Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование инвестиционных программ развития региона




Формирование инвестиционных программ развития региона

Самарское региональное инвестиционное законодательство гарантирует равные условия для всех инвесторов, способствует устранению административных барьеров, устанавливает благоприятный налоговый режим и преференции.

Основным инструментом регулирования инвестиционного процесса является региональный Закон «Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области».

В этом документе определены общие принципы государственной поддержки инвестиционной деятельности в Самарской области:

- равноправие инвесторов;

- доступность информации, необходимой для осуществления инвестиционной деятельности;

- сбалансированность государственных и частных интересов;

- законность, объективность, экономическая обоснованность и неизменность принимаемых решений.

Организации, реализующие инвестиционные проекты на территории Самарской области, могут воспользоваться государственной поддержкой на всех стадиях и этапах реализации проектов.

На этапе принятия инвестором решения об открытии бизнеса на территории Самарской области региональное законодательство предусматривает:

1. Государственное кураторство для инвесторов, реализующих инвестиционные проекты стоимостью от 650 млн. рублей и более, оказание инвесторам информационной и правовой поддержки, в том числе в процессе оформления документов, необходимых для реализации инвестиционного проекта.

2. Представление информации об условиях ведения бизнеса во время проведения выставок и ярмарок инвестиционных проектов, организуемых органами государственной власти.

3. Представление методической и консультационной помощи, ознакомление с информационно-аналитическими материалами, в том числе с базами данных свободных производственных площадей, земельных участков на территории Самарской области.

4. Долгосрочные капиталоёмкие межмуниципальные инвестиционные проекты и инвестиционные проекты по объектам государственной собственности Самарской области реализуются на конкурсной основе. Порядок проведения конкурса определяется Правительством Самарской области.

На этапе реализации инвестиционных проектов на территории Самарской области региональное законодательство предусматривает:

- предоставление на конкурсной основе государственных гарантий региона по инвестиционным проектам;

- долевое участие Самарской области в уставном капитале юридических лиц, реализующих инвестиционные проекты в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством;

- предоставление субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе инвесторам-производителям товаров, работ, услуг (за исключением производителей сельскохозяйственной продукции агропромышленного комплекса Самарской области) в целях возмещения затрат, понесённых инвестором в ходе реализации инвестиционного проекта.

Субсидии предоставляются на принципах конкурсного отбора в соответствии с критериями эффективности реализуемых инвестиционных проектов. Категории и критерии отбора инвесторов, имеющих право на получение субсидии, цели и условия предоставления субсидий, порядок предоставления и иные условия определяются Правительством Самарской области.

На этапе завершения инвестиционных проектов государственная поддержка инвесторов на территории Самарской области осуществляется в форме предоставления льгот по налогу на имущество. Кроме того, для крупных инвесторов (объем инвестиций 650 млн. рублей) предусмотрено снижение процентной ставки по налогу на прибыль с 18% до 13,5 %. Эту льготу могут получить организации, реализующие инвестиционные проекты в соответствии с законами Самарской области «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» и «О пониженных ставках налога на прибыль организации, зачисляемого в областной бюджет».

Льготное налогообложение организаций устанавливается на срок окупаемости инвестиционного проекта, но не более чем на 7 лет.

В Самарской области значительное внимание уделяется формированию институтов развития, способствующих реализации инвестиционных проектов.

В целях совершенствования нормативно-правовой базы, которая регулирует вопросы политики по улучшению инвестиционной привлекательности в городском округе Самара, развития деловой среды и повышения гарантий для инвесторов, в том числе, представляется возможным предложить следующие направления:

1. Создание целостной системы стратегического управления, координации деятельности органов государственной и местной власти по достижению приоритетных целей.

2. Обеспечение правового регулирования инновационной деятельности, развития рынка интеллектуальной собственности в экономике.

3. Установление основ правового регулирования и общих принципов организации отношений в рамках государственно-частного на территории городского округа Самара.

4. Для повышения стабильности условий реализации инвестиционных проектов и ведения предпринимательской деятельности, необходимым представляется рассмотреть возможность принятия нормативно-правовых актов, увеличивающих прямую финансовую нагрузку на хозяйствующие субъекты.

5. В целях сокращения сроков подготовки нормативных актов, регулирующих вступление в силу стимулирующих норм (льгот и преференций) для организаций, реализующих инвестиционные проекты, предусмотреть законодательное закрепление предельных сроков принятия всех необходимых документов.

6. Для установления принципов создания и функционирования технопарков, создания правовых условий для их развития, модернизации их промышленно-производственной базы возникла необходимость разработки соответствующей правовой базы.

7. В целях повышения инвестиционной привлекательности города рассмотреть возможность формирования на территории промышленных площадок (индустриальных парков, технопарков), путем проведения комплекса землеустроительных работ, постановки земельных участков на кадастровый учет и регистрации прав, а также подведения к земельным участкам необходимой инфраструктуры.

8. Реализовывать целевые программы подготовки квалифицированных рабочих кадров, повышения занятости населения и качества трудовых ресурсов, с учетом существующих в отраслях экономики потребностей, создав условия для развития инновационных производств.

9. Использовать практику содействия инвесторам при реализации инвестиционных проектов в субъекте Российской Федерации посредством внедрения принципа «одного окна» при оказании государственных и муниципальных услуг организациям, оформлении разрешительной документации.

10. Создание инфраструктуры оказания консультационных и информационных услуг для малого и среднего бизнеса.

Необходимо отметить, что в настоящее время возникал необходимость совершенствования и федерального законодательства в сфере инвестиций, в частности:

1. В рамках совершенствования законодательства, регулирующего вопросы социально-экономического развития отдельных территорий, возникла необходимость принятия закона, устанавливающего основы приграничного сотрудничества в Российской Федерации.

2. Необходимость завершения перехода к формированию и исполнению федерального бюджета на основе государственных программ с определением показателей результативности, предусмотрев возможности для общественного мониторинга их исполнения [49, c.48].

3. В целях создания стимулов для структурной перестройки экономики, стимулирования процессов диверсификации региональных экономик, внедрения механизмов снижения нагрузки по приоритетным для государства направлениям, внести изменения в налоговое и бюджетное законодательство Российской Федерации, предусматривающие:

- сокращение фискальной нагрузки на производство и инвестиции по приоритетным направлениям развития экономики;

- увеличение налоговой нагрузки на неэффективное потребление и рентные платежи;

- введение дополнительных форм государственной финансовой поддержки развития инженерной инфраструктуры.

4. Разработка и принятие соответствующих нормативных правовых актов о стимулировании государственных закупок инновационной, в том числе нанотехнологической, продукции [42, c.113].

Представляется возможным также рассмотреть вопросы совершенствования деятельности в сфере исполнительной власти.

На федеральном уровне остается необходимость координации деятельности по реализации стратегий социально-экономического развития федеральных округов и их комплексных планов (программ). При этом важным является вопрос о разработке и реализации комплекса мер по развитию единого информационного пространства, способствующего повышению инвестиционной привлекательности территорий, по формированию условий для снижения административных барьеров и борьбы с коррупцией.

В государственной поддержке нуждаются и региональные инвестиционные фонды [39, c.135].

В научной литературе также высказывается мысль о необходимости упрощения механизм предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам и облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов с использованием концессионных соглашений, в случае их осуществления в рамках федеральных и ведомственных целевых программ [31, c.12].

В этом случае пакет необходимых документов предоставляется без утверждения уполномоченным финансовым консультантом, межведомственной или Правительственной комиссией, а передается непосредственно в Министерство финансов Российской Федерации для подготовки проекта акта Правительства Российской Федерации о предоставлении государственной гарантии Российской Федерации.

В целом в настоящее время существует необходимость создания системы государственной поддержки и стимулирования развития инвестиционного сотрудничества территорий, регионов [20, c.271]:

- оказание в приоритетном порядке поддержки межрегиональным инвестиционным проектам;

- выделение грантов на развитие межрегионального сотрудничества;

- учет степени развития межрегиональных связей при оценке деятельности руководителей органов государственной власти.

Таким образом, подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Для совершенствования нормативно-правовой базы, которая регулирует вопросы политики по улучшению инвестиционной привлекательности в городском округе Самара, развития деловой среды и повышения гарантий для инвесторов, в том числе, представляется возможным предложить следующие направления: создание целостной системы стратегического управления, координации деятельности органов государственной и местной власти по достижению приоритетных целей; обеспечение правового регулирования; установление основ правового регулирования и общих принципов организации отношений в рамках государственно-частного партнерства; принятие нормативно-правовых актов, увеличивающих прямую финансовую нагрузку на хозяйствующие субъекты; законодательное закрепление предельных сроков принятия всех необходимых документов; установления принципов создания и функционирования технопарков, создания правовых условий для их развития; реализация целевых программ подготовки квалифицированных рабочих кадров; использование практики содействия инвесторам при реализации инвестиционных проектов в субъекте Российской Федерации посредством внедрения принципа «одного окна»; создание инфраструктуры оказания консультационных и информационных услуг для малого и среднего бизнеса. Необходимо отметить, что в настоящее время возникал необходимость совершенствования и федерального законодательства в сфере инвестиций, например, в рамках совершенствования законодательства, регулирующего вопросы социально-экономического развития отдельных территорий, возникла необходимость принятия закона, устанавливающего основы приграничного сотрудничества в Российской Федерации. В целом в настоящее время существует необходимость создания системы государственной поддержки и стимулирования развития инвестиционного сотрудничества территорий, регионов: оказание в приоритетном порядке поддержки межрегиональным инвестиционным проектам; выделение грантов на развитие межрегионального сотрудничества; учет степени развития межрегиональных связей при оценке деятельности руководителей органов государственной власти.

Заключение

Одним из направлений управления социально-экономическим развитием регионов является регулирование инвестиционной деятельности в коммерческом секторе региональной экономики. Под региональным (муниципальным) инвестиционным климатом следует понимать совокупность процессов и факторов микро-, мезо- и макроуровней, определяющих инвестиционное поведение хозяйствующих субъектов в регионе (муниципалитете). Анализ конкурентоспособности муниципального образования с точки зрения привлечения инвестиций может быть осуществлен на основе разработки инвестиционного паспорта муниципального образования. Среди характеристик инвестиционной привлекательности муниципального образования называют: инвестиционная привлекательность и инвестиционная активность.

Наличие благоприятной инвестиционной привлекательности на территории муниципального образования, несо­мненно, является позитивным фактором воз­действия на формирование нового качества трудовых ресурсов, так как инвестиции пред­ставляют собой совокупный поток финансо­вых, интеллектуальных и производственных ресурсов, которые позволяют не только осуще­ствить экономический рост на локальной тер­ритории, административно обозначенной как муниципальное образование, но и обеспечить количественную и качественную динамику че­ловеческих ресурсов в результате овладения новыми профессиональными навыками, полу­чения информации о новых формах и методах производства, повышения качества жизни и ро­ста благосостояния населения. Результатом использования инвестицион­ных преимуществ муниципального образова­ния становится закрепление человеческих ре­сурсов на локальной территории, стимулирова­ние их трудовой активности, мотивация на при­обретение более качественных характеристик, а именно — повышение уровня образования, профессионально-квалификационных навы­ков, личностных качеств.

Учитывая, что анализ конкурентоспособности муниципального образования с точки зрения привлечения инвестиций может быть осуществлен на основе разработки инвестиционного паспорта муниципального образования, в работе рассмотрен инвестиционный паспорт городского округа Самара по состоянию на 2014 год, в котором отражены такие вопросы, как общие сведения о территории, характеристика трудовых ресурсов, системы подготовки кадров; дана общая и отраслевая характеристика экономики города; охарактеризован вопрос о поддержке инвестиционных проектов; проанализирован инвестиционный потенциал городского округа Самара; дана характеристика сфере транспорта, образования, здравоохранения, а также туристическому и рекреационному потенциалу городского округа Самара. Более того, инвестиционный паспорт городского округа Самара содержит информацию о миссии и целях развития, о перспективных направлениях для инвестирования.

Для реализации планов социально-экономического развития муниципалитета, требуются значительные объемы инвестиций. Но кроме привлечения инвестиций, муниципальные органы власти должны разработать механизмы их эффективного использования. Муниципальные органы власти должны стремиться к созданию наиболее благоприятных условий для развития деловой активности и бизнеса, в результате чего будут предоставлены новые рабочие места, улучшится уровень жизни населения, спрос на продукцию и услуги, что благоприятно скажется на экономических показателях муниципальных образований и эффективности деятельности муниципальных органов власти.

В целях совершенствования нормативно-правовой базы, которая регулирует вопросы политики по улучшению инвестиционной привлекательности в городском округе Самара, развития деловой среды и повышения гарантий для инвесторов, в том числе, представляется возможным предложить следующие направления: создание целостной системы стратегического управления, координации деятельности органов государственной и местной власти по достижению приоритетных целей; обеспечение правового регулирования; установление основ правового регулирования и общих принципов организации отношений в рамках государственно-частного партнерства; принятие нормативно-правовых актов, увеличивающих прямую финансовую нагрузку на хозяйствующие субъекты; законодательное закрепление предельных сроков принятия всех необходимых документов; установления принципов создания и функционирования технопарков, создания правовых условий для их развития; реализация целевых программ подготовки квалифицированных рабочих кадров; использование практики содействия инвесторам при реализации инвестиционных проектов в субъекте Российской Федерации посредством внедрения принципа «одного окна»; создание инфраструктуры оказания консультационных и информационных услуг для малого и среднего бизнеса. Необходимо отметить, что в настоящее время возникал необходимость совершенствования и федерального законодательства в сфере инвестиций, например, в рамках совершенствования законодательства, регулирующего вопросы социально-экономического развития отдельных территорий, возникла необходимость принятия закона, устанавливающего основы приграничного сотрудничества в Российской Федерации. В целом в настоящее время существует необходимость создания системы государственной поддержки и стимулирования развития инвестиционного сотрудничества территорий, регионов: оказание в приоритетном порядке поддержки межрегиональным инвестиционным проектам; выделение грантов на развитие межрегионального сотрудничества; учет степени развития межрегиональных связей при оценке деятельности руководителей органов государственной власти.

Среди основных механизмов повышения инвестиционной привлекательности городского округа Самара представляется возможным назвать следующие: разработка и реализация стратегий социально-экономического развития города; создание и развитие инвестиционной инфраструктуры на территории городского округа Самара; использование для развития инвестиционной инфраструктуры нефинансовых механизмов поддержки инвестиционной деятельности; снижение административных барьеров; реализация маркетинговой политики, создание региональных брендов; развитие трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации; оказание мер поддержки малому и среднему бизнесу.

В целях повышения инвестиционной привлекательности городского округа Самара в работе рассмотрены сдерживающие факторы, а также мероприятия по их преодолению: недостаточный спрос в области инноваций и науки на продукцию инновационных отраслей; преодоление неблагоприятной финансовой ситуации в области инноваций и науки для притока внешних инвестиций; преодоление недостаточности опыта осуществления поддержки инноваций и науки; неблагоприятные условия для реализации социальных проектов; решение вопроса неблагоприятных условий для развития транспортной логистики; миграция квалифицированных кадров; низкая конкурентоспособность трудового потенциала со странами третьего мира; высокий риск неэффективного управления в сфере производства товаров импортозамещения; риск загрязнения окружающие среды; уровень коррупции и барьеры при входе в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики; неэффективность управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства; риска социальной нестабильности; коррупционная составляющая в строительстве и обслуживании дорог; нехватка профессиональных управленцев в сфере въездного и внутреннего туризма.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.