КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
АГРЕССИЯ Конрад Лоренц 21 страница
повиноваться зову Священного Долга. Все препятствия, сто- ящие на пути к выполнению этого долга, теряют всякую важность; инстинктивные запреты калечить и убивать соро- дичей утрачивают, к сожалению, большую часть своей си- лы. Разумные соображения, любая критика или встречные доводы, говорящие против действий, диктуемых воодушев- лением, заглушаются за счет того, что замечательная пере- оценка всех ценностей заставляет их казаться не только не основательными, но и просто ничтожными и позорными. Короче, как это прекрасно выражено в украинской послови- це: "Колы прапор в'эться, про голову нэйдэться". С этими переживаниями коррелируются объективно наблюдаемые явления: повышается тонус всех поперечно- полосатых мышц, осанка становится более напряженной, руки несколько приподнимаются в стороны и слегка пово- рачиваются внутрь, так что локти выдвигаются наружу. Го- лова гордо поднята, подбородок выдвинут вперед, а лицевая мускулатура создает совершенно определенную мимику, всем нам известную из кинофильмов, - "героическое ли- цо". На спине и по наружной поверхности рук топорщатся кожные волосы - именно это и является объективной сто- роной пресловутого "священного трепета".
1 "Wenn die Fahne fliegt, ist der Verstand in der Trompete!" (нем.). Мы дали приблизительный вариант украинской пословицы и будем призна- тельны читателям, которые помогут уточнить текст этой поговорки.
В священности этого трепета и в одухотворенности воо- душевления усомнится тот, кто видел соответствующие по- веденческие акты самца шимпанзе, который с беспример- ным мужеством выходит защищать свое стадо или семью. Он тоже выдвигает вперед подбородок, напрягает все тело и поднимает локти в стороны; у него тоже шерсть встает ды- бом, что приводит к резкому и наверняка устрашающему увеличению контура его тела при взгляде спереди. Поворот рук внутрь совершенно очевидно предназначен для того, чтобы вывести наружу наиболее заросшую сторону и тем усилить упомянутый эффект. Общая комбинация осанки и вздыбленной шерсти служит тому же "блефу", что и у горбя- щейся кошки: она выполняет задачу изобразить животное более крупным и опасным, чем на самом деле. Так что и наш "священный трепет" - это не что иное, как попытка взъеро- шить остатки некогда бывшего меха. Что переживает обезьяна при своей социальной защит- ной реакции, этого мы не знаем; однако вполне вероятно, что она так же самоотверженно и героически ставит на карту свою жизнь, как и воодушевленный человек. Нет сомнений в подлинной эволюционной гомологии реакций защиты ста- да у шимпанзе - и воодушевления у человека; более того, можно очень хорошо представить себе, как одно произошло из другого. Ведь и у нас те ценности, на защиту которых мы поднимаемся с воодушевлением, имеют прежде всего обще- ственную значимость. Если мы припомним сказанное в гла- ве "Привычка, церемония и волшебство", покажется почти невероятным, что реакция, которая первоначально служила защите индивидуально знакомого, конкретного члена сооб- щества, все больше и больше брала под свою защиту над-ин- дивидуальные, передаваемые традицией культурные цен- ности, имеющие более долгую жизнь, нежели группы от- дельных людей. Если наше мужественное выступление за то, что нам ка- жется высочайшей ценностью, протекает по тем же нерв- ным путям, что и социальные защитные реакции наших ан- тропоидных предков, - я воспринимаю это не как отрезвля- ющее напоминание, а как чрезвычайно серьезный призыв к самопознанию. Человек, у которого такой реакции нет - это калека в смысле инстинктов, и я не хотел бы иметь его
своим другом; но тот, кого увлекает слепая рефлекторность этой реакции, представляет собой угрозу для человечества: он легкая добыча тех демагогов, которые умеют провоциро- вать раздражающие ситуации, вызывающие человеческую агрессивность, так же хорошо, как мы - разбираться в фи- зиологии поведения наших подопытных животных. Когда при звуках старой песни или какого-нибудь марша по мне хочет пробежать священный трепет, - я обороняюсь от ис- кушения и говорю себе, что шимпанзе тоже производят рит- мичный шум, готовясь к совместному нападению. Подпе- вать - значит класть палец в рот дьяволу. Воодушевление - это настоящий автономный инстинкт человека, как, скажем, инстинкт триумфального крика у се- рых гусей. Оно обладает своим собственным поисковым по- ведением, своими собственными вызывающими стимулами, и доставляет - как каждый знает по собственному опыту - настолько сильное удовлетворение, что противиться его за- манчивому действию почти невозможно. Как триумфаль- ный крик очень существенно влияет на социальную струк- туру серых гусей, даже господствует в ней, так и инстинкт воодушевленного боевого порыва в значительной степени определяет общественную и политическую структуру чело- вечества. Оно не потому агрессивно и постоянно готово к борьбе, что разделено на партии, враждебно противостоя- щие друг другу; оно структурировано именно таким образом потому, что это предоставляет раздражающую ситуацию, необходимую для разрядки социальной агрессии. "Если бы какое-то вероучение на самом деле охватило весь мир, - пишет Эрих фон Хольст, - оно бы тотчас же раскололось по меньшей мере на два резко враждебных толкования (одно истинное, другое еретическое), и вражда и борьба процвета- ли бы, как и раньше; ибо человечество, к сожалению, тако- во, каково оно есть". Таков Двуликий Янус - человек. Единственное суще- ство, способное с воодушевлением посвящать себя высшим целям, нуждается для этого в психофизиологической орга- низации, звериные особенности которой несут в себе опас- ность, что оно будет убивать своих собратьев в убеждении, будто так надо для достижения тех самых высших целей. Се - человек!
14. НАДЕЮСЬ И ВЕРЮ
Мне не мнится, что знанье могу предоставить, Чтоб исправить людей и на путь наставить. Гете
В отличие от Фауста, я представляю себе, что мог бы преподать нечто такое, что исправит людей и наставит их на путь. Эта мысль не кажется мне слишком заносчивой. По крайней мере она менее заносчива, нежели обратная, - ес- ли та исходит не из убеждения, что сам не способен учить, а из предположения, что "эти люди" не способны понять но- вое учение. Такое бывает лишь в чрезвычайных случаях, когда какой-нибудь гений опережает свое время на века. Если современники кого-то слушают и даже читают его книги, можно с уверенностью утверждать, что это не гений. В лучшем случае он может потешить себя мыслью, что ему есть что сказать как раз "по делу". Все, что может быть ска- зано, наилучшим образом действует как раз тогда, когда го- ворящий своими новыми идеями лишь чуть-чуть опережа- ет слушателей. Тогда они реагируют мыслью: "На самом деле, я сам должен был догадаться!" Так что здесь не самомнение - наоборот: я искренне убежден, что в ближайшем будущем очень многие, может быть даже большинство, все сказанное в этой книге о внутривидовой агрессии и об опасностях, вытекающих для человечества из ее нарушений, будут принимать за самоочевидные и даже банальные истины. Когда я здесь вывожу следствия из содержания этой книги и, подобно древнегреческим мудрецам, свожу их в практический устав поведения, - мне наверняка нужно больше опасаться упреков в банальности, нежели обосно- ванных возражений. После того что сказано в предыду- щей главе о современном положении человечества, пред- лагаемые меры защиты от грозящих опасностей покажут- ся жалкими. Однако это отнюдь не говорит против пра- вильности сказанного. Исследование редко приводит к драматическим переменам в мировых событиях; такие пе- ремены возможны разве что в смысле разрушения, по- скольку новые открытия легко употребить во вред. Напро-
тив, чтобы применить результаты исследований творче- ски и благотворно, требуется, как правило, не меньше ос- троумия и трудной кропотливой работы, чем для того, чтобы их получить. Первое и самое очевидное правило высказано уже в "познай себя" - это требование углубить понимание при- чин нашего собственного поведения. Направления, в ко- торых, по-видимому, будет развиваться прикладная это- логия, уже начинают определяться. Одно из них - это объективное физиологическое исследование возможно- стей разрядки агрессии в ее первоначальных формах на эрзац-объекты; и мы уже сегодня знаем, что пустая бочка из-под карбида - это не самый лучший вариант. Второе - это исследование так называемой сублима- ции методами психоанализа. Можно ожидать, что и эта человеческая форма катарсиса существенно поможет ос- лабить напряженные агрессивные побуждения. Даже на сегодняшнем скромном уровне наши знания о природе агрессии имеют некоторую практическую цен- ность. Она состоит хотя бы в том, что мы уже можем с уве- ренностью сказать, что не получится. После всего того, что мы узнали об инстинктах вообще и об агрессии в час- тности, два "простейших" способа управляться с агрес- сией оказываются совершенно безнадежными. Во-пер- вых, ее наверняка нельзя исключить, избавляя людей от раздражающих ситуаций; и, во-вторых, с ней нельзя со- владать, навесив на нее морально-мотивированный за- прет. Обе эти стратегии так же хороши, как затяжка пре- дохранительного клапана на постоянно подогреваемом котле для борьбы с избыточным давлением пара. Еще одно мероприятие, которое я считаю теоретически возможным, но крайне нежелательным, состояло бы в по- пытке избавиться от агрессивного инстинкта с помощью на- правленной евгеники. Мы знаем из предыдущей главы, что внутривидовая агрессия участвует в человеческой реакции воодушевления, которое хотя и опасно, однако необходимо для достижения наивысших целей человечества. Мы знаем из главы о союзе, что агрессия у очень многих животных - вероятно, так же и у человека - является необходимой со- ставной частью личной дружбы. И наконец, в главе о Вели-
ком Парламенте Инстинктов очень подробно показано, на- сколько сложно взаимодействие различных побуждений. Если бы одно из них, причем одно из сильнейших, полно- стью исчезло - последствия были бы непредсказуемы. Мы не знаем, насколько важны все поведенческие акты челове- ка, в которых агрессия принимает участие как мотивирую- щий фактор; не знаем, сколько их всего. Я подозреваю, что очень много. Всякое "начинание", в самом изначальном и широком смысле слова; самоуважение, без которого, пожа- луй, исчезло бы все, что человек делает с утра до вечера, на- чиная с ежедневного бритья и кончая наивысшими дости- жениями в культуре и науке; все, что как-то связано с чес- толюбием, со стремлением к положению, и многое, многое другое, столь же необходимое, - все это было бы, вероятно, потеряно с исчезновением агрессивных побуждений из жизни людей. Исчезла бы, наверное, даже очень важная и сугубо человеческая способность - смеяться. Перечислению того, что не получится совершенно точно, я, к сожалению, могу противопоставить только такие мероприятия, успех которых мне всего лишь ка- жется возможным. Наиболее вероятен успех того катарсиса, который со- здается разрядкой агрессивности на эрзац-объект. Этим пу- тем, как изложено в главе "Союз", уже пошли и Великие Конструкторы, когда нужно было воспрепятствовать борь- бе между определенными индивидами. Кроме того, здесь есть основания для оптимизма и потому, что каждый чело- век, сколь-нибудь способный к самонаблюдению, в состоя- нии намеренно переориентировать свою пробудившуюся агрессию на подходящий эрзац-объект. Когда я - как рас- сказано в главе о спонтанности агрессии, - будучи в лагере для военнопленных, несмотря на тяжелейшую полярную болезнь, не ударил своего друга, а расплющил пустую жес- тянку из-под карбида, - это произошло наверняка лишь потому, что я знал симптомы инстинктивных напряжений. А когда моя тетушка, описанная в 7-й главе, была так непо- колебимо уверена в безграничной испорченности своих гор- ничных, - она упорствовала в своем заблуждении лишь потому, что ничего не знала о физиологических процессах, о коих идет речь. Понимание причинных связей нашего
собственного поведения может предоставить нашему разу- му и морали действительную возможность властно проник- нуть туда, где категорический императив, предоставлен- ный самому себе, безнадежно рушится. Переориентирование агрессии - это самый простой и самый надежный способ обезвредить ее. Она довольству- ется эрзац-объектами легче, чем большинство других ин- стинктов, и находит в них полное удовлетворение. Уже древние греки знали понятие катарсиса, очищающей раз- рядки; а психоаналитики прекрасно знают, какая масса похвальнейших поступков получает стимулы из "субли- мированной" агрессии и приносит добавочную пользу за счет ее уменьшения. Разумеется, сублимация - это от- нюдь не только простое переориентирование. Есть суще- ственная разница между человеком, который бьет кула- ком по столу вместо физиономии собеседника, - и дру- гим, который гнев, не израсходованный на своего началь- ника, переплавляет в воодушевляющие боевые статьи, призывающие к благороднейшим целям. Особой ритуализованной формой борьбы, развившейся в культурной жизни людей, является спорт. Как и филогене- тически возникшие турнирные бои, он предотвращает соци- ально вредные проявления агрессии и одновременно поддер- живает в состоянии готовности ее функцию сохранения ви- да. Однако кроме того, эта культурно-ритуализованная форма борьбы выполняет задачу, важность которой не с чем сравнить: она учит людей сознательному контролю, ответ- ственной власти над своими инстинктивными боевыми ре- акциями. Рыцарственность спорта, которая сохраняется да- же при сильных раздражениях, вызывающих агрессию, яв- ляется важным культурным достижением человечества. Кроме того, спорт благотворен в том смысле, что создает воз- можности поистине воодушевленного соперничества между над-индивидуальными сообществами. Он не только откры- вает замечательный клапан для накопившейся агрессии в ее более грубых, более индивидуальных и эгоистических про- явлениях, но и позволяет полностью проявиться и израсхо- доваться ее более специализированной, сугубо коллектив- ной форме. Борьба за иерархическое положение внутри группы, общий и трудный бой за вдохновляющую цель, му-
жественное преодоление серьезных опасностей, не считаю- щаяся с собственной жизнью взаимопомощь и т.д. - это по- веденческие акты, которые в предыстории человечества имели высокую селективную ценность. Под уже описанным воздействием внутривидового отбора их ценность постоянно возрастала; и до самого последнего времени это опасным об- разом вело к тому, что многие доблестные, но простодушные люди вовсе не считали войну чем-то, достойным отвраще- ния. Поэтому великое счастье, что все эти склонности нахо- дят полное удовлетворение в тяжелых видах спорта, как альпинизм, подводный спорт и т.п. Поиски большего, мак- симально международного и максимально опасного сопер- ничества являются, по мнению Эрика фон Хольста, главным мотивом космических полетов, которые именно поэтому привлекают такой огромный общественный интерес Пусть бы так было и впредь! Такое соперничество между нациями благотворно не только потому, что дает возможность разрядки нацио- нальному воодушевлению; оно имеет еще два следствия, уменьшающие опасность войны. Во-первых, оно создает личное знакомство между людьми разных наций и пар- тий; а во-вторых - объединяет людей тем, что они (в ос- тальном имеющие очень мало общего) воодушевляются одним и тем же идеалом. Эти две мощные силы противо- стоят агрессии, и нам необходимо остановиться на том, каким образом они осуществляют свое благотворное вли- яние и каким способом их можно активизировать. Из главы "Союз" мы уже знаем, что личное знакомст- во - это не только предпосылка сложных механизмов, тор- мозящих агрессию; оно уже само по себе способствует при- туплению агрессивных побуждений. Анонимность значи- тельно облегчает прорывы агрессивности. Наивный человек испытывает чрезвычайно пылкие чувства злобы, ярости по отношению к "этим Иванам", "этим фрицам", "этим жи- дам", "этим макаронникам"... - т.е. к соседним народам, клички которых по возможности комбинируются с пристав- кой "гады-". Такой человек может бушевать против них у себя за столом, но ему и в голову не придет даже простая не- вежливость, если он оказывается лицом к лицу с представи- телем ненавистной национальности. Разумеется, демагог
прекрасно знает о тормозящем агрессивность действии лич- ного знакомства и потому последовательно стремится пред- отвратить любые контакты между отдельными людьми тех сообществ, в которых хочет сохранить настоящую взаим- ную вражду. И стратеги знают, насколько опасно любое "братание" между окопами для боевого духа солдат. Я уже говорил, насколько высоко оцениваю практиче- ские знания демагогов в отношении инстинктивного пове- дения людей. И не могу предложить ничего лучшего, как перенять испытанные ими методы и использовать их для достижения наших целей. Если дружба между индивидами враждебных наций так пагубна для национальной вражды, как это предполагают демагоги, - очевидно, не без веских оснований, - значит, мы должны делать все, чтобы содей- ствовать индивидуальной дружбе. Ни один человек не мо- жет ненавидеть народ, среди которого у него есть друзья. Нескольких "выборочных проб" такого рода бывает доста- точно, чтобы возбудить справедливое недоверие к тем абс- тракциям, которые обычно сочиняются о якобы типич- ных - и, разумеется, достойных ненависти - националь- ных особенностях "этих" русских, немцев или англичан. Насколько я знаю, мой друг Вальтер Роберт Корти был пер- вым, кто предпринял серьезную попытку затормозить меж- национальную агрессию с помощью интернациональной дружбы. Он собрал в своем знаменитом детском селе в Тро- гене, в Швейцарии, молодежь всех нацональностей, какие только смог отыскать, и объединил ребят совместной жиз- нью. Вот бы ему последователей с большим размахом! Третья мера, за которую можно и должно браться сразу же, чтобы предотвратить пагубные проявления одного из благороднейших человеческих инстинктов, - это разум- ное и критическое овладение реакцией воодушевления, о которой мы говорили в предыдущей главе. И здесь тоже нам незачем стесняться использовать опыт традиционной дема- гогии; то, что служило военному психозу, мы обратим на де- ло добра и мира. Как мы уже знаем, в раздражающей ситуа- ции, вызывающей воодушевление, присутствуют три неза- висимых друг от друга переменных фактора. Первый - не- что, в чем видят ценность и что надо защищать; второй - враг, который этой ценности угрожает; и третий - среда со-
общников, с которой человек чувствует себя заодно, когда поднимается на защиту угрожаемой ценности. К этому мо- жет добавиться и какой-нибудь "вождь", призывающий к "священной" борьбе, но этот фактор менее важен. Мы говорили уже и о том, что эти роли в драме могут разыгрываться самыми различными фигурами; конкрет- ными или абстрактными, одушевленными или нет. Как и у многих других инстинктивных реакций, прорывы воо- душевления подчиняются так называемому правилу сум- мирования раздражении. Оно гласит, что действие раз- личных провоцирующих раздражении складывается так что слабость или даже отсутствие одного может быть ком- пенсировано усиленным действием другого. Из этого сле- дует, что подлинное воодушевление возможно и только ради чего-то ценного; враждебность против действитель- ного или выдуманного противника не необходима. Функция воодушевления во многих отношениях сходна с функцией триумфального крика у серых гусей и анало- гично возникших реакций, которые состоят из проявлений сильных социальных связей с товарищами и агрессии по от- ношению к врагам. Я говорил в 11-й главе, что в случаях на- именьшей специализированности этого инстинктивного поведения - скажем, у цихлид, у пеганок - фигура врага еще необходима; но на более высокой ступени развития - как у серых гусей - она уже не нужна, чтобы сохранять взаимную принадлежность и взаимодействие друзей. Я хо- тел бы думать и надеяться, что реакция воодушевления у людей уже достигла такой же независимости от исходной агрессии, или по крайней мере собирается это сделать. Однако сегодня пугало врага еще является очень силь- ным средством демагогов для создания единства и вооду- шевляющего чувства принадлежности; воинствующие ре- лигии все еще имеют наибольший политический успех. Потому - это отнюдь не легкая задача: нужно возбудить столь же сильное воодушевление массы людей ради мир- ного идеала, без помощи пугала, как это удается поджига- телям, у которых пугало есть. Очевидная на первый взгляд идея - использовать пу- галом дьявола и попросту натравить людей на "Зло" - ока- залась бы сомнительной даже с людьми, высокоразвитыми
духовно. Ведь зло - по определению - это нечто, несу- щее угрозу добру, т.е. чему-то такому, что ощущается цен- ностью. Но поскольку для ученого наивысшую ценность представляет познание, он видит наихудшее из всех зол во всем, что препятствует расширению познания. Поэтому мне лично злой шепот агрессивного инстинкта рекомендо- вал бы видеть воплощение враждебного начала в пренебре- жении к естественно-научному исследованию, особенно у противников эволюционной теории. И если бы я ничего не знал о физиологии воодушевления - не знал бы, что оно "требует своего" как рефлекс, - я мог бы начать религиоз- ную войну со своими оппонентами. Так что какая бы то ни было персонификация зла недопустима. Однако и без нее воодушевление, объединяющее отдельные группы, может повести к вражде между ними - в том случае, если каждая из них выступает за свой, четко очерченный идеал и толь- ко с ним себя идентифицирует (я употребляю здесь это сло- во в обычном, не психоаналитическом смысле). Я.Холло с полным основанием указывал, что в наше время нацио- нальные идентификации очень опасны именно потому, что имеют такие четкие границы. Человек может чувствовать себя "настоящим американцем" в противоположность "рус- скому" - и наоборот. Если человеку знакомо множество ценностей и, воодушевляясь ими, он чувствует себя заодно со всеми людьми, которых так же, как и его, воодушевляет музыка, поэзия, красота природы, наука и многое другое,- он может реагировать незаторможенной боевой реакцией только на тех, кто не принимает участия ни в одной из этих групп. Значит, нужно увеличивать количество таких воз- можностей идентификации, а для этого есть только один путь - улучшение общего образования молодежи. Испол- ненное любви отношение к человеческим ценностям невоз- можно без обучения и воспитания в школе и в родительском доме. Только они делают человека человеком, и не без ос- нований определенный вид образования называется гума- нитарным: спасение могут принести ценности, которые ка- жутся далекими от борьбы и от политики как небо от земли. При этом не необходимо, может быть даже и нежелательно, чтобы люди разных обществ, наций и партий воспитыва- лись в стремлении к одним и тем же идеалам. Даже незна-
чительное совпадение взглядов на то, что именно является вдохновляющими ценностями, достойными защиты, может уменьшить национальную вражду и принести согласие. Эти ценности в отдельных случаях могут быть весьма специфическими. Я, например, уверен, что те люди по обе стороны великого занавеса, которые посвятили свою жизнь великому делу покорения космоса, испытывают друг к другу лишь глубочайшее уважение. Здесь каждая из сторон, конечно же, согласится, что и другая борется за подлинные ценности. В этом плане космические полеты приносят великую пользу. Существуют однако два дела - еще более значитель- ных и в подлинном смысле общечеловеческих, - которые объединяют прежде разобщенные или даже враждебные партии или народы общим воодушевлением ради одних и тех же целей. Это - искусство и наука. Ценность их неос- порима; и даже самые отчаянные демагоги ни разу еще не посмели объявить никчемным или "выродившимся" все ис- кусство тех партий или народов, против которых они на- травливали своих адептов. Кроме того, музыка и изобрази- тельное искусство не знают языковых барьеров - и уже потому призваны говорить людям с одной стороны занаве- са, что служители добра и красоты живут и по другую его сторону. И как раз для выполнения этой задачи искусство должно оставаться аполитичным. Вполне оправданно безграничное отвращение, которое вызывает у нас тенден- циозное искусство, подчиненное политике. Наука, так же как и искусство, представляет собой не- оспоримую и самостоятельную ценность, независимую от партийной принадлежности тех людей, которые ею зани- маются. В отличие от искусства, она не является непос- редственно общедоступной и поэтому поначалу может связывать мостами общего воодушевления лишь несколь- ких человек; но зато их - очень прочно. Об относитель- ной ценности произведений искусства можно иметь раз- ные мнения, хотя и здесь подлинные ценности отличимы от ложных. В естественных науках эти слова имеют более узкий смысл: здесь подлинность или ложность высказыва- ния определяются не мнением отдельных личностей, а ре- зультатами дальнейших исследований.
На первый взгляд кажется безнадежным воодушевить широкие массы современных людей абстрактной ценно- стью научной истины. Кажется, что это понятие слишком далеко от жизни, слишком бескровно, чтобы успешно конкурировать с той бутафорией воображаемой угрозы собственному сообществу и воображаемого врага, которая всегда была в руках изощренных демагогов удобным клю- чом для высвобождения массового энтузиазма. Однако при ближайшем рассмотрении можно усомниться в этой пессимистической мысли. В противоположность той бута- фории, истина - не фикция. Наука - это ведь не что иное, как применение здравого человеческого разума; и далекой от жизни ее никак не назовешь. Гораздо легче го- ворить правду, чем ткать паутину лжи, которая бы не ра-
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |