КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Знаменитые чаи 1 страница
Экспорт чая Чайные плантации на склонах гор; неутомимые руки сборщиц срывают, срывают, срывают с кустов чая зелёные листочки... В давние времена на территории Манчжурии, Монголии и Сибири небольшие плитки чая использовались в качестве денег. В эпоху расцвета британского империализма, когда "над Великой Британией никогда не заходило солнце", на экспорте чая и на его морских перевозках сколачивались миллионные состояния. Чай Британии доставался почти даром: тяжёлый труд чаеводов - выращивающих, собирающих и обрабатывающих чайное сырьё - практически ничего не стоил. Крупнотоннажные (по тем временам), оснащённые мощной парусной оснасткой суда-клипперы в кратчайшие сроки доставляли из колоний в Британию крупные партии чая. Существует такое понятие - " десять знаменитых чаёв Китая ". Это, по сути, лидерский список из десяти сортов чая, правильно собранных с чайных кустов (в определённое время, в определённой местности, определённые листочки) и изготовленных по определённой технологии. Вот что пишет о знаменитых китайских чаях известный российский любитель чая Денис Шумаков: Дунтин Билочунь - следующий зелёный чай из знаменитой "десятки" лидеров. В названии многих китайских чаёв можно встретить слово " Инь чжень " – оно переводится как «С еребряные иглы» или «С еребряные лезвия». Самый именитый из "игольчатых" чаёв называется Цзюнь шань Инь чжень. Это жёлтый чай, изготовленный из сырья, собранного на горе Цзюнь шань. Эта гора расположена на острове, который находится на озере Дунтхин, провинция Хуннань. Ну что ж, - поблагодарим Дениса Шумакова за интересное повествование и оставим описанные им супер-чаи для гурманов и любителей чайных церемоний Востока. Правильно заварив свой чай по традиции той страны и местности, в которой мы живём, - давайте получим максимум удовольствия от его вкуса и аромата, от согревающей теплоты и оживляющей бодрости чайного напитка. 8.Десять запретах на чай!. 1. Запрет на чай на пустой желудок: холодная природа чая, проникая вовнутрь, может охладить селезенку и желудок, что подобно «проникновению волка в дом». 2. Запрет на обжигающий чай: горячий чай сильно стимулирует горло, пищевод и желудок. Длительное употребление очень горячего чая может привести к болезненным изменениям этих органов. По данным зарубежных исследований, употребление чая температурой выше 62 градусов ведет к повышенной ранимости стенок желудка. 3. Запрет на холодный чай: холодный чай дает побочные эффекты: застой холода и скопление мокроты. 4. Запрет на крепкий чай: высокое содержание кофеина и теина в крепком чае может стать причиной головной боли и бессонницы. 5. Запрет на долгое заваривание чая: снижается питательная ценность чая за счет окисления содержащихся в чайных листьях витаминов С, Р и аминокислот. 6. Запрет на многократное заваривание: эксперименты показывают, что первый настой вытягивает приблизительно 50% полезных веществ из чайных листьев, второй - 30%, а третий всего лишь около 10%, четвертая заварка добавляет еще 1-3%. Если же продолжать заваривать чай дальше, то в настой выходят вредные элементы. 7. Запрет на чай перед едой: это ведет к разжижению слюны и может временно снизиться усвоение протеина пищеварительными органами. 8. Запрет на чай сразу после еды: содержащийся в чае танин может привести к затвердеванию протеина и железа, что ухудшает их усвоение. 9. Запрет на запивание чаем лекарств: дубильные вещества, содержащиеся в чае, расщепляясь, образовывают танин, от которого многие лекарства дают осадок и плохо усваиваются. Поэтому китайцы говорят, что чай разрушает лекарства. 10. Запрет на вчерашний чай: чай, постоявший сутки, теряет витамины и становится идеальной питательной средой для бактерий. Конечно, описанная чайная церемония не претендует на классические принципы тяною. Важно помнить главное - неизменным должен остаться дух чайной церемонии: стремление создать обстановку душевности, отойти от суетных забот и повседневных дел. Помните, что чайная церемония - это время для бесед о прекрасном, об искусстве, литературе, живописи, о чайной чашке и свитке в токонома. Смотрю вперед, - и нет цветов И ярких листьев нет. А там, на берегу морском, Стоит один пустынный дом на желтизне песков, И призрачно горит на нем вечерний свет, осенний свет... (Японская песня)
9. Кратко о чайной церемонии Сущность церемонии составляют четыре основные принципа, которые в 1564 году были возведены в правила проведения чайной церемонии Сен Рикю - знаменитым мастером приготовления чая. Правила эти: ва, кеи, сеи, дзяку, дословно переводятся как - гармония, уважение, чистота, спокойствие. Гармония - в отношениях между людьми, гармония человека и природы, окружающего мира; уважение - ко всем и всему, исходящее из искреннего чувства благодарности за само существование; чистота - физическая и духовная; спокойствие - душевный покой, приходящий с постижением первых трех принципов. Знаменитый японский писатель Ямамото Цунэтомо в «Хакагурэ» очень емко и образно раскрыл суть японской чайной церемонии в целом: «смысл чайной церемонии в том, чтобы очистить шесть чувств. Для глаз есть висящие свитки и цветочные композиции. Для носа есть благовония. Для ушей - звуки кипящей воды. Для рта - вкус чая. А для рук и ног - правильность формы. Когда пять чувств таким образом очищены, ум очищается сам по себе. Чайная церемония проясняет мысли, когда они затуманились. Я не теряю духа чайной церемонии в течение двадцати четырех часов в день». Основываясь на восточной философии и вошедшая в глубокие народные традиции, восточная чайная церемония приобрела духовный оттенок, ведь сам восточный взгляд на мир - стремление понять его суть через простые вещи, действия, созерцание - наполнил чайную церемонию высоким смыслом и очарованием. Смысл чайной церемонии в том, что благодаря простым действиям человеку доступен путь духовного совершенствования. Все это чрезвычайно привлекает современного европейского человека, подверженного постоянным стрессам, стремящегося обрести покой в душе и ясность ума, а также восстановить жизненную энергию и бодрость духа. Отсюда неугасимый интерес к чайной церемонии Востока, к ее философии и этикету. Теперь каждый из нас может немного прикоснуться к тайне древнего Востока, хотя сама церемония претерпела существенные изменения, проходя адаптацию к нашей культуре. Искусство чайной церемонии заложено в традиции древнего Востока. Это действие наполнено символами и глубоким смыслом. Считается, что свое рождение чайная церемония получила в средние века в Японии, изначально будучи одной из форм медитации у монахов-буддистов в виде ритуализованной формы совместного чаепития. 10.Посуда для чайной церемонии - это шкатулка для хранения чая, чайник для кипятка, большая чаша, из которой все вместе пьют чай, чаши, для каждого из гостей в отдельности, ложка для чая и мешалка, которую использует только хозяин, размешивая чай при приготовлении. Для создания особой атмосферы уюта японцы предпочитают как можно более простой набор для чайной церемонии, скромные предметы и лучше с видом старины, что является одним из эстетических элементов чайной церемонии. В отличие от европейцев посуда не натирается до блеска для воссоздания нового вида, а наоборот необходимо сохранять потемнения от времени - память предыдущих церемоний. Японская чайная церемония символизирует упрощение, сближение с природой, избавление от повседневной суеты, в этом и заложено искусство чайной церемонии. 11. Религия чая. В Европе и Америке чай — всего лишь напиток. В Китае и Японии, откуда он пришел, — это великая культура и фантастически интересная история. Чем объясняются романтические чувства к чаю у китайцев и японцев — узнавал The New Times Первая чашка увлажняет мои уста и горло. Вторая чашка разбивает мое одиночество. Третья чашка находит в моем мозгу пять тысяч томов нелепых иероглифов. Четвертая чашка вызывает испарину — все плохое из жизни выходит через мои поры. На пятой чашке я очищен. Шестая зовет меня вверх в царство бессмертных. Седьмая чашка — и я улетаю на дуновении свежего ветра! Лю Тун, китайский поэт VIII века. «Семь чашек чая» Чай упоминается в классическом китайском «Трактате о корнях и травах», который приписывается «божественному земледельцу» Шэнь-нуну, жившему, согласно легенде, 5 тысяч лет назад. Современные исследователи предполагают, что эта книга была написана гораздо позже, во времена династии Хань (206 до н.э.–220 н.э.). Чай встречается также в нескольких мифах раннего даосизма и дзен-буддизма. Но первое надежное упоминание о чае относится к 350 году н.э., когда переписчик древнего словаря (относящегося к XVIII веку до н.э.) добавил это определение — «чай». В это же время китайцы начали переходить от сбора чайных листьев в лесу к созданию чайных садов и плантаций. Из медицинского растения для лечения болезней пищеварения и нервных расстройств чай постепенно стал популярным напитком. Монахи, поэты, самураи Китайский поэт Лу Юй (733–804) превратил чай из целебного растения в религиозный и культурный символ восточноазиатских стран. Лу Юй был сиротой, которого усыновил буддийский монах. Когда мальчик вырос, он отказался идти учиться в монастырь и убежал с бродячим цирком. После нескольких лет странствий Лу Юй вернулся к книгам. Он нашел мецената с обширной библиотекой и написал монументальный труд «Ча цзин» («Чайный канон»), в котором описал историю, способы выращивания и приготовления чая, а также ранний вариант чайной церемонии. Лу Юй подвел под чай «идеологическую базу», используя дзен-буддизм, даосизм и конфуцианство. Дао и дзен находят прекрасное и божественное в мелких событиях повседневной жизни, поэтому с точки зрения этих религий акт чаепития мог быть не менее значительным, чем момент достижения Буддой нирваны. Книга Лу Юя вызвала сенсацию, он стал другом императора Дэ-цзуна и приобрел толпы поклонников. На пике славы Лу Юй решил стать отшельником и удалился в горы, где до конца жизни занимался медитацией. Вслед за Китаем моду на чай переняла Япония. В 729 году император Сёму подарил образцы чая 100 буддийским монахам во время четырехдневных штудий в императорском дворце. Вернувшись к себе в монастыри, монахи начали культивировать чай. Согласно Д.Т. Судзуки,1 употребление чая освежало разум монахов, не вызывая опьянения, что гармонировало с изучением буддистских книг и медитацией. В 794 году император Камму перенес столицу из Нары в Киото, построил новый дворец с большим чайным садом и даже создал специальный пост управляющего чайными садами. К сожалению, через некоторое время в Японии начались феодальные междоусобицы, и император превратился в марионетку военных диктаторов самурайского клана Фудзивара. Вслед за ослаблением власти императора в упадок пришла и культура чая. Чайный ренессанс в Японии наступил в 1191 году, когда из Китая прибыл монах по имени Эйсай, принеся в Японию дзен-буддизм и новые семена чая. Эйсай написал «Книгу об оздоровлении чаем», которая могла бы оказаться забытой, если бы не историческая случайность. Высокопоставленный самурай клана Минамото, будучи при смерти после длительного периода обжорства и излишеств, попросил Эйсая помолиться за свое выздоровление. Кроме молитвы Эйсай дал самураю чай — и тот неожиданно выздоровел. История о новом магическом эликсире быстро разнеслась, и Япония стала чайной страной. В XIII веке Китай был завоеван монголами под предводительством Хубилая. Столетие власти варваров нанесло удар по утонченной китайской культуре чаепития, которая сформировалась во времена династий Тан и Сун и частично восстановилась только во время последующей династии Мин. К счастью, эта культура сохранилась в Японии — ее так и не удалось завоевать монголам. Японцы превратили раннюю китайскую чайную церемонию, описанную еще в «Каноне» Лу Юя, в очень сложное мероприятие с детально расписанными ритуалами приготовления чая в специальном чайном домике одновременно с неторопливыми беседами, созерцанием икебаны и произведений искусства. Самураи приняли дзен-буддизм и чайную церемонию по причинам не только духовным, но и довольно прозаическим. В отличие от других религий, дзен-буддизм не требовал чтения богословских книг — просветление достигалось при помощи медитации под руководством персонального учителя. Это было очень удобно для самураев, которые, будучи военным классом, не любили читать. Кроме того, собрания в чайных домиках идеально подходили для секретных военных переговоров, несмотря на правила, что во время чайной церемонии нежелательно говорить о работе.
12. Пространство чайной церемонии, состоит из двух конрастирующих между собой зон - сада (открытого пространства) и чайной комнаты Пространство-среда, в котором проводится чайная церемония (закрытого пространства), в которой как раз и происходит чаепитие. В этой контрастности можно усмотреть противопоставление ян (садовая зона) и инь (закрытое помещение), сообщающее динамику всему процессу чайной церемонии. Обе зоны в современных японских школах чайной церемонии организованы по весьма жестким правилам, канонизированным Сэн Рикю и его последователями. Гости сначала попадают на так называемую "росистую землю" (сад, в котором находится чайный домик) и только потом входят в чайную комнату. Другие словами, помещение, в котором устраивается чаепитие, отделяется от остального мира особым пространством. Проход через сад был первой ступенью отрешения от мира повседневности, переключения сознания для полноты эстетического переживания. 2. Закрытое пространство - чайный домик с помещением для проведения чаепитий - является прямым продолжением пространства открытого, т.е. чайного сада, и, естественно, его организация самым непосредственным образом соотносится с устройством сада. Для классической чайной церемонии наиболее соответствующим духу этого действа является чайный домик типи хижины-соан. Классический тип хижины-соан и чайной комнаты сложился не в один день: он формировался по мере становления и закрепления норм чаепития-ваби, так как именно принцип ваби определил подбор конструктивных элементов чайного домика, его внешний вид и особенно вид и убранство чайной комнаты. Надо сказать, что именно помещение, где происходило чаепитие, претерпело наиболее значительную эволюцию. 3. В пространстве, в котором развертывается чайное действо, ключевую роль, безусловно, играет помещение, где происходит собственно чаепитие. Размер чайной комнаты ("тясицу")., ее оформление находятся в прямой зависимости от стиля чаепития. "Комната для чайной церемонии оформляется с изысканной простотой, воплощающей в себе классическое японское представление о прекрасном. Причем эта подчеркнутая простота или даже бедность часто очень дорого обходятся хозяину, потому что какое-нибудь кряжистое бревно может быть сделано из очень редкой породы дерева и к тому же иметь особую цену из-за своих художественных достоинств"*. (4) Различают два вида чайных комнат: "малые помещения" и "обширные помещения". Чайная комната, как правило, устраивается в отдельном домике. Иногда она может быть одним из помещений многокомнатного дома. В этом случае стены чайной комнаты чаще всего покрываются грубой штукатуркой. Пол в чайном павильоне покрывают циновками (татами). ТАТАМИ - плотные маты толщиной 6 см из рисовой соломы для покрытия пола. Сверху обшиты высушенной травой игуса (семейство тростниковых), а по краям - плотной темной тканью. Размеры татами колеблются в зависимости от района Японии: в Эдо (Токио) - 1,76 х 0,88 м, в Киото - 1,91 х 0,95 м, в Нагоя - 1,82 х 0,91 м. Будучи всегда прямоугольной формы, они служат модулем для определения площади помещения. Канонический размер комнаты для чаепития приблизительно восемь квадратных метров, а согласно положениям сутр, в помещении именно такого размера смогли однажды поместиться восемьдесят четыре тысячи учеников Будды. Эта аллегория имеет в своей основе теорию буддизма, отрицающую у истинно просветленных веса и объема тела. Создатели тясицу, по-видимому, предполагали возбуждать ассоциации буддийского толка уже самим фактом пребывания в тесном помещении. Такие ассоциации усиливались полумраком, который создавался слабым светом из небольшого окна под самым потолком и отражением света от стен, отделанных темно-серой глиной. Вообще правильное освещение "тясицу" очень важно. Как правило, в домике было по шесть-восемь оконцев, обычно небольшого размера, располагавшиеся нерегулярно и на разном уровне от пола. Они использовались мастерами чая для точной "дозировки" естественного освещения и его направленности на нужную зону интерьера. Поскольку интерьер был рассчитан на полуфигуру сидящего человека, то наиболее важной была освещенность пространства над полом. Делались окна и в потолке., дававшие оптимальное - не слишком яркое и не лишком тусклое освещение. В некоторых случаях можно было раздвинуть рамы, и тогда гости получали возможность любоваться частью сада, горой на фоне вечернего неба или луной в ночь полнолуния. Но чаще всего окна в чайном домике были закрыты. Потолок в чайной комнате, отличается, как правило, сложностью конструкции. Долгое время в японских домах потолков вообще не было, а помещение прикрывала непосредственно крыша. Традиция делать потолок пришла в гражданское строительство из буддийских монастырей, в которых над изваяниями будд сооружались пологи. В комнате, где проводится чайная церемония, чаще всего существуют три вида потолков: высокий, низкий и наклонный. Некоторые мастера чайного действа увязывают эти потолки с тремя главными, так сказать, элементами мироздания - небом, землей и человеком. Высокий потолок делается около ниши-токонома, поскольку это самое почетное место в чайной комнате. Под высоким потолком, т.е. рядом с токонома, садится "главный гость". Под низким потолком располагается "хозяин". Низкий потолок подчеркивает скромность "хозяина", его уважительное отношение к гостям. Под наклонным потолком находятся места "гостей" (кроме главного гостя). Выше уже говорилось, что в хижину-соан "гости" попадают через лаз-нидзиригути. Однако иногда наряду с лазом делается вход, через который можно пройти не сгибаясь. Такой вход, обычно прикрытый раздвижными перегородками или легкой деревянной дверью, называют "входом для благородных людей", поскольку в древности и средневековье аристократам и самураям высокого ранга считалось неприличным наклонять голову или тем более сгибаться, входя в помещение. В чайной комнате имеется еще один вход - из вспомогательного помещения ("водной комнаты"), которым пользуется только "хозяин" и его слуги при подготовке и проведении чайной церемонии. Через этот вход, называемой "входом на путь чая" или "входом слуги" проходят в полный рост.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |