - зарождение философских воззрений и становление первых философских школ. 2) Ш-XIX вв. н.э. - проникновение в Китай из Индии буддизма (Ш в. н.э. чань-буддизм) и его влияние на национальные философские школы. Школа чань-буддизма основана выходцем из Индии Бодхидхармой, обосновавшемся в VI в. в монастыре Шаолиньсы. 3) XX в. н.э. - современный этап, преодоление замкнутости, изолированности китайского общ-ва, китайского мировоззрения. Проникновение и обогащение китайской фил-и достижениями европейской и мировой фил-и (марксизма, идей христианства, американского прагматизма и др.).Древнейшим источником китайского мировосприятия явл-ся «И Цзин» («Книга перемен»). Эта гадательная книга предположительно написана древнекитайскими шаманами. Здесь изложены 8 триграмм и 64 гексаграммы, символические комбинации, означающие соответственно трехкратное и шестикратное сочетание двух основных начал, Ян (светлое, твердое, мужское; графически обозначается сплошной линией) и Инь (темное, слабое, женское; обозначается прерывистой линией). Графическая система триграмм являет собой круг - символ мирового круговорота в пространстве и времени. Система триграмм и гексаграмм «Книги Перемен» отображают расцвет и упадок всего существующего в мире, все многообразие событий (сущности, циклы, ситуации) Вселенной. Одна из самых известных - геомантия, наука «ветров и вод» - фэн шуй, с помощью к-рой можно научиться управлять потоками энергии и гармонизировать жизнь чел.. Предназначением «И Цзин» явл-ся познание всеобщей связи вещей и символа всякого действия, что давало знание как не действовать, чего нельзя совершать. Др. философско-мировоззренческие источники китайской культуры - «Дао дэцзин» и «Лунь Юй». Мир, по китайским представлениям, появл-ся в результате последовательного, упорядоченного деления первозданного Хаоса (предельная пустота и одновременно предельная наполненность). Хаос постоянно «опустошает себя», превращаясь в нечто иное. В даосских трактатах утверждается многоступенчатая схема эволюции мироздания из «Великого Единства», к-рая завершается появлением физического мира или «десяти тысяч вещей».

К основным школам древнекитайской фил-и принадлежат: 1.Даосизм (учение основано Jlao Цзы); 2.Конфуцианство (школа Кун Фу Цзы); 3.Легизм (школа сторонников закона); 4.Моизм (школа Мо Цзы); 5.Школа имен (номинализм); 6.Школа натурфилософов (сторонников учения о Инь и Ян).

Китайская Фил-я обладает рядом специфических характеристик:

-практически-нравственная ориентация основных философских школ; жизненный идеал в китайской традиции - «середина и постоянство», средин­ный путь. Цель жизни - впитывание в себя всей полноты бытия, постоянное самовосполнение;

-неразвитая связь философского мировоззрения с естественнонаучным знанием;

-слабое развитие логики мышления, логического аппарата;

-особенности в понимании чел.: все моменты его жизни равноценны, и нужно извлекать из них пользу и радость; отсчет человеческой жизни полагается не с момента рождения, а с момента зачатия; духовным центром чел. определяется сердце; чел. воспринимается как часть космоса; чел. может окультуривать себя при соблюдении общ-ых порядков, в соединении и усвоении китайской культуры;

-центральные проблемы: формирование нравственного, справедливого общ-ва, принципы управления общ-ва, достижение гармонии в жизни чел.;

-изолированность, замкнутость китайского философского мировоззрения;

-особенность (сложность) иероглифического китайского языка.

Даосизм - древнейшее философское учение Китая о сущности естественного существования на основе двух взаимодополняющих сил Ян и Инь. Даосизм - учение о следовании, пути природы и чел.. Чел. следует Земле, Земля - Небу, Небо следует Дао, Дао Естественности. Один раз Ян, один раз Инь - это и есть путь Дао. Слабость - способ, метод действия Дао. Дао - Отец и Магь всех вещей, корень Неба и Земли. Дао − энергия пустоты. Основатель даосизма − Лао Цзы, жил в VI-V в. до н. э. Главный источник трактат «Дао дэцзин» (учение о Дао и силе Дэ), предположительно написанный Лао Цзы. Чел. должен постигнуть смысл Дао и следовать по его пути до слияния с ним. Главный принцип жизни чел. - покой и недеяние («У Вей»). Лучший способ понять, что такое путь Дао - научиться ценить в жизни не умное, даже не доброе, а просто долговечное, не умирающее.

Конфуцианство - древняя философская школа, основанная Кун Фу Цзы (551-479 гг. до н.э.) Главный источник − «Лунь Юй» (беседы и суждения). Конфуцианство многие столетия было официальной идеологией Китая. Следует различать фил-ю и религию конфуцианства. Основные вопросы конфуцианства: как следует вести себя? как необходимо управлять людьми? каковы должны быть качества руководителя и подчиненного? Принципы жизнедеятельности чел. у Кун Фу Цзы: 1. жизнь в общ-ве и для общ-ва, 2. уступать друг другу, 3. слушаться старших по возрасту и званию, соблюдать во всем меру (принцип золотой середины), 4. быть человечным, не делай другому того, чего не желаешь себе (принцип «Жень»), 5. принцип исправления имен (имена, названия должны соответствовать действительному положению вещей). Современные последователи Кун Фу Цзы убеждены в совершенстве и превосходстве китайской духовности по отношению к западной традиции.

Легизм - школа сторонников закона. Патриархом легизма считается Шэнь Бухай. Основатели школы законников: Шан Ян и Хань Фэй. В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до н.э.) легизм был официальной идеологией. Главный вопрос законников - как управлять обществом? Легисты выступали за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы.

Основные положения легизма: 1. чел. изначально зол; эгоизм - главный источник мотивации поступков; 2. чтобы избежать всеобщей вражды необходимо государственная регуляция и регламентация жизни людей; 3. государство есть система законов, к-рая регламентирует и упорядочивает жизнь людей; 4. государство должно поощрять законопослушных граждан; 5. страх - (наказание) важный фактор и стимул поведения людей; 6. основное условие определения справедливости поведения и отношений; 7. установленные законы, к-рые должны быть одинаковы для всех; 8. чиновники должны быть профессионалами, обладать соответствующими необходимыми качествами; 9. государственные должности должны замещаться по способностям, а не по именитости и наследственности. 10. экономическую основу государства составляет земледелие (торговля и ремёсла второстепенны); Земледелие и война - главное, на что государство должно опираться и ради чего оно должно существовать.

Индийская Фил-я в своем развитии прошла следующие периоды:

- ведический период (XV-VI вв. до и.э.), основывающийся на авторитете Вед (ведение, знание). Веды - священные источники индуизма написанные на санскрите, древнейшие сборники текстов: гимнов, жертвенных формул, песно­пений, заклинаний, предположительно созданные древнеиндийскими святыми мудрецами - Риши. До нас дошли четыре Веды: Риг-веда, Сама-веда, Яджур-всда, Атхарва-веда. Разделил тексты на четыре веды великий риши Вьяса. - эпический этап (VI-П вв. до н.э.), наиболее известные источники к-рого - «Махабхарата», «Рамаяна». В это время формируются неортодоксальные (оппозиционные ведам) философские учения: буддизм, джайнизм, чарвакалокаята. Философские школы (в Индии - даршаны: видение, узрение реальности, Бога) развивающие учение Вед следующие: веданта, йога, санкхья, вайшешика, ньяя, миманса. - эра сутр (П в. до н.э. - VII в. н.э.) - кратких философских трактатов, излагающих отдельные проблемы, к-рая завершает период древнеиндийской фил-и. - средневековый период. Господство учения Будды. - современный этап. (XVIII-XX вв.) Проникнов-е в индийскую фил-ю европейской фил-и (главным образом английской).

Фундаментальные понятия в индийской философской традиции:

- Сансара (блуждание, круговорот, беспрерывное перевоплощение); - Карма (совокупность совершаемого всяким живым существом, невиди­мая скрытая сила, причина, определяющая жизнь, здоровье, счастье и новое со­стояние и рождение. Карма входит во все религиозно-философские системы Индии); -Атман (дух, духовная реальность); - Мокша (состояние духовного освобождения); - Ахимса (непричинение вреда любому живому существу, запрет на нанесение вреда, основывающийся на утверждении того, что нет беды большей чем ненависть); - Майя (иллюзия, обман, метаморфоза; магическая сила творения); - Нирвана (угасание, отсутствие причинных зависимостей; противопоножнос сансаре; состояние абсолютной свободы, абсолютного покоя, блаженства; отрешенное, невозмутимое, спокойно-свободное состояние).

Фил-я Индии обладает рядом специфических характеристик:

-влияние кастовой организации с её жёсткой системой отношений на мировоз-е общ-ва;

-хронологический хаос относительно происхождения и авторства многих источников;

-гигантизм в представлениях о временных интервалах в существовании Мира: гак, век Брахмы составляет, н-р, 311040 млрд лет;

-стремление к внутреннему самосовершенствованию;

-слабая опора на естественнонаучные знания;

-практическая разработка методов и приемов телесной и духовной транс­формации чел.;

-глубокое проникновение в сферу сознания чел.;

-акцент на энергетически субстанциальный аспект в рассмотрении бы­тия;

-особенность логики: логические док-ва основаны на хар-ке присутствия и отсутствия объекта и его признаков.

Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. Религиозная система практики и доктрина, основанная на вере в перевоплощение. Полный свод свя­щенных текстов буддизма содержится в палийском каноне - Типитака (три кор­зины), созданный в V в. н.э. Буддизм - религиозно-философское учение Ин­дии, Китая, Юго-Восточной Азии. Основатель - Сиддхартха Шакьямуни (563-483 до н.э.), аскет, мудрец, к-рый достиг «просветления» и стал Буддой (Просветленным). В современном буддизме различаются множест­во направлений и школ: - тхеравада («школа старой мудрости», наиболее ортодоксальная школа); - махаяна («большая колесница», путь веры доступен многим людям); - хинаяна («малая колесница», достижение нирваны этическим путём и путь этот доступен лишь малому кругу людей); - ваджраяна («алмазная колесница»); - чань буддизм (школа китайского буддизма); - дзен буддизм (школа японского буддизма).

Символом буддизма явл-ся Ваджра - громовой топор, пучок скрещен­ных молний, символ уничтожения глупости и заблуждений. Сущ-ют верования, связанные с грядущим Буддой (Майтрея), к-рый появится в мире людей, когда продолжительность жизни людей на земле достигнет 84000 лет. Атрибуты Майтрейи – золотистый цвет кожи, ваза с на­питком бессмертия, и колесо дхармы.

Учение Будды основано на четырех благородных истинах. 1. Есть страдание. Вся жизнь полна страданий. 2. Есть причина страдания. Это жажда существования, наслаждений. 3. Можно избавиться от страданий. Это избавление есть устранение жаж­ды существования, наслаждений, удовольствий. 4. Существует восьмеричный путь избавления от страданий. Этот путь есть путь к нирване, путь избавления от эгоцентризма и освобождения от вся­ких земных зависимостей. Восьмеричный путь это правильное: видение, мысль, речь, действие (непричинение зла), образ жизни, трудолюбие, контроль над мыслями, сосредоточение.

Основные заповеди буддизма: не убий; не укради; будь целомудренным; не лги; не пей дурмана.

Йога - комплекс приёмов и упражнений для очищения тела и сознания и для достижения высшего духовного (умиротворённого) состояния. Йога - древнейшая практика самоуглубления и трансформации личности. Упоминает­ся в Ведах (Ригведа) и Упанишадах. Иогическая практика применяется во всех индийских религиозно-философских школах (даршанах), кроме мимансы и школы чарвака.

Имеются различные виды йоги: - джняна-йога - йога познания, имеющая цель освобождения от страда­ний посредством постижения иллюзорности мира и реальности Атмана (духов­ной сущности). - раджа-йога - «царственная йога», система, техника самоуглубления. - бхакти-йога - система освобождения на основе благоговейной любви к Атману. - карма-йога - система, техника действий.

Основные средства йоги - медитация (концентрация внимания, сосредо­точенность), асана (статическая, фиксированная поза, положение тела). Систе­матизировал философское учение йоги Патанджали (II в. до н. э.) в «Йога-сутре».

Основные ступени йоги: Яма - ступень правильного усвоения общ-венного поведения, гармония поведения. Нияма - внутреннее самоусовершенствование, очищение личного пове­ления, образа жизни, устранение деструктивных качеств. Асана - положение тела, поза. Система статических упражнений для достижения контроля над физическим телом. Асаны используются для медитации и релаксации, для укрепления и очищения тела. Пранаяма - развитие системы дыхания, контроль над энергетическими пр-сами с помощью дыхательных упражнений. Пратьяхара - достижение контроля (управления) над чувствами. Дхарана - уровень совершенствования внимания (конц-и), памяти, терпения. Дхьяна - медитация или созерцание объекта. Самадхи - состояние управляемого, просветлённого, непротиворечивого транса. Полное проникновение в объект конц-и, состояние не разграничивающее себя и объект конц-и (1728 сек., что составляет 12 дхиан ним 144 дхараны).

Энергия, к-рая используется в йоге: Прана - жизненная энергия (в организм поступает через дыхание, воду, нишу), Кундалини - скрытая латентная психическая энергия, находящаяся в нижнем центре позвоночного столба (изображается в виде свёрнутой змеи). Куналлини может быть «разбужена» и приведена в движение по линии биоэнергетических центров - чакр (биопсихических резонаторов). У чел. существует семь чакр.

В интегральной йоге (созданной Шри Ауробиндо Гхошем) утверждается: Вселенная - результат двойного движения силы Сознания: эволюции и инволюции. Эволюция - развёртывание, расширение, рост и увеличение. Инволюция самоограничение, уплотнение, «завёртывание» себя;

-никогда в природе не было умственного планирования, какой-либо зафиксированной программы. Всё рождается, растёт и развивается как живое су­щество посредством движения сознания;

-Злые силы есть результат извращения правды неведением;

-путь интегральной йоги - осуществлять гармонию и единство полного знания, достижение полного совершенства, достижение сферы Сверхразума.

Веданта - мировоззренческая система представлений «выросшая» из Упанишад (комментарии к Ригведе). Наиболее известна в изложении Шанкары. Основные положения веданты:

- существует единая верховная личность – Пуруша, пронизывающий всё.

- все есть Бог, Душа есть Бог, нет множественности. Душа или Бог есть реальность (сатья), она - неограниченное сознание (джняна) и блаженство (ананда).

- вторая реальность - майя, иллюзия (отличается от Бога как сила сжига­ния от огня).

- Освобождённая душа подобна Богу, ибо имеет чистое сознание.


 

5. Основные философские школы античности. Первые философские школы в Др. Греции возникли в VI в. до н. э. в Ионии. Центром фил-и того времени был г. Милет, поэтому первую шко­лу обычно называют милетской, основатель Фалес (один из по­лулегендарных древнегреческих «семи мудрецов»). Фил-я начиналась с вопроса: «Что есть всё?». Поиск ответов на него шел в русле учения о первона­чале. Таковым Фалес считал воду, Анаксимандр - апейрон (нечто бессмертное и безграничное), Анаксимен - воздух. К ионийским философам причисляют также Гераклита, жившего в соседнем с Милетом городе Эфесе. Гераклит счи­тал первоосновой огонь. Соединив в первоначале субстанциональную основу (то, что явл-ся причиной возникновения всего) и материальный субстрат (то, из чего сделаны вещи), первые греческие философы положили конец теогонической трактовке мира. Миф был заменен логосом, т.е. разумным словом, фи­лософским понятием.

В конце VI в. до н. э. Иония оказалась завоёвана персами. Милет был раз­рушен. Центр древнегреческой фил-и переместился в «Великую Элладу» (побережье Южной Италии и о. Сицилия). К италийским философам принадлежали пифагорейцы, школа элеатов и Эмпедокл. Пифагорейский союз, осно­ванный Пифагором в г. Кротоне, являлся тайным научно-философским и религиозно-мистическим обществом, состоящим из двух ступеней: акусматиков - послушников и м атематиков - посвященных в тайны учения пифагорейцев. Ядро пифагорейской фил-и составляет учение о числе. Главой и основателем школы элеатов считается Парменид. Философами данной школы поднимаются две важнейшие философские проблемы: вопрос об отношении бытия и небытия, и вопрос об отношении бытия и мышления. Зенон, ученик Парменида в своих апориях доказывал невозможность мыслить движение. Ему приписывают 40 доказательств «против множественности бытия», т.е. в защиту парменидовского учения о неделимости, единстве сущего и 5 доказательств «против дви­жении бытия». Нек-рые исследователи истории и фил-и к ученикам, точнее последователям Парменида причисляли Эмпедокла, учение к-рого сочетает в себе ионийскую и элеатскую традиции. Эмпедокл считал первоначалом мира не один какой-то элемент, а четыре, названные им «корнями всех ве­щей»: огонь, воздух, воду и землю, к-рые, по мнению мыслителя, вечны и неизменны, а все прочие вещи получаются из их смешения. Последними, кто попытался ответить на вопрос о рождении и строении мироздания с позиции натурфил-и были атомисты Левкипп и Демокрит. Главными философскими категориями они называли «бытие» и «небытие». Но, и отличие от элеатов, атомисты считали, что небытие существует также как и бытие, что бытие множественно (т.к. состоит из неделимых частиц - ато­мов) и подвижно (т.к. подвижны атомы). Атомисты признавали реальность мира вещей и явл-ий, состоящего из атомов и пустоты.

V в. до н. э. - время расцвета древнегреческой демократии. Возникла насущная потребность в образованных людях, способных управлять государст­вом. Появл-ся учёные мужи, к-рые за отдельную плату обучают граждан риторике, поэтике, эристике. Постепенно и Фил-я становится одним из предметов повсеместного изучения. Преподавателей фил-и называли со­фистами (мудрецами), мастерами слова. Наиболее известными софистами в V в. до н. э. были Протагор, Горгий, Гиппий, Продик. Их главной заслугой явл-сь то, что они поставили в центр мировоззренческих изысканий проблему чел. как гражданина полиса, способного принимать самостоятельные решения, что нашло отражение в знаменитом изречении Протагора: «Чел. - мера всех вещей». Представители афинской школы фил-и – Сократ, Пла­тон, Аристотель считали, что софисты не искали истины и не учили им, а преследовали лишь корыстные цели. Взгляды Сократа, излагавшего своё учение только устно, в форме беседы или спора, дошли до нас в сочинениях Ксенофонта и Платона. Для Сократа настоящие ценности заключались не во внешних благах - богатстве, высоком положении, а в способностях души индивида познать сущность разумного, нравственного поведения. Многие ученики Сократа основали собственные философские школы, получившие название сократических: киники (Антисфен), киренаики (Аристипп), мегарики (Евклид). Наиболее выдающимся учеником Сократа был Платон, также создавший собственную школу. Основал он ее в Афинах в роще героя Академа, и потому она стала называться Академией. Платоновская Академия просуществовала 915 лет. Главная составляющая фил-и Платона - учение об эйдосах (идеях). Платон является создателем первого в истории идеалистического учения. Сам же он был объективным идеалистом. Ещё один яркий представитель афинской школы Аристотель основал Лицей. Аристотель учился у Платона, но не стал его последователем, сказав при этом: «Платон мне друг, но истина дороже». Аристотель критиковал теорию идей Платона. Задачу фил-и Аристотель видел в постижении всеобщего в самом мире. Аристотель отличал философское знание от конкретно-научного, выделяя первую фил-ю - «метафизику» и вторую - «физику». Большой вклад был сделан им в разработку этики. Аристо­тель заложил основы формальной логики.

Своеобразие фил-и эллинизма определяют те философские школы, к-рые сделали второстепенными все вопросы объективного миропорядка и стали обращаться к проблемам личной жизни чел.: кинизм (пропагандиру­ет отказ от достижений цивилизации), эпикуреизм (призывает, «жить скромно, но с удовольствием»), стоицизм (советует, «не быть рабами вещей и обстоя­тельств»), скептицизм (призывает воздерживаться от каких-либо суждений).

Яркое учение поздней античности - неоплатонизм говорит о катастрофизме своей эпохи. «Назад, в милую общину!» - восклицал Плотин, величай­ший мыслитель не только позднего эллинизма, но и всей античной фил-и, имея в виду небеса, божественное вечное бытие. Плотин был последователем фил-и Платона. В целом, центром философской рефлексии для античности служила идея Космоса - упорядоченной и гармоничной Вселенной. Поэтому в качестве важ­нейшей черты античной фил-и обычно называется космоцентризм.


 

6. Отличительные черты и эволюционные этапы средневековой философии. Средневековая Фил-я - исторически весьма своеобразный тип теоре­тизирования, решающая особенность к-рого состояла во взаимоотношениях с религиозно-монотеистическим мировоззрением, в своей христианской форме зародившимся в поздней античности. Эпоха Средневековья характеризовалась сильным влиянием религии на все стороны духовной и общ-венной жизни, в том числе и на фил-ю. Ее важнейшей чертой был теоцентризм - представ­ление о боге как о высшем бытии.

В своем развитии средневековая Фил-я прошла ряд этапов: I. Начальная стадия. Религиозно-философская мысль поздней античности. Патристика (Киприан Карфагенский, Иоанн Златоуст, Августин Аврелий, Григорий Великий) - это система теолого-философских взглядов «отцов церкви», обосновывавших идеи христианства. II. Возникновение и развитие схоластической фил-и в Западной Ев­ропе (VI-XII вв.) (Боэций, Иоанн Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр). III. Расцвет и закат схоластической фил-и в Западной Европе (XIII- XIV вв.) (Сигер Брабантский, Роджер Бэкон, Фома Аквинский). Крупнейшими философами Средневековья признаются Августин Аврелий и Фома Аквинский.

Религиозное мировоззрение Августина насквозь теоцентрично. Бог как исходный и конечный пункт человеческих суждений и действий присутствует во всех частях его философского учения. Им комментируется и многократно обосновывается креационизм, сформулированный в самом начале Ветхого завета и утверждающий творение мира со всем многообразием его предметов, явл-й и существ в весьма ограниченный отрезок времени и притом «из ничего». Все вещи и все существа появились, согласно Августину, в результате божественного творчества. При этом четыре традиционных элемента древних - земля, вода, воздух и огонь, - как и небесные светила, подобно ангелам н человеческим душам, были созданы в раз и навсегда законченном виде. Сущность любого чел. проявл-ся именно в его душе, а отнюдь не в теле.

Начиная с XI века, в Европе начали появляться первые университеты, в к-рых были следующие факультеты: богословский (самый престижный), юридический и медицинский. В этих университетах сосредотачивались и раз­вивались основные научные знания, к-рые в основном сводились к чтению священных книг (схоластика). Основная цель схоластической фил-и: оправдание религиозно-философских формул путем рационалистического истолкования догматики. Стиль схоластического мышления опирался на умозрительное рассуждение с использованием абстрактных понятий.

Фома Аквинский (1224-1274) заимствует из аристотелевской метафизики категории материи (materia) и формы (forma). Однако форма в толковании Фо­мы приобретает совершенно иной смысл, чем у греческого мыслителя. В понимании последнего она была совокупностью общих существенных признаков, присущих вещам определенного вида, и не существовала вне или до них. Правда, Аквинский также считал, что общее, или форма, содержится в единичных ве­щах, но на этом он не останавливается. Он различает в субстанциях три рода форм, или универсалий (т.е. общих понятий):

- универсалия, содержащаяся в вещи в качестве ее сущности, определяемая им также как непосредственная универсалия;

- универсалия, абстрагированная от субстанции, т.е. существующая в че­ловеческом уме. Эту универсалию Фома называет рефлексивной. Поэтому форма, т. е. общее, существует в вещи как сущность еще не абстрагированная, в уме же - как извлеченная активным умом.

- третьего вида универсалии - независимой от вещи универсалии в боже­ственном уме. Универсалии в уме творца - это неизменные, постоянные, веч­ные формы, или основы вещей, или, говоря иначе, образцовые экземпляры, яв­ляющиеся моделью, целью творения из ничего единичных вещей, принадлежа­щих к определенному виду.

Фома Аквинский полагал, что разум так же, как и вера способен вести чел. к богу: ему принадлежат пять известных доказательств существования бога.

Вне указанной периодизации необходимо выделить также особое направ­ление развития средневековой фил-и, к-рое нельзя отнести к одному из выделенных этапов (патристике и схоластике). Это средневековая Фил-я народов Ближнего и Ср. Востока, требующая отдельного изучения.

Несмотря на религиозную мистику, «время гонений и инквизиции», Фил-я средневековья - это шаг вперед, потому как через веру осознавалась субъективная реальность, духовный мир, человеческое Я, к-рое впоследст­вии стало центральной проблемой фил-и.

7. Фил-я эпохи Возрождения: основные идеи и представители. Фил-я эпохи Возрождения ознаменована невиданным расцветом ли­тературы, науки, социально-политической и правовой мысли. Это время утвер­ждения человеческой индивидуальности, чел.-творца и создания новых традиций. Фил-я и культура эпохи Возрождения дали десятки имён, к-рые составляют славу мировой литературы и искусства. Среди них следует от­метить Леонардо да Винчи, Данте Алигьери, Рафаэля Санти, Микеланджело Буанаротти, Николая Кузанского, Никколо Макиавелли.

Термин «Возрождение» был впервые использован в 1550 г. Джорджо Вазари в его известной книге «Жизнеописание знаменитых живописцев, воителей, зодчих». В самом широком смысле термин «Возрождение» означал обращение к античной традиции, культуре, искусству, фил-и.

Если античная Фил-я была сосредоточена на проблеме космоса, средневековая на Боге, то Фил-я Возрождения помещает в центр своих размышлений самого чел.. Основная особенность эпохи Возрождения заключается в антропоцентризме (чел. центр всего). Безусловно, следует за­метить, что Фил-я эпохи Возрождения преодолевала античную созерцательность и средневековую пассивность, утверждала и возвышала неповтори­мую ценность чел., ценность личности.

К основным особенностям фил-и эпохи Возрождения можно отне­сти: - индивидуализм, раскрывающий творческие возможности личности и субъективизм, осмысливающий мир через самого чел.. - гуманизм, приоритет открытия к-рого принадлежит итальянскому мыслителю Леонардо Бруни.

Термин «гуманизм» употребляется в 2-х смыслах или в 2-х значениях. Различают гражданский гуманизм и ренессансный гуманизм. 1-ый означает систему социальных, правовых, этических норм, к-рые направлены на гар­монизацию отношений чел. и общ-ва, чел. и государства. 2-ой пред-ет/с систему мировоззренческих парадигм общ-ва или создание нового социального идеала и нового мировоззрения. Значимые черты эпохи Возрождения: 1) в эпоху фил-и Возрождения в иерархии ценностей, в иерархии живых существ 1-ое, главное и решающее место, отводилось чел. По мне­нию мыслителей Возрождения, именно он обладает божественным даром творца, способностью к творчеству; 2) в эпоху Возрождения происходит радикальное переосмысление проблем времени и истории, они постепенно начинают утрачивать свой сакральный смысл и становятся уделом самых обычных людей. Каждый желает остаться на века в памяти потомков. «Нет ремесленников, все творцы» - таков девиз Воз­рождения; 3) Фил-я Возрождения пробуждает интерес не только к созданию и развитию языков, но и к изучению классических языков древности - древнегреческому и латыни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.