Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

АГРЕССИЯ Конрад Лоренц 22 страница




зоблачила себя своей противоречивостью. "Ведь правда,

разум, здравый смысл - видны без всяких ухищрений".

Больше любых других достижений культуры научная

истина является коллективной собственностью всего че-

ловечества. Она является таковой потому, что не создана

человеческим мозгом, как искусство или философия (хо-

тя философия - это тоже "поэзия", в высочайшем и бла-

городнейшем смысле греческого слова поiеГ'у, "творить,

создавать"). Научная истина - это нечто такое, что че-

ловеческий мозг не сотворил, но отвоевал у окружающей

внесубъективной действительности. Поскольку эта дейст-

вительность для всех людей одна и та же, то и в научных

исследованиях - со всех сторон любых политических за-

навесов - всегда, с надежным соответствием, обнаружи-

вается одно и то же. Если исследователь хоть чуточку

сфальсифицирует результаты в плане своих политиче-

ских убеждений, - это может быть сделано бессозна-

тельно и с совершенно чистой совестью, - действитель-

ность скажет на это "нет": попытка практического приме-

нения таких результатов будет безуспешна. На Востоке,

например, одно время существовала школа, которая раз-

вивала учение о наследственности, утверждавшее насле-

дование приобретенных признаков. Это делалось явно из

политических соображений - можно только надеяться,

что бессознательно, - и все, кто верил в единство науч-

ной истины, были весьма встревожены. Теперь о том ут-

 

 

верждении больше не вспоминают, мнения генетиков все-

го мира снова совпали. Это, конечно же, всего лишь ма-

ленькая победа, частичная; но это победа истины - и по-

тому основание для высокого воодушевления.

Многие жалуются на рассудочность нашего времени,

на глубокий скепсис нашей молодежи. Но я надеюсь, даже

убежден, что это - результат здоровой самозащиты от

искусственных идеалов, от воодушевляющей бутафории,

в сети которой так прочно попадали люди, особенно моло-

дые, в недавнем прошлом. Я полагаю, что как раз эту рас-

судочность и следует использовать для пропаганды таких

истин, которые, столкнувшись с недоверием, могут быть

доказаны числом. Перед ним вынужден капитулировать

любой скепсис. Наука - не мистерия и не черная магия,

методика ее усвоения проста. Я полагаю, именно рассу-

дочных скептиков можно воодушевить доказуемой исти-

ной и всем тем, что она с собой несет.

Совершенно определенно, что человек может вооду-

шевиться абстрактной истиной; но все-таки она остается

суховатым, скучноватым идеалом, и потому хорошо, что

для ее защиты можно привлечь другой поведенческий акт

человека - антагонистичный скуке смех. Он во многом

подобен воодушевлению: и в своих особенностях, свойст-

венных инстинктивному поведению, и в своем эволюци-

онном происхождении от агрессии, но главное - в своей

социальной функции. Как воодушевление во имя одного и

того же идеала, так и смех по одному и тому же поводу со-

здает чувство братской общности. Способность смеяться

вместе - это не только предпосылка настоящей дружбы,

но почти уже первый шаг к ее возникновению. Как мы

знаем из главы "Привычка, церемония и волшебство",

смех, вероятно, возник путем ритуализации из переори-

ентированного угрожающего жеста, в точности как три-

умфальный крик гусей. Так же как триумфальный крик и

воодушевление, смех не только создает общность его уча-

стников, но и направляет их агрессивность против посто-

роннего. Если человек не может смеяться вместе с осталь-

ными, он чувствует себя исключенным, даже если смех

вовсе не направлен против него самого или вообще против

чего бы то ни было. Если кого-то высмеивают, здесь еще

 

 

более отчетливо выступают как агрессивная составляю-

щая смеха, так и его аналогия с определенной формой три-

умфального крика.

Но, однако, смех - это сугубо человеческий акт еще

в большей степени, чем воодушевление. И формально и

функционально он поднялся выше над угрожающей ми-

микой, которая еще содержится в обоих этих поведенче-

ских актах. В противоположность воодушевлению, даже

при наивысшей интенсивности смеха не возникает опас-

ность, что исходная агрессия прорвется и поведет к напа-

дению. Собаки, которые лают, иногда все-таки кусают-

ся; но люди, которые смеются, не стреляют никогда! И

хотя моторика смеха более спонтанна и инстинктивна,

чем моторика воодушевления, - но вызывающие его

механизмы более избирательны и лучше контролируют-

ся человеческим разумом. Смех не лишает критических

способностей.

Несмотря на все эти качества, смех - это серьезное

оружие, которое может причинить много вреда, если

незаслуженно бьет беззащитного. (Высмеивать ребен-

ка - преступление.) И все же надежный контроль разу-

ма позволяет обращаться с хохотом так, как с воодушев-

лением было бы крайне опасно: оно слишком по-зверино-

му серьезно. А смех можно сознательно и целенаправлен-

но обратить против врага. Этот враг - совершенно опре-

деленная форма лжи. В этом мире мало вещей, которые

могут считаться заслуживающим уничтожения злом так

определенно, как фикция какого-нибудь "дела", искусст-

венно созданного, чтобы вызывать почитание и воодушев-

ление, - и мало таких, которые настолько смешны при

их внезапном разоблачении. Когда искусственный пафос

вдруг сваливается с присвоенных котурнов, когда пузырь

чванства с треском лопается от укола юмора, - мы впра-

ве безраздельно отдаться освобождающему хохоту, кото-

рый прекрасно вызывается такой внезапной разрядкой.

Это одно из немногих инстинктивных действий человека,

которое безоговорочно одобряется категорическим само-

вопросом.

Католический философ и писатель Г.К.Честертон вы-

сказал поразительную мысль, что религия будущего будет

 

 

в значительной степени основана на более высокоразви-

том, тонком юморе. Это, может быть, несколько преуве-

личено, но я полагаю - позволю парадокс и себе, - что

сегодня мы еще относимся к юмору недостаточно серьез-

но. Я полагаю, что он является благотворной силой, ока-

зывающей мощную товарищескую поддержку ответст-

венной морали - которая очень перегружена в наше вре-

мя - и что эта сила находится в процессе не только куль-

турного развития, но и эволюционного роста.

От изложения того, что я знаю, я постепенно перешел

к описанию того, что считаю очень вероятным, и, нако-

нец, - на последних страницах, - к исповеданию того,

во что верю. Это позволено и ученому - верить.

Коротко, я верю в победу Истины. Я верю, что знание

природы и ее законов будет все больше и больше служить

общему благу людей; более того, я убежден, что уже се-

годня такое знание ведет к этому. Я верю, что возраста-

ющее знание даст человеку подлинные идеалы, а в рав-

ной степени возрастающая сила юмора поможет ему вы-

смеять ложные. Я верю, что они вместе уже сейчас спо-

собны направить отбор в желательном направлении.

Многие людские качества, которые от палеолита и до са-

мого недавнего прошлого считались высочайшими до-

бродетелями, многие девизы типа "права иль нет - моя

страна", которые совсем недавно действовали в высшей

степени воодушевляюще, сегодня уже кажутся мысля-

щим людям опасными; а тем, кто наделен чувством юмо-

ра, - попросту комичными. Это должно действовать

благотворно! Если у индейцев-юта, этого несчастней-

шего из всех народов, принудительный отбор в течение

немногих столетий привел к пагубной гипертрофии аг-

рессивного инстинкта, то можно - не будучи чрезмер-

ным оптимистом - надеяться, что у культурных людей

под влиянием нового вида отбора этот инстинкт будет ос-

лаблен до приемлемой степени.

Я вовсе не думаю, что Великие Конструкторы эволю-

ции решат проблему человечества таким образом, чтобы

полностью ликвидировать его внутривидовую агрессию.

Это совершенно не соответствовало бы их проверенным

методам. Если какой-то инстинкт начинает в некоторых,

 

 

вновь возникших условиях причинять вред - он никогда

не устраняется целиком; это означало бы отказ и от всех

его необходимых функций. Вместо того всегда создается

какой-то тормозящий механизм, который - будучи при-

способлен к новой ситуации - предотвращает вредные

проявления этого инстинкта. Поскольку в процессе эво-

люции многих существ агрессия должна была быть замо-

рожена, чтобы дать возможность мирного взаимодействия

двух или многих индивидов, - возникли узы личной

любви и дружбы, на которых построены и наши, челове-

ческие общественные отношения. Вновь возникшие сегод-

ня условия жизни человечества категорически требуют

появления такого тормозящего механизма, который за-

прещал бы проявления агрессии не только по отношению

к нашим личным друзьям, но и по отношению ко всем лю-

дям вообще. Из этого вытекает само собой разумеющееся,

словно у самой Природы заимствованное требование -

любить всех братьев-людей, без оглядки на личности. Это

требование не ново, разумом мы понимаем его необходи-

мость, чувством мы воспринимаем его возвышенную кра-

соту, - но так уж мы устроены, что выполнить его не мо-

жем. Истинные, теплые чувства любви и дружбы мы в со-

стоянии испытывать лишь к отдельным людям; и самые

благие наши намерения ничего здесь не могут изменить.

Но Великие Конструкторы - могут. Я верю, что они это

сделают, ибо верю в силу человеческого разума, верю в

силу отбора - и верю, что разум приведет в движение ра-

зумный отбор. Я верю, что наши потомки - не в таком

уж далеком будущем - станут способны выполнять это

величайшее и прекраснейшее требование подлинной Че-

ловечности.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие...............5

1. Пролог в море.............10

2. Продолжение в лаборатории....19

3. Для чего нужна агрессия......30

4. Спонтанность агрессии.......56

5. Привычка, церемония и волшебство..63

6. Великий Парламент Инстинктов..91

7. Поведенческие аналогии морали..114

8. Анонимная стая............144

9. Сообщество без любви........154

10. Крысы................161

11. Союз.................169

12. Проповедь смирения........218

13. Се человек..............233

14. Надеюсь и верю...........257

 

К. Лоренц

АГРЕССИЯ

 

Редактор М.Г. Емельянова

Художественный редактор В.К. Кузнецов

Технический редактор Е.В. Антонова

ИБ No 20047

ЛР No 060775 от 25.02.92.

Подписано в печать 27.07.94. Формат 84х1081/32.

Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл.печ.л. 14,28.

Усл.кр.-отт. 14,7. Уч.-изд.л 13,91.

Тираж 20000 экз. Заказ No 574 С 086. Изд. No 49445

А/О Издательская группа "Прогресс"

1 19847, Москва, Зубовский бульвар, 17

Можайский полиграфкомбинат Комитета

Российской Федерации по печати.

143200, Можайск, ул. Мира, 93

 

Лоренц К.

Л 78 Агрессия (так называемое "зло"): Пер. с нем. -

М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс",

1994. - 272 с. - (Б-ка зарубежной психологии)

Автор книги - выдающийся австрийский ученый -

прослеживает интересные аналогии в поведении различ-

ных видов позвоночных и человека, выделяя при этом

внутривидовую агрессию, как наибольшую опасность,

грозящую человечеству в современных условиях.

,0303020000-086^

Л--без объявления ББК 88

ООЬ(01)-94

Издательская фирма "Универс"

© Перевод на русский язык

Г.ф. Швейника, 1994.

© Издательская группа

I5ВN 5-01-004449-8 "Прогресс", 1994

 

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова <http://www.krotov.org/index.htm>

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 99; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.