Обоснование программы
Школа и семья – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Воспитание детей- серьёзная и важная обязанность родителей, которые зачастую к ней не готовы, поскольку их никто никогда не учил тем более в современных условиях сегодняшней экономической и социальной нестабильности, психологических стрессов, семья не сориентирована на воспитание детей. Особенно негативен процесс воспитания в семьях, где процветает пьянство, иждивенчество, полукриминальный образ жизни родителей.
В школе 4 детей из неблагополучных семей. Становится проблемой жизнеобеспечение детей в семьях, имеющих низкий уровень достатка. Неудовлетворительное положение, плохое питание отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей. В школе 1 ребенок инвалид.
Общество в лице родителей сегодня предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, требует иных подходов в формировании отношений между детьми и ОУ, между учителями и родителями. В основе отношений лежит личностный подход к ребенку, и о родителях которые способны обеспечить ему возможность всестороннего развития, благополучия и защиту его прав. Это возможно при профессиональном педагогическом влиянии на процесс воспитания в семье, укрепление взаимоотношения родителей и детей, духовном и культурном развитии семей. Отсюда и возникла необходимость единой программы согласованных действий семьи и ОУ в деле воспитания и развития детей.
Данная программа является комплексной, так как включает в себя
разноплановую деятельность. Проблематика сегодняшнего взаимодействия
ОУ с социумом состоит из нескольких аспектов и включает:
u работу с органами местного самоуправления;
u взаимодействие с учреждениями здравоохранения;
u взаимодействие с учреждениями культуры;
u взаимодействие с общественными организациями;
Программа разработана, с учетом следующих
законодательных нормативно – правовых документов:
u Конвенция ООН о правах ребенка;
u Конституция РФ;
u Закон РФ «Об образовании»;
u Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
u ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
u ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей».
Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и
микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей
и родителей.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных
воспитательных отношений семьи и общеобразовательных учреждений,
которые определяются сотрудничеством, взаимодействием и
доверительностью.
К основным функциям взаимодействия относятся:
- информационная;
- воспитательно-развивающая;
- формирующая;
- охранно-оздоровительная;
- контролирующая;
- бытовая.
Организация взаимодействия школы и семьи предполагает:
- изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей;
- группировку семей по принципу наличия в них нравственного потенциала;
- анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности
Конечный результат:
- Взаимопонимание между родителями, детьми и педагогами.
- Здоровый микроклимат в семье и школе.
- Снижение семейного неблагополучия.
- Эффективные формы сотрудничества семьи и ОУ.
Формирование сотруднических отношений между социумом, педагогами и семьей – длительный процесс, успешность которого зависит от того, как будут реализованы следующие принципы:
1.Обеспечение субъективной позиции всех участников педагогического процесса. Реализация этого принципа означает, что каждому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать свое мнение, проявлять активность.
2.Организация совместного творчества учителей, учащихся и родителей.
3.Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей, которая предполагает: опору на положительные стороны родителей и детей; заботу о здоровье ребенка, о здоровом образе семьи; заинтересованное отношение к судьбе ребенка, проблемам семьи.
4.Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей.
Согласованность действий классных руководителей, учителей, администрации в работе с семьей.
Основные направления
Раздел 1.Работа с родителями
1.Общение и формирование личностных ориентаций учащихся: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре, способствующих пониманию общечеловеческих ценностей.
2.Работа с семьей: объектом внимания является не сама семья, а семейное воспитание.
3.Организация совместного проведения свободного времени детей и родителей.
4.Психолого-педагогическое просвещение родителей.
5.Защита прав и интересов ребенка.
При изучении семьи педагог прежде всего обращает внимание на следующие данные:
Общие сведения о родителях, других членах семьи, жилищные условия, материальная обеспеченность. Интерес к делам школы.
Общие сведения о детях.
Воспитательные возможности семьи (уровень педагогической культуры).
Содержание, формы и методы работы с родителями.
Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:
1.Повышение психолого-педагогических знаний родителей
(лекции, семинары, консультации, практикумы);
2.Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
(родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в
укреплении материально-технической базы);
3.Участие родителей в управлении школой (расширенные
заседания Педагогического совета, родительский комитет).
Методы работы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование
Формы работы с родителями
Повышение психолого-педагогических знаний родителей
| Доля охвата родителей в данном направлении
| Родительские лектории
| 100%
| Открытые уроки и внеклассные дела
| 100%
| Индивидуальные консультации
| 100%
| Родительские собрания
| 100%
| Семинары, практикумы
| 100%
|
Значительное место отводится психолого-педагогическому просвещению родителей.
Значимую роль во взаимодействии с родителями играет повышение правовой культуры родителей для усиления их ответственности и формирования сознательного отношения к воспитанию детей.
1.Изучение законов развития ребенка (особенностей его физического и психического развития на разных возрастных этапах);
2.Знакомство с современными системами семейного воспитания;
3.Пропаганда здорового образа жизни;
4.Изучение Конституции РФ в части прав и обязанностей родителей и детей.
5.Изучение Конвенции о правах ребенка.
6.Изучение Закона «Об образовании РФ».
7.Проведение дней правовых знаний.
8.Принятие мер к взрослым, вовлекающих подростков в противоправные дела, жестокое обращение с детьми.
9. Работа в контакте с комитетом по делам несовершеннолетних.
Раздел 2. Работа с учащимися.
Правовое воспитание несовершеннолетних, как необходимое условие формирования правосознания и правовой культуры.
Воспитывать убежденность, что соблюдение правовых норм является основой безопасности жизни человека.
Разъяснение учащимся ответственности за заведомо ложные сообщения о фактах терроризма.
Проведение тематических бесед и лекций по правовым вопросам с привлечением специалистов по праву.
Учащемуся необходимо знать:
Что правовые знания являются частью общей культуры человека;
Что право как система норм и правил поведения человека в обществе, группе, коллективе определяет конкретные обязанности человека по отношению к другим людям.
Уметь:
Применять знания по основам правового законодательства, вести себя в обществе, группе, коллективе в соответствии с нормами правовой морали.
Работа с детьми «группы риска» и их родителями - одно из главных
направлений программы.
Необходима социально – педагогическая помощь детям,
состоящим на внутри школьном учете, систематически пропускающим
учебные занятия без уважительной причины, педагогически запущенным,
склонным к асоциальному поведению.
Эффективными формами работы с детьми «группы риска» и их
родителями являются:
- Проведение педагогических консилиумов;
- Общение с родителями и детьми неблагополучных семей в домашних условиях;
- Индивидуальные беседы и консультации для родителей и учащихся;
- Наблюдение за поведением учащихся на уроке с приглашением родителей;
- Привлечение детей и родителей к занятиям класса и школы.
- Работа по профилактике правонарушений, беспризорности и безнадзорности среди несовершеннолетних.
- Задачи:
1.Создание благоприятного микроклимата для учащихся школы.
2.Всестороннее развитие способностей, творческой и социальной активности учащихся.
3.Психолого–педагогическая работа по предупреждению правонарушений. Коррекционная работа с детьми девиантного поведения.
Профилак-тическая работа
| Организация
досуговой
деятельности
| Работа с родителями
| Правовой
всеобуч
| Каникулы
| Социально-
психологи-
ческая
служба
| Проведение
лекций, бесед ЗОЖ
| Спортивные
секции
| Экскур-сии
| Встречи с
Администрацией школы и гостей
| Организа-ция кружков
| Социально-
педагогическая
работа с детьми
девиантного
поведения
| Тематические
классные часы
| Работа кружков
| Посещение на дому
| Изучение
Конвенции о правах
ребенка
| Дни здоровья
| Консульти-рование
| Организация
школьных
праздни-ков
| Проведение вечеров
| Педаго-ги-ческий
всеобуч
| Классные
часы на
правовую
тематику
| Спортив-ные соревнования
| Работа с
детьми
«группы
риска»
| Совмест-ная
работа с инспек-цией
| Посещение
музеев
| Право-вой
всеобуч
| Беседы с
инспек-
тором
| Рождественские встречи
| Тренинго-вые
занятия
| | Совместное
проведение
праздников
| Дни откры-тых
дверей
| | | Профориен-
тационная
работа
| | | Празд-ник
Матери и
семьи
| | | |
Раздел 3. Работа с семьёй.
Формы работы
| Содержание работы
| Сроки проведения
| Ответственные
| | 1блок
| Рекламный
| | Мониторинг
| 1.Создание банка данных по семьям социума.
2.Анкетирование.
3.Дни открытых дверей.
4.Социальная лавка.
5.Праздники с родителями.
| Сентябрь
В течение года
| Кл.руководители
| | 2 блок.
| Планирование работы с семьей.
| | 1.Банк данных по семьям
| 1.Социологическое обследование по определению социального статуса и микроклимата семьи:
-анкетирование;
-беседы с ребенком;
-тестирование;
2.Проведение мониторинга по изучению потребностей семей в дополнительных услугах в ОУ.
| Сентябрь- октябрь
В течение года
2 раза в год
| ЗДВР
Кл.руководители
Директор
Зам.дир. по УВР
| | 2.Нормативные документы
| 1.Знакомство с уставом школы и локальными актами.
2.Заключение договоров.
| Сентябрь
| Директор
Зам.директора
по УР
| | 3.Родите
льские собрания
| Общешкольные
Классные
| Ноябрь, январь, май.
По плану кл. руководителей
| ЗУВР ЗДВР.
Кл. руководители
| | 4.Дни открытых дверей
| Согласно тематике плана школы и класса.
| 1 раз в четверть
| Зам.директора
по УР,по ВР.
Кл. руководители
| | 5.Родитльские гостиные
| 1.Праздник, посвященный Дню матери.
2.Праздники, посвященные 23 февраля,8 марта.
1.Праздник, посвященный Дню семьи.
1.Классные совместные праздники
| Ноябрь
Февраль
Март
Май
В течение года
| Кл.
руководители
| | 7.Помощь
родителей
учреждению
| 1.Организация и помощь в
проведении мероприятий,
экскурсий.
2.Оборудование класса.
| В течение
года
| Кл.
руководители
| | 3блок
| Педагогическое просвещение родителей
| 1.Наглядная
пропаганда
| 1.Рекламный стенд.
2.Стенд «Семейная
педагогика» (памятки,
советы родителям, фото с
праздников,
Выставки работ учащихся
Пропаганда ЗОЖ в семье.
| В течение года
| Кл.
руководители
Рук.
объединений
Медицинский работник
| 2.Школа для
родителей
| Лекторий
Консультирование
Тестирование тренинги
Анкетирование
Коррекционная работа
| В течение года
| Педагоги
Психолог
психолого-
педагогический
совет
| 4 блок
| Совместное творчество детей, родителей и педагогов.
| Привлече-ние
родителей к
проведе-нию
мероприя-тий
и участию в
них.
| Праздники, концерты,
выставки, семейные
традиции, дни здоровья,
конкурсы, выпуск
семейных газет и т.д.
| в течение года
| Кл.
руководители
Родители
| | | | | | | | |
|