Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные средства нравственного воспитания детей младшего школьного возраста




 

Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме нравственного воспитания учащихся позволил выявить следующие средства развития нравственных представлений и формирования нравственных качеств учащихся, применительно к младшему школьному возрасту: сказка и фольклор, театральная деятельность, проектно-исследовательская деятельность, художественная литература, музыка и хореография, игра, природа и окружающий мир, трудовая деятельность, мультипликация и многие другие [14].

Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Игра - эффективное средство обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Как пишет В. И. Капинос, она играет важную роль в воспитании, обучении и развитии детей, выступая как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям [22].

Применение игровых методов в воспитании помогает не только увлечь и обогатить ребенка запоминающимися новыми впечатлениями. Педагог, правильно и продуманно подбирая игровую методику, именно в игровой деятельности может достичь тех результатов, которые ожидаются от ученика младших классов, чего очень трудно добиться другими методами и приемами воздействия на ребенка, которые его утомляют, например, беседы или собрания.

В игре находят свое выражение детское стремление к самостоятельности и потребность в познании окружающего мира, потребность в общении. Именно в игре формируются и развиваются многие нравственные представления и качества: развитие навыков совместной деятельности и чувства общности, формирование внимательного, доброжелательного отношения друг к другу, дружба, верность и т.д.

С помощью игровых методов можно диагностировать и познать ребенка, корректировать и развивать в детях важные психические свойства и личностные качества. Например, у педагога есть возможность увидеть и влиять на отрицательные и положительные качества ребенка, так как в играх дети раскрываются со всех сторон, как с положительной, так и с отрицательной [18].

Ролевые игры позволяют младшему школьнику углублять и закреплять ценные качества личности, будь то смелость или решительность, находчивость. Также дети учатся оценивать и сравнивать, сопоставляя свое поведение с чужим [18].

Другим средством может быть проектно-исследовательская деятельность младших школьников - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью [42].

В проектной деятельности происходит не только развитие творческих способностей ребенка, самостоятельность мышления, но и такое важное нравственное качество, как чувство личной ответственности, происходит развитие поискового поведения.

Проектно-исследовательская деятельность как средство нравственного воспитания младших школьников реализуется через разные формы внеклассной работы, например:

- организация классных часов по разным направлениям (это и походы, и экскурсии, и встречи с интересными людьми, защиты проектно-исследовательских работ и др.);

- предметные олимпиады и воспитательные мероприятия нравственной направленности (например, для учащихся 1 – 2-х классов «КВН», «Умники и умницы», для 2-4-х классов «Ученик года»; для 3 – 4-х классов научная конференция «Я – исследователь».).

Художественная литература – важнейшее средство развития личности, в том числе и нравственного. Художественное произведение способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций у школьников. Произведения детской художественной литературы являются самым активным средством воздействия на нравственное формирование качеств ребенка. Художественные средства воздействия в образной и эмоционально насыщенной форме вызывают у детей разнообразные чувства, способствуя формированию у них нравственного отношения к явлениям окружающей жизни [20].

Воспитательное воздействие книги на ребенка проявляется и как сила примера: знакомясь с действующими лицами, их характерами и поступками, дети учатся оценивать эти поступки, знакомятся с ситуациями, которые требуют высокой моральной готовности человека. К тому же художественные образы и увлекательные сюжеты детских литературных произведений, в которых раскрываются лучшие черты и качества человека, осуждаются отрицательные поступки и явления, вызывают у детей желание следовать хорошим примерам и воздерживаться от отрицательных поступков, что способствует формированию нравственных понятий и чувств у них [20].

Мультфильмы в качестве средства нравственного воспитания чаще всего используется в семье ребенка и намного реже применяются в школьной практике.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 749; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.