КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
АГРЕССИЯ Конрад Лоренц 22 страница
зоблачила себя своей противоречивостью. "Ведь правда, разум, здравый смысл - видны без всяких ухищрений". Больше любых других достижений культуры научная истина является коллективной собственностью всего че- ловечества. Она является таковой потому, что не создана человеческим мозгом, как искусство или философия (хо- тя философия - это тоже "поэзия", в высочайшем и бла- городнейшем смысле греческого слова поiеГ'у, "творить, создавать"). Научная истина - это нечто такое, что че- ловеческий мозг не сотворил, но отвоевал у окружающей внесубъективной действительности. Поскольку эта дейст- вительность для всех людей одна и та же, то и в научных исследованиях - со всех сторон любых политических за- навесов - всегда, с надежным соответствием, обнаружи- вается одно и то же. Если исследователь хоть чуточку сфальсифицирует результаты в плане своих политиче- ских убеждений, - это может быть сделано бессозна- тельно и с совершенно чистой совестью, - действитель- ность скажет на это "нет": попытка практического приме- нения таких результатов будет безуспешна. На Востоке, например, одно время существовала школа, которая раз- вивала учение о наследственности, утверждавшее насле- дование приобретенных признаков. Это делалось явно из политических соображений - можно только надеяться, что бессознательно, - и все, кто верил в единство науч- ной истины, были весьма встревожены. Теперь о том ут-
верждении больше не вспоминают, мнения генетиков все- го мира снова совпали. Это, конечно же, всего лишь ма- ленькая победа, частичная; но это победа истины - и по- тому основание для высокого воодушевления. Многие жалуются на рассудочность нашего времени, на глубокий скепсис нашей молодежи. Но я надеюсь, даже убежден, что это - результат здоровой самозащиты от искусственных идеалов, от воодушевляющей бутафории, в сети которой так прочно попадали люди, особенно моло- дые, в недавнем прошлом. Я полагаю, что как раз эту рас- судочность и следует использовать для пропаганды таких истин, которые, столкнувшись с недоверием, могут быть доказаны числом. Перед ним вынужден капитулировать любой скепсис. Наука - не мистерия и не черная магия, методика ее усвоения проста. Я полагаю, именно рассу- дочных скептиков можно воодушевить доказуемой исти- ной и всем тем, что она с собой несет. Совершенно определенно, что человек может вооду- шевиться абстрактной истиной; но все-таки она остается суховатым, скучноватым идеалом, и потому хорошо, что для ее защиты можно привлечь другой поведенческий акт человека - антагонистичный скуке смех. Он во многом подобен воодушевлению: и в своих особенностях, свойст- венных инстинктивному поведению, и в своем эволюци- онном происхождении от агрессии, но главное - в своей социальной функции. Как воодушевление во имя одного и того же идеала, так и смех по одному и тому же поводу со- здает чувство братской общности. Способность смеяться вместе - это не только предпосылка настоящей дружбы, но почти уже первый шаг к ее возникновению. Как мы знаем из главы "Привычка, церемония и волшебство", смех, вероятно, возник путем ритуализации из переори- ентированного угрожающего жеста, в точности как три- умфальный крик гусей. Так же как триумфальный крик и воодушевление, смех не только создает общность его уча- стников, но и направляет их агрессивность против посто- роннего. Если человек не может смеяться вместе с осталь- ными, он чувствует себя исключенным, даже если смех вовсе не направлен против него самого или вообще против чего бы то ни было. Если кого-то высмеивают, здесь еще
более отчетливо выступают как агрессивная составляю- щая смеха, так и его аналогия с определенной формой три- умфального крика. Но, однако, смех - это сугубо человеческий акт еще в большей степени, чем воодушевление. И формально и функционально он поднялся выше над угрожающей ми- микой, которая еще содержится в обоих этих поведенче- ских актах. В противоположность воодушевлению, даже при наивысшей интенсивности смеха не возникает опас- ность, что исходная агрессия прорвется и поведет к напа- дению. Собаки, которые лают, иногда все-таки кусают- ся; но люди, которые смеются, не стреляют никогда! И хотя моторика смеха более спонтанна и инстинктивна, чем моторика воодушевления, - но вызывающие его механизмы более избирательны и лучше контролируют- ся человеческим разумом. Смех не лишает критических способностей. Несмотря на все эти качества, смех - это серьезное оружие, которое может причинить много вреда, если незаслуженно бьет беззащитного. (Высмеивать ребен- ка - преступление.) И все же надежный контроль разу- ма позволяет обращаться с хохотом так, как с воодушев- лением было бы крайне опасно: оно слишком по-зверино- му серьезно. А смех можно сознательно и целенаправлен- но обратить против врага. Этот враг - совершенно опре- деленная форма лжи. В этом мире мало вещей, которые могут считаться заслуживающим уничтожения злом так определенно, как фикция какого-нибудь "дела", искусст- венно созданного, чтобы вызывать почитание и воодушев- ление, - и мало таких, которые настолько смешны при их внезапном разоблачении. Когда искусственный пафос вдруг сваливается с присвоенных котурнов, когда пузырь чванства с треском лопается от укола юмора, - мы впра- ве безраздельно отдаться освобождающему хохоту, кото- рый прекрасно вызывается такой внезапной разрядкой. Это одно из немногих инстинктивных действий человека, которое безоговорочно одобряется категорическим само- вопросом. Католический философ и писатель Г.К.Честертон вы- сказал поразительную мысль, что религия будущего будет
в значительной степени основана на более высокоразви- том, тонком юморе. Это, может быть, несколько преуве- личено, но я полагаю - позволю парадокс и себе, - что сегодня мы еще относимся к юмору недостаточно серьез- но. Я полагаю, что он является благотворной силой, ока- зывающей мощную товарищескую поддержку ответст- венной морали - которая очень перегружена в наше вре- мя - и что эта сила находится в процессе не только куль- турного развития, но и эволюционного роста. От изложения того, что я знаю, я постепенно перешел к описанию того, что считаю очень вероятным, и, нако- нец, - на последних страницах, - к исповеданию того, во что верю. Это позволено и ученому - верить. Коротко, я верю в победу Истины. Я верю, что знание природы и ее законов будет все больше и больше служить общему благу людей; более того, я убежден, что уже се- годня такое знание ведет к этому. Я верю, что возраста- ющее знание даст человеку подлинные идеалы, а в рав- ной степени возрастающая сила юмора поможет ему вы- смеять ложные. Я верю, что они вместе уже сейчас спо- собны направить отбор в желательном направлении. Многие людские качества, которые от палеолита и до са- мого недавнего прошлого считались высочайшими до- бродетелями, многие девизы типа "права иль нет - моя страна", которые совсем недавно действовали в высшей степени воодушевляюще, сегодня уже кажутся мысля- щим людям опасными; а тем, кто наделен чувством юмо- ра, - попросту комичными. Это должно действовать благотворно! Если у индейцев-юта, этого несчастней- шего из всех народов, принудительный отбор в течение немногих столетий привел к пагубной гипертрофии аг- рессивного инстинкта, то можно - не будучи чрезмер- ным оптимистом - надеяться, что у культурных людей под влиянием нового вида отбора этот инстинкт будет ос- лаблен до приемлемой степени. Я вовсе не думаю, что Великие Конструкторы эволю- ции решат проблему человечества таким образом, чтобы полностью ликвидировать его внутривидовую агрессию. Это совершенно не соответствовало бы их проверенным методам. Если какой-то инстинкт начинает в некоторых,
вновь возникших условиях причинять вред - он никогда не устраняется целиком; это означало бы отказ и от всех его необходимых функций. Вместо того всегда создается какой-то тормозящий механизм, который - будучи при- способлен к новой ситуации - предотвращает вредные проявления этого инстинкта. Поскольку в процессе эво- люции многих существ агрессия должна была быть замо- рожена, чтобы дать возможность мирного взаимодействия двух или многих индивидов, - возникли узы личной любви и дружбы, на которых построены и наши, челове- ческие общественные отношения. Вновь возникшие сегод- ня условия жизни человечества категорически требуют появления такого тормозящего механизма, который за- прещал бы проявления агрессии не только по отношению к нашим личным друзьям, но и по отношению ко всем лю- дям вообще. Из этого вытекает само собой разумеющееся, словно у самой Природы заимствованное требование - любить всех братьев-людей, без оглядки на личности. Это требование не ново, разумом мы понимаем его необходи- мость, чувством мы воспринимаем его возвышенную кра- соту, - но так уж мы устроены, что выполнить его не мо- жем. Истинные, теплые чувства любви и дружбы мы в со- стоянии испытывать лишь к отдельным людям; и самые благие наши намерения ничего здесь не могут изменить. Но Великие Конструкторы - могут. Я верю, что они это сделают, ибо верю в силу человеческого разума, верю в силу отбора - и верю, что разум приведет в движение ра- зумный отбор. Я верю, что наши потомки - не в таком уж далеком будущем - станут способны выполнять это величайшее и прекраснейшее требование подлинной Че- ловечности.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие...............5 1. Пролог в море.............10 2. Продолжение в лаборатории....19 3. Для чего нужна агрессия......30 4. Спонтанность агрессии.......56 5. Привычка, церемония и волшебство..63 6. Великий Парламент Инстинктов..91 7. Поведенческие аналогии морали..114 8. Анонимная стая............144 9. Сообщество без любви........154 10. Крысы................161 11. Союз.................169 12. Проповедь смирения........218 13. Се человек..............233 14. Надеюсь и верю...........257
К. Лоренц АГРЕССИЯ
Редактор М.Г. Емельянова Художественный редактор В.К. Кузнецов Технический редактор Е.В. Антонова ИБ No 20047 ЛР No 060775 от 25.02.92. Подписано в печать 27.07.94. Формат 84х1081/32. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл.печ.л. 14,28. Усл.кр.-отт. 14,7. Уч.-изд.л 13,91. Тираж 20000 экз. Заказ No 574 С 086. Изд. No 49445 А/О Издательская группа "Прогресс" 1 19847, Москва, Зубовский бульвар, 17 Можайский полиграфкомбинат Комитета Российской Федерации по печати. 143200, Можайск, ул. Мира, 93
Лоренц К. Л 78 Агрессия (так называемое "зло"): Пер. с нем. - М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1994. - 272 с. - (Б-ка зарубежной психологии) Автор книги - выдающийся австрийский ученый - прослеживает интересные аналогии в поведении различ- ных видов позвоночных и человека, выделяя при этом внутривидовую агрессию, как наибольшую опасность, грозящую человечеству в современных условиях. ,0303020000-086^ Л--без объявления ББК 88 ООЬ(01)-94 Издательская фирма "Универс" © Перевод на русский язык Г.ф. Швейника, 1994. © Издательская группа I5ВN 5-01-004449-8 "Прогресс", 1994
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова <http://www.krotov.org/index.htm>
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 99; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |