КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
АГРЕССИЯ Конрад Лоренц 20 страница
янно, как если бы оно было телесным органом, возникшим в результате мутации и отбора. Использование этого оружия забудется не легче, чем станет рудиментарным какой-ни- будь столь же жизненно важный орган. Даже если один-единственный индивид приобретает ка- кую-то важную для сохранения вида особенность или спо- собность, она тотчас же становится общим достоянием всей популяции; именно это и обусловливает упомянутое тыся- чекратное ускорение исторического процесса, который поя- вился в мире вместе с абстрактным мышлением. Процессы приспосабливания, до сих пор поглощавшие целые геологи- ческие эпохи, теперь могут произойти за время нескольких поколений. На эволюцию, на филогенез - протекающий медленно, почти незаметно в сравнении с новыми процесса- ми, - отныне накладывается история; над филогенетиче- ски возникшим сокровищем наследственности возвышается
громадное здание исторически приобретенной и традицион- но передаваемой культуры. Как применение оружия и орудий труда - и выросшее из него мировое господство человека, - так и третий, пре- краснейший дар абстрактного мышления влечет за собой свои опасности. Все культурные достижения человека име- ют одно большое "но": они касаются только тех его качеств и действий, которые подвержены влиянию индивидуальной модификации, влиянию обучения. Очень многие из врож- денных поведенческих актов, свойственных нашему виду, не таковы: скорость их изменения в процессе изменения вида осталась такой же, с какой изменяются все телесные признаки, с какой шел весь процесс становления до того, как на сцене появилось абстрактное мышление. Что могло произойти, когда человек впервые взял в руку камень? Вполне вероятно, нечто подобное тому, что можно наблюдать у детей в возрасте двух-трех лет, а иногда и стар- ше: никакой инстинктивный или моральный запрет не удер- живает их от того, чтобы изо всей силы бить друг друга по го- лове тяжелыми предметами, которые они едва могут под- нять. Вероятно, первооткрыватель камня так же мало коле- бался, стукнуть ли своего товарища, который его только что разозлил. Ведь он не мог знать об ужасном действии своего изобретения; врожденный запрет убийства тогда, как и те- перь, был настроен на его естественное вооружение. Сму- тился ли он, когда его собрат по племени упал перед ним мертвым? Мы можем предположить это почти наверняка. Общественные высшие животные часто реагируют на вне- запную смерть сородича самым драматическим образом. Се- рые гуси стоят над мертвым другом с шипением, в наивыс- шей готовности к обороне. Это описывает Хейнрот, который однажды застрелил гуся в присутствии его семьи. Я видел то же самое, когда египетский гусь ударил в голову молодого серого; тот, шатаясь, добежал до родителей и тотчас умер от мозгового кровоизлияния. Родители не могли видеть удара и потому реагировали на падение и смерть своего ребенка точ- но так же. Мюнхенский слон Вастл, который без какого-ли- бо агрессивного умысла, играя, тяжело ранил своего служи- теля, - пришел в величайшее волнение и встал над ране- ным, защищая его, чем, к сожалению, помешал оказать ему
своевременную помощь. Бернхард Гржимек рассказывал мне, что самец шимпанзе, который укусил и серьезно пора- нил его, пытался стянуть пальцами края раны, когда у него прошла вспышка ярости. Вполне вероятно, что первый Каин тотчас же понял ужасность своего поступка. Довольно скоро должны были пойти разговоры, что если убивать слишком много членов своего племени - это поведет к нежелательному ослабле- нию его боевого потенциала. Какой бы ни была воспита- тельная кара, предотвращавшая беспрепятственное приме- нение нового оружия, во всяком случае, возникла какая-то, пусть примитивная, форма ответственности, которая уже тогда защитила человечество от самоуничтожения. Таким образом, первая функция, которую выполняла ответственная мораль в истории человечества, состояла в том, чтобы восстановить утраченное равновесие между во- оруженностью и врожденным запретом убийства. Во всех прочих отношениях требования разумной ответственности могли быть у первых людей еще совсем простыми и легко выполнимыми. Рассуждение не будет слишком натянутым, если мы предположим, что первые настоящие люди, каких мы зна- ем из доисторических эпох - скажем, кроманьонцы, - обладали почти в точности такими же инстинктами, таки- ми же естественными наклонностями, что и мы; что в орга- низации своих сообществ и в столкновениях между ними они вели себя почти так же, как некоторые еще и сегодня живущие племена, например папуасы центральной Новой Гвинеи. У них каждое из крошечных селений находится в постоянном состоянии войны с соседями, в отношениях вза- имной умеренной охоты за головами. "Умеренность", как ее определяет Маргарэт Мид, состоит в том, что не предпри- нимаются организованные разбойничьи походы с целью до- бычи вожделенных человеческих голов, а лишь при оказии, случайно встретив на границе своей области какую-нибудь старуху или пару детей, "зовут с собой" их головы. Ну а теперь - предполагая наши допущения верны- ми - представим себе, что мужчина живет в таком сообще- стве с десятком своих лучших друзей, с их женами и детьми. Все мужчины неизбежно должны стать побратимами; они -
друзья в самом настоящем смысле слова, каждый не раз спа- сал другому жизнь. И хотя между ними возможно какое-то соперничество из-за главенства, из-за девушек и т.д., - как бывает, скажем, у мальчишек в школе, - оно неизбежно отходит на задний план перед постоянной необходимостью вместе защищаться от враждебных соседей. А сражаться с ними за само существование своего сообщества приходилось так часто, что все побуждения внутривидовой агрессии на- сыщались с избытком. Я думаю, что при таких обстоятельст- вах в этом содружестве из пятнадцати мужчин, любой из нас уже по естественной склонности соблюдал бы десять запо- ведей Моисея по отношению к своему товарищу и не стал бы ни убивать его, ни клеветать на него, ни красть жену его или что бы там ни было, ему принадлежащее. Безо всяких со- мнений, каждый по естественной склонности стал бы чтить не только отца своего и мать, но и вообще всех старых и муд- рых, что и происходит, по Фрезер Дарлинг, уже у оленей, и уж тем более у приматов, как явствует из наблюдений Уош- бэрна, Деворэ и Кортландта. Иными словами, естественные наклонности человека не так уж и дурны. От рождения человек вовсе не так уж плох, он только недостаточно хорош для требований жизни современного общества. Уже само увеличение количества индивидов, принадле- жащих к одному и тому же сообществу, должно иметь два результата, которые нарушают равновесие между важней- шими инстинктами взаимного притяжения и отталкивания, т. е. между личными узами и внутривидовой агрессией. Во- первых, для личных уз вредно, когда их становится слишком много. Старинная мудрая пословица гласит, что по-настоя- щему хороших друзей у человека много быть не может. Большой "выбор знакомых", который неизбежно появляется в каждом более крупном сообществе, уменьшает прочность каждой отдельной связи. Во-вторых, скученность множества индивидов на малом пространстве приводит к притуплению всех социальных реакций. Каждому жителю современного большого города, перекормленному всевозможными соци- альными связями и обязанностями, знакомо тревожащее от- крытие, что уже не испытываешь той радости, как ожидал, от посещения друга, даже если действительно любишь его и
давно его не видел. Замечаешь в себе и отчетливую наклон- ность к ворчливому недовольству, когда после ужина еще звонит телефон. Возрастающая готовность к агрессивному поведению является характерным следствием скученности; социологи-экспериментаторы это давно уже знают. К этим нежелательным последствиям увеличения на- шего сообщества добавляются и невозможность разрядить весь объем агрессивных побуждений, "предусмотренный" для вида. Мир - это первейшая обязанность горожанина, а враждебная соседняя деревня, которая когда-то предлага- ла объект для высвобождения внутривидовой агрессии, уш- ла в далекое прошлое. Чем больше развивается цивилизация, тем менее благо- приятны все предпосылки для нормальных проявлений на- шей естественной склонности к социальному поведению, а требования к нему постоянно возрастают: мы должны обра- щаться с нашим "ближним" как с лучшим другом, хотя, быть может, в жизни его не видели; более того, с помощью своего разума мы можем прекрасно сознавать, что обязаны любить даже врагов наших, - естественные наклонности никогда бы нас до этого не довели... Все проповеди аскетиз- ма, предостерегающие от того, чтобы отпускать узду инс- тинктивных побуждений, учение о первородном грехе, ут- верждающее, что человек от рождения порочен, - все это имеет общее рациональное зерно: понимание того, что чело- век не смеет слепо следовать своим врожденным наклонно- стям, а должен учиться властвовать над ними и ответственно контролировать их проявления. Можно ожидать, что цивилизация будет развиваться все более ускоренным темпом - хотелось бы надеяться, что культура не будет от нее отставать, - ив той же мере будет возрастать и становиться все тяжелее бремя, возложенное на ответственную мораль. Расхождение между тем, что че- ловек готов сделать для общества, и тем, чего общество от него требует, будет расти; и ответственности будет все труд- нее сохранять мост через эту пропасть. Эта мысль очень тре- вожит, потому что при всем желании не видно каких-либо селективных преимуществ, которые хоть один человек се- годня мог бы извлечь из обостренного чувства ответственно- сти или из добрых естественных наклонностей. Скорее сле-
дует серьезно опасаться, что нынешняя коммерческая орга- низация общества своим дьявольским влиянием соперниче- ства между людьми направляет отбор в прямо противопо- ложную сторону. Так что задача ответственности постоянно усложняется и с этой стороны. Мы не облегчим ответственной морали решение всех этих проблем, переоценивая ее силу. Гораздо полезнее скромно осознать, что она - "всего лишь" компенсацион- ный механизм, который приспосабливает наше инстинктив- ное наследие к требованиям культурной жизни и образует с ним функционально единую систему. Такая точка зрения разъясняет многое из того, что непонятно при ином подходе. Мы все страдаем от необходимости подавлять свои по- буждения; одни больше, другие меньше - по причине очень разной врожденной склонности к социальному поведению. По доброму, старому психиатрическому определению, пси- хопат - это человек, который либо страдает от требований, предъявляемых ему обществом, либо заставляет страдать само общество. Так что, в определенном смысле, все мы пси- хопаты, поскольку навязанное общим благом отречение от собственных побуждений заставляет страдать каждого из нас. Но особенно это определение относится к тем людям, которые в результате ломаются и становятся либо невроти- ками, т.е. больными, либо преступниками. В соответствии с этим точным определением, "нормальный" человек отлича- ется от психопата - или добрый гражданин от преступни- ка - вовсе не так резко, как здоровый от больного. Разли- чие, скорее, аналогичное тому, какое существует между че- ловеком с компенсированной сердечной недостаточностью и больным, страдающим "некомпенсированным пороком", сердце которого при возрастающей мышечной нагрузке уже не в состоянии справиться с недостаточным закрыванием клапана или с его сужением. Это сравнение оправдывается и тем, что компенсация требует затрат энергии. Такая точка зрения на ответственную мораль может разрешить противоречие в Кантовой концепции морали, которое поразило уже Фридриха Шиллера. Он говорил, что Гердер - это "одухотвореннейший из всех кантианцев"; восставал против отрицания какой-либо ценности естест- венных наклонностей в этике Канта и издевался над ней в
замечательной эпиграмме: "Я с радостью служу другу, но, к несчастью, делаю это по склонности, потому меня часто гложет мысль, что я не добродетелен!" Однако мы не только служим своему другу по собствен- ной склонности, мы еще и оцениваем его дружеские поступ- ки с точки зрения того, в самом ли деле теплая естественная склонность побудила его к такому поведению! Если бы мы были до конца последовательными кантианцами, то долж- ны были бы поступать наоборот - и ценить, прежде всего, такого человека, который по натуре совершенно нас не пе- реносит, но которого "ответственный вопрос к себе", вопре- ки его сердечной склонности, заставляет вести себя прилич- но по отношению к нам. Однако в действительности мы от- носимся к таким благодетелям в лучшем случае с весьма прохладным вниманием, а любим только того, кто относит- ся к нам по-дружески потому, что это доставляет ему ра- дость, и если делает что-то для нас, то не считает, будто со- вершил нечто, достойное благодарности. Когда мой незабвенный учитель Фердинанд Хохштет- тер в возрасте 71 года читал свою прощальную лекцию, тог- дашний ректор Венского университета сердечно благодарил его за долгую и плодотворную работу. На эту благодарность Хохштеттер дал ответ, в котором сконцентрирован весь па- радокс ценности - или ее отсутствия - естественных на- клонностей. Он сказал так: "Вы здесь благодарите меня за то, за что я не заслуживаю ни малейшей благодарности. На- до благодарить моих родителей, моих предков, которые да- ли мне в наследство именно такие, а не другие наклонности. Но если вы спросите меня, чем я занимался всю жизнь и в науке, и в преподавании, то я должен честно ответить: я, собственно, всегда делал то, что доставляло мне наиболь- шее удовольствие!" Какое замечательное возражение! Этот великий нату- ралист, который - я это знаю совершенно точно - никогда не читал Канта, принимает здесь именно его точку зрения по поводу ценностной индифферентности естественных на- клонностей; но в то же время примером своей ценнейшей жизни и работы приводит Кантово учение о ценностях к еще более полному абсурду, нежели Шиллер в своей эпи- грамме. И выходом из этого противоречия становится очень
простое решение кажущейся проблемы, если признать от- ветственную мораль компенсационным механизмом и не отрицать ценности естественных наклонностей. Если приходится оценивать поступки какого-то чело- века, в том числе и собственные, то - очевидно - они оце- ниваются тем выше, чем меньше соответствовали простым и естественным наклонностям. Однако если нужно оценить самого человека - например, при выборе друзей, - с той же очевидностью предпочтение отдается тому, чье друже- ское расположение определяется вовсе не разумными сооб- ражениями - как бы высокоморальны они ни были, - а исключительно чувством теплой естественной склонности. Когда мы подобным образом используем для оценки чело- веческих поступков и самих людей совершенно разные кри- терии - это не только не парадокс, но проявление простого здравого смысла. Кто ведет себя социально уже по естественной склонно- сти, тому в обычных обстоятельствах почти не нужны меха- низмы компенсации, а в случае нужды он обладает мощны- ми моральными резервами. Кто уже в повседневных услови- ях вынужден тратить все сдерживающие силы своей мораль- ной ответственности, чтобы держаться на уровне требова- ний культурного общества, - тот, естественно, гораздо раньше ломается при возрастании нагрузки. Энергетиче- ская сторона нашего сравнения с пороком сердца и здесь под- ходит очень точно, поскольку возрастание нагрузки, при ко- торой социальное поведение людей становится "некомпен- сированным", может быть самой различной природы, но так или иначе "истощает силы". Мораль легче всего отказывает не под влиянием одиночного, резкого и чрезмерного испыта- ния; легче всего это происходит под воздействием истощаю- щего, долговременного нервного перенапряжения, какого бы рода оно ни было. Заботы, нужда, голод, страх, переутом- ление, крушение надежд и т.д. - все это действует одинако- во. Кто имел возможность наблюдать множество людей в ус- ловиях такого рода - на войне или в заключении, - тот знает, насколько непредвиденно и внезапно наступает мо- ральная декомпенсация. Люди, на которых, казалось, мож- но положиться как на каменную гору, неожиданно ломают- ся; а в других, не вызывавших особого доверия, открываются
просто-таки неисчерпаемые источники сил, и они одним лишь своим примером помогают бесчисленному множеству остальных сохранить моральную стойкость. Однако пере- жившие нечто подобное знают и то, что сила доброй воли и ее устойчивость - две независимые переменные. Осознав это, основательно учишься не чувствовать себя выше того, кто сломался раньше, чем ты сам. Наилучший и благород- нейший в конце концов доходит до такой точки, что больше не может: " Эли.Эли, ламма ассахфани?" В соответствии с этикой Канта, только внутренний закон человеческого разума сам по себе порождает категориче- ский императив в качестве ответа на "ответственный вопрос к себе". Кантовы понятия "разум, рассудок" и "ум, интел- лект" отнюдь не идентичны. Для него само собой разумеет- ся, что разумное создание просто не может хотеть причи- нить вред другому, подобному себе. В самом слове "рас-су- док" этимологически заключена способность "судить", "входить в соглашение", иными словами - существование высоко ценимых социальных связей между всеми разумны- ми существами. Для Канта совершенно ясно и самоочевидно то, что для этолога нуждается в разъяснении: тот факт, что человек не хочет вредить другому. Великий философ пред- полагает здесь очевидным нечто, требующее объяснения, и это - хотя и вносит некоторую непоследовательность в ве- ликий ход его мыслей - делает его учение более приемле- мым для биолога. Тут появляется небольшая лазейка, через которую в изумительное здание его умозаключений - чис- то рациональных - может пробраться чувство; иными сло- вами - инстинктивная мотивация. Кант и сам не верил, что человек удерживается от каких-либо действий, к которым его побуждают естественные склонности, чисто разумным пониманием логического противоречия в нормах его по- ступков. Совершенно очевидно, что необходим еще и эмо- циональный фактор, чтобы преобразовать некое чисто рас- судочное осознание в императив или в запрет. Если мы убе- рем из нашего жизненного опыта эмоциональное чувство ценности - скажем, ценности различных ступеней эволю-
1 "Господи, Господи, зачем оставил меня?" - последние слова Хри- ста; арамейская вставка в греческом и прочих текстах Евангелия.
ции, - если для нас не будут представлять никакой ценно- сти человек, человеческая жизнь и человечество в целом, то самый безукоризненный аппарат нашего интеллекта оста- нется мертвой машиной без мотора. Сам по себе он в состоя- нии лишь дать нам средство к достижению каким-то обра- зом поставленной цели; но не может ни определить эту цель, ни отдать приказ к ее достижению. Если бы мы были нигили- стами типа Мефистофеля и считали бы, что "нет в мире ве- щи, стоящей пощады", - мы могли бы нажать пусковую кнопку водородной бомбы, и это никак бы не противоречило нормам нашего разумного поведения. Только ощущение ценности, только чувство присваива- ет знак "плюс" или "минус" ответу на наш "категорический самовопрос" и превращает его в императив или в запрет. Так что и тот, и другой вытекают не из рассудка, а из прорывов той тьмы, в которую наше сознание не проникает. В этих слоях, лишь косвенно доступных человеческому разуму, унаследованное и усвоенное образуют в высшей степени сложную структуру, которая не только состоит в теснейшем родстве с такой же структурой высших животных, но в зна- чительной своей части попросту ей идентична. По существу, наша отлична от той лишь постольку, поскольку у человека в усвоенное входит культурная традиция. Из структуры этих взаимодействий, протекающих почти исключительно в подсознании, вырастают побуждения ко всем нашим по- ступкам, в том числе и к тем, которые сильнейшим образом подчинены управлению нашего самовопрошающего разума. Так возникают любовь и дружба, все теплые чувства, поня- тие красоты, стремление к художественному творчеству и к научному познанию. Человек, избавленный от всего так сказать "животного", лишенный подсознательных стремле- ний, человек как чисто разумное существо был бы отнюдь не ангелом, скорее наоборот! Однако нетрудно понять, каким образом могло утвер- диться мнение, будто все хорошее - и только хорошее, - что служит человеческому сообществу, обязано своим суще- ствованием морали, а все "эгоистичные" мотивы человече- ского поведения, которые не согласуются с социальными требованиями, вырастают из "животных" инстинктов. Если человек задаст себе категорический вопрос Канта: " Могу ли
я норму своего поведения возвысить до уровня естественного закона или при этом возникло бы нечто, противоречащее ра- зуму?" - то все поведение, в том числе и инстинктивное, окажется в высшей степени разумным; при условии,что оно выполняет задачи сохранения вида, ради которых было со- здано Великими Конструкторами эволюции. Противора- зумное возникает лишь в случае нарушения какого-либо ин- стинкта. Отыскать это нарушение - задача категориче- ского вопроса, а компенсировать - категорического импе- ратива. Если инстинкты действуют правильно, "по замыслу конструкторов", вопрос к себе не сможет отличить их от Ра- зумного. В этом случае вопрос: "Могу ли я возвысить норму моих поступков до уровня естественного закона?" - имеет бесспорно положительный ответ, ибо эта норма уже сама яв- ляется таким законом! Ребенок падает в воду, мужчина прыгает за ним, выта- скивает его, исследует норму своего поступка и находит, что она - будучи возвышена до естественного закона - звуча- ла бы примерно так: "Когда взрослый самец Нолю 5ар1еп8 видит, что жизни детеныша его вида угрожает опасность, от которой он может его спасти, - он это делает". Находится такая абстракция в каком-либо противоречии с разумом? Конечно же, нет! Спаситель может похлопать себя по плечу и гордиться тем, как разумно и морально он себя вел. Если бы он на самом деле занялся этими рассуждениями, ребенок давно бы уже утонул, прежде чем он прыгнул бы в воду. Од- нако человек - по крайней мере принадлежащий нашей за- падной культуре - крайне неохотно узнает, что действовал он чисто инстинктивно, что каждый павиан в аналогичной ситуации сделал бы то же самое. Древняя китайская мудрость гласит, что не все люди есть в зверях, но все звери есть в людях. Однако из этого вовсе не следует, что этот "зверь в человеке" с самого начала являет собой нечто злое и опасное, по возможности подлежащее ис- коренению. Существует одна человеческая реакция, в кото- рой лучше всего проявляется, насколько необходимо может быть безусловно "животное" поведение, унаследованное от антропоидных предков, причем именно для поступков, ко- торые не только считаются сугубо человеческими и высоко- моральными, но и на самом деле являются таковыми. Эта
реакция - так называемое воодушевление. Уже само назва- ние, которое создал для нее немецкий язык, подчеркивает, что человеком овладевает нечто очень высокое, сугубо чело- веческое, а именно - дух. Греческое слово "энтузиазм" оз- начает даже, что человеком владеет бог. Однако в действи- тельности воодушевленным человеком овладевает наш дав- ний друг и недавний враг - внутривидовая агрессия в форме древней и едва ли сколь-нибудь сублимированной реакции социальной защиты, В соответствии с этим, воодушевление пробуждается с предсказуемостью рефлекса во всех внешних ситуациях, требующих вступления в борьбу за какие-то социальные ценности, особенно за такие, которые освящены культурной традицией. Они могут быть представлены конкретно - семья, нация, Alma Mater или спортивная команда - либо абстрактными понятиями, как прежнее величие студенче- ских корпораций, неподкупность художественного творче- ства или профессиональная этика индуктивного исследова- ния. Я одним духом называю подряд разные вещи - кото- рые кажутся ценными мне самому или, непонятно почему, видятся такими другим людям - со специальным умыслом показать недостаток избирательности, который при случае позволяет воодушевлению стать столь опасным. В радражающих ситуациях, которые наилучшим обра- зом вызывают воодушевление и целенаправленно создают- ся демагогами, прежде всего должна присутствовать угроза высоко почитаемым ценностям. Враг, или его муляж, могут быть выбраны почти произвольно, и - подобно угрожаемым ценностям - могут быть конкретными или абстрактными. "Эти" евреи, боши, гунны, эксплуататоры, тираны и т.д. го- дятся так же, как мировой капитализм, большевизм, фа- шизм, империализм и многие другие "измы". Во-вторых, к раздражающей ситуации такого рода относится и по воз- можности увлекающая за собой фигура вождя, без которой, как известно, не могут обойтись даже самые антифашистски настроенные демагоги, ибо вообще одни и те же методы са- мых разных политических течений обращены к инстинк- тивной природе человеческой реакции воодушевления, ко- торую можно использовать в своих целях. Третьим, и почти самым важным фактором воодушевления является еще и по
возможности наибольшее количество увлеченных. Законо- мерности воодушевления в этом пункте совершенно иден- тичны закономерностям образования анонимных стай, опи- санным в 8-й главе: увлекающее действие стаи растет, по- видимому, в геометрической прогрессии при увеличении ко- личества индивидов в ней. Каждый сколь-нибудь чувствительный человек знает, какие субъективные ощущения сопровождают эту реакцию. Прежде всего она характеризуется качеством чувства, изве- стного под именем воодушевления. По спине и - как выяс- няется при более внимательном наблюдении - по наруж- ной поверхности рук пробегает "священный трепет". Чело- век чувствует себя вышедшим из всех связей повседневного мира и поднявшимся над ними; он готов все бросить, чтобы
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 94; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |