КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
АГРЕССИЯ Конрад Лоренц 15 страница
кое внезапное обрушение запретов агрессии, построенных на привычке, представляет собой очевидную опасность, угрожающую связям между партнерами каждый раз, ког- да пара разлучается даже на короткий срок. Так же оче- видно, что подчеркнутая церемония умиротворения, ко- торая каждый раз наблюдается при воссоединении пары, служит не для чего иного, как для предотвращения этой опасности. С таким предположением согласуется и то, что "приветствие" бывает тем возбужденнее и интенсивнее, чем продолжительнее была разлука. Наш человеческий смех, вероятно, тоже в своей перво- начальной форме был церемонией умиротворения или приветствия. Улыбка и смех, несомненно, соответствуют различным степеням интенсивности одного и того же по- веденческого акта, т.е. они проявляются при различных порогах специфического возбуждения, качественно одно- го и того же. У наших ближайших родственников - у шимпанзе и гориллы - нет, к сожалению, приветствен- ной мимики, которая по форме и функции соответствова- ла бы смеху. Зато есть у многих макак, которые в качестве жеста умиротворения скалят зубы - и время от времени, чмокая губами, крутят головой из стороны в сторону, сильно прижимая уши. Примечательно, что некоторые люди на Дальнем Востоке, приветствуя улыбкой, делают то же самое точно таким же образом. Но самое интерес- ное - при интенсивной улыбке они держат голову так,
что лицо обращено не прямо к тому, кого приветствуют, а чуть-чуть в сторону, мимо него. С точки зрения функци- ональности ритуала совершенно безразлично, какая часть его формы заложена в генах, а какая закреплена культур- ной традицией учтивости. Во всяком случае, заманчиво считать приветственную улыбку церемонией умиротворения, возникшей - подо- бно триумфальному крику гусей - путем ритуализации переориентированной угрозы. При взгляде на обращен- ный мимо собеседника дружелюбный оскал учтивого японца появляется искушение предположить, что это именно так. За такое предположение говорит и то, что при очень интенсивном, даже пылком приветствии двух друзей их улыбки внезапно переходят в громкий смех, который каждому из них кажется слишком не соответствующим его чувствам, когда при встрече после долгой разлуки он неожиданно прорывается откуда-то из вегетативных глу- бин. Объективный наблюдатель просто обязан уподобить поведение таких людей гусиному триумфальному крику. Во многих отношениях аналогичны и ситуации, вызы- вающие смех. Если несколько простодушных людей, - скажем, маленьких детей, - вместе высмеивают кого-то другого или других, не принадлежащих к их группе, то в этой реакции, как и в других переориентированных жес- тах умиротворения, содержится изрядная доля агрессии, направленной наружу, на не-члена-группы. И смех, кото- рый обычно очень трудно понять, - возникающий при внезапной разрядке какой-либо конфликтной ситуа- ции, - тоже имеет аналогии в жестах умиротворения и приветствия многих животных. Собаки, гуси и, вероятно, многие другие животные разражаются бурными приветст- виями, когда внезапно разряжается мучительная ситуа- ция конфликта. Понаблюдав за собой, я могу с уверенно- стью утверждать, что общий смех не только действует как чрезвычайно сильное средство отведения агрессии, но и доставляет ощутимое чувство социального единения. Исходной, а во многих случаях даже главной функ- цией всех только что упомянутых ритуалов может быть простое предотвращение борьбы. Однако даже на сравни-
тельно низкой ступени развития - как показывает, на- пример, "рэбрэб-болтовня" у кряквы - эти ритуалы уже достаточно автономны для того, чтобы превращаться в са- моцель. Когда селезень кряквы, непрерывно издавая свой протяжный однослоговый призыв, - "рэээээб...", "рээээ- эб...", - ищет свою подругу, и когда, найдя ее наконец, впадает в подлинный экстаз "рэбрэб-болтовни", с задира- нием клюва и подставлением затылка, - трудно удер- жаться от субъективизации и не подумать, что он ужасно радуется, обретя ее, и что его напряженные поиски были в значительной мере мотивированы стремлением к цере- монии приветствия. При более высокоритуализованных формах собственно триумфального крика, какие мы нахо- дим у пеганок и тем паче у настоящих гусей, это впечат- ление значительно усиливается, так что слово "приветст- вие" уже не хочется брать в кавычки. Вероятно, у всех настоящих уток, а также и у пеганки, которая больше всех прочих родственных видов похожа на них в отношении триумфального крика, - точнее, рэбрэб-болтовни, - эта церемония имеет и вторую фун- кцию, при которой только самец выполняет церемонию умиротворения, в то время как самка натравливает его, как описано выше. Тонкий мотивационный анализ гово- рит нам, что здесь самец, направляющий свои угрожаю- щие жесты в сторону соседнего самца своего вида, в глуби- не души агрессивен и по отношению к собственной самке, в то время как она на самом деле агрессивна только по от- ношению к тому чужаку и ничего не имеет против своего супруга. Этот ритуал, скомбинированный из переориен- тированной угрозы самца и из натравливания самки, в функциональном смысле совершенно аналогичен триум- фальному крику гусей, при котором каждый из партнеров угрожает мимо другого. В особенно красивую церемонию он развился - наверняка независимо - у европейской связи и у пеганки. Интересно, что у чилийской связи, на- против, возникла столь же высокоспециализированная церемония, подобная триумфальному крику, при которой переориентированную угрозу выполняют оба супруга, как настоящие гуси и большинство крупных пеганок. Самка чилийской связи носит мужской наряд, с головкой
переливчатой зелени и яркой красно-коричневой груд- кой; это единственный случай у настоящих уток. У огарей, египетских гусей и многих родственных ви- дов самка выполняет такие же действия натравливания, но самец чаще реагирует на это не ритуализованной угро- зой мимо своей самки, а настоящим нападением на ука- занного супругой враждебного соседа. Вот когда тот по- бежден, - или, по крайней мере, схватка не закончилась сокрушительным поражением пары, - лишь тогда начи- нается несмолкающий триумфальный крик. У многих ви- дов - андский гусь, оринокский гусь и др. - этот крик не только слагается в очень занятную музыкальную кар- тину из-за разного звучания голосов самца и самки, но и превращается в забавнейшее представление из-за чрез- вычайно утрированных жестов. Мой фильм с парой анд- ских гусей, одержавших впечатляющую победу над люби- мым моим другом Нико Тинбергеном, - это настоящая комедия. Началось с того, что самка натравила своего суп- руга на знаменитого этолога коротким ложным выпадом в его сторону; гусак завелся не сразу, но постепенно пришел в такую ярость и бил ороговелым сгибом крыла так свире- по, что под конец Нико удирал весьма убедительно. Его ноги и руки, которыми он отбивался от гусака, были изби- ты и исклеваны в сплошной синяк. Когда враг-человек ис- чез, началась бесконечная триумфальная церемония, изобиловавшая слишком человеческими выражениями эмоций и потому действительно очень смешная. Еще больше, чем у других видов пеганок, самка еги- петского гуся натравливает своего самца на всех сороди- чей, до каких только можно добраться, - а если таких нет, то, увы, и на птиц других видов; к великому огорче- нию владельцев зоопарков, которым приходится лишать этих красавцев возможности летать и попарно изолиро- вать их. Самка египетского гуся следит за всеми схватка- ми своего супруга с интересом профессионального рефе- ри, но никогда не помогает ему, как иногда делают серые гусыни и всегда - самки цихлид. Более того - она всег- да готова с развернутыми знаменами перейти к победите- лю, если ее супругу придется потерпеть поражение. Такое поведение должно значительно влиять на поло-
вой отбор, поскольку здесь Премия Отбора назначается за максимальную боеспособность и боеготовность самца. И это снова наталкивает на мысль, которая уже занимала нас в конце 3-й главы. Может быть, даже весьма вероятно, что эта драчливость египетских гусей, которая кажется наблюдателю прямо-таки сумасшедшей, является следст- вием внутривидового отбора и вообще не так уж важна для сохранения вида. Такая возможность должна нас беспоко- ить, потому что - как мы увидим в дальнейшем - подо- бные соображения касаются и эволюционного развития инстинкта агрессии у человека. Кстати, египетский гусь принадлежит к тем немногим видам, у которых тирумфальный крик в его функции це- ремонии умиротворения может не сработать. Если две пары разделить прозрачной, но непреодолимой сеткой, то они ярятся друг на друга через нее, все больше входят в раж, - и не так уж редко бывает, что вдруг, как по ко- манде, супруги каждой пары обращаются друг к другу и затевают свирепую драку. Почти наверняка того же мож- но добиться и в том случае, если посадить в загон к паре "мальчика для битья" того же вида, а затем, когда избие- ние будет в разгаре, по возможности незаметно убрать его. Тут пара поначалу впадает в подлинный экстаз триум- фального крика, который становится все более и более буйным, все меньше отличается от неритуализованной угрозы, - а затем, вдруг, влюбленные супруги хватают друг друга за шиворот и молотят по всем правилам, что обычно заканчивается победой самца, поскольку он за- метно крупнее и сильнее самки. Но я никогда не слышал, чтобы накопление нерастраченной агрессии из-за долгого отсутствия "злого соседа" привело у них к убийству суп- руга, как это бывает у некоторых цихлид. Тем не менее, и у египетских гусей, и у видов Тааогпа наибольшее значение триумфальный крик имеет в функ- ции громоотвода. Он нужен прежде всего там, где надви- гается гроза, т.е. и внутреннее состояние животных, и внешняя ситуация вызывают внутривидовую агрессию. Хотя триумфальный крик, особенно у нашей европейской пеганки, и сопровождается высокодифференцированны- ми, балетно преувеличенными телодвижениями, - он в
меньшей степени свободен от первоначальных побужде- ний, лежащих в основе конфликта, нежели, скажем, уже описанное, не столь развитое по форме "приветствие" у многих настоящих уток. Совершенно очевидно, что у пе- ганок триумфальный крик все еще черпает большую часть энергии из первоначальных побуждений, конфликт кото- рых некогда дал начало переориентированному действию. Даже при наличии явного, бросающегося в глаза стремле- ния к нападению - церемония остается связанной с эти- ми взаимно противодействующими факторами. Соответ- ственно, у названных видов она подвержена сильным се- зонным колебаниям: в период размножения она наиболее интенсивна, в спокойные периоды ослабевает, и - разу- меется - полностью отсутствует у молодых птиц, до на- ступления половой зрелости. У серых гусей, пожалуй даже у всех настоящих гусей, все это совершенно иначе. Прежде всего, у них триумфаль- ный крик уже не является исключительно делом супруже- ской пары; он объединяет не только целые семьи, но и вооб- ще любые группы тесно сдружившихся птиц. Эта церемо- ния стала почти или совсем независимой от половых по- буждений, так что выполняется на протяжении всего года и свойственна даже совсем крошечным птенцам. Последовательность движений здесь более длинная и более сложная, чем во всех описанных до сих пор ритуа- лах умиротворения. В то время как у цихлид, а часто и у пеганок, агрессия, которая отводится от партнера церемо- нией приветствия, ведет к последующему нападению на враждебного соседа, - у гусей в ритуализованной после- довательности действий такое нападение предшествует сердечному приветствию. Иными словами, типичная схе- ма триумфального крика состоит в том, что один из парт- неров - как правило, сильнейший член группы, потому в паре это всегда гусак - нападает на действительного или воображаемого противника, сражается с ним, а за- тем - после более или менее убедительной победы - с громким приветствием возвращается к своим. От этого ти- пичного случая, схематично изображенного Хельгой Фи- шер, происходит и само название триумфального крика. Временная последовательность нападения и приветст-
вия достаточно ритуализована для того, чтобы вся цере- мония в целом могла проводиться и при высокой интен- сивности возбуждения, даже в том случае, если для насто- ящей агрессии нет никакого повода. В этом случае нападе- ние превращается в имитацию атаки в сторону какого-ни- будь безобидного, стоящего поблизости гусенка либо во- обще проводится вхолостую, под громкие фанфары так называемого "раската" - глухо звучащей хриплой тру- бы, которая сопровождает этот первый акт церемонии триумфального крика. Хотя при благоприятных условиях атака-раскат может мотивироваться только автономной мотивацией ритуала, такое нападение значительно облег- чается, если гусак оказывается в ситуации, действительно вызывающей его агрессивность. Как показывает деталь- ный мотивационный анализ, раскат возникает чаще все- го, если птица находится в конфликте между нападением, страхом и социальными обязательствами. Узы, связыва- ющие гусака с супругой и детьми, удерживают его на ме- сте и не позволяют бежать, даже если противник вызыва- ет в нем сильное стремление к бегству, а не только агрес- сивность. В этом случае он попадает в такое же положе- ние, как загнанная в угол крыса, и "геройская" - с ви- ду - храбрость, с какой отец семейства сам бросается на превосходящего противника, - это мужество отчаяния, уже знакомая нам критическая реакция.
Вторая фаза триумфального крика - поворот к парт- неру, под аккомпанемент тихого гоготанья, - по форме движения совершенно аналогична жесту угрозы и отлича- ется лишь тем, что направлена чуть в сторону, что обус- ловлено ритуально закрепленным переориентированием. Однако эта "угроза" мимо друга при нормальных обстоя- тельствах содержит уже очень мало либо вовсе не содер- жит агрессивной мотивации, а вызывается только авто- номным побуждением самого ритуала, особенным инс- тинктом, который мы вправе называть социальным. Свободная от агрессии нежность гогочущего приветст- вия существенно усиливается контрастом. Гусак во вре- мя ложной атаки и раската уже выпустил основательный заряд агрессии, и теперь - когда он внезапно отвернулся от противника и обратился к возлюбленной семье - про- исходит перелом в настроении, который в соответствии с хорошо известными физиологическими и психологиче- скими закономерностями толкает маятник в сторону, про- тивоположную агрессии. Если собственная мотивация це- ремонии слаба, то в приветственном гоготанье может со- держаться несколько большая доля агрессивного инстинк- та. При совершенно определенных условиях, которые мы рассмотрим позже, церемония приветствия может "ре- грессировать", т.е. возвратиться на более раннюю ступень эволюционного развития, причем в нее может войти и по- длинная агрессия (свойственная той ранней ступени). Поскольку жесты приветствия и угрозы почти одинако- вы, очень трудно заметить эту редкую и не совсем нормаль- ную примесь побуждения к атаке в самом движении как та- ковом. Насколько похожи эти дружелюбные жесты на древ- нюю мимику угрозы - несмотря на коренное различие мо- тиваций, - видно из того, что их можно перепутать. Не- значительное отклонение "угрозы" хорошо видно адресату спереди; но сбоку - в профиль - это отклонение совер- шенно незаметно, и не только наблюдателю-человеку, но и другому дикому гусю. По весне, когда семейные узы посте- пенно слабеют и молодые гусаки начинают искать себе не- вест, - часто случается, что один из братьев еще связан с другим семейным триумфальным криком, но уже стремит- ся делать брачные предложения какой-нибудь чужой юной
гусыне. Выражаются они отнюдь не в приглашении к спари- ванию, а в том, что он нападает на чужих гусей и затем, с приветствием, торопится к своей избраннице. Если его вер- ный брат видит это сбоку - он, как правило, принимает сватовство за начало атаки на чужую гусыню; а поскольку все самцы в группе триумфального крика мужественно сто- ят друг за друга в борьбе, он яростно бросается на будущую невесту своего брата и начинает ее колотить. Сам он не ис- пытывает к ней никаких чувств, и такое избиение вполне соответствовало бы выразительному движению брата-же- ниха, если бы то несло в себе не приветствие, а угрозу. Ког- да самка в испуге удирает, ее жених оказывается в величай- шем смущении. Я отнюдь не приписываю гусям человече- ских качеств: объективной физиологической основой любо- го смущения является конфликт противоречащих друг дру- гу побуждений, а именно в таком состоянии - вне всяких сомнений - и находится наш молодой гусак. У молодого серого гуся невероятно сильно стремление защищать из- бранную самку, но столь же силен и запрет напасть на бра- та, который в это время еще является его сотоварищем по братскому триумфальному крику. Насколько непреодолим этот запрет, мы еще увидим в дальнейшем на впечатляю- щих примерах. Если триумфальный крик и содержит сколь-нибудь су- щественный заряд агрессии по отношению к партнеру, то лишь в первой фазе с раскатом; в гогочущем приветствии она уже наверняка отсутствует. Поэтому - и Хельга Фи- шер того же мнения - приветствие уже не имеет функ- ции умиротворения. Хотя оно "еще" в точности копирует символическую форму переориентированной угрозы, - между партнерами, совершенно определенно, не сущест- вует настолько сильной агрессивности, чтобы она нужда- лась в отведении. Лишь в одной, совершенно особой и быстро проходящей стадии индивидуального развития первоначальные побуж- дения, лежащие в основе переориентирования, отчетливо видны и в приветствии. (Впрочем, индивидуальное разви- тие триумфального крика у серых гусей - тоже детально изученное Хельгой Фишер - вовсе не является репродук- цией его эволюционного становления; нельзя переоцени-
вать пределы применимости закона повторений.) Ново- рожденный гусь - еще до того как он может ходить, стоять или есть - способен вытягивать шейку вперед, что сопро- вождается "гоготаньем" на тончайшей фистульной ноте. С самого начала этот звук двухслоговый, точно как "рэбрэб" или соответствующий писк утят. Уже через пару часов он превращается в многослоговое "пипипи", которое по ритму в точности совпадает с приветственным гоготаньем взрос- лых гусей. Вытягивание шеи и этот писк, несомненно, яв- ляются первой ступенью, из которой при взрослении гуся развиваются и выразительное движение угрозы, и вторая фаза триумфального крика. Из сравнительного исследова- ния происхождения этих видов мы знаем наверняка, что в ходе эволюции приветствие произошло из угрозы за счет ее переориентирования и ритуализации. Однако в индивиду- альном развитии тот же по форме жест сначала означает приветствие. Когда гусенок только что совершил тяжелую и небезопасную работу появления на свет и лежит мокрым комочком горя, с бессильно вытянутой шейкой, - из него можно вытянуть только одну-единственную реакцию. Если наклониться над ним и издать пару звуков, подражая голо- су гусей,-- он с трудом поднимает качающуюся головку, вытягивает шейку и приветствует. Крошечный дикий гусь ничего другого еще не может, но уже приветствует свое со- циальное окружение! Как по смыслу выразительного движения, так и в отно- шении провоцирующей ситуации вытягивание шейки и писк у серых гусят соответствуют именно приветствию, а не угрожающему жесту взрослых. Примечательно, одна- ко, что по своей форме это движение аналогично как раз угрозе, так как характерное отклонение вытянутой шеи в сторону от партнера у совсем маленьких гусят отсутст- вует. Только когда им исполняется несколько недель, - среди пуха видны уже настоящие перья, - тогда это ме- няется. К этому времени птенцы становятся заметно аг- рессивнее по отношению к гусятам того же возраста из других семей: наступают на них с писком, вытянув шеи, и пытаются щипать. Но поскольку при таких потасовках де- тских семейных команд жесты угрозы и приветствия еще совершенно одинаковы, - понятно, что часто происходят
недоразумения и кто-то из братцев и сестриц щиплет сво- его. В этой особой ситуации, впервые в онтогенезе, видно ритуализованное переориентирование приветственного движения: гусенок, обиженный кем-то из своих, не щип- лется в ответ, а интенсивно пищит и вытягивает шею, ко- торая совершенно отчетливо направлена мимо обидчика, хотя и под меньшим углом, чем это будет впоследствии, при полностью освоенной церемонии. Тормозящее агрес- сию действие этого жеста необычайно отчетливо: только что нападавшие братец или сестрица тотчас же отстают и в свою очередь переходят к приветствию, направленному мимо. Фаза развития, за время которой триумфальный крик приобретает столь заметное умиротворяющее дейст- вие, длится лишь несколько дней. Ритуализованное пере- ориентирование быстро закрепляется и предотвращает впредь - за редкими исключениями - любые недора- зумения. Кроме того, с окончательным усвоением ритуа- лизованной церемонии приветствие подпадает под власть автономного социального инстинкта и уже вовсе не содер- жит агрессии к партнеру; либо содержит такую мизерную ее долю, что нет нужды в специальном механизме, кото- рый затормаживал бы нападение на него. В дальнейшем триумфальный крик функционирует исключительно в качестве уз, объединяющих членов семьи. Бросается в глаза, что группа, объединенная триум- фальным криком, является закрытой. Только что вылу- пившийся птенец приобретает членство в группе по праву рождения и принимается "не глядя", даже если он вовсе не гусь, а подкидыш, подсунутый ради эксперимента, напри- мер мускусная утка. Уже через несколько дней родители знают своих детей; дети тоже узнают родителей и с этих пор уже не проявляют готовности к триумфальному крику с другими гусями. Если поставить довольно жестокий эксперимент с пере- носом гусенка в чужую семью, то бедный ребенок принима- ется в новое сообщество триумфального крика тем труднее, чем позже его вырвали из родного семейного союза. Дитя боится чужих; и чем больше оно выказывает этот страх, тем более они расположены набрасываться на него. Трогательна детская доверчивость, с которой совсем
неопытный, только что вылупившийся гусенок вышепты- вает предложение дружбы - свой крошечный триум- фальный писк - первому существу, какое приближается к нему, "в предположении", что это должен быть кто-то из его родителей. Но совершенно чужому - серый гусь предлагает три- умфальный крик (а вместе с ним и вечную любовь и друж- бу) лишь в одном-единственном случае: когда темпера- ментный юноша вдруг влюбляется в чужую девушку. Это безо всяких кавычек! Эти первые предложения совпадают по времени с моментом, когда почти годовалая молодежь должна уходить от родителей, которые собираются выво- дить новое потомство. Семейные узы при этом по необхо- димости ослабляются, но никогда не рвутся окончательно. У гусей триумфальный крик еще более связан с персо- нальным знакомством, чем у описанных выше уток. Утки тоже "болтают" лишь с определенными, знакомыми това- рищами; однако у них узы, возникающие между участни- ками церемонии, не так прочны, и добиться принадлеж- ности к группе у них не так трудно, как у гусей. У этих случается, что гусю, вновь прилетевшему в колонию, - или купленному, если речь идет о домашних, - требуют- ся буквально годы, чтобы быть принятым в группу совме- стного триумфального крика. Чужаку легче приобрести членство в группе триум- фального крика окольным путем, если кто-то из партне- ров этой группы влюбляется в него и они образуют семью. За исключением специальных случаев влюбленности и принадлежности к семье по праву рождения - триум- фальный крик бывает тем интенсивнее, а узы, возникаю- щие из него, тем прочнее, чем дольше животные знают друг друга. При прочих равных условиях можно утверж- дать, что прочность связей триумфального крика пропор- циональна степени знакомства партнеров. Несколько утрируя, можно сказать, что узы триумфального крика между двумя или несколькими гусями возникают всегда, когда степень знакомства и доверия становятся для этого достаточной. Когда ранней весной старые гуси предаются заботам о потомстве, а молодые, однолетки и двухлетки, любовным
помыслам - всегда остается какое-то количество неспа- рившихся гусей разного возраста, которые как "третьи лишние" эротически не заняты; и они всегда объединяются в большие или меньшие группы. Обычно мы кратко называ- ем их бездетными. Это выражение неточно, так как многие молодые новобрачные, уже образовавшие прочные пары, тоже еще не высиживают птенцов. В таких бездетных груп- пах могут возникать по-настоящему прочные триумфаль- ные крики, не имеющие ни малейшей связи с сексуально- стью. Обстоятельства принуждают каждого из двух одино- ких гусей к общению с другим, и случайно может возник- нуть бездетное содружество самца и самки. Именно это произошло в нынешнем году, когда старая овдовевшая гу- сыня вернулась из нашей дочерней колонии серых гусей на Аммерзее и объединилась с вдовцом, жившим на Зеевизен, супруга которого скончалась незадолго перед тем по неиз- вестной причине. Я думал, что здесь начинается образова- ние новой пары, но Хельга Фишер с самого начала была убеждена, что речь идет о типичном бездетном триумфаль- ном крике, который может еще раз связать взрослого самца с такой же самкой. Так что - вопреки иному мнению - между мужчинами и женщинами бывают и отношения по- длинной дружбы, не имеющие ничего общего с влюбленно- стью. Впрочем, из такой дружбы легко может возникнуть любовь, и у гусей тоже. Существует давно известный трюк в разведении диких гусей: двух гусей, которых хотят спаро- вать, вместе пересаживают в другой зоопарк или в другую компанию водоплавающих птиц. Там их обоих не любят, как "гадкого утенка", и им приходится искать общества друг друга. Таким образом добиваются, как минимум, воз- никновения бездетного триумфального крика - и можно надеяться, что из него получится пара. Однако в моей прак-
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 107; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |