Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мультфильмы как средство нравственного воспитания младших школьников




 

Как уже отмечалось выше, ребёнок в нравственном поведении ориентируется на поступки и действия ближайшего окружения, то есть идентифицируется с ними. Таким образом, для ребёнка необходимы наглядные образцы, эталоны, обладающие определёнными нравственными ценностями. Безусловно, основными такими эталонами являются родители и учителя, но, как отмечает ряд авторов, таким эталоном, с которым ребёнок себя идентифицирует, может стать мультипликационный герой. При этом влияние мультфильмов и мультипликационных героев на нравственное воспитание младших школьников является значительным [3, 25, 28, 54].

Авторы отмечают ещё некоторые особенности мультфильмов, которые делают их значимыми для нравственного воспитания младших школьников.

1. Зачастую мультипликационные герои являются носителями полярных эталонов и образцов нравственного поведения (хороший-плохой, добрый-злой, жадный-щедрый и др.), которые легко распознаются ребёнком. Такая поляризация помогает ценностям легко усваиваться и в целом соотносится с возрастными особенностями

2. Зачастую герои мультфильмов, полярно разделённые по нравственным ценностям, вызывают однозначную эмоциональную оценку (положительную или отрицательную), что соответствует особенностям возраста, а именно преобладанием эмоционального восприятия нравственных ценностей над рациональным восприятием.

3. Мультфильмы, обладая яркой зрелищностью, являются зрительными образами, а значит, играют важную роль в научении через наблюдение.

4. Мультфильмы схожи со сказками, влияние которых на нравственное воспитание ребёнка давно известно.

В настоящее время о роли мультфильмов в нравственном развитии детей, их воздействии на детскую психику также много говорится и пишется. В основном разногласия встречаются по поводу содержания отечественной и зарубежной мультипликации.

Одни педагоги утверждают, что современные мультфильмы зарубежного производства несут угрозу для еще несформированной психики детей, поскольку в них имеются элементы агрессивности, примеры нежелательных форм поведения и др. и рекомендуют к просмотру только мультфильмы отечественного производства [3, 32].

Другие считают, что независимо от того, чьему производству принадлежит мультфильм, они благотворно действуют на психику ребенка и могут быть действенным средством формирования и развития нравственных качеств детей, но при условии тщательного отбора в соответствии с их нравственным содержанием [25, 54].

В частности, в исследовании И.Н. Алёшиной [3] с соавторами изучались особенности восприятия дошкольниками мультфильмов, на примере российских, а именно «Цветик-семицветик» и серия «Смешариков». В результате было установлено, что логика нравственного поведения доступна лишь незначительному количеству дошкольников. Кроме этого, негативный поступок не запомнился большинству детей, из чего авторы делают вывод, что дети не смогли выделить негативный характер поступка. Кроме этого, было установлено, что советский мультик («Цветик-семицветик») более понятен детям, чем современный.

Изучаются не только особенности освоения нравственных ценностей через мультфильмы, но и способы организации просмотра мультфильмов таким образом, чтобы нравственное воспитание проходило эффективнее.

Например, О.В. Куниченко [28], изучая особенности влияния мультфильмов на нравственное воспитание старших дошкольников, выделила шесть ситуаций, которые оптимально помогают ребёнку понять и воспринять нравственные ценности, заложенные в мультфильме.

1. Ситуация сознательного восприятия и понимания мультфильма, включающая постановку вопросов, стимулирование детских высказываний и интерпретации происходящих событий с целью актуализации механизмов осознания и понимания происходящего на экране, воспитания так называемого вербального восприятия.

2. Ситуация выделения нравственного содержания мультфильма или отдельных его эпизодов, способствующая выработке нравственных оценок, пониманию мотивов поведения героев.

3. Ситуация проявления нравственных чувств, нацеленная на пробуждение переживания, расширение эмоционального опыта и актуализацию эмоционального отношения детей к увиденным героям.

4. Ситуация, побуждающая ребенка задавать вопросы, направленная на актуализацию потребности в диалоге со взрослым о нравственных проблемах

5. Ситуация акцентирования внимания ребенка на нравственных конфликтах героев мультфильма, которые аналогичны событиям из его собственного опыта

6. Ситуация переноса моральных установок фильма на собственное поведение, связанная с сочувствием герою, видением себя на его месте, совместным с ним поиском выхода из затруднительного положения.

Дети младшего школьного возраста подвержены подражательности, и поэтому к выбору мультфильмов необходимо подходить очень осторожно – их нравственное содержание должно соответствовать целям нравственного воспитания, способствовать решению нравственных задач, то есть учить детей положительному примеру достойного поведения, видеть негативные последствия плохих поступков, научить детей сопереживать, преподносить образцы нравственных качеств: справедливости, сопереживания и др. [8].

К таким мультфильмам можно отнести мультфильмы, которые содержат нравственную основу, где злые и жестокие поступки всегда наказываются, а добрые - награждаются.

Современная мультипликация не может похвастаться обилием таких мультфильмов, поскольку фактически приобрели размах массовой штамповки, что значительно сказывается на качестве содержания и проработанности образов персонажей [54].

Поэтому многие родители и педагоги обращаются к отечественной мультипликации советского времени их производства, поскольку в те годы мультфильмы выпускались в единичных количествах, что сказывалось на проработанности сюжета, соответствия его нравственному содержанию, поскольку производились с целью нравственно-познавательного развития детей, а не с целью только развлекательного характера.

В советских мультфильмах отрицательные черты характера и поведения персонажа легко перевоспитывались, и причина, например, зловредности героя, заключалась в том, что с ним никто не дружил.

Отрицательный персонаж подавался всегда в юмористичной форме, тем самым смягчая его отрицательную сущность (например, Баба-Яга). Поэтому мультфильмы тех лет способны научить ребенка правильному поведению, способны показать, как нужно и необходимо заводить дружбу, как быть хорошим другом, как полезно помогать другим и др.

Таким образом, приходим к выводу, что мультфильмы являются действенным средством формирования нравственных ценностей детей, в том числе и младшего школьного возраста, но при условии, что их нравственное содержание соответствует целям нравственного воспитания, способствует решению нравственных задач, то есть учит детей положительному примеру достойного поведения.

Среди мультфильмов к таким можно отнести мультфильмы, созданные в советское время, поскольку в те годы мультфильмы подвергались тщательной цензуре, что сказывалось на их качестве. Примером хороших мультфильмов, способных быть средством нравственного воспитания младших школьников могут служить мультфильмы про Карлсона и Малыша, про кота Леопольда, Крокодила Гену и Чебурашку, Цветик-семицветик, Дядю Федора и многие другие.

 

ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

 

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить, что проблема нравственного воспитания детей была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики и не теряет актуальности в настоящее время.

Кроме этого исследователи всё чаще обращаются к мультфильмам, как средству формирования нравственных ценностей. Исследователи отмечают, что мультипликационные герои оптимально подходят для идентификации детей с ними, а значит, восприятия нравственных ценностей, представленных в мультфильме. Также дети в большей степени ориентируются на последствия поступков – поощрение или наказание, чем на саму суть поступка и его причины.

В целом авторы выделяют мультфильмы как значимый фактор нравственного воспитания младших школьников. Исследования нравственного воспитания посредством мультфильмов подтверждают выделенные ранее возрастные особенности в освоении нравственных ценностей: незначительная часть испытуемых понимает суть нравственных поступков, дети ориентируются на результат поступка – наказание или поощрение, который получил герой мультфильма.

В то же время в имеющихся исследованиях изучение мультфильмов в основном проходит на выборке старших дошкольников, хотя младший школьный возраст также является сенситивным для освоения нравственных ценностей. В связи с этим изучение мультфильмов как средства формирования нравственности младших школьников приобретает особое значение, так как позволит расширить понимание нравственности детей и особенностей её формирования с помощью мультфильмов.

 

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 2342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.