Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типологического анализа 3 страница




Достижение целей исследования требует последовательного решения ряда теоретических, методологических, науковедческих и эксперименталь­ных ЗАДАЧ: 1) выделения исторической инвариантности и тенденций раз­вития идей о типологических особенностях высшей нервной деятельности, в русле которых ставилась проблема индивидуализации произвольной сфе­ры психики; 2) анализа противоречий, фиксируемых в психологии из-за от­сутствия знания закономерностей организации индивидуальных особенно-


 

стей в поведении; 3) вычленения нового пласта проблем дифференциаль­ной психофизиологии, касающихся природных предпосылок произвольной сферы психики, требующих изучения законов развития функциональных систем, смены детерминант их формирования, системообразующих факто­ров организации с последующим выделением их целостности через инте-гративную роль результата и цели действий в строении «жестких звеньев» психофизиологии деятельности; 4) конкретизации поставленных проблем в экспериментальных задачах на основе ранее практически не пересекаю­щихся в пространстве научного мышления дифференциальной психологии ориентации: методологии системного подхода, конкретных научно-методо­логических принципов анализа деятельности, законов целеспецифичности и системоспецифичности функциональных систем, позволяющих объекти­визировать их специфику в феноменах опережающего отражения; 5) разра­ботки методики получения мозговых потенциалов антиципации (ПА), реа­лизующих естественное развитие деятельности при фиксации ее унифици­рованных ситуативных координат; 6) сопоставления массива данных, включающих показатели ПА разнообразных движений, со свойствами нервной системы, а также с темповыми и результативными характеристи­ками деятельности; 7)систематизации условий, скрепляющих в субъекте психической деятельности в единое целое как характеристики антиципа­ции, так и генотипические свойства индивида вместе с темповыми, резуль­тативными и стилевыми особенностями поведения; 8) обобщения систем­ных исследований антиципации в структуре индивидуальности в контексте эволюционно-системных представлений о природных основах индивиду­ально-психологических различий; 9) выделения прикладного значения но­вых знаний о закономерностях организации разноуровневых свойств инди­видуальности в поведении.

Теоретическим основанием проведенных исследований послужили из­вестные положения теории и методологиии психологической науки о сис­темном строении психофизиологических феноменов и об эволюционно-системном подходе к их изучению (П.К. Анохин, 1935, 1971; Н.П. Бехтере­ва, 1974; В.Б. Швырков, 1979, 1980; Б.Ф. Ломов, 1984; В.М. Русалов, 1979), базирующиеся на традициях отечественной естественнонаучной школы психологов и физиологов (И.М. Сеченов, 1881; А.А. Ухтомский, 1923; И.П. Павлов, 1923; Б.М. Теплов, 1963; В.Д. Небылицын, 1966 и др.). В соответ­ствии с этими основаниями идеи системного подхода при реализации принципа развития (Л.И. Анцыферова, 1978) выступают для нас в качестве общепсихологического контекста изучения законов индивидуализации функциональных систем при их объективизации в системных антиципаци-онных процессах, предваряющих произвольное движение.


 

Особое значение для решения исследовательских задач имеет принцип единства сознания (психики) и деятельности (С.Л. Рубинштейн, 1935; А.В. Брушлинский, O.K. Тихомиров, 1989), теория индивида как субъекта пси­хической деятельности (К.А. Абульханова, 1973, 1980) при континуально-генетическом, недизъюнктивном способе представления психических про­цессов в органических системах (А.В. Брушлинский, 1977, 1979). Последо­вательное решение поставленных проблем стало бы невозможным без уче­та итогов разработки психофизиологической проблемы (С.Л. Рубинштейн, 1959; ЯЛ. Пономарев, 1967; В.Б. Швырков, 1978 и др.).

Ход поисковых работ потребовал привлечения конкретно-методологи­ческих принципов анализа деятельности (С.Л. Рубинштейн, 1935; А.Н. Ле­онтьев, 1966; В.П. Зинченко, 1987), идей о целеспецифичности нейрональ-ной активности и ее макроуровня (ЭЭГ, ВП) в поведении (В.Б. Швырков, 1978; Ю.И. Александров, 1989). Учитывались также принципы типологиче­ских исследований: конструктивность рассмотрения синдромов свойств нервной системы, первичность строго лабораторных методов их изучения, математико-статистический анализ референтных методик выделения при­родных особенностей человека (Б.М. Теплов, 1963; В.Д. Небылицын, 1966), важность изучения активности человека, а также его интегративных характеристик в плане развития дифференциальной психофизиологии и психологии (В.М. Русалов, 1979; А.И. Крупное, 1970, 1981).

Необходимость разработки нового методического инструментария для оценки системных процессов антиципации, регистрируемых в естествен­ной динамике действий, в плане проработки нового пласта типологических проблем определяет оригинальный характер большинства конкретных ме­тодик. В основе планирования комплексной программы проведенного тео­ретико-экспериментального исследования был положен принцип специ­фичности характеристик, оценивающих обобщенные признаки индивида и личность в структуре индивидуальности. Их подбор должен был обеспе­чить «вертикальный срез» разноуровневых показателей индивидуальности, которые могли быть систематизированы в системе унифицированных коор­динат развития деятельности.


 

ГЛАВА II




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 194; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.