Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сценарная история жизни постсоветского человека




Сказки и детские игры в формировании сценариев Значение ролевых игр в формировании сценариев

Необходимые персонажи сценария...........................

«Качели жизни»............................................................

Старые и новые сценарии жизни...............................

Сценарный анализ в психотерапии..........................

Метафора дерева.............................................................

Сказкотерапия..................................................................

Четыре сферы жизни....................................................

Понятие о сферах жизни.................................................

Терапевтическая работа со сферами жизни..................

ГЛАВА 8. МУЖСКИЕ И ЖЕНСКИЕ СЦЕНАРИИ....................

О существовании мужских и женских сценариев —

Женский сценарий........................................................

Мужской сценарий........................................................

Банальные взаимоотношения между мужчиной и женщиной.......................................................................

ГЛАВА 9. КОНТРАКТЫ.................................................................

Контракты в психотерапии и консультировании..

Определения контракта...................................................

Деловой и лечебный контракты......................................

Виды лечебных контрактов.............................................

Работа по предупреждению трагических действий клиента Контракты в работе с зависимостями............................

Контракты в повседневной жизни............................

Контракты с самим собой...............................................

Контрактные аспекты супружеских отношений...........

СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ ВОСТОЧНОЙ ВЕРСИИ ТРАНЗАКТНОГО АНАЛИЗА.....................................

ПРИЛОЖЕНИЕ I. К ОПРОСНИКУ «ИЗМЕРЕНИЯ

ФИКСИРОВАННОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ»..............................................................

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ОПРОСНИКИ

СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ.......................................

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. СЦЕНАРНЫЙ СТАТУС И ПРОВЕРОЧНЫЙ СПИСОК ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕРАПИИ, КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ИЛИ САМОАНАЛИЗА ПОСТСОВЕТСКОГО ЧЕЛОВЕКА.........................

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ТРАНЗАКТНОГО АНАЛИЗА — ВОСТОЧНАЯ ВЕРСИЯ..........................................................................

ЦИТИРОВАННАЯ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.................................................................

Предисловие авторов

Наша страна сегодня снова на рубеже. Снова ме­няет свой облик, выбирает дорогу в будущее. Вели­кая Революция, потрясшая Россию в начале минув­шего XX века, в корне изменила ее жизненный уклад. Новая власть уделяла огромное внимание иде­ологии, не жалея сил и средств для пропаганды и агитации, для внедрения нового мировоззрения, новой системы приоритетов и ценностей, формиро­вания новой гражданской позиции людей — борцов и тружеников— передового отряда человечества. И мощный технологический рывок, который совер­шила страна, и Победа в Великой Отечественной войне, и развитые на мировом уровне культурная, на­учная и образовательная сферы — во многом плоды той интенсивной идеологической работы. Однако, ставя во главу угла интересы государства, система иг­норировала или подавляла многие естественные по­требности человека, что стало одной из главных при­чин деградации и развала СССР.

Революция конца XX века привела к не менее глубоким социальным изменениям, однако ее лиде­ры не смогли разработать и предложить народу до­стойной и действенной замены советской идеоло-

гической доктрины. И только тот, кто смог это сде­лать для себя сам, стал успешным и богатым. К со­жалению, поступаясь подчас при этом интересами собственной страны. Большинство же граждан ос­тались пассивными. Так из «передового отряда чело­вечества» мы стали очень бедными жителями стра­ны «третьего мира».

И смириться с этим невозможно! Мы проиграли гонку за мировое лидерство! Наша страна сегодня поверженный колосс. Только, даже поверженный колосс все равно продолжает оставаться колоссом!

Сейчас перед Россией два пути. Первый — разба­зарить свой интеллектуальный потенциал и бесслав­но прозябать на задворках истории и цивилизации. И второй — осознав интеллект нации в качестве глав­ного ресурса страны, работать и развиваться как Великая Интеллектуальная Держава!

Наша страна сегодня — огромное учебное заведе­ние. Мы учимся жить по-новому, постигая правила, которые диктует бурно изменяющаяся реальность вокруг нас. Это сложный процесс, порой причиня­ющий человеку немало душевных страданий. Может быть, именно в этом причина того, что психологи­ческое консультирование и психотерапия в после­дние годы все активнее входят в нашу повседневную жизнь. Их востребованность растет буквально с каж­дым месяцем. Уже не хватает профессиональных спе­циалистов, и многие полупрофессионалы в смежных областях и вовсе не профессионалы вьщают себя за психотерапевтов. Начинает выше цениться качество психотерапевтической помощи и поддержки.

Конечно, подготовка высокопрофессиональных психотерапевтов— процесс трудоемкий и длитель­ный. В странах Запада психотерапия — вторая про­фессия, которую можно приобрести, пройдя много­летнюю подготовку, состоящую из теории, практики,

познания границ собственной личности и персональ­ной терапии. После завершения образования прошед­шие полный его курс получают престижные нацио­нальные и международные дипломы. Среди них почетное место занимает Европейский сертификат психотерапевта. Единственный международный про­фессиональный сертификат, признающийся в 42 странах Европы, Японии и Китае. Получившие его специалисты еще называются психотерапевтами Европейского регистра. Отрадно, что в России, как и в других странах, таких профессионалов становит­ся все больше.

Кроме того, бурно развивается психологическое консультирование. Это направление психологии имеет много общего с психотерапией. Различают их по достаточно условным признакам. Считается, что при консультировании взаимодействия происходят на осознаваемом уровне и число встреч консультан­та и клиента невелико, обычно не более 15. Тогда как психотерапия занимается глубинным бессознатель­ным. И число встреч терапевта и пациента зачастую далеко превышает таковое при консультировании. Подготовка консультанта также менее трудоемка, нежели психотерапевта. Объем учебных часов в ней примерно в три раза меньше. И очень важно, что такое образование с вручением национального и Европейского сертификатов консультанта можно по­лучить в нашей стране.

Итак, сегодня в России складывается целая сис­тема психологической и психотерапевтической кон­сультативной помощи и рынок соответствующих услуг. И, что особенно важно, начинается новая волна подъема в психотерапии. Наряду с развитием отдельных методов и школ психотерапии складыва­ется интегративная система, объединяющая в себе достижения нескольких методов и школ, знаменуя

собой переход всей этой области знаний и практи­ки на более высокий уровень, в новое качество. Она вышла за рамки медицины и психологии и стала важной и неотъемлемой частью культуры, самосто­ятельной профессией. Компетентность специалис­тов подтверждается специальными национальными и международными дипломами и внесением в Евро­пейский реестр профессиональных психотерапевтов. Складывается мировое сообщество профессионалов в области психотерапии.

Наша работа и данная книга оказалось бы невоз­можной без влияния ряда людей. Я, Макаров В.В., благодарен моему другу, Г.П. Алференко, в то вре­мя аспиранту-геофизику, за то, что в 1974 году он, рискуя многим, под большим секретом дал мне на одну ночь самиздатовскую копию книги Э. Берна «Игры, в которые играют люди». Я благодарен изве­стному математику и диссиденту А.И. Фету (псевдо­ним— А.И. Федоров) за блестящие переводы книг по транзактному анализу. Я благодарен диссиденту и стихийному психотерапевту Б.Ю. Найдорфу (псев­доним— Б.Ю. Сапожников), а также моему другу, в то время врачу-психотерапевту В.Ю. Завьялову, за мою двухлетнюю личную терапию в 1982-1984 годах. Я благодарен известному американскому транзактно­му аналитику B.C. Гиплину, который в начале девя­ностых годов показал мне выдающиеся возможнос­ти и ограничения транзактного анализа. Я благодарен моей супруге, ученице, котерапевту и соавтору, Г.А. Макаровой за ее достижения в практике и тео­рии транзактного анализа, за ее терпимость и пони­мание.

Я, Галина Анатольевна Макарова, признательна своему мужу — учителю и другу — за создание усло­вий для реализации моей мечты. Я благодарна сво­им родителям и детям за терпение и любовь. Я бла-

годарна друзьям за бесценный опыт общения, кото­рый они подарили мне.

Авторы выражают благодарность своим пациентам и клиентам, своим студентам и аспирантам. Отдель­ную благодарность важно выразить И.А. Чегловой за блестящую литературную редакцию рукописи и жи­вое участие в обсуждении важных разделов транзак-тного анализа.

Реализуемый нами подход сформировался из те­рапевтической и консультативной практики под влиянием гуманистической и экзистенциально-гума­нистической психологии и психотерапии. И мы на­деемся, что наша работа=поможет читателю в его профессиональном образовании и личностном совер­шенствовании и станет нашим вкладом в развитие психотерапии— этой уникальной и увлекательной области культуры и жизни человечества.

Москва, Россия август 2002 года

ВВЕДЕНИЕ В КЛАССИЧЕСКИЙ ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ

Транзактный анализ сегодня — одна из наиболее популярных современных разновидностей психоана­лиза, результат творческого развития психоанализа в сочетании с гуманистической концепцией. Его идеология впервые описывается в литературе в 1957 году, причем исходно метод предназначается исклю­чительно для групповой терапии. С тех пор, стреми­тельно развиваясь, транзактный анализ превратил­ся в мощную научную отрасль, сочетающую в себе ставшую уже классической теорию личности и ком­муникаций, анализ сложных систем и организаций, теорию детского развития и теорию психопатологии.

В практическом применении он представляет собой систему психотерапии, используемую при коррекции всех видов психических расстройств: от обыденных жизненных затруднений до психозов. Метод консультирования и лечения отдельных лю­дей, супружеских пар, семей и групп.

Международная ассоциация транзактного анализа определяет его как теорию личности и системную пси­хотерапию с целью развития и изменения личности.

Aivy Б., Aivy В., Saimak-Donning L. (1987) писали об анализе следующее: «Транзактный анализ мож-

но определить как динамическую психотерапию Фрейда в сочетании с более гуманистическим фи­лософским подходом, особым вниманием к изме­нению поведения и мышления в сочетании с хоро­шей подачей материала. Это отличный пример терапии, базирующейся на прекрасной теории, от­крыто раскрывающей перед обществом свои воззре­ния. Это важная часть образования хорошего тера­певта».

Одной из важных позитивных характеристик дан­ного направления психотерапии является его способ­ность и готовность инкорпорировать в себя идеи и техники других направлений, даже соперничающих с теоретическими основами анализа.

Специалисты по классическому анализу работа­ют с психологическим материалом, находящимся на уровне сознания или ближайшего бессознательного человека, содержимое которого при помощи опре­деленных техник может быть выведено на поверх­ность сознания. Его можно исследовать. Только важ­но помнить, что вскоре оно вновь погрузится на бессознательный уровень. Поэтому результаты такого исследования важно зафиксировать не только, да и не столько в памяти, но и записать или наговорить на диктофон.

Данный метод психотерапии дает инструмент достижения изменений и терапевту, и клиенту. При­чем пациенту — на первых же встречах.

Анализ в нашей стране проделал значительный путь самостоятельного развития. Многие годы клас­сические работы в этой области нам были уже дос­тупны. А вот обучение у зарубежных профессиона­лов было невозможно. И когда в начале девяностых годов состоялись встречи российских специалистов с американскими и европейскими профессионалами в этой области, то мы убедились в том, что на базе

классического западного у нас сформировался свой оригинальный подход.

Открытая коммуникация — одно из важных пре­имуществ транзактного анализа.

В этом методе психотерапии широко использует­ся принцип открытой коммуникации, согласно ко­торому, терапевт и пациент говорят на простом языке, обычными словами. Это значит, что клиент может читать литературу по анализу. И более того, чем он больше информирован в теории, тем боль­ший результат может быть достигнут в терапии. Когда терапевт использует излишне много термино­логии, непонятной клиенту, считается, что этим он стремится защититься от собственной неувереннос­ти, собственных проблем.

Впрочем, понимание своих проблем вызывает стресс и у пациента. Их осознание — одна из техно­логий работы. Важно после осознания провести процедуры, приводящие к изменению. В том числе принятие решений и воплощение данных решений в жизнь.

Пациент — его Детское состояние — выдает свои мысли, опасения, страхи, проблемы в закодирован­ной форме. Терапевт помогает раскодировать и пере­группировать опыт клиента. Причем терапевт с доми­нирующим Родительским состоянием часто увещевает и оказывает поддержку. С развитым Взрослым состо­янием — часто интерпретирует. А с развитым Детским состоянием — активно работает в терапевтических группах. Структуру личности человека, его Родитель­ское, Взрослое и Детское состояние мы будем подроб­но описывать ниже.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.