КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Факторы повышения инвестиционной активности региона
Рассматривая вопрос об инвестиционном климате Самарской области, целесообразным приставляется кратко охарактеризовать инвестиционной привлекательности Самарской области для формирования более полной картины. Среди причин, по которым инвестирование в Самарскую область возможно, эксперты выделяют несколько: 1. высокий уровень экономической активности; 2. развитый инновационный и образовательный потенциал; 3. инвестиционно ориентированное законодательство; 4. комфортная среда и развитая социальная инфраструктура; 5. развитое гражданское обществ. Основными принципами инвестиционной политики Самарской области являются: - обеспечение благоприятной информационной и институциональной среды для привлечения инвестиций; - снижение барьеров для входа на рынок; - обеспечение эффективной поддержки предпринимательства на уровне законодательства; - эффективное государственно-частное партнерство [23, c.159]. Одним из перспективных направлений для привлечения инвесторов в регион является государственно-частное партнерство. Было принято Постановление Правительства Самарской области «Об утверждении Концепции реализации проектов, основанных на принципах государственно-частного партнерства». Концепция определяет перспективную систему правового регулирования отношений между органами государственной власти области и субъектами предпринимательской деятельности в сфере реализации проектов, основанных на принципах государственно-частного партнерства, а также закрепляет доктрину регулирования основных аспектов государственно-частного партнерства в Самарской области. На основе Концепции был разработан и принят закон «Об участии Самарской области в государственно-частных партнерствах», который включает в себя принципы и механизмы взаимодействия с частными инвесторами. Это позволяет снизить риски для вложения частного капитала и тем самым повысить привлекательность вложения средств [9, c.88]. Среди основных механизмов повышения инвестиционной привлекательности городского округа Самара могут стать следующие [41, c.88]. 1. Разработка и реализация стратегий социально-экономического развития города: одним из решающих факторов повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования является принятие местными властями долгосрочных планов развития, которые являются для инвесторов ориентиром в отношении развития различных отраслей, сфер деятельности и инфраструктуры на территории. 2. Создание и развитие инвестиционной инфраструктуры на территории городского округа Самара. 3. Использование для развития инвестиционной инфраструктуры нефинансовых механизмов поддержки инвестиционной деятельности: формирование технологических парков, индустриальных парков, создание особых экономических зон регионального уровня. 4. Снижение административных барьеров, упрощение административных процедур, например: - сокращение количества органов и власти и организаций, чье согласование необходимо получить для запуска инвестиционного проекта; - развитие системы межведомственного электронного взаимодействия; - формирование административного регламента сопровождения инвестиционных - проектов; - упрощение разрешительных процедур; - создание института инвестиционных уполномоченных и уполномоченных по защите прав предпринимателей; - формирование координационных органов с участием территориальных органов - федеральных органов исполнительной власти, представителями инфраструктурных организаций; - создание (совершенствование деятельности) агентств по привлечению инвестиций. 5. Реализация маркетинговой политики, создание региональных брендов [45, c.10]. Важным механизмом повышения инвестиционной привлекательности является механизм активного «продвижения» инвестиционных возможностей региона, широкое информирование о созданном в городе инвестиционном климате: - подготовка и распространение инвестиционного меморандума города; - подготовка, проведение и участие в выставках, форумах и других мероприятиях, направленных на продвижение города; - подготовка аналитических материалов о состоянии инвестиционной привлекательности в городе; - подготовка презентаций, бизнес-планов стратегических инвестиционных проектов, инициированных городом; - ведение информационного Интернет-ресурса об инвестиционных возможностях города; - формирование информационных кампаний в средствах массовой информации, посвященных инвестиционным возможностям города, реализации стратегических инвестиционных проектов. 6. Развитие трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации. В научной литературе отмечается, что существующая система профессионального образования не удовлетворяет требованиям работодателей. кадровые проблемы уже сейчас приводят к серьезным издержкам в работе предприятий. В ближайшие годы у предприятий будет все меньше возможностей рассчитывать на гарантированный приток рабочей силы с открытого рынка [28, c.6]. Основными направлениями развития человеческого потенциала как фактора инвестиционной привлекательности на местном уровне могут стать: 1. формирование инфраструктуры для повышения профессиональной и территориальной мобильности: - создание базы данных по специалистам профессий, которые могут быть востребованы потенциальным инвестором, в т.ч. и с включением данных по другим городам и регионам; - подготовка инфраструктуры для приема легальных трудовых мигрантов (общежитий, медицинских и социальных учреждений), а также российских граждан из других регионов, желающих переехать на временное или на постоянное место жительство в городской округа Самара. 2. Развитие системы подготовки кадров: - согласование профиля подготовки и выпуска специалистов системы профтехобразования с потенциальными запросами инвесторов, в первую очередь опирающееся на прогнозирование сегментов рынка труда, обладающих потенциалом роста; - создание на базе вузов системы переподготовки кадров. 3. Формирование благоприятной среды жизнедеятельности населения: - развитие городской среды, ориентированной на современные стандарты потребления, проведения свободного времени, здоровый образ жизни; - реализация проектов, направленных на улучшение жилищных условий городского населения; - повышение ресурсной эффективности города и создания условий для здорового образа жизни. 4. Оказание мер поддержки малому и среднему бизнесу (например, муниципальные программы развития малого предпринимательства [18, c.92] (предоставление финансовой поддержки муниципальным образованиям, в том числе монопрофильным населенным пунктам, на поддержку и развитие малого предпринимательства) и пр. Таким образом, рассмотрев данный вопрос, можно сделать следующие выводы. Среди основных механизмов повышения инвестиционной привлекательности городского округа Самара могут стать следующие: разработка и реализация стратегий социально-экономического развития города; создание и развитие инвестиционной инфраструктуры на территории городского округа Самара; использование для развития инвестиционной инфраструктуры нефинансовых механизмов поддержки инвестиционной деятельности; снижение административных барьеров; реализация маркетинговой политики, создание региональных брендов; развитие трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации; оказание мер поддержки малому и среднему бизнесу. Для того чтобы повысить инвестиционную привлекательность городского округа Самара необходима реализация мероприятий, направленных на устранение сдерживающих факторов. В целях решения проблемы недостаточного спроса в области инноваций и науки на продукцию инновационных отраслей необходимым представляется [24, c.109]: - создание условий для увеличения спроса на инновационную продукцию существующими крупными компаниями на территории округа; - реализация мер по взаимодействию с федеральными программами поддержки инновационной деятельности; - реализация мер по стимулированию новых предприятий на территории округа или в ближайшем окружении предъявлять спрос на местную инновационную продукцию [42, c.81]. В целях преодоления неблагоприятной финансовой ситуации в области инноваций и науки для притока внешних инвестиций необходимо: - создание условий для продолжения финансирования инноваций и науки в городском округе; - создание благоприятных финансовых условий для формирования «инновационных поясов» образовательных и научных учреждений; - анализ эффективности сложившейся системы поддержки малых и средний инновационных предприятий города Самара с целью повышения их инвестиционной привлекательности и городского округа в целом. Решение вопроса преодоления недостаточности опыта осуществления поддержки инноваций и науки может осуществлять по нескольким направлениям: - развитие инновационной инфраструктуры ВУЗов; - реализация мер по заимствованию лучшего зарубежного и отечественного опыта в сфере муниципальной поддержки инновационной деятельности; - реализация мероприятий по заимствованию лучшего зарубежного и отечественного опыта в сфере инкубирования малых инновационных предприятий. Неблагоприятные условия для реализации социальных проектов могут быть преодолены за счет следующих способов: - оказание финансовой поддержки проектам, занимающимися критическими направлениями в социальной сфере; - поддержка проектов по снижению уровня наркомании и молодежного алкоголизма. Решение вопроса неблагоприятных условий для развития транспортной логистики может осуществлять по следующим направлениям: - развитие транспортной инфраструктуры городского округа; - создание условий для развития транспортных и логистических компаний. Преодоление проблемы миграции квалифицированных кадров из городского округа: - повышение привлекательности городского округа Самара для жизни; - создание новых рабочих мест для молодежи в городском округе. Низкая конкурентоспособность трудового потенциала со странами третьего мира: - развитие уникальных компетенций трудовых ресурсов; - освещение уникальных компетенции и технологий, создающихся в городском округе. Решение проблемы наличия высокого риска неэффективного управления в сфере производства товаров импортозамещения может осуществляться по следующим направлениям: - повышение квалификации менеджмента высшего звена; - введение в контракты с менеджментом высшего звена для муниципальных предприятий и рекомендации по введению для частных компаний пункта об ответственности за эффективность реализуемых проектов; - привлечение специалистов из других регионов. Риск загрязнения окружающие среды в сфере производства: - предварительная экологическая экспертиза проектов; - ужесточение контроля за соблюдением экологических норм; - реализация мер по экологическому просвещению населения. Достаточно высокий уровень коррупции и барьеры при входе в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики: - повышение открытости работы управляющих и эксплуатирующих организаций; - мероприятия по борьбе с коррупцией в сфере подключения к энергетической инфраструктуре. Проблема неэффективности управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства решена может быть с помощью следующих средств: - ужесточение контроля над эксплуатирующими организациями; - повышение квалификации работников жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатирующих организаций. Решение проблемы достаточно высокого риска социальной нестабильности: - повышение открытости расчетов тарифов жилищно-коммунального хозяйства; - использование информационных технологий при оповещении, расчете и уплате коммунальных платежей; - развитие индустрии развлечений. Достаточно высокая коррупционная составляющая в строительстве и обслуживании дорог: - ужесточение контроля за соблюдением технических норм в области транспортной логистики; - ужесточение контроля за расходованием бюджетных средств на развитие транспортной логистики. Проблема нехватки профессиональных управленцев в сфере въездного и внутреннего туризма: - улучшение условий для обучения специалистов в области туризма; - создание специальных условий для развития компаний в сфере въездного и внутреннего туризма. Перечисленные выше мероприятия исходят из принципа наибольшей значимости устранения проблем со сдерживающими факторами для достижения долгосрочного положительного эффекта в целях создания позитивного инвестиционного имиджа городского округа Самара. Таким образом, поводя итоги, могут быть сделаны следующие выводы. В целях повышения инвестиционной привлекательности городского округа Самара в работе рассмотрены сдерживающие факторы, а также мероприятия по их преодолению: недостаточный спрос в области инноваций и науки на продукцию инновационных отраслей; преодоление неблагоприятной финансовой ситуации в области инноваций и науки для притока внешних инвестиций; преодоление недостаточности опыта осуществления поддержки инноваций и науки; неблагоприятные условия для реализации социальных проектов; решение вопроса неблагоприятных условий для развития транспортной логистики; миграция квалифицированных кадров; низкая конкурентоспособность трудового потенциала со странами третьего мира; высокий риск неэффективного управления в сфере производства товаров импортозамещения; риск загрязнения окружающие среды; уровень коррупции и барьеры при входе в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики; неэффективность управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства; риска социальной нестабильности; коррупционная составляющая в строительстве и обслуживании дорог; нехватка профессиональных управленцев в сфере въездного и внутреннего туризма.
Глава 2. Оценка региональной инвестиционной привлекательности Самарской области
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |