Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программа О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры»




Программа «Музыкальные шедевры» основана на накопление ребенком опыта восприятия музыкального искусства подобно процессу овладения речью. Основной принцип построения программы – тематический.В программе подобраны произведения высокого искусства, доступные детям по продолжительности звучания и соответствующие жизненному и эмоциональному опыту детей разного возраста. Автором собраны и систематизированы шедевры музыкальной классики, подобранные таким образом, чтобы постоянно поддерживать у детей эмоциональный отклик,интерес, развивать осмысленное восприятия и желание проявить свое отношение к звучащей музыке. Содержание программы насыщенно разнообразием увлекательных для ребенка сравнений произведений, развивающих его представление о музыкальном искусстве. Подобранный по определенным принципам и в определенной последовательности репертуар способствует нахождению ребенком личностного смысла в музыке.

Группа(возраст) Полугодие(четверть) Тема Музыкальный материал
Младший возраст, средняя группа (Сентябрь, октябрь). 1 тема «Настроения, чувства в музыке». С. Майкапар.Пастушок, Тревожная минута(«Бирюльки»)
Младший возраст, средняя группа (Ноябрь, декабрь, январь). 2 тема «Песня,танец,марш».   С. Майкапар. Романс («Бирюльки»).
Старший возраст (Ноябрь, декабрь, январь). «Песня,танец,марш». С.Майкапар.Песня моряков,Г авот и Вальс(«Бирюльки»)
Младший возраст,средняя группа. (Февраль). Тема 3 «Музыка и животных и птицах». С.Майкапар. Мотылек(«Бирюльки»)
Младший возраст,средняя группа. (Март) Тема4 «Природа и музыка». С. Майкапар. Эхо в горах(«Бирюльки»).
Старший возраст (Март) «Природа и музыка». С.Майкапар.Облака плывут(«Бирюльки»).
Младший возраст,средняя группа. (Апрель) «Сказка в музыке» С.Майкапар.Сказочка,Семимильные сапоги,Мимолетное видение(«Бирюльки»)

 

Проанализировав программу О.П. Радыновой, мы пришли к выводу о том произведения композитора С. Майкапара встречаются довольно часто. Опираясь на это мы можем сказать что, произведения композитора для детей остаются актуальным и в наше время. Что не раз доказывает «Бирюльки» из цикла фортепианных пьес – это шедевр.

2.2. Описание практической работы развития музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на внеклассных занятиях по музыке. Экспериментальная работа по развитию музыкального вкуса у учащихся начальных классов проводилось на базе МБОУ лицей №123 Демского района городского округа г. Уфа среди учащихся 4 «г» класса Эксперимент состоял из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Констатирующий эксперимент проводился на базе лицея №123 в 4 «Г» классе, чтобы установить уровень развития музыкального вкуса у учащихся. В эксперименте участвовало 20 человек. Для эксперимента была разработана анкета, по результатам которой увидели, какой музыке учащиеся отдают предпочтение и привлекает ли вообще она их внимание (Приложение №1).Анкета для учащихся 4 классов общеобразовательной школы

1. Как Вы думаете, что такое музыка?

2. Какую музыку предпочитаете слушать? Почему?

3. Какие музыкальные стили, направления Вам знакомы?

4. Всем ли нужна музыка?

5.Разгозговаривают ли в Вашей семье о музыке? Как часто?

6. Какую музыку предпочитают слушать в Вашей семье?

7. Может ли музыка плохо воздействовать на человека?

8. Чем отличается «классическая» музыка от «современной»?

9. Как Вы думаете, какая музыка будет популярна через несколько десятков лет?

10. Считаете ли Вы необходимым включать уроки музыки в школьные предметы? Что это дает?

11. Влияет ли выбор музыки на характер человека, его образ жизни?

12. О музыке каких стилей, направлений, эпох Вы беседуете на уроке? 13. Для чего необходима классическая музыка? Что она дает?

14. Кто оказал влияние на выбор Вашего музыкального вкуса?

 

15. Сумели бы Вы противостоять вкусу большинства Ваших друзей и слушать только ту музыку, которая нравится Вам одному?

16. Как Вы думаете, способна ли музыка изменить человека? В какую сторону?

17. Думаете ли Вы, что музыкальный вкус с возрастом меняется? От чего это зависит?

18. Как Вы думаете, почему большинство детей предпочитают зарубежную музыку отечественной?

19. Вправе ли взрослый вмешиваться в музыкальный выбор ребенка? Так же для реализации данной цели были подобраны следующие методики: 1. «Открой себя через музыку».

Цель: определить, как впервые услышанное произведение влияет на ребенка, какие вызывает у него чувства, эмоции, переживания. Суть метода: исследователь вспоминает с детьми музыкальные лады, приводит им примеры мажора и минора. Просит ребят охарактеризовать каждый лад. Затем предлагает прослушать произведение С.М. Майкапара «Тревожная минута» (не называя названия) и ответить на вопросы, указанные в анкете. Инструкция: «Ребята, скажите, пожалуйста, можем ли мы, не зная названия произведения, определить, о чем хотел сказать композитор? Вы верно отметили. Наши чувства, мысли, переживания мы можем передать музыкальными звуками и, полученную музыку, сможет понять почти каждый слушатель. Сейчас мы послушаем одно из произведений, которое многие из вас раньше не слышали. Я каждому раздам анкету, в которой вы, после прослушивания ответите на вопросы. Я попрошу, чтобы при ответе вы не смотрели в тетради друг к другу. У каждого должно быть свое мнение, вы должны быть самостоятельны и отобразить то, что вызвало у вас прослушанное произведение». В заключении ребята высказывают свое отношение к музыке, отвечая на вопросы и рисуя то, что навеяло им произведение. Исследователь ставит 5 баллов, если учащиеся различают характер произведения, лад, в котором оно написано, наиболее близко передают музыкальный образ в рисунке, верно находят ему название. 2 балла ставится учащимся, если они допустили неточности в различии настроения произведения и соотношении его с музыкальным образом. 0 баллов - если учащиеся не понимают характер произведения, его настроение, неверно определяют лад.

2. «В гостях у сказки».

Цель: выявить уровень музыкального вкуса через сочинение учащимися сказки по прослушанному произведению. Суть метода: Исследователь проводит с детьми беседу о волшебной стране, где живут сказки, вспоминает с ребятами наиболее известных им сказочных персонажей. Беседуют о том, что «сказку можно услышать без слов». Предлагает ребятам перевоплотиться в великих сказочников и на основе услышанного произведения (Сказочка из цикла фортепианных пьес «Бирюльки».С. Майкапара.) придумать свою удивительную историю. Инструкция: «Ребята, мы выяснили с вами, что все любят сказки. Их можно передавать из поколения в поколение не только словами, но и музыкальными звуками, которые образно и ярко нарисуют в нашем воображении ту или иную волшебную картину. Многие композиторы писали произведения, в которых мы можем «увидеть» и хитрую лису, и трусливого зайца, и много-много другого. Но у всех у нас воображение различное, каждый чувствует музыку по-своему. Я предлагаю вам послушать произведение и «увидеть» в нем свою, непохожую на другие сказку. Для этого вы должны очень внимательно вслушаться в эти волшебные звуки, а потом отразить свои мысли на листе бумаге». На основе «детских сказок» исследователь делает вывод о том, как музыка повлияла на внутренний мир учащихся, насколько глубоко они ее услышали и смогли передать словами. Высокая оценка - ставится тогда, когда «речь» детей образная, эмоциональная, яркая, если они наиболее точно передали замысел композитора, сумели услышать незначительные «детали» произведения. Средний результат – если ребята недостаточно точно смогли прочувствовать произведение, «речь» их мало эмоциональная. Низкий результат - отсутствие собственного мнения, «речь» сухая, неэмоциональная, краткая. 3. «Море волнуется - раз…»

Цель: определить у учащихся способность «вживаться» в предложенный образ, проникать и осмысливать его эмоциональное состояние. Суть задания: Исследователь с ребятами вспоминает известную всем игру

«Море волнуется - раз…». Говорит о том, что в эту игру интереснее будет играть, если ее озвучить. Для этого используются произведения из «Карнавала животных» К. Сен-Санса. Ребята придумывают небольшой спектакль. Инструкция: «Ребята, всем вам, наверное, известна детская игра «Море волнуется - раз…». В ней необходимо придумать какой-то определенный образ. Вот и мы с вами сейчас поиграем. Но, чтобы играть было интереснее, мы будем отображать образ, который подсказывает нам наше воображение, а для этого нам поможет музыкальное произведение. Мы уже знаем, что композиторы изображают то, что они видят и слышат, и все это можем через их творение понять и мы. Я предлагаю вам послушать неизвестную вам музыку и подумать, что же хотел показать композитор, а потом составить небольшой музыкальный спектакль». Учащиеся слушают произведения, а потом инсценируют их. Исследователь смотрит, насколько эмоционально и ярко ребята передают предложенный им образ, как они чувствуют музыку и умеют ее передать в движении.

Высокий оценка - ставится, если учащиеся точно передали задуманный композитором образ, выразительно его продемонстрировали, прочувствовали настроение и характер произведения. Средняя оценка - если были какие-то неточности в передаче образа, ребенок был малоэмоционален, стеснялся. Низкая оценка - если ребенок не верно определил задуманный композитором персонаж, был скован в проявлении эмоций. Качественный анализ содержания каждой методики осуществляется по следующим критериям развития музыкального вкуса, представленных в таблице № 1. Таблица №1.

Уровни Критерий уровней
Высокий Уровень развития музыкального вкуса характеризуется правильным обобщенном представление о музыке. Выраженной или ярко выраженной избирательностью интереса и вкуса к музыке.
Средний Уровень усвоения музыкального вкуса характеризуется правильным, но в значительном степени фрагментарном поверхностном представлении о музыке. Не устойчивости интереса к музыке.
Ниже среднего Уровень характеризуется недиффиринцированностью представлений о музыке, отсутствием или неопределенностью выраженности интересов к музыке; отсутствие мотивации и интереса к определенной музыке

 

Адекватное, эстетически-активное достижение «пикового состояния» в музыке, единство эмоционального и интеллектуального; - точное содержательное высказывание ребенком об воспринимаемых музыкальных образах; - стремление воспринимать мир музыкальных образов через взаимосвязь со своим миром; - умение анализировать, сравнивать

музыкальные образы, устанавливать причинно-следственные связи между средствами музыкальной выразительности и эмоциональным содержанием музыки; - умение оценивать сам процесс и результат восприятия музыкальных образов, способность воображать, отождествлять себя с музыкальным образом. - достижение «пикового» состояния в музыке и понимание музыкальных образов имеет не всегда адекватный характер; - осознанно воспринимают простые, статичные, однозначные музыкальные образы; - стремление и готовность воспринимать мир музыкальных образов и свой эмоциональный мир; - анализ музыкального образа происходит по образцу, отсутствует самостоятельность; - умение устанавливать причинно-следственные связи между музыкальным образом и средствами выразительности; - при интерпретации эмоционального содержания музыкального образа речь не развернута, ориентирована на стандарт. - отсутствует интерес к восприятию музыкального образа; - восприятие и понимание музыкальных образов неадекватное, целостное, нерасчлененное; - способ анализа содержания музыкального образа и средств

выразительности характеризуется неустойчивостью;- в познании музыкальных образов речевые коммуникации носят личностный характер, но неадекватны содержанию произведений и имеют слабую эмоциональную окрашенность. В процессе проведения констатирующего эксперимента были получены следующие данные: Дети с высоким уровнем музыкального вкуса характеризуются целенаправленностью, адекватным эстетически-активным восприятием музыки, единством эмоционального и интеллектуального, дифференцированностью слуховых ощущений. Внутренний слух и музыкальные представления связаны со способностью слышать и переживать музыку про себя. Ребята воспринимают, осознают выразительные средства музыки, понимают, при помощи чего композитор достигает эстетический эффект воздействия музыкального образа на слушателя, устанавливают причинно-следственные связи между эмоциональным содержанием музыкального образа и средствам

и выразительности. Так, например, в методике «Открой себя через музыку» Женя Ч. абсолютно точно определил лад произведения, практически дословно дал ему название, передал услышанное в своем рисунке в соответствующих настроению музыки красках. Таким образом можно сделать вывод, что он прочувствовал произведение, увидел всю его глубину.

 

Большинство же ребят были не так точны в ответах. Виделось, что музыка коснулась их лишь поверхностно. Что же касается результатов проведения двух других методик, то можно сказать что они не очень радостные. Дети просто не умеют вслушиваться в музыкальные звуки, находить в них те чувства, переживания, которые заложил композитор. Большинство из учащихся копируют ответы других, не имея порой своего собственного мнения.

На констатирующем этапе исследования были поставлены следующие задачи:

1)Определение изначального уровня развития музыкального вкуса.

2)Выявление процентного соотношения учащихся с разным уровнем развития музыкального вкуса.

Результаты констатирующего эксперимента можно обозначить в таблице № 2 и в виде диаграммы (Приложение 2). Таблица №2.Результаты констатирующего эксперимента.

класс Высокий уровень
чел %
Средний уровень
чел %

 

Ниже среднего  
чел %

 

4 «Г»(18)Контрольная группа
  16,6

 

  55,5

 

  27,7

 

4 «Г»(17) Экспериментальная группа
  17,6

 

  47,05

 

  35,2

 

 

Для наглядного представления результатов диагностики представлены в диаграмме.(рис.1).

 

 

Результаты констатирующего эксперимента можно представить в виде диаграммы. (Приложение №2). Вывод: вкусы детей очень разнообразны, они охватывают стили и направления как современной, так и классической музыки. Но не у всех детей развит музыкальный вкус. Многие не знают какая музыка им нравится, не знают о том, какая музыка вообще существует, какую роль играет в жизни человека. Поэтому необходимо провести формирующий эксперимент, где познакомить детей с развитием музыки и ее гениальными творцами. На основании вывода по констатирующему эксперименту мы подготовили формирующий эксперимент. Для этого разработали уроки музыки, которые помогли детям заинтересоваться творчеством С.М. Майкапара. Темы занятий по творчеству Майкапара: Тематическая беседа-концерт, посвященная творчеству композитора С.М. Майкапара; Конспект занятия-беседы у рояля для детей старшего дошкольного возраста «Поверь в сказку», «Что такое бирюльки»? С.М. Майкапар, «Музыкальное впечатление» цикл пьес «Бирюльки» С.М. Майкапара, «Путешествие в мир детства» цикл пьес «Бирюльки» С.М. Майкапара.

Целью контрольного эксперимента является выявление уровня сформированности музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста. Для реализации данной цели была использована «Музыкальная викторина», аналогичная констатирующему эксперименту, а также проводилась беседа с детьми о той музыке, которая их глубоко трогает, влияет на их чувства и настроение. В процессе проведения контрольного эксперимента было выявлено, что формирующий этап эксперимента повлиял на развитие музыкального вкуса. Используя серию уроков, где идет знакомство с историей музыки - от ее истоков до наших дней, можно повысить музыкальную культуру учащихся, а следовательно - их музыкальный вкус. Это видно уже из того, что дети стали активнее высказываться о музыке, из заинтересовало развитие музыки, формирование

различных стилей и направлений, а главное - творчество композиторов-классиков. Они с большим удовольствием читают книги о музыке и делятся своими впечатлениями о прочитанном. Результаты контрольного эксперимента можно обозначить в таблице: Таблица № 3 Сравнительные Результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента показали, что большинство детей находятся на среднем и ниже среднего уровнях развития музыкального вкуса. Вместе с тем, полученные данные свидетельствуют о появлении детей с выраженным развитием музыкального вкуса.

Заключение. Работа над выбранной нами темой: «Развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста» показала, что многие ученые занимались этой проблемой, но все же, в настоящее время, она продолжает оставаться актуальной. Благодаря музыкальному вкусу ребенок может наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой. Он глубоко воспринимает музыкальное произведение. Только развивая эмоции, интересы, вкусы можно приобщить ребенка к музыкальной культуре, заложить ее основы. Это очень важно для последующего развития человека, его общего духовного становления. Мир музыки безгранично богат, щедр и многообразен. Свои сокровища музыка открывает не сразу. Постижение зависит от многих причин: от нашей культуры, от запросов к жизни, к искусству, от способностей приметить, оценить в окружающем высокое, бескорыстное. Понимание глубокой содержательной музыки определяется степенью нашей активности или пассивности при вникании, вслушивании в музыкальное произведение. Д.Д. Шостакович писал, что любителями и знатоками музыки не рождаются, но становятся; безнадежных в этом отношении людей нет, необходимо помнить, что музыкальный вкус, понимание музыки формируется медленно. Постижение содержания музыки доступно всем, нужно только приложить известные старания, чтобы преодолеть трудности начала пути. Музыка, распространяемая в гигантских масштабах посредством радио, пластинок, а затем телевидения и магнитофонных записей, стала настолько обязательным и назойливо заметным фактором социальной жизни, что о ее роли в современном обществе должны были задуматься люди самых разных занятий, в том числе философы, политики, писатели. Музыка участвует в воспитании людей и преобразовании общества, формируя интеллектуальные, волевые и нравственные качества человека, пробуждая и стимулируя в нем творческие силы и способности, содействуя социализации личности (т.е. ее включению в общество), помогая в политической агитации, организуя и сплачивая людей на борьбу за высокие общественные идеалы. Музыка по-своему формирует ценностные ориентации общества, его отношение к миру, учит людей бескорыстно наслаждаться красотой, восхищаться богатством духовных сил и возможностей человека. Это ее эстетическая функция. Чтобы сделать достоянием школьников высокохудожественные произведения, необходимо, чтобы они стали неотъемлемой частью их музыкально-слухового опыта, их быта. Это и прослушивание музыкальных радио- и телевизионных передач, и общественный концерт, и музыка в фильмах, спектаклях, и домашнее музицирование, и, музыка, звучащая в детском саду, школе и многое другое. После результатам констатирующего эксперимента, которые показали недостаточное развитие у учащихся музыкального вкуса, поставили перед собой цель построить свою деятельность на формирующем этапе эксперимента таким образом, чтобы познакомить ребят с развитием музыки и наиболее известными именами, которые способствовали ее становлению. Думаем, в некоторой степени нам это удалось. После проведенной нами работы, результаты контрольного эксперимента показали значительное улучшение общего уровня развития музыкального вкуса, а именно, ребята стали больше интересоваться музыкой, захотели открыть для себя не известных им, до сей поры, композиторов. Это говорит о том, что, проводя систематически работу, можно добиться больших успехов в музыкальном развитии детей, главное, суметь их заинтересовать умело подобранным материалом. Учителя музыки должны обратить внимание на исследования по данной теме и использовать это в своей работе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 6161; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.