Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Текст опросника А 2 страница




Родители были очень взволнованы. Они издали закон, запрещающий раздавать Поглаживания без лицензии. Однако, дети не следовали закону. Они продолжали об­мениваться Поглаживаниями. Они вырастали здоровы-

ми и счастливыми, и их путь отличался от Родитель­ского.

Мы живем в окружении миллиардов поглажива­ний. Это так доступно: цвет, запах, вкус, звук; при­рода, любовь, близость, дружба, книги, музыка, кино, друзья, спорт, секс, работа, творчество, искус­ство. Они присутствуют постоянно, рядом. Однако мы часто похожи на слепо-глухо-немых, которые при этом и парализованы. Мы не чувствуем, не слышим, не видим, не двигаемся, не хотим, не желаем. И все­му есть оправдания. Чем выше интеллект, тем изощ­ренней оправдания нашего заточения. Одно из них— воспитание. Вот его основные постулаты: поглаживаний ограниченное количество. Поглажи­вание надо заслужить. Чем важнее человек, дающий поглаживание, тем оно ценнее. Существуют пять запретов на поглаживания: не давай; не принимай; не проси; не отказывайся, если дают, а тебе не хо­чется; не давай поглаживаний самому себе.

В группах мы обычно просим участников обосно­вать запреты на поглаживания. В таблице 1 приве­ден список запретов на поглаживания и пояснения к ним. (Сидоренко Е. Терапия и тренинг по Альф­реду Адлеру.— СПб.: Речь, 2000).

Запреты на поглаживания

Таблица 1

Запрет Причины необходимости запрета  
Не давай поглаживаний 1. Потому что люди все равно не поверят в твою искренность. 2. Люди будут думать, что ты льстишь им, чтобы добиться своих целей. 3. Потому, что это нескромно - говорить другим людям приятное. 4. Потому что, хваля других, ты не стимулируешь их к развитию. 5. Потому что тебя редко хвалят - зачем же делать приятное другим? 6. Да. И кому интересна твоя похвала? Ведь ты ничтожество.  
Не принимай по­глаживаний 7. Чтобы не одалживаться. 8. Потому что искренне тебе все равно не скажут. 9. Чтобы люди не подумали, что ты нуждаешься в их поддержке. 10. Потому что это нескромно - слушать чужие похвалы и тем более получать от этого удовольствие. 11. Потому что похвалы не будут тебя стимулировать к развитию - тебе критика нужна. 12. Да и за что тебя хвалить? Ведь ты ничтожество.
Не просипогла­живаний 13. Потому что это нескромно и недопустимо для ува­жающего себя взрослого человека. 14. Потому что люди могут подумать, что ты не можешь обойтись без чужой поддержки. 15. Потому что для твоего развития нужна критика, а не поглаживания. 16. Потому что после этого ты окажешься в долгу у тех, кто дал тебе гюгпаживание. 17. Потому что тебе могут ответить отказом - и пра­вильно сделают. Ведь ты ничтожество.
Не отказывайся от поглаживаний, даже если они тебе не нравятся 18. Потому что раз дали - бери, все пригодится в наш век экономии. 19. Потому что это нескромно - отказываться от чужой похвалы. 20. Потому что в следующий раз вообще ничего могут не дать, если ты сейчас откажешься. 21. Потому что уж что дали, то и заслужил. На что ты еще можешь претендовать? Ведь ты ничтожество.
Не давай погла­живаний самому себе. 22 Потому что это в высшей степени нескромно и не­достойно взрослого человека. 23. Потому что для развития тебе нужна критика, а не хвастовство. 24. Потому что это своего рода психологическая маст-рубация — а ты же не хочешь сказать, что ты до это­го дошел? 25. Да и за что тебе себя хвалить? Ведь ты...Ну, да ты сам знаешь кто.
       

Для человека постсоветского периода характерна следующая иерархия запретов: не проси (35%); не давай (23%); не принимай (15%); не гладь себя сам (14%); не отказывайся, даже если не нравятся (12%). «Не проси» — самый сильный запрет. Если про­сишь — значит слабый, зависимый! Не доверяй себе и другим! — лозунг таких людей. Обычно они подо­зрительны, испытывают трудности в принятии ре­шений, легко истощаются эмоционально и физичес­ки, постоянно раздражены.

В своих тренингах мы даем специальные уп­ражнения, когда вся группа просит и дает друг другу поглаживания. Первым этапом является обмен вещами, как опосредованными через пред­меты поглаживаниями. Здесь игра идет весело. Затем обмен деньгами, как опосредованными че­рез материальные ценности поглаживаниями, имеющими свою стоимость — здесь скорость об­мена значительно уменьшается. Когда предлага­ется дать и принять медленно и с полным погло­щением безусловные вербальные поглаживания с добавлением невербальных, с условием конгруэн­тности обоих — группа испытывает большие труд­ности.

Банк поглаживаний

Одно из наиболее важных терапевтических начи­наний в анализе состоит в создании достаточного банка поглаживаний.

Чем более высокие цели ставит перед собой че­ловек, чем большее сопротивление окружающих ис­пытывает он на своем жизненном пути — тем боль­ший банк поглаживаний необходим ему для достижения поставленных целей.

Человек с маленьким банком поглаживаний не способен быть самостоятельной, творческой лично­стью. Такие люди могут быть лишь исполнителями, активность и результативность которых постоянно направляется и подкрепляется пинками и поглажи­ваниями.

Достаточное число поглаживаний в детстве спо­собствует формированию сценария победителя. Это­му вовсе не способствовало советское воспитание с гневным осуждением «зазнайства». Последнее виде­ли в каждой претензии на успех, на результат по уровню выше среднего.

Приведем пример демонстрации банка поглажи­ваний Бабой Ягой из сказки Е. Шварца «Два клена». Там она говорит о себе: «Я, Баба Яга— умница, ла­сточка-касаточка, старушка-вострушка! Я в себе, го­лубке, души не чаю. Я, ненаглядная, только себя самое и люблю. Я только о себе, лапушке, и беспо­коюсь. Золото мое! Старушка— попрыгушка, муш­ка — веселушка. Всем я, злодеечка, нужна! Я душень­ка. Жаба зелененькая. Гадючка. Я лисичка. Птичка. Я умница. Бедняжечка. Я змейка. Я малютка-Яга, милочка. Шалунья единственная. Я красавица. Птич­ка-малиновка».

Так представляет себя Баба Яга — один из наибо­лее неприглядных и несимпатичных персонажей сказок. Несомненно, что с таким банком поглажи­ваний она способна на многие свершения и стой­кость при множестве неудач.

А теперь вспомним, как мы заполняли официаль­ную анкету в советское время. Подчеркивали, зачер­кивали и вписывали: «Не был, не участвовал, не состоял». И, завершив заполнение, обнаруживали себя никаким человеком. И именно такой человек был наиболее востребован в стране нашего прошло­го. Многие люди до сих пор значительно легче от­дают себе пинки, чем поглаживания. Так одна мо­лодая и привлекательная женщина в нашем тренинге просто отказалась от упражнения, где нужно было принимать поглаживания. Причем она сказала: «Я не могу позволить себе принимать поглаживания, а вот напинать себя по полной программе готова прямо сейчас». И только в конце недельного тренинга она позволила себе принимать поглаживания. И это из­менило ее жизнь!

Работая в тренинговой или терапевтической груп­пе, мы просим каждого рассказать о своем банке поглаживаний. У нас есть специальные упражнения,

выполняемые в парах, когда мы вырабатываем, тре­нируем и закрепляем способности каждого участника группы отдавать и, главное, принимать поглажива­ния. На тренингах или в других условиях участники групп записывают и вербализируют свои банки по­глаживаний. Затем каждый вводит удобную для него классификацию и переписывает свой банк поглажи­ваний по рубрикам. К этим записям важно часто возвращаться, напоминать их себе и дополнять.

Наши студенты, будущие психотерапевты и пси­хологи (врачи-психологи), сдавая зачет по данному разделу курса обучения, должны были, обратившись лицом ко всему потоку, на протяжении 15 минут ровным голосом, в среднем темпе предъявлять свой банк поглаживаний. Можно быть уверенным, что сдавшие такой зачет имеют банк поглаживаний, достаточный для адаптации в современном обще­стве.

С согласия автора приводим банк поглаживаний врача-психотерапевта, литературного редактора этой книги, Ирины Алексеевны Чегловой:

1. Я — задорное и озорное существо, любимое дитя Все­ленной. Я пришла в этот мир, чтобы веселиться и учиться, творить и любить, и быть счастливой. Я — одна из миллионов и вместе с тем уникальна.

2. Я живу. Меня согревает солнце и человеческое тепло. Меня поддерживает Земля и увлекает небо. Я суще­ствую во времени и пространстве мира и несу в себе мое собственное пространство и время.

3. Земная гравитация оттачивает форму моего тела, на­полняет упругой силой мышцы, дарит наслаждение многообразием движений и поз и позволяет ориенти­роваться в мире.

4. Я принимаю мою судьбу и мою миссию, выбираю мой путь и создаю мое будущее.

5. Меня зовут Ирина. Мое имя звенит и сверкает как хру­стальный колокольчик, в нем — горькая прелесть лан­дыша и улыбка солнечного зайчика на тонкой грани льдинки. В нем—ласковое тепло земляничной поляны и бурлящая свежесть горной реки. В нем — две буквы «и» — как знаки объединения и гармонии. В моем име­ни звучит неукротимая воля и радость жизни.

6. Я едина с природой и проникнута ее красотой. Никог­да не перестану восхищаться и удивляться тому, как хрусткая свежесть зимы сменяется пьянящим востор­гом весны, теплой истомой лета и терпкой ясностью осени. Моя память хранит множество образов восхи­тительных мест, куда я могу переноситься в вообра­жении, когда того пожелаю.

7. Я испытываю благоговение перед красотой и целесо­образностью в человеке и его творениях — словах и мыслях, поэзии и прозе, музыке и живописи, архи­тектуре и производительном труде. Наивысшее искус­ство для меня — это искусство любви и жизни.

8. Я обворожительная интеллигентная женщина.

9. Страстная и нежная, робкая и гордая, задумчивая и веселая, властная и покорная, искушенная и наивная, восторженная и критичная, ветреная и преданная, утон­ченная и бесшабашная, сильная и беззащитная — раз­ная, сотканная из крайностей и противоречий, и, тем не менее, все это я.

10. Все существо мое преисполнено любовью. Она трепет­ным теплом звучит в моем голосе, мерцает в уголках глаз, оттеняя сокровенный смысл каждого слова и жеста, и наполняет чуткой грацией движения. Любовь указывает мне путь, одухотворяет мои мечты и жела­ния и венчает мою жизнь благодатью взаимности.

11. Я — плоть от плоти моих предков, я храню благодар­ную память о них и дорожу их наследием. Черты их характеров и судеб проявляются в моей судьбе, вдох­новляя и защищая меня. Я достойная дочь моих ро-

дителей, всецело принимаю их, нежно люблю и гор­жусь ими.

12. У меня есть уютный домашний мир: я — жена и мама, душа и хранительница моей семьи. Нас трое — муж, сын и я. У каждого есть суверенные интересы, и вме­сте с тем мы едины. Мы дарим друг другу радость, тепло и заботу, сообща преодолеваем трудности и строим наш дом, который получается добрым и свет­лым, там вдоволь места для всех нас и для каждого из нас.

13. Я умею дружить и дорожу дружбой. Всей душой стрем­люсь к открытым, доверительным отношениям с ин­тересными и значимыми для меня людьми. Близость с ними — это жизненно необходимый для меня источ­ник новых идей, взаимной поддержки и обратной связи.

14. Я приветлива и миролюбива, мое имя означает МИР, и я рождена для того, чтобы жить в мире и гармонии и меняться вместе с миром. Я верю в то, что могу многое изменить к лучшему. Я тщательно отбираю для себя из большого мира все то, что мне по душе.

15. Я едина с людьми и созвучна их самым светлым, доб­рым и возвышенным чувствам. Я радуюсь вместе с другими людьми, и больше всего, когда вижу возрас­тание радости и счастья в жизни тех, кто близок мне по крови и по духу, или просто находится рядом или встречается на пути. Я желаю людям счастья и верю в то, что мы все можем быть счастливыми.

16. Я — русская. Я люблю мое Отечество, и малую ро­дину— уголок Москвы, в котором впервые увидела небо, сказала первые слова и сделала первые шаги, держась за руки мамы и папы, — и всю огромную Россию. Я — представительница моего народа, наслед­ница и носительница русской культуры. Моя жизнь — и результат истории моей страны, и вклад в нее.

17. Меня интересуют люди разных национальностей, их культура и традиции.

18. Я чрезвычайно любознательна, у меня живой ум и развитое воображение. Способна к обучению и твор­честву, и в этом мое величайшее наслаждение. Стремлюсь к реализации того, что даровано мне при­родой. Моя задача — это развитие, взросление ума и души, достижение результативности и професси­онализма в избранном деле. Я учусь гибкости, чут­кости и осознанию, учусь предоставлять событиям идти своим чередом, слушать и наблюдать. Я хочу воспринимать себя такой, какая есть, доверять себе, раскрывать для себя творящую силу свойственных мне чувств и переживаний. Я стремлюсь к тому, что­бы мои эмоции и самооценка стали источником энер­гии и стимулом для реальных дел, прокладываю до­рогу к самой себе и, через свою душу, дальше — в мир, к людям.

19. Меня интересует и волнует вопрос о пространственно-временной организации человеческой психики и че­ловеческих взаимодействий, я много читаю и думаю об этом.

20. Я наслаждаюсь общением с талантливыми и созида­тельными людьми, восхищаюсь их мастерством, обо­жаю узнавать новое о них и их деле, учусь у них, перенимаю необходимые мне умения и навыки и воп­лощаю их в своей жизни.

21. Я плодотворно и азартно работаю, высоко ценю и постоянно осваиваю приспособления и устройства, которые позволяют облегчить работу, ускорить ее и сделать более качественной. Это касается и производ­ственной деятельности, и, особенно, домашнего хозяй­ства. Я очень люблю приобретать и использовать та­кие вещи.

22. Я люблю работать в коллективе и для коллектива моих единомышленников. Я активно поддерживаю лидера

как творца, объединителя и организатора, носителя иде­ологии и методологии коллектива.

23. Я хочу открыть в себе лидерские качества, чтобы воп­лотить в жизнь мои замыслы.

24. Я успешна в условиях «мозгового штурма», аргументи­ровано и грамотно отстаиваю свои идеи и убеждения и могу их изменять, если получу доказательства того, что ошибалась. Я признаю за собой право на ошибки.

25. У меня есть организаторские способности.

26. Я получаю удовольствие от «власти ума, души и та­ланта» как средства оптимизации деятельности и сама с радостью подчиняюсь такой власти.

27. Я искренний и открытый человек.

28. Считаю правду лучшей политикой.

29. Я свободолюбива, способна противодействовать наси­лию над моей личностью.

30. Я надежный и ответственный человек. Я в состоянии принимать решения и реализовывать их.

31. У меня есть чувство юмора.

32. Мы с сыном с удовольствием играем в лего, совершаем длинные поездки на велосипеде, катаемся с горки и ла­заем по деревьям, читаем друг другу книги, сочиняем и рассказываем сказки. Еще мы всей семьей любим ездить по старым русским городам и узнавать их поближе.

3 3. Я с радостью веду хозяйство, оборудую и украшаю свой дом, придумываю для него всяческие оригинальные «изюминки». Жить в моем доме спокойно и удобно.

34. Самое приятное в мире вещей — это прохладный, струящийся по коже китайский шелк, теплый мягкий кашемир и ласковая замша. Обожаю ходить в элеган­тной обуви, носить изящные украшения и кутаться в легкий пушистый мех. И подбирать для себя арома­ты духов и цветов, которые доставляют мне удоволь­ствие и соответствуют настроению.

35. Моя стихия — огонь, смотрю и не могу на него на­смотреться. Он завораживает и согревает меня, при-

общая к вечной магии бытия. Горжусь тем, что умею разводить и поддерживать костер и готовить пищу на открытом огне.

36. Я часто священнодействую на кухне, изобретаю вся­кие вкусности, чтобы порадовать ими себя и свою семью. И тогда дом наполняется новыми теплыми ароматами и становится от этого еще уютнее. Я с удо­вольствием устраиваю застолья и принимаю гостей, покупаю и читаю книги по кулинарии.

37. Мое увлечение — вышивка. В ясный солнечный день, когда видны тончайшие оттенки цвета, так замечатель­но не спеша подбирать нужные для рисунка нитки из моей коллекции, а потом°вышивать картины и укра­шать ими дом или дарить любимым людям.

38. У меня красивый голос и музыкальный слух, мне нравится петь и слушать хорошие песни.

39. Я с удовольствием езжу верхом, играю в бадминтон, а больше всего мне нравится — замедленный спуск по склону на горных лыжах, бодрящая радость в каждой мышце от точно выверенных движений, упоение вла­стью над скоростью.

40. Я люблю животных — лошадей, коров, собак, но осо­бенно — кошек, и больше всех — моего ласкового мурлыку — сиама Барсика. Животные доверяют мне, я умею за ними ухаживать.

41. Меня понимают растения. Они отвечают на мою за­боту, хорошо растут и цветут, украшая мой дом и ра­бочее место.

42. Я очень люблю леса, поля и реки — все то, что состав­ляет существо русской природы. Меня интересуют име­на цветов, трав, и деревьев, я узнаю их как старых дру­зей. Мне нравится внимательно их разглядывать, вдыхая живые запахи, и наблюдать за их жизнью.

43. Меня вдохновляет обычай дарить цветы. Радостные и пряные ярко-желтые розы, морозные игольчатые хризантемы, дивные ирисы и орхидеи — воплощен-

ная роскошь, созданная содружеством природы и че­ловека.

44. Мне присуще чувство моего родного языка. Я люблю угадывать глубинное значение и происхождение про­стых слов, меня увлекает фонетический строй языка и музыка русской речи. Я испытываю огромное на­слаждение от чтения, когда автор хорошо владеет язы­ком и имеет неповторимый собственный стиль. Есть несколько книг, которые я люблю перечитывать, и каждый раз они открываются мне по-новому.

45. В художественной и научной прозе, молитвах, стихах и песнях, в обыденной речи я увлеченно ищу слова, которые особенно точно выражают то, что я ощущаю и думаю. Часто нужное слово, подсказанное собесед­ником, становится для меня поистине бесценным по­дарком. Мне нравится выражать свои мысли и чувства на бумаге. Случается, я пишу стихи, они доставляют удовольствие мне и тем, кто их слышит.

46. Мне нравится читать книги, смотреть фильмы и петь песни на английском языке. Я постепенно вживаюсь в него. Меня интересуют особенности мышления и со­знания, отраженные в английском и французском язы­ках, особенно в их временной парадигме, употреблении модальных и вспомогательных глаголов, связок и пред­логов, оттенки смысла сходных понятий, идиомы.

47. Я знаю множество прекрасных старых и современных стихов, поэзия сопровождает меня в жизни, помогает прочувствовать и осмыслить неопределенные ситуации, пережить боль поражений и разочарований, наполнить смыслом минуты ожидания и печали.

48. Мне нравится каллиграфия, доставляет удовольствие художественное изображение кириллических букв.

49. Я восхищаюсь мастерством художников и композито­ров, которые переводят на понятный всем язык изоб­ражений и звуков и запечатлевают на века мимолетные образы своих наблюдений или внутренних озарений.

50. Я люблю открывать для себя новые места и потом в них возвращаться, отыскивать и запоминать детали, которые трогают душу, вплетая трепетную сиюминут­ность в размеренную поступь вечности. Бабочка, взле­тевшая на плечо гранитного монарха; пузырек от чер­нил, стоящий между двумя львами на лестнице помпезного присутственного места; пара ослепитель­но-белых голубей, резвящихся в небе над киевской Софией; юный констебль, укрывшийся от непогоды за древними глыбами Стоунхенджа; блики огня на стенах Дмитриевской церкви во Владимире, оживля­ющие высеченных на белокаменной стене диковинных созданий; мой сын, тянущийся к рулю петровского бо­тика в Переславле, сиамский кот, полярным днем со­зерцающий из форточки горделивый ход огромного крейсера по Кольской губе. Эти образы, как и мно­жество других, будоражат воображение и помогают жить.

51. Я люблю ездить в метро. Оно не только служит для меня местом самообразования, так как в нем я читаю книги, но и погружает меня в поток человеческих жизней и судеб. Смотрю и вижу, как нас много, и какие мы разные, и как по-разному относимся друг к другу и к самим себе. Как чудесны юные влюблен­ные, прильнувшие друг к другу и забывшие обо всем на свете, и как прекрасны пожилые пары, вот так же, рука об руку, прошедшие жизнь. Женщины, которым подарили цветы, любящие родители и их дети, люди, увлеченные хорошей книгой, поглощенные интерес­ным разговором, все те, чьи лица озарены улыбкой, живым интересом, восхищением, добротой и любо­вью...

52. Я глубоко благодарна моим Учителям, всем людям, которых я встречаю в жизни, и тем, чьи мысли и чувства доносятся до меня через пространство и время.

Занимаясь тренингами, терапевтической практи­кой, работая с фиксированными эмоциональными установками поглаживаниями, пинками и взаимо­действиями без чувств, мы часто осознаем сложную структуру человеческого «Я». Когда в одном состоя­нии мы совершенно благополучны, в другом— ме­нее благополучны, а в третьем вовсе не благополуч­ны. В одном состоянии мы охотно и умело отдаем поглаживания, в другом способны их принимать. А есть еще и третье состояние, войдя в которое, мы все подвергаем критике, становимся недоверчивыми и брюзгливыми.

Каждый человек сложен. Он содержит в себе про­тиворечивые части. Важно понимать это, уметь рас­познавать и применять в работе, да и просто в жиз­ни. Здесь очень помогают подходы анализа. Недаром эта достаточно простая и информативная система приобретает все большую популярность среди тера­певтов, социальных работников, педагогов и паци­ентов во всем мире.

Глава 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 200; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.