КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
АГРЕССИЯ Конрад Лоренц 18 страница
Твоя то спесь. И ты всегда-всегда Гарцуешь у нее в узде.
Христиан Моргенштерн
Все, что содержится в предыдущих одиннадцати гла- вах, - это научное естествознание. Приведенные факты достаточно проверены, насколько это вообще можно ут- верждать в отношении результатов такой молодой науки, как сравнительная этология. Однако теперь мы оставим изложение того, что выявилось в наблюдениях и в экспе- риментах с агрессивным поведением животных, и обра- тимся к вопросу: можно ли из всего этого извлечь что-ни- будь применимое к человеку, полезное для предотвраще- ния тех опасностей, которые вырастают из его собственно- го агрессивного инстинкта. Есть люди, которые уже в самом этом вопросе усмат- ривают оскорбление рода людского. Человеку слишком хочется видеть себя центром мироздания; чем-то таким, что по самой своей сути не принадлежит остальной приро- де, а противостоит ей как нечто иное и высшее. Упорство- вать в этом заблуждении - для многих людей потреб- ность. Они остаются глухи к мудрейшему из наказов, ка- кие когда-либо давал им мудрец, - к призыву "познай себя"; это слова Хилона, хотя обычно их приписывают Со- крату. Что же мешает людям прислушаться к ним? Есть три препятствия тому, усиленные могучими эмо- циями. Первое из них легко устранимо у каждого разум- ного человека; второе, при всей его пагубности, все же за- служивает уважения; третье понятно в свете духовной эволюции - и потому его можно простить, но с ним упра- виться, пожалуй, труднее всего на свете. И все они нераз- рывно связаны и переплетены с тем человеческим поро- ком, о котором древняя мудрость гласит, что он шагает впереди падения, - с гордыней. Я хочу прежде всего по- казать эти препятствия, одно за другим; показать, каким
образом они вредят. А затем постараюсь по мере сил спо- собствовать их устранению. Первое препятствие - самое примитивное. Оно ме- шает самопознанию человека тем, что запрещает ему увидеть историю собственного возникновения. Эмоцио- нальная окраска и упрямая сила такого запрета парадок- сальным образом возникают из-за того, что мы очень по- хожи на наших ближайших родственников. Людей было бы легче убедить в их происхождении, если бы они не бы- ли знакомы с шимпанзе. Неумолимые законы образного восприятия не позволяют нам видеть в обезьяне - осо- бенно в шимпанзе - просто животное, как все другие, а заставляют разглядеть в ее физиономии человеческое ли- цо. В таком аспекте шимпанзе, измеренный человеческой меркой, кажется чем-то ужасным, дьявольской карикату- рой на нас. Уже с гориллой, отстоящей от нас несколько дальше в смысле родства, и уж тем более с орангутангом, мы испытываем меньшие трудности. Лица стариков - причудливые дьявольские маски - мы воспринимаем вполне серьезно и иногда даже находим в них какую-то красоту. С шимпанзе это совершенно невозможно. Он вы- глядит неотразимо смешно, но при этом настолько вуль- гарно, настолько отталкивающе, - таким может быть лишь совершенно опустившийся человек. Это субъектив- ное впечатление не так уж ошибочно: есть основания предполагать, что общие предки человека и шимпанзе по уровню развития были гораздо выше нынешних шимпан- зе. Как ни смешна сама по себе эта оборонительная реак- ция человека по отношению к шимпанзе, ее тяжелая эмо- циональная нагрузка склонила очень многих ученых к по- строению совершенно безосновательных теорий о возник- новении человека. Хотя происхождение от животных не отрицается, но близкое родство с шимпанзе либо пере- прыгивается серией логических кульбитов, либо обходит- ся изощренными окольными путями. Второе препятствие к самопознанию - это эмоцио- нальная антипатия к признанию того, что наше поведение подчиняется законам естественной причинности. Берн- гард Хассенштайн дал этому определение "антикаузаль- ная оценка". Смутное, похожее на клаустрофобию чувст-
во несвободы, которое наполняет многих людей при раз- мышлении о всеобщей причинной предопределенности природных явлений, конечно же, связано с их оправдан- ной потребностью в свободе воли и со столь же оправдан- ным желанием, чтобы их действия определялись не слу- чайными причинами, а высокими целями. Третье великое препятствие человеческого самопозна- ния - по крайней мере в нашей западной культуре - это наследие идеалистической философии. Она делит мир на две части: мир вещей, который идеалистическое мыш- ление считает в принципе индифферентным в отношении ценностей, и мир человеческого внутреннего закона, ко- торый один лишь заслуживает признания ценности. Та- кое деление замечательно оправдывает эгоцентризм че- ловека, оно идет навстречу его антипатии к собственной зависимости от законов природы - и потому нет ничего удивительного в том, что оно так глубоко вросло в обще- ственное сознание. Насколько глубоко - об этом можно судить по тому, как изменилось в нашем немецком языке значение слов "идеалист" и "материалист"; первоначаль- но они означали лишь философскую установку, а сегодня содержат и моральную оценку. Необходимо уяснить себе, насколько привычно стало, в нашем западном мышлении, уравнивать понятия "доступное научному исследованию" и "в принципе оценочно-индифферентное". Меня легко обвинить, будто я выступаю против этих трех препятст- вий человеческого самопознания лишь потому, что они противоречат моим собственным научным и философ- ским воззрениям, - я должен здесь предостеречь от по- добных обвинений. Я выступаю не как закоренелый дар- винист против неприятия эволюционного учения, и не как профессиональный исследователь причин - против бес- причинного чувства ценности, и не как убежденный мате- риалист - против идеализма. У меня есть другие основа- ния. Сейчас естествоиспытателей часто упрекают в том, будто они накликают на человечество ужасные напасти и приписывают ему слишком большую власть над приро- дой. Этот упрек был бы оправдан, если бы ученым можно было поставить в вину, что они не сделали предметом сво- его изучения и самого человека. Потому что опасность для
современного человечества происходит не столько из его способности властвовать над физическими процессами, сколько из его неспособности разумно направлять процес- сы социальные. Однако в основе этой неспособности ле- жит именно непонимание причин, которое является - как я хотел бы показать - непосредственным следствием тех самых помех к самопознанию. Они препятствуют исследованию именно тех и только тех явлений человеческой жизни, которые кажутся людям имеющими высокую ценность; иными словами, тех, кото- рыми мы гордимся. Не может быть излишней резкость сле- дующего утверждения: если нам сегодня основательно из- вестны функции нашего пищеварительного тракта - и на основании этого медицина, особенно кишечная хирургия, ежегодно спасает жизнь тысячам людей, - мы здесь обяза- ны исключительно тому счастливому обстоятельству, что работа этих органов ни в ком не вызывает особого почтения и благоговения. Если, с другой стороны, человечество в бес- силии останавливается перед патологическим разложени- ем своих социальных структур, если оно - с атомным ору- жием в руках - в социальном плане не умеет себя вести более разумно, нежели любой животный вид, - это в зна- чительной степени обусловлено тем обстоятельством, что собственное поведение высокомерно переоценивается и, как следствие, исключается из числа природных явлений, которые можно изучать. Исследователи - воистину - совершенно не винова- ты в том, что люди отказываются от самопознания. Когда Джордано Бруно сказал им, что они вместе с их плане- той - это всего лишь пылинка среди бесчисленного мно- жества других пылевых облаков, - они сожгли его. Когда Чарлз Дарвин открыл, что они одного корня с животными, они бы с удовольствием прикончили и его; попыток за- ткнуть ему рот было предостаточно. Когда Зигмунд Фрейд попытался проанализировать мотивы социального пове- дения человека и объяснить его причинность, - хотя и с субъективной психологической точки зрения, но вполне научно в смысле методики постановки проблем, - его об- винили в нигилизме, в слепом материализме и даже в по- рнографических наклонностях. Человечество препятст-
вует самооценке всеми средствами; и поистине уместно призвать его к смирению - и всерьез попытаться взор- вать эти завалы чванства на пути самопознания. Сегодня мне уже не приходится сталкиваться с тем со- противлением, которое противостояло открытиям Джор- дано Бруно, - это ободряющий признак распростране- ния естественно-научных знаний, - так что я начну с то- го, что противостоит открытиям Чарлза Дарвина. Мне ка- жется, есть простое средство примирить людей с тем фак- том, что они сами возникли как часть природы, без нару- шения ее законов: нужно лишь показать им, насколько Вселенная велика и прекрасна, насколько достойны вели- чайшего благоговения царящие в ней законы. Прежде все- го, я более чем уверен, что человек, достаточно знающий об эволюционном становлении органического мира, не может внутренне сопротивляться осознанию того, что и сам он обязан своим существованием этому прекрасней- шему из всех естественных процессов. Я не хочу обсуж- дать здесь вероятность - или, лучше сказать, неоспори- мость - учения о происхождении видов, многократно превышающую вероятность всех наших исторических знаний. Все, что нам сегодня известно, органически впи- сывается в это учение, ничто ему не противоречит, и ему присущи все достоинства, какими может обладать учение о творении: убедительная сила, поэтическая красота и впечатляющее величие. Кто усвоил это во всей полноте, тот не может испыты- вать отвращение ни к открытию Дарвина, что мы с живо- тными имеем общее происхождение, ни к выводам Фрей- да, что и нами руководят те же инстинкты, какие управ- ляли нашими дочеловеческими предками. Напротив, све- дущий человек почувствует лишь новое благоговение пе- ред Разумом и Ответственной Моралью, которые впервые пришли в этот мир лишь с появление человека - и впол- не могли бы дать ему силу, чтобы подчинить животное на- следие в себе самом, если бы он в своей гордыне не отрицал само существование такого наследия. Еще одно основание для всеобщего отказа от эволюци- онного учения состоит в глубоком почтении, которое мы, люди, испытываем по отношению к своим предкам. "Про-
исходить" по-латыни звучит "аехсепоеге", т.е. буквально "нисходить, опускаться", и уже в римском праве было принято помещать прародителей наверху родословной и рисовать генеалогическое древо, разветвлявшееся сверху вниз. То, что человек имеет хотя всего двух родителей, но 256 пра-пра-пра-пра-пра-прадедов и бабок, - это в родо- словных не отражалось даже в тех случаях, когда они ох- ватывали соответствующее число поколений. Получалось это потому, что среди всех тех предков набиралось не так уж много таких, которыми можно было похвастаться. По мнению некоторых авторов, выражение "нисходить", воз- можно, связано и с тем, что в древности любили выводить свое происхождение от богов. Что древо жизни растет не сверху вниз, а снизу вверх - это, до Дарвина, ускользало от внимания людей. Так что слово "нисхождение" означа- ет нечто, как раз обратное тому, что оно хотело бы озна- чать: его можно отнести к тому, что наши предки в свое время в самом буквальном смысле спустились с деревьев. Именно это они и сделали, хотя - как мы теперь знаем - еще задолго до того, как стали людьми. Немногим лучше обстоит дело и со словами "разви- тие", "эволюция". Они тоже вошли в обиход в то время, когда мы не имели понятия о возникновении видов в ходе эволюции, а знали только о возникновении отдельного ор- ганизма из яйца или из семени. Цыпленок развивается из яйца или подсолнух из семечка в самом буквальном смыс- ле, т.е. из зародыша не возникает ничего такого, что не было в нем упрятано с самого начала. Великое Древо Жизни растет совершенно иначе. Хотя древние формы являются необходимой предпосылкой для возникновения их более развитых потомков, этих потом- ков никоим образом нельзя вывести из исходных форм, предсказав их на основе особенностей этих форм. То, что из динозавров получились птицы или из обезьян люди, - это в каждом случае исторически единственное достиже- ние эволюционного процесса, который хотя в общем на- правлен ввысь - согласно законам, управляющим всей жизнью, - но во всех своих деталях определяется так на- зываемой случайностью, т.е. бесчисленным множеством побочных причин, которые в принципе невозможно охва-
тить во всей полноте. В этом смысле "случайно", что в Ав- стралии из примитивных предков получились эвкалипт и кенгуру, а в Европе и Азии - дуб и человек. Новое приобретение - которое нельзя вывести из предыдущей ступени, откуда оно берет свое начало, - в подавляющем большинстве случаев бывает чем-то вы- сшим в сравнении с тем, что было. Наивная оценка, выра- женная в заглавии "Низшие животные" - оно оттиснено золотыми буквами на первом томе доброй, старой "Жизни животных" Брэма, - для каждого непредубежденного человека является неизбежной закономерностью мысли и чувства. Кто хочет во что бы то ни стало остаться "объек- тивным" натуралистом и избежать насилия со стороны своего субъективного восприятия, тот может попробо- вать - разумеется, лишь в воображении - уничтожить по очереди редиску, муху, лягушку, морскую свинку, кошку, собаку и, наконец, шимпанзе. Он поймет, как по- разному трудно далось бы ему убийство на разных уров- нях жизни. Запреты, которые противостояли бы каждому такому убийству, - хорошее мерило той разной ценно- сти, какую представляют для нас различные формы вы- сшей жизни, хотим мы этого или нет. Лозунг свободы от оценок в естествознании не должен приводить к убеждению, будто происхождение видов - эта великолепнейшая из всех цепей естественно объясни- мых событий - не в состоянии создавать новые ценности. Возникновение какой-то высшей формы жизни из более простого предка означает для нас приращение ценно- сти - это столь же очевидная действительность, как на- ше собственное существование. Ни в одном из наших западных языков нет непереход- ного глагола, который мог бы обозначить филогенетиче- ский процесс, сопровождаемый приращением ценности. Если нечто новое и высшее возникает из предыдущей сту- пени, на которой нет того, и из которой не выводится то, что составляет саму суть этого нового и высшего, - такой процесс нельзя называть развитием. В принципе это отно- сится к каждому значительному шагу, сделанному гене- зисом органического мира, в том числе и к первому - к
возникновению жизни, - и к последнему на сегодняш- ний день - к превращению антропоида в человека. Несмотря на все достижения биохимии и вирусологии, поистине великие и глубоко волнующие, возникновение жизни остается - пока! - самым загадочным из всех со- бытий. Различие между органическими и неорганически- ми процессами удается изложить лишь "инъюнктивным" определением, т.е. таким, которое заключает в себе не- сколько признаков живого, создающих жизнь только в их общем сочетании. Каждый из них в отдельности - как, например, обмен веществ, рост, ассимиляция и т.д. - имеет и неорганические аналоги. Когда мы утверждаем, что жизненные процессы суть процессы физические и хи- мические, это безусловно верно. Нет никаких сомнений, что они в принципе объяснимы в качестве таковых вполне естественным образом. Для объяснения их особенностей не нужно обращаться к чуду, так как сложность молеку- лярных и прочих структур, в которых эти процессы проте- кают, вполне достаточна для такого объяснения. Зато не верно часто звучащее утверждение, будто жиз- ненные процессы - это в сущности процессы химиче- ские и физические. В этом утверждении незаметно содер- жится неверная оценка, вытекающая из иллюзорного представления, о котором уже много говорили. Как раз "в сущности" - т. е. с точки зрения того, что характерно для этих процессов и только для них, - они представляют со- бой нечто совершенно иное, нежели то, что обычно пони- мается под физико-химическими процессами. И презри- тельное высказывание, что они "всего лишь" таковы, то- же неверно. Это процессы, которые - в силу особенно- стей той материи, в коей они происходят, - выполняют совершенно особые функции самосохранения, саморегу- лирования, сбора информации - и, самое главное, функ- цию воспроизведения необходимых для всего этого струк- тур. Эти процессы могут иметь причинное объяснение; од- нако в материи, структурированной иначе или менее сложно, они протекать не могут. В принципе так же, как соотносятся процессы и струк- туры живого с процессами и структурами неживого, внутри органического мира любая высшая форма жизни
соотносится с низшей, от которой произошла. Орлиное крыло, ставшее для нас символом всякого стремления ввысь, - это "в сущности всего лишь" передняя лапа реп- тилии? Так же и человек - далеко не "в сущности всего лишь" обезьяна. Один сентиментальный мизантроп изрек часто повто- ряемый афоризм: "Познав людей, я полюбил зверей". Я утверждаю обратное: кто по-настоящему знает живо- тных, в том числе высших и наиболее родственных нам, и притом имеет хоть какое-то понятие об истории развития животного мира, только тот может по достоинству оце- нить уникальность человека. Мы - самое высшее дости- жение Великих Конструкторов эволюции на Земле, како- го им удалось добиться до сих пор; мы их "последний крик", но, разумеется, не последнее слово. Для естество- испытателя запрещены любые абсолютные определения, даже в области теории познания. Они - грех против Свя- того Духа лаута ре'1, великого учения Гераклита, что нет ничего статичного, но все течет в вечном становлении. Возводить в абсолют и объявлять венцом творения сегод- няшнего человека на нынешнем этапе его марша сквозь время - хочется надеяться, что этот этап будет пройден поскорее - это для натуралиста самая кичливая и самая опасная из всех необоснованных догм. Считая человека окончательным подобием Бога, я ошибусь в Боге. Но если я не забываю о том, что чуть ли не вчера (с точки зрения эволюции) наши предки еще были самыми обыкновенны- ми обезьянами из ближайших родственников шимпан- зе, - тут я могу разглядеть какой-то проблеск надежды. Не нужно слишком большого оптимизма, чтобы предпо- ложить, что из нас, людей, может возникнуть нечто луч- шее и высшее. Будучи далек от того, чтобы видеть в чело- веке подобие Божие, лучше которого ничего быть не мо- жет, я утверждаю более скромно и, как мне кажется, с большим почтением к Творению и его неиспользованным возможностям: связующее звено между животными и по- длинно человечными людьми, которое долго ищут и ни- как не могут найти, - это мы\ Первое препятствие к человеческому самопознанию - нежелание верить в наше происхождение от животных -
основано, как я только что показал, на незнании или на не- верном понимании сущности органического творения. По- этому просвещение может его устранить, по крайней мере в принципе. То же относится и ко второму, на котором мы сейчас остановимся подробнее, - к антипатии против при- чинной обусловленности мировых процессов. Но в этом случае устранить недоразумение гораздо труднее. Его корень - принципиальное заблуждение, будто некий процесс, если он причинно определен, не может быть в то же время направлен к какой-либо цели. Конечно же, во Вселенной существует бесчисленное множество яв- лений, вовсе не целенаправленных, в отношении которых вопрос "Зачем?" должен остаться без ответа, если только нам не захочется найти его любой ценой; и тогда мы в не- умеренной переоценке собственной значимости, напри- мер, воспринимаем восход Луны как ночное освещение в нашу честь. Но нет такого явления, к которому был бы не- приложим вопрос о его причине. Как уже говорилось в 3-й главе, вопрос "Зачем?" имеет смысл только там, где работали Великие Конструкторы или сконструированный ими живой конструктор. Лишь там, где отдельные части общей системы специализирова- лись при "разделении труда" для выполнения различных, дополняющих друг друга функций, там разумен вопрос "Зачем?". Это относится и к жизненным процессам, и к тем неживым структурам и функциям, которые жизнь по- ставила на службу своим целям: например, к машинам, созданным людьми. В этих случаях вопрос "Для чего?" не только разумен, но и необходим. Нельзя догадаться, по какой причине у кошки острые когти, если не знать, что ловля мышей - это специальная функция, для которой они созданы. Но ответ на вопрос "Для чего?" отнюдь не делает из- лишним вопрос "Почему?"; это обсуждалось в начале 6-й главы о Великом Парламенте Инстинктов. Я покажу на примитивном сравнении, что эти вопросы вовсе не исклю- чают друг друга. Я еду на своей старой машине через стра- ну, чтобы сделать доклад в дальнем городе, что является целью моего путешествия. По дороге размышляю о целе- сообразности, о "финалистичности" машины и ее конст-
рукции - и радуюсь, как хорошо она служит цели моей поездки. Но тут мотор пару раз чихает и глохнет. В этот момент я с огорчением понимаю, что мою машину движет не цель. На ее несомненной финалистичности далеко нс уедешь; и лучшее, что я смогу сделать, - это сконцентри- роваться на естественных причинах ее движения и разо- браться, в каком месте нарушилось их взаимодействие. Насколько ошибочно мнение, будто причинные и це- левые взаимосвязи исключают друг друга, можно еще на- гляднее показать на примере "царицы всех прикладных наук" - медицины. Никакой "Смысл Жизни", никакой "Всесоздающий Фактор", ни одна самая важная неиспол- ненная "Жизненная Задача" не помогут несчастному, у которого возникло воспаление в аппендиксе; ему может помочь молоденький ординатор хирургической клиники, если только правильно продиагностирует причину рас- стройства. Так что целевое и причинное рассмотрение жизненных процессов не только не исключают друг друга, но вообще имеют смысл лишь в совокупности. Если бы че- ловек не стремился к целям, то не имел бы смысла его воп- рос о причинах; если он не имеет понятия о причинных взаимосвязях, он бессилен направить события к нужной цели, как бы хорошо он ее ни представлял. Такая связь между целевым и причинным рассмотре- нием явления жизни кажется мне совершенно очевидной, однако иллюзия их несовместимости оказывается для многих совершенно непреодолимой. Классический при- мер тому, насколько подвержены этому заблуждению да- же великие умы, содержится в статьях У. Мак-Дугалла, основателя "психологии цели". В своей книге "Очерки психологии" он отвергает все причинно-психологические объяснения поведения животных с одним-единственным исключением: то нарушение функции ориентирования по световому компасу, которое заставляет насекомых в тем- ноте лететь на пламя, он объясняет с помощью так назы- ваемых тропизмов, т. е. на основе причинного анализа ме- ханизмов ориентирования. Вероятно, люди так сильно боятся причинного иссле- дования потому, что их мучает безрассудный страх, будто полное проникновение в причины явлений может обра-
тить в иллюзию свободу человеческой воли, свободу хо- теть. Конечно, тот факт, что человек может сам чего-то хотеть, так же мало подлежит сомнению, как и само его существование. Более глубокое проникновение в физио- логические причинные взаимосвязи собственного поведе- ния ничего не может изменить в том, что человек хочет; но может внести изменения в то, чего он хочет. Только при очень поверхностном рассмотрении свобо- да воли кажется состоящей в том, что человек - совер- шенно не связанный никакими законами - "может хо- теть, чего хочет". Такое может померещиться только то- му, кто из-за клаустрофобии бежит от причинности. Вспо- минается, как алчно был подхвачен принцип неопреде- ленности из ядерной физики, "беспричинный" выброс квантов; как на этой почве строились теории, которые должны были посредничать между физическим детерми- низмом и верой в свободу воли, хотя и оставляли ей жал- кую свободу игральной кости, выпадающей чисто случай- но. Однако нельзя всерьез говорить о свободной воле, представляя ее как произвол некоего безответственного тирана, которому предоставлена возможность определять все наше поведение. Сама свободная воля наша подчинена строгим законам морали, и наше стремление к свободе су- ществует, между прочим, и для того, чтобы препятство- вать нам подчиняться другим законам, кроме именно этих. Примечательно, что боязливое чувство несвободы никогда не вызывается сознанием, что наши поступки так же жестко связаны законами морали, как физиологиче- ские процессы законами физики. Мы все единодушны в том, что наивысшая и прекраснейшая свобода человека идентична моральному закону в нем. Большее знание ес- тественных причин собственного поведения может только приумножить возможности человека и дать ему силу претворить его свободную волю в поступки; однако это знание никак не может ослабить его стремления. И ес- ли - в утопическом случае окончательного успеха при- чинного анализа, который в принципе невозможен, - человеку удалось бы полностью раскрыть причинные свя- зи всех явлений, в том числе и происходящих в его собст- венном организме, - он не перестал бы хотеть, но хотел
бы того же самого, чего "хотят" свободные от противоре- чий Вселенский закон, Всемирный разум, Логос. Эта идея чужда лишь современному западному мышлению; древ- неиндийским философам и средневековым мистикам она была очень знакома. Я подошел к третьему великому препятствию на пути самопознания человека: к вере, глубоко укоренившейся в нашей западной культуре, будто естественно объяснимое ценности не имеет. Эта вера происходит из утрирования кантианской философии ценностей, которая в свою оче- редь является следствием идеалистического разделения
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 91; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |