КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация исследования
Исследование проводилось в 3 этапа: 1. Подготовительный этап (январь 2014 – октябрь 2014 года): Данный этап включал определение цели и задач, предмета и объекта, гипотезы исследования. В этот период нами был проведен анализ и обобщение данных научно-методической литературы по проблеме исследования. Также осуществлялось определение базы исследования, подбор, разработка и адаптация диагностического материала. 2. Основной этап (ноябрь 2014 года – март 2015 года). На данном этапе было проведено исследование нравственных ценностей посредством методов тестирования и анкетирования. Исследование проводилось в «Муниципальном образовательном учреждении Средняя общеобразовательная школа № 48». Объектом исследования являлась группа детей младшего школьного возраста – учащиеся 9 – 10 лет в количестве 26 человек: 12 мальчиков и 14 девочек. Кроме этого была разработана экспериментальная работа по нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста. 3. Заключительный этап (апрель – май 2015 года): были обработаны результаты исследования, сделаны выводы и оформлена работа в соответствии с требованиями.
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3.1. Уровень нравственного воспитания младших школьников
С целью определения уровня нравственного воспитания младших школьников было проведено тестирование осознания нравственных норм и приоритетных нравственных ценностей. Для этого была использована методика «Закончи историю» автора Р.Р.Калининой и методика «Фантастический выбор» Н.Е. Щурковой. Детям младшего школьного возраста предлагалось закончить 4 истории. Первая история была направлена на выявление уровня осознания таких нравственных норм, как добро и зло (рис.1). Рис. 1. Уровень осознания нравственных норм - добра и зла (в % от числа испытуемых) Как видно на рисунке 1, 63% называют нравственную норму, правильно оценивают поведение детей и мотивируют свою оценку. Это говорит о том, что осознание нравственных норм находится на высоком уровне. В то же время у 12% обнаруживается низкий уровень осознания нравственных норм, а 25 % называют нравственную норму, правильно оценивают поведение детей, но не мотивируют свою оценку, то есть у них осознание данных норм находится на среднем уровне. Следующими исследуемыми нормами являются щедрость и жадность (рис. 2). Рис. 2. Уровень осознания нравственных норм - щедрость и жадность (в % от числа испытуемых) При осознании норм щедрости и жадности 65% детей демонстрирует высокий уровень, у 16% детей - низкий, у 19%детей – средний уровень. Далее было изучено осознание таких нравственных норм, как взаимопомощь и лень (рис.3).
Рис. 3. Уровень осознания нравственной нормы - взаимопомощь (в % от числа испытуемых)
Результаты изучения указанных нравственных норм показывают, что у 48% детей - высокий уровень осознания нормы взаимопомощи, у 31% детей – средний уровень, и у 21% детей низкий уровень осознания норм. Четвертая история была направлена на выявление нравственных норм - лжи и правдивости (рис. 4). Рис. 4. Уровень осознания нравственных норм – ложь и правдивость (в % от числа испытуемых)
При проведении тестирования мы выявили у 38% детей – высокий уровень, у 42% – средний уровень и у 20% детей низкий уровень осознания норм лжи и правдивости. Также при выполнении задания была выявлена следующая закономерность, что 1 и 2 задания дети выполняли быстрее, 3 и 4 истории вызывали некоторые затруднения. Возможно, понимание таких нравственных норм, как лень, взаимопомощь, ложь и правдивость сформированы у детей еще не достаточно, в то время как осознание норм добра, зла, щедрости и жадности уже сформировались. Результаты, полученные при использовании методики «Фантастический выбор», позволили определить приоритетные нравственные ценности (Приложение 3). При обработке результатов был проведен анализ ответов и выделены те ценности, которые наиболее значимы для детей младшего школьного возраста: добро, честность, мир, совершенствование, уважение (рис.5). Рис. 5. Нравственные ценности детей младшего школьного возраста (в % от числа испытуемых) Как видно из рисунка 5, в ответах детей преобладали такие нравственные ценности, как добро, честность, мир, совершенствование и уважение. Их назвали преобладающее количество опрошенных школьников. В меньшей степени в ответах детей были отражены такие ценности, как дружба, бескорыстие, забота. У части школьников (23%) было выявлено наличие материальных ценностей (деньги на покупку собаки, гаджетов, сладостей, игрушек). Среди всех ответов были такие, которые свидетельствуют о том, что дети не понимают переносного значения диагностического задания. Таким образом, наше исследование показало, что у испытуемых отмечается средний уровень осознания нравственных норм, элементарные нравственные нормы сформированы в большей степени, чем другие. В системе нравственных ценностей младших школьников преобладают такие ценности, как добро, честность, мир, совершенствование и уважение.
3.2. Описание экспериментальной работы
С целью обоснования мультфильмов как средства формирования нравственного воспитания был разработан проект «Нравственная лесенка». Проект предназначен для работы с детьми 9-10 лет и направлен на то, чтобы сформировать у детей нравственные ценности (Приложение 4). Цель проекта – способствовать нравственному воспитанию младших школьников посредством мультфильмов. Задачи проекта: 1. Познакомить с базовыми нравственными ценностями и нравственными поступками. 2. Способствовать изменению отношения к нравственным нормам. 3. Стимулировать к нравственным поступкам. Работа по формированию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста в рамках проекта «Нравственная лесенка» включает 9 групповых занятий, продолжительностью от 30 минут до часа, которые проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность реализации проекта 9 недель. Содержание работы по формированию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста представлено в календарно-тематическом плане (таблица 1). Разработанные нами занятия по формированию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста включают работу по четырем направлениям: отношение к обществу и людям, отношение к труду, своему и чужому, взаимодействие в социуме, отношение к своей стране. В каждом блоке от одного до трех занятий, которые имеют определенную тематику. Занятия предполагают использования групповых форм внеклассной работы. В работе используются такие методы, как беседа, дискуссия, убеждение (самоубеждение), внушение (самовнушение), метод анализа деятельности. Первый блок имеет название «Отношение к обществу и к людям», он состоит из 3 занятий. Тема первого занятия посвящена такой ценности, как доброта, для раскрытия данной темы были использоваеы такие мультфильмы, как «Подарок для самого слабого», «Мама для мамонтенка». В данных мультфильмах была отчетливо показана доброта героев, которая легко может усвоиться при просмотре и анализе данного материала. Следующее занятие имеет тему взаимоотношения, и включает следующие мультфильмы: «Самый большой друг», «Ценная бандероль» в этих мультфильмах рассматриваются ситуации правильного взаимоотношения между героями. Следующее занятие посвящено такой ценности, как забота и включает в себя мультфильмы: «Варежка» и «Верните Рекса». В сюжете мультфильмов присутствует ориентация на освоение заботливого отношения к тем существам, которых мы приручаем, кроме этого он показывает как на самом деле нужно относиться к своим питомцам.
Таблица 1
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |