![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
АГРЕССИЯ Конрад Лоренц 14 страница
может произойти, -- ее сразит насмерть шок безмерного ужаса; С.А. Барнетт наблюдал единичные случаи такого рода. Иначе же сородичи медленно растерзают ее. Редко можно так отчетливо видеть у животного отчаяние, пани- ческий страх -- и в то же время знание неотвратимости ужасной смерти, как у такой крысы, готовой к тому, что крысы ее казнят: она больше не защищается! Невольно на- прашивается сравнение такого поведения с другим -- когда она встречает угрозу со стороны крупного хищника, загнав- шего ее в угол, и у нее не больше шансов спастись от него, чем от крыс чужой стаи. Однако подавляюще превосходя- щему врагу она противопоставляет смертельно-мужест- венную самозащиту, лучшую из всех оборон, какие быва- ют на свете, -- атаку. Кому в лицо когда-нибудь бросалась, с пронзительным боевым кличем своего вида, загнанная в угол серая крыса -- тот поймет, что я имею в виду. Для чего же нужна эта партийная ненависть между стаями крыс? Какая задача сохранения вида породила та- кое поведение? Так вот, самое ужасное -- и для нас, лю- дей, в высшей степени тревожное -- состоит в том, что эти добрые, старые дарвинистские рассуждения примени- мы только там, где существует какая-то внешняя, из ок- ружающих условий исходящая причина, которая и произ- водит такой выбор. Только в этом случае отбор вызывает- ся приспособлением. Однако там, где отбор производится соперничеством сородичей самим по себе, -- там сущест- вует, как мы уже знаем, огромная опасность, что сородичи в слепой конкуренции загонят друг друга в самые темные тупики эволюции. Ранее мы познакомились с двумя при- мерами таких ложных путей развития; это были крылья аргус-фазана и темп работы в западной цивилизации. Та- ким образом, вполне вероятно, что партийная ненависть между стаями, царящая у крыс, -- это на самом деле лишь "изобретение дьявола", совершенно ненужное виду. С другой стороны, нельзя исключить и того, что действо- вали -- и сейчас действуют -- какие-то еще неизвестные факторы внешнего мира. Но одно мы можем утверждать наверняка: борьба между стаями не выполняет тех видо-
сохраняющих функций внутривидовой агрессии, о кото- рых мы уже знаем и о необходимости которых мы говори- ли в 3-й главе. Эта борьба не служит ни пространственно- му распределению, ни отбору сильнейших защитников семьи, -- ими, как мы видели, редко бывают отцы потом- ства, -- ни какой-либо другой из перечисленных в 3-й главе функций. Кроме того, вполне понятно, что постоян- ное состояние войны, в котором находятся все соседние семьи крыс, должно оказывать очень сильное селекцион- ное давление в сторону все возрастающей боеготовности и что стая, которая хоть самую малость отстанет в этом от своих соседей, будет очень быстро истреблена. Возможно, что естественный отбор назначил премию максимально многочисленной семье. Поскольку ее члены, безусловно, помогают друг другу в борьбе с чужими, -- небольшая стая наверняка проигрывает более крупной. Штайнигер обнаружил на маленьком острове Нордероог в Северном море, что несколько крысиных стай поделили землю, ос- тавив между собой полосы ничьей земли, "no rat's land", шириной примерно в 50 метров, в пределах которых идет постоянная война. Так как фронт обороны для малочис- ленной популяции бывает более растянутым, нежели для более крупной, то первая оказывается в невыгодном поло- жении. Напрашивается мысль, что на каждом таком ост- ровке будет оставаться все меньше и меньше крысиных популяций, а выжившие будут становиться все многочис- леннее и кровожаднее, так как Премия Отбора назначена за усиление партийной злобы. Про исследователя, кото- рый всегда помнит об угрозе гибели человечества, можно сказать в точности то же, что говорит в погребке Ауэрбаха Альтмайер о Зибеле: "В несчастье тих и кроток он: срав- нил себя с распухшей крысой (!) -- и полным сходством поражен".
11. СОЮЗ
Мой страх пропал - плечо к плечу с тобой Я брошу вызов моему столетью. Шиллер
В тех различных типах социальной организации, кото- рые я описал в предыдущих главах, связи между отдель- ными существами совершенно не носят личного характе- ра. Почти любая особь равноценно заменяет другую как элемент над-индивидуального сообщества. Первый про- блеск личных отношений мы видели у оседлых самцов хаплохромисов из Гафзы, которые заключают с соседями пакт о ненападении и бывают агрессивны только с чужи- ми. Однако при этом проявляется лишь пассивная терпи- мость по отношению к хорошо знакомому соседу. Еще не действует никакая притягательная сила, которая побуж- дала бы следовать за партнером, если он поплыл куда-то, или ради него оставаться на месте, если он остается, или же активно искать его, если он исчез. Однако именно такое поведение характеризует ту объ- ективно определимую личную связь, которая является предметом данной главы и которую я буду в дальнейшем называть союзом или узами. Совокупность существ, свя- занную этими узами, можно обозначить термином груп- па. Таким образом, группа определяется тем, что она - как и анонимная стая - объединяется реакциями, кото- рые вызывают друг у друга ее члены; однако, в отличие от безличных сообществ, групповые объединяющие реакции тесно связаны с индивидуальностью членов группы. Как и пакт о взаимной терпимости у хаплохромисов Гафзы, настоящее группообразование имеет предпосылкой способность отдельных животных избирательно реагиро- вать на индивидуальность других членов группы. У хапло- хромиса, который на одном и том же месте, на своей гнездо- вой ямке, по-разному реагирует на соседей и на чужих, - в процесс этого специального привыкания вовлечен целый ряд побочных обстоятельств. Это еще вопрос, как он стал бы обходиться с привычным соседом, если бы оба вдруг оказа-
так, первоначально партнер должен появляться привыч- ным путем, с привычной стороны, освещение должно быть таким же, как всегда, и т.д. и т.д., - в противном случае каждая рыба воспринимает другую как вызывающего аг- рессию пришельца. В это время пересадка в другой аквари- ум может совершенно разрушить пару. С упрочением зна- комства связь партнеров становится все более независимой от фона, на котором она развивается; этот процесс выделе- ния главного хорошо известен гештальт-психологам и ис- следователям условного рефлекса. В конце концов связь между партнерами становится настолько независимой от побочных условий, что можно пересаживать пары, даже транспортировать их на значительное расстояние, и их узы не рвутся. В крайнем случае при этом старые пары "регра- дируют" к ранней стадии, т.е. у них снова начинаются це- ремонии ухаживания и примирения, которые у супругов, долго состоящих в браке, давно уже исчезли из повседнев- ной рутины. Если образование пары происходит без помех, то у самца постепенно все больше и больше выходит на пере- дний план сексуальное поведение. Оно может быть приме- шано уже к самым первым, вполне серьезным нападениям на самку; теперь же сексуальные проявления начинают преобладать в смысле частоты и интенсивности, но при этом выразительные движения агрессии не исчезают. Что исчезает очень быстро - это готовность самки к бег- ству, ее "покорность". Выразительные движения стра- ха - или, точнее, готовности к бегству - с укреплением пары исчезают у самки все больше и больше; зачастую это происходит настолько быстро, что при первых своих на- блюдениях над цихлидами я вообще не заметил этих дви- жений и целый год был уверен, что у этих рыб не сущест- вует иерархических отношений между супругами. Мы уже знаем, какую роль в действительности играет иерар- хия при взаимном узнавании полов. Она латентно сохра- няется и тогда, когда самка окончательно прекращает вы- полнение своих жестов покорности перед супругом. Лишь в редких случаях, если старая пара вдруг рассорится, - самка вспоминает эти жесты. Поначалу пугливая и покорная самка своим страхом
лишает самца возможности проявить какое бы то ни было торможение агрессивного поведения. Внезапно ее застен- чивость проходит, и она дерзко и заносчиво появляется прямо посреди владений своего супруга - с расправлен- ными плавниками, в самой внушительной позе и в рос- кошном наряде, который у этих видов почти не отличает- ся от наряда самца. Как и следовало ожидать, самец при- ходит в ярость, ибо ситуация, преподнесенная ему красу- ющейся супругой, неизбежно несет в себе ключевой раз- дражитель, включающий боевое поведение, уже извест- ный нам из анализа стимулов. Итак, самец бросается на свою даму, тоже принимает позу угрозы развернутым бо- ком, и какую-то долю секунды кажется, что он ее вот-вот уничтожит, - и тут происходит то, что побудило меня писать эту книгу. Самец, угрожая самке, задерживается лишь на долю секунды или не задерживается вовсе: он не может ждать, он слишком возбужден, так что практиче- ски сразу начинает яростную атаку... Но не на свою сам- ку, а - на волосок от нее, мимо - на какого-нибудь дру- гого сородича\ В естественных условиях этим другим ока- зывается, как правило, ближайший сосед. Это - классический пример явления, которое мы с Тинбергеном называем переориентированным действием. Оно определяется тем, что некоторое действие вызывает- ся каким-то одним объектом, но на этот объект испускает и тормозящие стимулы, - и потому оно направляется на другой объект, как будто он и был причиной данного дей- ствия. Так, например, человек, рассердившийся на друго- го, скорее ударит кулаком по столу, чем того по лицу, - как раз потому, что такое действие тормозится определен- ными запретами, а ярость требует выхода, как лава в вул- кане. Большинство известных случаев переориентиро- ванного действия относится к агрессивному поведению, которое провоцируется каким-то объектом, одновременно вызывающим страх. На этом специфическом случае, ко- торый он назвал "реакцией велосипедиста", Б. Гржимек впервые распознал и описал сам принцип переориентиро- вания. В качестве "велосипедиста" здесь годится любой, кто гнет спину кверху и давит ногами книзу. Особенно от- четливо проявляется механизм такого поведения в тех
случаях, когда животное нападает на предмет своей яро- сти с некоторого расстояния; затем, приблизившись, за- мечает, насколько тот страшен; и тогда - поскольку оно не может затормозить уже заведенную машину нападе- ния - изливает свою ярость на какое-нибудь безобидное существо, случайно оказавшееся рядом. Разумеется, существует бесчисленное множество дру- гих форм переориентированного действия; они могут воз- никать в результате самых различных сочетаний сопер- ничающих побуждений. Особый случай с самцом цихли- ды важен для нашей темы потому, что аналогичные явле- ния играют решающую роль в семейной и общественной жизни очень многих высших животных и человека. Оче- видно, в царстве позвоночных неоднократно и независимо делалось "открытие", что агрессия, вызываемая партне- ром, может быть не только подавлена, но и использована для борьбы с враждебными соседями. Предотвращение нежелательной агрессии, вызывае- мой партнером, и ее канализация в желательном направ- лении - на соседа по участку - в наблюдавшемся и дра- матично описанном случае с самцом цихлиды, конечно же, не является таким изобретением данного критическо- го момента, которое животное может сделать, а может и не сделать. Напротив - оно давным-давно ритуализова- но и превратилось в неотъемлемый инстинктивный атри- бут данного вида. Все, что мы узнали в 5-й главе о процес- се ритуализации, служит прежде всего пониманию факта, что из переориентированного действия может возникнуть жесткий ритуал, а вместе с ним и автономная потреб- ность, самостоятельный мотив поступков. В далекой древности, ориентировочно в конце мело- вого периода (миллион лет туда-сюда здесь никакой ро- ли не играет!), однажды, должна была произойти в точ- ности такая же история, как с индейскими вождями и трубкой в 5-й главе, иначе никакой ритуал не мог бы воз- никнуть. Ведь один из двух великих конструкторов эво- люции - Отбор, - чтобы иметь возможность вмешать- ся, всегда нуждается в какой-то случайно возникшей точке опоры, и эту опору предоставляет ему его слепой, но прилежный коллега - Изменчивость.
Как многие телесные признаки или инстинктивные дей- ствия, так и ритуализованные церемонии в процессе инди- видуального развития животного, в онтогенезе, проходят, в общих чертах, тот же путь, какой они прошли в ходе эволю- ционного становления. Строго говоря, в онтогенезе повто- ряется не весь ряд древних форм, а только ряд данного он- тогенеза - как справедливо отметил уже Карл-Эрнст фон Байер, - но для наших целей достаточно и более упрощен- ное представление. Итак, ритуал, возникший из переори- ентации нападения, в своем первом проявлении значитель- но больше похож на неритуализованный образец, нежели впоследствии, в своем окончательном развитии. Поэтому у самца цихлиды, только вступающего в брачную жизнь, можно отчетливо увидеть - особенно если интенсивность всей реакции не слишком велика, - что он, пожалуй, весь- ма охотно нанес бы своей юной супруге сильный удар, но в самый последний момент какое-то другое побуждение ме- шает ему, и тогда он предпочитает разрядить свою ярость на соседа. В полностью развитой церемонии "символ" отошел от символизируемого значительно дальше, так что ее про- исхождение маскируется не только "театральностью" всего действия, но и тем обстоятельством, что оно с очевидностью выполняется ради него самого. При этом функция и симво- лика церемонии гораздо заметнее, нежели ее происхожде- ние. Необходим тщательный анализ, чтобы разобраться в том, сколько же от первоначальных конфликтных побуж- дений еще содержится в церемонии в данном конкретном случае. Когда мы с моим другом Альфредом Зейтцем чет- верть века назад впервые разглядели описанный здесь ри- туал, то функции церемоний "смены" и "приветствия" у цихлид стали нам совершенно ясны очень скоро; но еще долго мы не могли распознать их эволюционного происхож- дения. Что нам, правда, сразу же бросилось в глаза - на пер- вом же, в то время изученном лучше других виде африкан- ских рыбок-самоцветов - это большое сходство жестов уг- розы и "приветствия". Мы быстро научились различать их и правильно предсказывать, поведет ли данное действие к схватке или к образованию пары; но, к досаде своей, долго не могли обнаружить, какие же именно признаки служили
нам основой для этого. Только когда мы внимательно про- анализировали постепенные переходы, путем которых са- мец меняет серьезные угрозы невесте на церемонию при- ветствия, - нам стала ясна разница: при угрозе рыбка за- тормаживает до полной остановки прямо перед той, кото- рой угрожает, особенно если она настолько возбуждена, что обходится даже без удара хвостом, не говоря уж о разверну- том боке. При церемонии приветствия или смены, напро- тив, она целит не в партнера, а подчеркнуто плывет мимо него и при этом, проплывая мимо, адресует ему угрозу раз- вернутым боком и удар хвостом. Направление, в котором самец предлагает свою церемонию, тоже подчеркнуто от- личается от того, в каком начиналось бы движение атаки. Если же перед церемонией он неподвижно стоял в воде не- подалеку от супруги, то он всеща начинает решительно плыть вперед до того как выполняет угрозу развернутым боком и бьет хвостом. Таким образом очень отчетливо, поч- ти непосредственно "символизируется", что супруга как раз не является объектом его нападения, что этот объект на- до искать где-то дальше, в том направлении, куда он плыл. Так называемое изменение функции - это средство, которым часто пользуются оба Великих Конструктора, что- бы поставить на службу новым целям устаревший в ходе эволюции неликвидный фонд. Со смелой фантазией они - возьмем лишь несколько примеров - из водопроводящей жаберной щели сделали слуховой проход, заполненный воздухом и проводящий звуковые волны; из двух костей че- люстного сустава - слуховые косточки; из теменного гла- за - железу внутренней секреции (шишковидную желе- зу); из передней лапы рептилии - крыло птицы и т.д. и т.д. Однако все эти переделки выглядят весьма скромно по срав- нению с гениальным маленьким шедевром: из поведенче- ского акта, который не только первоначально мотивировал- ся, но и в нынешней своей форме мотивируется внутриви- довой агрессией - по крайней мере частично, - простым способом ритуально зафиксированного переориентирова- ния получилось умиротворяющее действие. Это не больше и не меньше как обращение отталкивающего действия аг- рессии в его противоположность. Как мы видели в главе о ритуализации, обособившаяся церемония превращается в
вожделенную самоцель, в потребность, как и любое дру- гое инстинктивное действие; а вместе с тем она превраща- ется и в прочные узы, соединяющие одного партнера с дру- гим. Церемония умиротворения такого рода по самой своей сути такова, что каждый из товарищей по союзу может выполнять ее лишь со вторым - и ни с кем боль- ше из собратьев по виду. Только представьте себе, какая почти неразрешимая задача решена здесь самым простым, самым полным и са- мым изящным образом! Двух животных, которые своей внешней формой, расцветкой и поведением неизбежно действуют друг на друга, как красная тряпка на быка (это, впрочем, только в поговорке), нужно привести к тому, чтобы они мирно ужились в тесном пространстве, на гнез- де, т.е. как раз на том месте, которое оба считают центром своих владений и в котором их внутривидовая агрессив- ность достигает наивысшего уровня. И эта задача, сама по себе трудная, дополнительно затрудняется тем обстоя- тельством, что внутривидовая агрессивность каждого из супругов не имеет права уменьшиться: мы уже знаем из 3-ей главы, что за малейшее ослабление боеготовности по от- ношению к соседу собственного вида тотчас же приходит- ся расплачиваться потерей территории, а значит и поте- рей источника питания для будущего потомства. При та- ких обстоятельствах вид "не может себе позволить" ради запрета схваток между супругами обратиться к таким це- ремониям умиротворения, которые имеют своей предпо- сылкой - как жесты покорности или инфантильное по- ведение - снижение агрессивности. Ритуализованное переориентирование не только избавляет от этих нежела- тельных последствий, но и более того - использует неиз- бежно исходящие от супруга ключевые раздражения, вы- зывающие агрессивность, чтобы обратить партнера про- тив соседа. По-моему, этот механизм поведения поистине гениален, и вдобавок гораздо более благороден, чем ана- логичное - с обратным знаком - поведение человека, который возвращается вечером домой, преисполненный внутренней ярости от общения с "любимыми" соседями или с начальством и разряжает всю свою нервозность и раздражение на бедную жену.
Любое особенно удачное конструктивное решение обычно обнаруживается на великом Древе Жизни неодно- кратно, совершенно независимо на разных его сучьях и ветвях. Крыло изобрели насекомые, рыбы, птицы и лету- чие мыши; обтекаемую форму - каракатицы, рыбы, их- тиозавры и киты. Потому нас не слишком удивляет, что предотвращающие борьбу механизмы поведения, осно- ванные на ритуализованном переориентировании атаки, аналогичным образом возникают у очень многих разных животных. Существует, например, изумительная церемония умиротворения - все знают ее как "танец" журавлей, - которая, с тех пор как мы научились понимать символику ее движений, прямо-таки напрашивается в перевод на че- ловеческий язык. Птица высоко и угрожающе вытягива- ется перед другой и разворачивает мощные крылья, клюв нацелен на партнера, глаза устремлены прямо на него... Это картина серьезной угрозы - и на самом деле, до сих пор мимика умиротворения совершенно аналогична под- готовке к нападению. Но в следующий момент птица на- правляет эту угрожающую демонстрацию в сторону от партнера, причем выполняет разворот точно на 180 граду- сов, и теперь - все так же, с распростертыми крылья- ми - подставляет партнеру свой беззащитный затылок, который, как известно, у серого журавля и у многих дру- гих видов украшен изумительно красивой рубиново-крас- ной шапочкой. На секунду "танцующий" журавль под- черкнуто застывает в этой позе - и тем самым в понят- ной символике выражает, что его угроза направлена не против партнера, а совсем наоборот, как раз прочь от него, против враждебного внешнего мира; и в этом уже слышит- ся мотив защиты прута. Затем журавль вновь поворачи- вается к другу и повторяет перед ним демонстрацию свое- го величия и мощи, потом снова отворачивается и те- перь - что еще более знаменательно - делает ложный выпад против какого-нибудь эрзац-объекта; лучше всего, если рядом стоит посторонний журавль, но это может быть и безобидный гусь или даже, если нет никого, палочка или камушек, которые в этом случае подхватываются клювом и три-четыре раза подбрасываются в воздух. Все вместе
взятое ясно говорит: "Я могуч и ужасен - но я не против тебя, а против вон того, того и того". Быть может, менее сценичной в своем языке жестов, но еще более многозначительной является церемония умиротворения у уток и гусей, которую Оскар Хейнрот описал как триумфальный крик. Важность этого ритуала для нас состоит, прежде всего, в том, что у разных пред- ставителей упомянутых птиц он достиг очень разной сте- пени сложности и завершенности; а эта последователь- ность постепенных переходов дает нам хорошую картину того, как здесь - в ходе эволюции - из отводящих ярость жестов смущения получились узы, проявляющие какое-то таинственное родство с другими, с теми, что объ- единяют людей и кажутся нам самыми прекрасными и са- мыми прочными на нашей Земле. В своей примитивнейшей форме, какую мы видим, к примеру, в так называемой "рэбрэб-болтовне" у кряквы, угроза очень мало отличается от "приветствия". По край- ней мере мне самому незначительная разница в ориенти- ровании рэбрэб-кряканья - при угрозе в одном случае, и приветствии в другом - стала ясна лишь после того, как я научился понимать принцип переориентированной це- ремонии умиротворения в ходе внимательного изучения цихлид и гусей, у которых его легче распознать. Утки сто- ят друг против друга, с клювами, поднятыми чуть выше горизонтали, и очень быстро и взволнованно произносят двухслоговый сигнал голосовой связи, который у селезня обычно звучит как "рэб-рэб"; утка произносит несколько более в нос, что-то вроде "квэнг-квэнг". Но у этих уток не только социальное торможение атаки, а и страх перед партнером тоже может вызвать отклонение угрозы от на- правления на ее цель; так что два селезня часто стоят, всерьез угрожая друг другу, - крякая, с поднятым клю- вом, - но при этом не направляют клювы друг на друга. Если они все-таки это сделают, то в следующий момент начнут настоящую драку и вцепятся друг другу в опере- ние на груди. Однако обычно они целятся чуть-чуть мимо, даже при самой враждебной встрече. Если же селезень "болтает" со своей уткой, - и уж тем более если отвечает этой церемонией на натравлива-
ние своей будущей невесты, - то очень отчетливо видно, как "что-то" тем сильнее отворачивает его клюв от утки, за которой он ухаживает, чем больше он возбужден в сво- ем ухаживании. В крайнем случае это может привести к тому, что он, все чаще и чаще крякая, поворачивается к самке затылком. По форме это в точности соответствует церемонии умиротворения у чаек, описанной ранее, хотя нет никаких сомнений, что та церемония возникла имен- но так, как изложено там, а не за счет переориентирова- ния. Это - предостережение против опрометчивых упо- доблений! Из только что описанного отворачивания голо- вы селезня - в ходе дальнейшей ритуализации - у ве- ликого множества уток развились свои жесты, подставля- ющие затылок, которые играют большую роль при ухажи- вании у кряквы, чирка, шилохвости и других настоящих уток, а также и у гаг. Супружеская пара кряквы с особым увлечением празднует церемонию "рэбрэб-болтовни" в тех случаях, когда они теряли друг друга и снова нашли после долгой разлуки. В точности то же самое относится и к жестам умиротворения с демонстрацией развернутого бока и хвостовыми ударами, которые мы уже знаем у суп- ругов-цихлид. Как раз потому, что все это так часто про- исходит при воссоединении разлученных перед тем парт- неров, первые наблюдатели зачастую воспринимали та- кие действия как "приветствие". Хотя такое толкование отнюдь не неправильно для оп- ределенных, очень специализированных церемоний этого рода, большая частота и интенсивность жестов умиротво- рения именно в подобных ситуациях наверняка имеет из- начально другое объяснение: притупление всех агрессив- ных реакций за счет привычки к партнеру частично про- ходит уже при кратком перерыве той ситуации, которая обусловила возникновение такой привычки. Очень впе- чатляющие примеры тому получаются, когда приходится изолировать ради какой-либо цели - хотя бы всего на один час - животное из стаи вместе выросших, очень друг к другу привыкших и потому более или менее сносно уживающихся друг с другом молодых петухов, цихлид, бойцовых рыбок, малабарских дроздов или других, столь же агрессивных видов. Если после того попытаться вер-
нуть животное к его прежним товарищам, то агрессия на- чинает бурлить, как перегретая вода при задержке кипе- ния, от малейшего толчка. Как мы уже знаем, действие привычки могут нару- шить и другие, даже малейшие изменения общей ситуа- ции. Моя старая пара малабарских дроздов летом 1961 го- да терпела своего сына из первого выводка, находившего- ся в клетке в той же комнате, что и их скворечник, гораздо дольше того срока, когда эти птицы обычно выгоняют по- взрослевших детей из своих владений. Однако если я пе- реставлял его клетку со стола на книжную полку - роди- тели начинали нападать на сына столь интенсивно, что даже забывали вылетать на волю, чтобы принести корм маленьким птенцам, появившимся к этому времени. Та-
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 100; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |