Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Знаменитые чаи 1 страница




Экспорт чая

Чайные плантации на склонах гор; неутомимые руки сборщиц срывают, срывают, срывают с кустов чая зелёные листочки...
Два листочка чая и почка - это называется " флеш ". Чем больше в составе готовой чайной смеси флешей, тем выше качество чая.
Наполняются корзины сборщиц, постепенно заполняется чаехранилище. Здесь из самых-самых лучших флешей скручивают улун - шарик неправильной формы диаметром около половины сантиметра.
А неутомимые руки сборщиц продолжают свою бесконечную работу, результатом которой будет повседневное волшебство – целебный напиток чай.

В давние времена на территории Манчжурии, Монголии и Сибири небольшие плитки чая использовались в качестве денег.

В эпоху расцвета британского империализма, когда "над Великой Британией никогда не заходило солнце", на экспорте чая и на его морских перевозках сколачивались миллионные состояния. Чай Британии доставался почти даром: тяжёлый труд чаеводов - выращивающих, собирающих и обрабатывающих чайное сырьё - практически ничего не стоил.
Британские экспортёры чая даже устраивали между собой соревнования: кто больше, кто быстрее, у кого товар лучшего качества! Тогда появился даже новый подвид морского парусного флота - чайные клипперы.

Крупнотоннажные (по тем временам), оснащённые мощной парусной оснасткой суда-клипперы в кратчайшие сроки доставляли из колоний в Британию крупные партии чая.
В середине XIX века именно благодаря соревнованиям экспортёров чая и гонкам чайных клипперов берут начало парусные океанские регаты. Да, предвестниками регат были гонки чайных клипперов, соревновавшихся в скорости доставки чая из Китая, Цейлона и Индии в Саутгемптон и Глазго.
Только с появлением на морском транспорте паровых двигателей экономическое значение чайных клипперов постепенно сошло на нет. Но на количестве потребляемого чая это уже никак не отразилось.
Чай уже победоносно шествовал по Европе, Америке и России. Впрочем, Россия не особенно зависела от английских поставок: путь чая в Россию через Азию был короче. А со временем на юге России стали успешно выращивать краснодарский чай, культивировать новые отечественные сорта.

Существует такое понятие - " десять знаменитых чаёв Китая ". Это, по сути, лидерский список из десяти сортов чая, правильно собранных с чайных кустов (в определённое время, в определённой местности, определённые листочки) и изготовленных по определённой технологии.
Остановимся на самых именитых из лучших чаёв.

Вот что пишет о знаменитых китайских чаях известный российский любитель чая Денис Шумаков:
"... Сиху Лун цзин. Этот чай, пожалуй, является самым знаменитым китайским зелёным чаем, - и именно с него традиционно начинается рассказ о великолепной десятке.
Название чая состоит из двух частей: «Сиху» - это очень красивое озеро, которое находится на востоке Китая, а «Лун цзин» переводится как " Золотой дракон " или " Колодец Дракона ".
Чайные эстеты утверждают, что заваривать чай Сиху Лун цзин нужно водой из самого озера Сиху - только тогда этот чай раскроется во всей красе. Но если даже заварить этот чай обыкновенной очищенной водой, то и в этом случае напиток получается просто восхитительным.
Сиху Лун цзин – это чай "зелёный и плоский". В процессе приготовления этого сорта молодые чайные листочки и почки чайного куста сплющиваются так, что на них выступает и кристаллизуется чайный сок. На каждой чаинке можно заметить эти кристаллики невооружённым глазом. Сухая заварка изумрудного цвета источает очень нежный аромат, но на вид производит несколько "мертвенное" впечатление.
Однако после заваривания этого чая плоские чаинки превращаются в полноценные молодые листочки очень свежего цвета - как будто их только что собрали. Это кажется невероятным, но в воде сплющенные листочки чая вновь обретают объём, чуть меняют цвет и немного раскрываются. То есть, листочки вновь становятся как раз такими, какими они были на самых кончиках побегов чайного куста!
При заваривании чаинки Сиху Лун цзина часто "танцуют" - плавают вверх-вниз в чайнике или в чашке. А превращение расплющенных чаинок в полноценные листочки, свободно плавающие в чайнике, просто завораживает, предвосхищает наслаждение ароматом и вкусом напитка.

Дунтин Билочунь - следующий зелёный чай из знаменитой "десятки" лидеров.
«Дунтин» - это небольшой район на берегу озера Тайху в Восточном Китае, ну а «Билочунь» в переводе с китайского означает " Изумрудные спирали весны ". Говорят, что такое название получил этот чай после того, как в 1678 году он был закуплен для императорского двора. А тогдашний император любил поэзию...
Дунтин Билочунь собирается с кустов чая, выращиваемых среди плодовых деревьев. Говорят, что именно данное обстоятельство придаёт вкусу и аромату этого сорта чая специфические фруктовые нотки.
Сырьё, из которого будет приготовлен Дунтин Билочунь, собирают в период цветения садов, - пригодны только самые молодые и самые качественные почки чайного куста. Для получения 1 кг чая высшего качества необходимо собрать и обработать около 140 000 нераспустившихся почек.
Сбор почек для изготовления чая Дунтин Билочунь производится утром, с 5 до 9 часов. В тот же день сырьё обрабатывают и, если всё делается правильно, то к ночи этот чай должен быть уже готов.
Щадящая (можно сказать, нежная) обработка почек приводит к тому, что чаинки Дунтин Билочунь покрыты пушком - мелкими ворсинками, которые как бы обволакивают молодые почки. Эти же ворсинки придают сухой заварке некоторую серебристость и становятся причиной одного любопытного эффекта: при открывании баночки с этим чаем из-под крышки всегда вылетает своеобразная пыль - взвесь этих ворсинок...
При заливании этого сорта чая горячей водой ворсинки смываются - и на миг образуют в чаше некое подобие облака. А потом начинается превращение чаинок в маленькие чайные листочки, их размер редко превышает три миллиметра.
Если вкус и аромат Сиху Лун цзина можно охарактеризовать словом "свежесть", то для Дунтин Билочуня лучше всего подходит слово "нежность".
Очень лёгкий цвет, цветочный аромат и почти осязаемая мягкость вкуса Дунтин Билочунь - кажется, что пушистость ворсинок передалась вкусу чая. Кстати, его чаинки тоже "танцуют" во время заваривания.

В названии многих китайских чаёв можно встретить слово " Инь чжень " – оно переводится как «С еребряные иглы» или «С еребряные лезвия».
Английский вариант этого названия (Silver Needles) также распространён весьма широко - так часто называют зелёные, а иногда и жёлтые чаи.

Самый именитый из "игольчатых" чаёв называется Цзюнь шань Инь чжень. Это жёлтый чай, изготовленный из сырья, собранного на горе Цзюнь шань. Эта гора расположена на острове, который находится на озере Дунтхин, провинция Хуннань.
Чай Цзюнь шань Инь чжень начали изготавливать примерно двести лет назад - во времена династии Цин. В те времена к императорскому двору ежегодно поставлялось всего 9 кг чая Цзюнь шань Инь чжень. В наше время количество изготавливаемого чая не увеличилось, зато количество подделок под него возросло многократно.
Для приготовления чая Цзюнь шань Инь чжень собираются самые верхушки побегов чайного куста (почка и один листочек). При этом на сбор сырья существует ряд ограничений: нельзя собирать чай в дождливый день; нельзя срывать почку, покрытую росой; а также не годится почка фиолетового цвета, или полая, хоть немного раскрывшаяся, повреждённая, вялая, слишком длинная или слишком короткая.
Чаинки готового чая Цзюнь шань Инь чжень внешне действительно немного похожи на маленькие сабельки. И действительно, они имеют серебристый цвет за счёт оставшихся на листьях в процессе аккуратной обработки ворсинок.
Этот чай удивительно красив и вкусен. Однако в его вкусе можно отметить странные нотки, которые, при некоторой доле фантазии, можно было бы назвать слегка копчёными..."

Ну что ж, - поблагодарим Дениса Шумакова за интересное повествование и оставим описанные им супер-чаи для гурманов и любителей чайных церемоний Востока.
Мы радуемся любой возможности узнать что-то новое и попробовать его, как говорится, "на зуб". Всегда приятно прикоснуться к драгоценной экзотике, услышать тонкий перезвон неведомого.
Однако те чаи, которые огромная часть человечества пьёт ежедневно, конечно же, не столь дороги и изысканны, как супер-чаи. Но не будем огорчаться этому, а просто постараемся выбрать лучший чай из доступного...

Правильно заварив свой чай по традиции той страны и местности, в которой мы живём, - давайте получим максимум удовольствия от его вкуса и аромата, от согревающей теплоты и оживляющей бодрости чайного напитка.
С глотком свежезаваренного чая давайте ощутим на мгновенье: совершая этот незатейливый ежедневный ритуал, мы делаем собственный шаг по бесконечной дороге чая – дороге, начинающейся в глубине тысячелетий и ведущей в бесконечность...

8.Десять запретах на чай!. 1. Запрет на чай на пустой желудок: холодная природа чая, проникая вовнутрь, может охладить селезенку и желудок, что подобно «проникновению волка в дом». 2. Запрет на обжигающий чай: горячий чай сильно стимулирует горло, пищевод и желудок. Длительное употребление очень горячего чая может привести к болезненным изменениям этих органов. По данным зарубежных исследований, употребление чая температурой выше 62 градусов ведет к повышенной ранимости стенок желудка. 3. Запрет на холодный чай: холодный чай дает побочные эффекты: застой холода и скопление мокроты. 4. Запрет на крепкий чай: высокое содержание кофеина и теина в крепком чае может стать причиной головной боли и бессонницы. 5. Запрет на долгое заваривание чая: снижается питательная ценность чая за счет окисления содержащихся в чайных листьях витаминов С, Р и аминокислот. 6. Запрет на многократное заваривание: эксперименты показывают, что первый настой вытягивает приблизительно 50% полезных веществ из чайных листьев, второй - 30%, а третий всего лишь около 10%, четвертая заварка добавляет еще 1-3%. Если же продолжать заваривать чай дальше, то в настой выходят вредные элементы. 7. Запрет на чай перед едой: это ведет к разжижению слюны и может временно снизиться усвоение протеина пищеварительными органами. 8. Запрет на чай сразу после еды: содержащийся в чае танин может привести к затвердеванию протеина и железа, что ухудшает их усвоение. 9. Запрет на запивание чаем лекарств: дубильные вещества, содержащиеся в чае, расщепляясь, образовывают танин, от которого многие лекарства дают осадок и плохо усваиваются. Поэтому китайцы говорят, что чай разрушает лекарства. 10. Запрет на вчерашний чай: чай, постоявший сутки, теряет витамины и становится идеальной питательной средой для бактерий. Конечно, описанная чайная церемония не претендует на классические принципы тяною. Важно помнить главное - неизменным должен остаться дух чайной церемонии: стремление создать обстановку душевности, отойти от суетных забот и повседневных дел. Помните, что чайная церемония - это время для бесед о прекрасном, об искусстве, литературе, живописи, о чайной чашке и свитке в токонома. Смотрю вперед, - и нет цветов И ярких листьев нет. А там, на берегу морском, Стоит один пустынный дом на желтизне песков, И призрачно горит на нем вечерний свет, осенний свет... (Японская песня)

 

9. Кратко о чайной церемонии

Сущность церемонии составляют четыре основные принципа, которые в 1564 году были возведены в правила проведения чайной церемонии Сен Рикю - знаменитым мастером приготовления чая. Правила эти: ва, кеи, сеи, дзяку, дословно переводятся как - гармония, уважение, чистота, спокойствие. Гармония - в отношениях между людьми, гармония человека и природы, окружающего мира; уважение - ко всем и всему, исходящее из искреннего чувства благодарности за само существование; чистота - физическая и духовная; спокойствие - душевный покой, приходящий с постижением первых трех принципов. Знаменитый японский писатель Ямамото Цунэтомо в «Хакагурэ» очень емко и образно раскрыл суть японской чайной церемонии в целом: «смысл чайной церемонии в том, чтобы очистить шесть чувств. Для глаз есть висящие свитки и цветочные композиции. Для носа есть благовония. Для ушей - звуки кипящей воды. Для рта - вкус чая. А для рук и ног - правильность формы. Когда пять чувств таким образом очищены, ум очищается сам по себе. Чайная церемония проясняет мысли, когда они затуманились. Я не теряю духа чайной церемонии в течение двадцати четырех часов в день». Основываясь на восточной философии и вошедшая в глубокие народные традиции, восточная чайная церемония приобрела духовный оттенок, ведь сам восточный взгляд на мир - стремление понять его суть через простые вещи, действия, созерцание - наполнил чайную церемонию высоким смыслом и очарованием. Смысл чайной церемонии в том, что благодаря простым действиям человеку доступен путь духовного совершенствования. Все это чрезвычайно привлекает современного европейского человека, подверженного постоянным стрессам, стремящегося обрести покой в душе и ясность ума, а также восстановить жизненную энергию и бодрость духа. Отсюда неугасимый интерес к чайной церемонии Востока, к ее философии и этикету. Теперь каждый из нас может немного прикоснуться к тайне древнего Востока, хотя сама церемония претерпела существенные изменения, проходя адаптацию к нашей культуре. Искусство чайной церемонии заложено в традиции древнего Востока. Это действие наполнено символами и глубоким смыслом. Считается, что свое рождение чайная церемония получила в средние века в Японии, изначально будучи одной из форм медитации у монахов-буддистов в виде ритуализованной формы совместного чаепития.

10.Посуда для чайной церемонии - это шкатулка для хранения чая, чайник для кипятка, большая чаша, из которой все вместе пьют чай, чаши, для каждого из гостей в отдельности, ложка для чая и мешалка, которую использует только хозяин, размешивая чай при приготовлении. Для создания особой атмосферы уюта японцы предпочитают как можно более простой набор для чайной церемонии, скромные предметы и лучше с видом старины, что является одним из эстетических элементов чайной церемонии. В отличие от европейцев посуда не натирается до блеска для воссоздания нового вида, а наоборот необходимо сохранять потемнения от времени - память предыдущих церемоний. Японская чайная церемония символизирует упрощение, сближение с природой, избавление от повседневной суеты, в этом и заложено искусство чайной церемонии.

11. Религия чая. В Европе и Америке чай — всего лишь напиток. В Китае и Японии, откуда он пришел, — это великая культура и фантастически интересная история. Чем объясняются романтические чувства к чаю у китайцев и японцев — узнавал The New Times


Первая чашка увлажняет мои уста и горло. Вторая чашка разбивает мое одиночество. Третья чашка находит в моем мозгу пять тысяч томов нелепых иероглифов. Четвертая чашка вызывает испарину — все плохое из жизни выходит через мои поры. На пятой чашке я очищен. Шестая зовет меня вверх в царство бессмертных. Седьмая чашка — и я улетаю на дуновении свежего ветра! Лю Тун, китайский поэт VIII века. «Семь чашек чая»

Чай упоминается в классическом китайском «Трактате о корнях и травах», который приписывается «божественному земледельцу» Шэнь-нуну, жившему, согласно легенде, 5 тысяч лет назад. Современные исследователи предполагают, что эта книга была написана гораздо позже, во времена династии Хань (206 до н.э.–220 н.э.). Чай встречается также в нескольких мифах раннего даосизма и дзен-буддизма. Но первое надежное упоминание о чае относится к 350 году н.э., когда переписчик древнего словаря (относящегося к XVIII веку до н.э.) добавил это определение — «чай». В это же время китайцы начали переходить от сбора чайных листьев в лесу к созданию чайных садов и плантаций. Из медицинского растения для лечения болезней пищеварения и нервных расстройств чай постепенно стал популярным напитком.

Монахи, поэты, самураи

Китайский поэт Лу Юй (733–804) превратил чай из целебного растения в религиозный и культурный символ восточноазиатских стран. Лу Юй был сиротой, которого усыновил буддийский монах. Когда мальчик вырос, он отказался идти учиться в монастырь и убежал с бродячим цирком. После нескольких лет странствий Лу Юй вернулся к книгам. Он нашел мецената с обширной библиотекой и написал монументальный труд «Ча цзин» («Чайный канон»), в котором описал историю, способы выращивания и приготовления чая, а также ранний вариант чайной церемонии. Лу Юй подвел под чай «идеологическую базу», используя дзен-буддизм, даосизм и конфуцианство. Дао и дзен находят прекрасное и божественное в мелких событиях повседневной жизни, поэтому с точки зрения этих религий акт чаепития мог быть не менее значительным, чем момент достижения Буддой нирваны. Книга Лу Юя вызвала сенсацию, он стал другом императора Дэ-цзуна и приобрел толпы поклонников. На пике славы Лу Юй решил стать отшельником и удалился в горы, где до конца жизни занимался медитацией.

Вслед за Китаем моду на чай переняла Япония. В 729 году император Сёму подарил образцы чая 100 буддийским монахам во время четырехдневных штудий в императорском дворце. Вернувшись к себе в монастыри, монахи начали культивировать чай. Согласно Д.Т. Судзуки,1 употребление чая освежало разум монахов, не вызывая опьянения, что гармонировало с изучением буддистских книг и медитацией. В 794 году император Камму перенес столицу из Нары в Киото, построил новый дворец с большим чайным садом и даже создал специальный пост управляющего чайными садами. К сожалению, через некоторое время в Японии начались феодальные междоусобицы, и император превратился в марионетку военных диктаторов самурайского клана Фудзивара. Вслед за ослаблением власти императора в упадок пришла и культура чая.

Чайный ренессанс в Японии наступил в 1191 году, когда из Китая прибыл монах по имени Эйсай, принеся в Японию дзен-буддизм и новые семена чая. Эйсай написал «Книгу об оздоровлении чаем», которая могла бы оказаться забытой, если бы не историческая случайность. Высокопоставленный самурай клана Минамото, будучи при смерти после длительного периода обжорства и излишеств, попросил Эйсая помолиться за свое выздоровление. Кроме молитвы Эйсай дал самураю чай — и тот неожиданно выздоровел. История о новом магическом эликсире быстро разнеслась, и Япония стала чайной страной.

В XIII веке Китай был завоеван монголами под предводительством Хубилая. Столетие власти варваров нанесло удар по утонченной китайской культуре чаепития, которая сформировалась во времена династий Тан и Сун и частично восстановилась только во время последующей династии Мин. К счастью, эта культура сохранилась в Японии — ее так и не удалось завоевать монголам. Японцы превратили раннюю китайскую чайную церемонию, описанную еще в «Каноне» Лу Юя, в очень сложное мероприятие с детально расписанными ритуалами приготовления чая в специальном чайном домике одновременно с неторопливыми беседами, созерцанием икебаны и произведений искусства.

Самураи приняли дзен-буддизм и чайную церемонию по причинам не только духовным, но и довольно прозаическим. В отличие от других религий, дзен-буддизм не требовал чтения богословских книг — просветление достигалось при помощи медитации под руководством персонального учителя. Это было очень удобно для самураев, которые, будучи военным классом, не любили читать. Кроме того, собрания в чайных домиках идеально подходили для секретных военных переговоров, несмотря на правила, что во время чайной церемонии нежелательно говорить о работе.

 

 

12. Пространство чайной церемонии, состоит из двух конрастирующих между собой зон - сада (открытого пространства) и чайной комнаты

Пространство-среда, в котором проводится чайная церемония (закрытого пространства), в которой как раз и происходит чаепитие. В этой контрастности можно усмотреть противопоставление ян (садовая зона) и инь (закрытое помещение), сообщающее динамику всему процессу чайной церемонии. Обе зоны в современных японских школах чайной церемонии организованы по весьма жестким правилам, канонизированным Сэн Рикю и его последователями. Гости сначала попадают на так называемую "росистую землю" (сад, в котором находится чайный домик) и только потом входят в чайную комнату. Другие словами, помещение, в котором устраивается чаепитие, отделяется от остального мира особым пространством. Проход через сад был первой ступенью отрешения от мира повседневности, переключения сознания для полноты эстетического переживания.
Через маленький сад идет дорожка из камней неправильной формы, в саду возвышаются каменные фонари (пристанища душ умерших) и просто камни, поросшие мхом. Камни на дорожке положены как бы случайно, каждый на некотором расстоянии от другого. Согласно историческому преданию, устройство такой дорожки восходит к большим кускам белой бумаги, которые были положены на мокрую траву для того, чтобы роса не замочила одежды сёгуна Ёсимасы Асикаги. И как бы в память об этом событии дорожка названа родзи ("земля, увлажненная росой"). Позднее слово "родзи" стало обозначать не только путь к чайному домику, но и весь сад около него. Особое значение имеют каменные сосуды с чистой водой "цукубаи". На таком сосуде-колодце лежал маленький ковшик из бамбука с длинной ручкой. Каждый гость был обязан омыть руки, лицо, прополоскать рот, затем, особым образом поднимая ковшик с водой, омыть после себя ручку ковшика.

2. Закрытое пространство - чайный домик с помещением для проведения чаепитий - является прямым продолжением пространства открытого, т.е. чайного сада, и, естественно, его организация самым непосредственным образом соотносится с устройством сада. Для классической чайной церемонии наиболее соответствующим духу этого действа является чайный домик типи хижины-соан.

Классический тип хижины-соан и чайной комнаты сложился не в один день: он формировался по мере становления и закрепления норм чаепития-ваби, так как именно принцип ваби определил подбор конструктивных элементов чайного домика, его внешний вид и особенно вид и убранство чайной комнаты. Надо сказать, что именно помещение, где происходило чаепитие, претерпело наиболее значительную эволюцию.
Чайные домики представляют собой легкие конструкции, сооруженные из бревенчатых, бамбуковых или глинобитных стен, без специального фундамента. Как и во многих других японских строениях, вход в чайный домик закрывается раздвижными дверями - "седзи". (При входе в домик, кстати, обязательно снимают обувь. Это правило относится ко всем традиционным японским помещениям).
Важнейшей функциональной особенностью чайного домика типа соан является отсутствие у него галереи или веранды, характерной для японского дома. Чайная комната стала естественным продолжением "росистой земли", что подчеркивается двумя конструктивными особенностями домика. Поскольку хижина-соан не ставится на фундамент или сваи ее внутреннее помещение не возвышается над садом и вообще над землей, т.е устраняется различие в уровнях расположения "росистой земли" и пола чайной комнаты. Кроме того, со стороны родзи над домиком делается навес - продолжение крыши, и конец тропы из "летящих камней", подходящей к домику, оказывается под навесом, органической частью домика и как бы осеняется началом закрытого пространства. Опорные столбы хижины-соан, как правило, врывают в землю. Крыша обычно покрывается весьма толстыми и плотными циновками из различных видов тростника. Непременным компонентом хижины-соан является лаз-нидзиригути, через который "гость" попадает с "росистой земли" в чайную комнату. Смысл ритуала пролезания "гостей" через нидзиригути - переход. Переход из мира саха, мира гордыни и суеты в пространство чайной комнаты, где все по другому. Пролезание через лаз смиряет в человеке страсти, успокаивает его плотские желания и т.д. Если у самого правого края чайного домика со стороны "внутренней росистой земли" представить обычную входную дверь, то лаз-нидзиригути находится в ее правой нижней части на небольшом расстоянии от земли. Сам лаз прикрывается легкой бамбуковой створкой.

3. В пространстве, в котором развертывается чайное действо, ключевую роль, безусловно, играет помещение, где происходит собственно чаепитие. Размер чайной комнаты ("тясицу")., ее оформление находятся в прямой зависимости от стиля чаепития.

"Комната для чайной церемонии оформляется с изысканной простотой, воплощающей в себе классическое японское представление о прекрасном. Причем эта подчеркнутая простота или даже бедность часто очень дорого обходятся хозяину, потому что какое-нибудь кряжистое бревно может быть сделано из очень редкой породы дерева и к тому же иметь особую цену из-за своих художественных достоинств"*. (4) Различают два вида чайных комнат: "малые помещения" и "обширные помещения".

Чайная комната, как правило, устраивается в отдельном домике. Иногда она может быть одним из помещений многокомнатного дома. В этом случае стены чайной комнаты чаще всего покрываются грубой штукатуркой.

Пол в чайном павильоне покрывают циновками (татами). ТАТАМИ - плотные маты толщиной 6 см из рисовой соломы для покрытия пола. Сверху обшиты высушенной травой игуса (семейство тростниковых), а по краям - плотной темной тканью. Размеры татами колеблются в зависимости от района Японии: в Эдо (Токио) - 1,76 х 0,88 м, в Киото - 1,91 х 0,95 м, в Нагоя - 1,82 х 0,91 м. Будучи всегда прямоугольной формы, они служат модулем для определения площади помещения.
В квадратном углублении пола помещался очаг, употреблявшийся для церемоний в зимнее время. Эта ниша всегда располагалась таким образом, чтобы быть между хозяином и гостями. Размеры комнаты для чайной церемонии могут быть разными, но ее площадь всегда связана с площадью татами (три татами, четыре с половиной татами).

Канонический размер комнаты для чаепития приблизительно восемь квадратных метров, а согласно положениям сутр, в помещении именно такого размера смогли однажды поместиться восемьдесят четыре тысячи учеников Будды. Эта аллегория имеет в своей основе теорию буддизма, отрицающую у истинно просветленных веса и объема тела. Создатели тясицу, по-видимому, предполагали возбуждать ассоциации буддийского толка уже самим фактом пребывания в тесном помещении. Такие ассоциации усиливались полумраком, который создавался слабым светом из небольшого окна под самым потолком и отражением света от стен, отделанных темно-серой глиной.

Вообще правильное освещение "тясицу" очень важно. Как правило, в домике было по шесть-восемь оконцев, обычно небольшого размера, располагавшиеся нерегулярно и на разном уровне от пола. Они использовались мастерами чая для точной "дозировки" естественного освещения и его направленности на нужную зону интерьера. Поскольку интерьер был рассчитан на полуфигуру сидящего человека, то наиболее важной была освещенность пространства над полом. Делались окна и в потолке., дававшие оптимальное - не слишком яркое и не лишком тусклое освещение. В некоторых случаях можно было раздвинуть рамы, и тогда гости получали возможность любоваться частью сада, горой на фоне вечернего неба или луной в ночь полнолуния. Но чаще всего окна в чайном домике были закрыты.
В самых первых чайных домах окон вообще не было, и свет проникал лишь через вход для гостей. Для полного наслаждения, утверждает писатель Д. Танидзаки (1886-1965), японцу нужен "некоторый полумрак, предельная чистота и такая тишина, чтобы ухо различало даже комариное пение". Японцы всегда, повествует Танидзаки Дзюньитиро, стремятся к тени. "Наши гостиные, - объясняет он, - устроены так, чтобы солнечные лучи проникали в них с трудом. Не довольствуясь этим, мы еще более удаляем от себя лучи солнца, пристраивая перед гостиными специальные навесы либо длинные веранды. Отраженный свет из сада мы пропускаем в комнату... стараясь, чтобы слабый дневной свет только украдкой проникал к нам... Мы предпочитаем этот... полумрак всяким украшениям - на него никогда не устанешь любоваться".

Потолок в чайной комнате, отличается, как правило, сложностью конструкции. Долгое время в японских домах потолков вообще не было, а помещение прикрывала непосредственно крыша. Традиция делать потолок пришла в гражданское строительство из буддийских монастырей, в которых над изваяниями будд сооружались пологи. В комнате, где проводится чайная церемония, чаще всего существуют три вида потолков: высокий, низкий и наклонный. Некоторые мастера чайного действа увязывают эти потолки с тремя главными, так сказать, элементами мироздания - небом, землей и человеком. Высокий потолок делается около ниши-токонома, поскольку это самое почетное место в чайной комнате. Под высоким потолком, т.е. рядом с токонома, садится "главный гость". Под низким потолком располагается "хозяин". Низкий потолок подчеркивает скромность "хозяина", его уважительное отношение к гостям. Под наклонным потолком находятся места "гостей" (кроме главного гостя).

Выше уже говорилось, что в хижину-соан "гости" попадают через лаз-нидзиригути. Однако иногда наряду с лазом делается вход, через который можно пройти не сгибаясь. Такой вход, обычно прикрытый раздвижными перегородками или легкой деревянной дверью, называют "входом для благородных людей", поскольку в древности и средневековье аристократам и самураям высокого ранга считалось неприличным наклонять голову или тем более сгибаться, входя в помещение. В чайной комнате имеется еще один вход - из вспомогательного помещения ("водной комнаты"), которым пользуется только "хозяин" и его слуги при подготовке и проведении чайной церемонии. Через этот вход, называемой "входом на путь чая" или "входом слуги" проходят в полный рост.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.