Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Люди по многим особенностям отличаются друг от друга, отсюда происходит разное восприятия ситуации, участниками которой они могут стать




 

Люди по многим особенностям отличаются друг от друга, отсюда происходит разное восприятия ситуации, участниками которой они могут стать. Человек, насколько бы бесконфликтным он себя не считал, не в состоянии избежать разногласий с окружающим. Сколько людей – столько и мнений, и интересы одного человека могут не совпадать с интересами другого, и поэтому часто вступают в противоречия друг с другом. Это может привести к возникновению напряженной ситуации, которая в последствии способна перерасти в конфликт.

Центральным вопросом в исследовании любого конфликта является вопрос о причинах и факторах, обуславливающих возникновение и поведение в конфликтных ситуациях. Таких факторов, как правило, выделяют два: объективный и субъективный. Объективные причины конфликтов связаны, прежде всего, с самой ситуацией, когда она расценивается как напряженная и вынуждает одного участника вступить в противоборство с другим участником. Субъективные причины связаны с особенностями восприятия конфликтной ситуации самими участниками. И здесь основную роль играют индивидуально-типологические особенности личности, которые могут повлиять на выбор способа поведения в конфликте.

Говоря о последнем хотелось бы отметить, что в современной психологии и медико-биологических науках (морфологии, физиологии, психофизилогии) большое внимание уделяется исследованиям характеристик индивидуально-типологических особенностей личности, поскольку это является основой индивидуализации многих сфер (обучения, профессиональной и спортивной ориентации, командообразования и т.д.) Предложены различные классификации типов личности, основанные на разных признаках: морфологических (соматотипы, конституциональные типы – Черноруцкий М.В., 1925г.; Штефко В.Г., Островский А.Д., 1929 год.; Хит Б. Картер Д., 1969 г.; Бахрах И.И., Дорохов Р.Н., 1980); функциональные (спринтеры-стайеры – Казначеев В.П., 1980 г.); психофизиологических (экстраверт-интроверт, рациональный-иррациональный, и др. – Кречмер Э., Юнг К.Г., 1924;Теплов Б.М., 1985).

Одной из популярных классификаций индивидуально-типологических свойств личности является классификация социотипов, разработанная Восточно-Европейской школой психологов и социологов, определяющая направленность человека на тот или иной вид деятельности (Аугустиновичюте А., 1982.; Гуленко В.В., Тыщенко В.П., 1997., Букалов А.В., 2004, 2009гг.). Теоретической базой для данной классификации стало разделение на психологические типы К.Г. Юнга, который показал наличие противоположных черт в психической деятельности (экстра-интроверсия, логика-этика, интуиция-сенсорика), находящихся в единстве и присущих каждому индивидууму в определенном соотношении.

Социотип - устойчивая (гомеостатическая) структура личности человека, содержащая разные пропорции между основными частями его психики – сенсорикой, интуицией, мышлением и чувствованием. Всего выделяют четыре базовых социотипа – гуманитарии, исследователи, социалы и управленцы. Полагают, что социотип человека на протяжении всей его жизни остается неизменным, поскольку генетически обусловлен, хотя отдельные его параметры могут изменяться в разной степени в зависимости от фактора времени и среды (Гуленко В.В., Тыщенко В.П.. 1997.Сандомирский М.Е.. 2005).

Имеющиеся работы, посвященные этому вопросу. (Богомаз С.А.. и другие 1996; Васильев В.Н. и другие 1996; Ермак В.Д., 1997; Букалов А.В.. 2004; Филатов 2009), содержат разрозненные данные о социотипических особенностях, основанные, главным образом, на психологических характеристиках личности. К сожалению, с точки зрения психофизиологических, морфологических и функциональных особенностей человека социотипическая классификация типов еще очень мало обоснованна; не ясно, как формируются указанные параметры социотипа, насколько устойчивы они в онтогенезе, какие показатели являются ведущими в структуре социотипа и т.п. Это обусловлено тем, что сведения о морфологических, функциональных и психофизиологических коррелятах социотипа единичны, получены на разных контингентах обследуемых, и не позволяют составить соответствующий социотипический портрет.

Между тем, знание особенностей социотипов чрезвычайно важно не только для науки, но и для практики.

Исходя из всего вышесказанного, актуальным будет изучение взаимосвязи социотипических особенностей личности с выбором стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Цель исследования: выявление взаимосвязей между социотипами личности студентов и стратегиями поведения их в конфликтной ситуации.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

Теоретические:

- теоретический анализ социотипических особенностей как индивидуальных характеристик личности;

- рассмотрение основных стратегий поведения в конфликтной ситуации;

Методические:

- разработать программу эмпирического исследования;

- подобрать методические приемы, позволяющие исследовать социотип личности студентов;

- подобрать методические приемы, позволяющие исследовать стратегии поведения в конфликтной ситуации;

- подобрать методы математической обработки данных.

Эмпирические:

- провести эмпирическое исследование;

- с помощью методов математической статистики выявить связи между стратегиями поведения в конфликтной ситуации и социотипом личности студентов.

Объект исследования – отношения между социотипами и особенностями поведения в конфликте.

Предмет исследования – влияние социотипа на стратегию поведения в конфликте.

Основная гипотеза исследования – социотип личности влияет на выбор стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

Методологической основной для работы послужил личностно -деятельностный подход Л.С. Выготского, С.Я. Рубинштейн, а так же теория информационного метаболизма А. Аугустиновичюти и теория конфликтного поведения Кеннет Томаса и Ральфа Килменна.

Теоретическое значение работы состоит в рассмотрении проблемных областей в изучении социотипов, а именно, что определяют понятием социотип и какие существуют типы данного явления. Проведен анализ причин обуславливающих наличие того или иного поведения в конфликтной ситуации. Представлены результаты имеющихся исследований по данной теме.

Практическое значение работы заключается в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы для дальнейшей работы по данной теме и позволят расширить знания относительно влияния личностных особенностей, в частности социотипа личности, на поведение в конфликтной ситуации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.