КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планирование цен на товары и услуги
Цена является важнейшим фактором, определяющим объем продаж и выручку от реализации продукции. При установлении цен предприятие должно стремиться к такому их уровню, который бы обеспечивал максимальный объем дохода при оптимальном объеме выпуска продукции и достигнутом уровне издержек производства. Цена на товар в условиях рынка складывается под влиянием ряда факторов. Среди внешних ценообразующих факторов можно выделить две группы — субъективные (рыночная среда, потребители продукции и услуг предприятия, государство, субъекты каналов товародвижения) и объективные (научно-технологический прогресс, влияние моды, природные условия и др.). Для среды, в которой цены контролируются рынком, характерна высокая степень конкуренции, однородность продукции и услуг. Здесь эффективная стратегия ценообразования предприятия незамедлительно подхватывается конкурентами, что обеспечивает установление ценового равновесия. Среда, в которой цены контролируются самим предприятием, характеризуется ограниченной конкуренцией и ограниченным ассортиментом товаров. Здесь уровень цены зависит только от принятой предприятием стратегии и особенностей рынка. Среда, где цены контролируются правительством, охватывает ряд социально значимых товаров, коммунальные услуги, общественный транспорт. В ней государственные органы устанавливают конкретный уровень цен и свобода предприятий сведена к минимуму — контролю за издержками. Потребители продукции и услуг также оказывают непосредственное влияние на уровень цены товара, поскольку цена товара в рыночной среде устанавливается в результате компромисса между продавцом и покупателем товара. Свобода предприятия в установлении цены зависит также от того, насколько покупатели осведомлены о рыночных ценах. Если осведомленность покупателей достаточно высока, то к повышению цен следует относиться осторожно. В зависимости от степени участия продавца товара в возмещении расходов на транспортировку продукции различают следующие виды отпускных и оптовых цен: цена франко-станция отправления; цена франко-станция назначения; цена СИФ, ФОБ, ФАС, КАФ и др. В установлении цены кроме вышеназванных субъектов активно участвуют различные посредники — субъекты товародвижения, что в значительной мере сковывает свободу производителя. Не исключается участия государства в регулировании цен на отдельные виды продукции. В конечном итоге цену выпускаемой продукции определяют исходя из следующих основных факторов: • уровень издержек производства и обращения; • уровень спроса на товары и услуги на данном этапе; • цены конкурентов; • необходимый уровень прибыли. Цена ограничена двумя пределами: нижним — себестоимостью продукции, верхним — позицией предприятия на рынке или наличием у товара каких-либо уникальных достоинств. На рис. показаны ключевые ориентиры при определении возможной цены на товар.
Рис. 3. Границы цены продукции При планировании цен на продукцию предприятия применяются следующие основные методы ценообразования: • на основе издержек; • с ориентацией на уровень конкуренции; • с ориентацией на спрос; • параметрические методы. Наиболее распространенным методом, применяющимся в отечественной практике ценообразования, считается метод установления цены на основе издержек производства и реализации продукции. Он дает объективную основу цены, так как издержки могут быть точно определены в отличие от таких факторов, как спрос, уровень конкуренции и т.п. Этот метод уменьшает ценовую конкуренцию, поскольку позволяет устанавливать оптимальный, а не максимальный уровень цены. Кроме того, устанавливая таким методом цены, предприятия их не пересматривают по мере колебания спроса, что уравнивает цены на аналогичные товары. Основным недостатком данного метода является то, что он ориентирует предприятия на максимально возможный выпуск продукции и ограниченный ассортимент, что обеспечивает минимизацию издержек, а не на удовлетворение спроса потребителей. Это ограничивает маневренность предприятия на рынке, поскольку его прибыль определяется исходя из объема продаж по стабильным ценам, а не из возможных альтернативных объемов оборота при меняющихся ценах. Кроме того, применение этого метода не позволяет дифференцировать цены по различным сегментам рынка и учитывать особенности покупательского спроса и конкуренции. Методы ценообразования на основе издержек эффективны в следующих случаях: • при установлении цены на принципиально новую продукцию, когда отсутствует база для сравнения; • для разовых заказов, новых образцов товаров, изделий, изготавливаемых малыми партиям, и т.д.; • при планировании цен в отраслях, в которых большинство предприятий пользуется данным методом; • для товаров, спрос на которые устойчиво превышает предложение. Установление цены на основе издержек на практике может быть реализовано следующими методами: • метод полных издержек; • метод «средние издержки плюс прибыль»; • метод стоимости изготовления; • метод маржинальных издержек; • метод рентабельности инвестиций. Метод полных издержек основан на включении в цену прибыли, исходя из заранее установленной нормы. Расчет цены с использованием этого метода осуществляется в следующей последовательности. Вначале рассчитываются совокупные издержки производства и реализации для наиболее вероятного выпуска продукции в планируемом периоде. Затем устанавливается внутренняя норма рентабельности и на ее основе рассчитывается получаемая сумма прибыли. Цена единицы изделия в этом случае определяется делением выручки от реализации на планируемый объем выпуска в натуральном выражении. Если же необходимый для реализации стратегического плана предприятия объем прибыли определен, то возможен обратный расчет уровня рентабельности и, соответственно, уровня прибыли в цене товара или услуги. Следует иметь в виду, что для возмещения издержек и получения прибыли необходимо реализовать объем продукции, не меньший того количества, которое было принято при расчете цены. То же самое касается и цены: фактические отпускные цены не могут быть ниже запланированного уровня. Сущность метода «средние издержки плюс прибыль» заключается в прибавлении к средним издержкам на единицу продукции различных надбавок, покрывающих стоимость затрат, не учтенных в базовой себестоимости продукции (в частности, налогов и платежей, включаемых в цену изделия по ставкам в соответствии с действующим законодательством), а также прибыль предприятия. Величина надбавки может быть стандартной для каждого вида товара, а также дифференцированной в зависимости от вида товара, стоимости единицы, объемов продаж. Данный метод позволяет установить предел цены, ниже которого она не может опускаться. Метод стоимости изготовления. К полной сумме затрат на единицу продукции или услуг добавляют сумму (процент, норму прибыли), соответствующую вкладу предприятия в формирование стоимости продукта. Этот метод ценообразования наиболее эффективен в случае установления цены по одноразовым заказам, определения наиболее и наименее рентабельных продуктов, изменения структуры продаж. Метод маржинальных издержек. К переменным затратам на единицу продукции или услуг добавляется сумма (процент), покрывающая постоянные затраты и обеспечивающая достаточную норму прибыли. Метод применим практически для любых предприятий. Метод рентабельности инвестиций. Метод основан на том, что проект должен обеспечивать рентабельность не ниже стоимости заемных средств. К суммарным затратам на единицу продукции добавляется сумма процентов за кредит. В наибольшей степени подходит для предприятий с широким (постоянно расширяющимся) ассортиментом продуктов, каждый из которых требует своих переменных затрат. Метод установления цены с ориентацией на уровень конкуренции. В основе данного метола лежит тот факт, что цена может не находиться в прямой зависимости от издержек, а последние могут быть изменены в соответствии с условиями, существующими на рынке. Однако из этого положения не вытекает, что издержки вообще игнорируются. Их уровень следует учитывать при решении вопроса о выпуске нового товара, предполагаемая продажная цена которого устанавливается исходя из условий рынка.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 686; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |