Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учет и анализ логистических издержек




ВИДЫ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ИЗДЕРЖЕК И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Любая фирма, прежде чем начать производство, должна четко представлять, на какую прибыль она может рассчитывать. Для этого она изучит спрос и определит, по какой цене будет продаваться продукция, и сравнит предполагаемые доходы с издержками, которые предстоит понести.

 
 

 


Рисунок 2.1- Структура издержек фирм

Явные и альтернативные (вмененные) издержки

Рассмотрим издержки фирмы в процессе производства и сбыта товаров и услуг. Прежде всего, обратим внимание на явные и альтернативные (вмененные) издержки, так как и те и другие учитываются фирмой в ее деятельности. К явным относятся все издержки фирмы на оплату используемых факторов производства. Классическими факторами производства являются труд, земля (естественные ресурсы) и капитал. Современные экономисты склонны выделять в особый фактор предпринимательские способности. Так или иначе, все явные затраты фирмы в конечном счете сводятся к возмещению использованных факторов производства. Сюда входит оплата труда в виде заработной платы, земли - в виде аренды, капитала - в виде расходов на основные и оборотные фонды, а также оплата предпринимательских способностей организаторов производства и сбыта. Сумма всех явных издержек выступает как себестоимость продукции, а разница между рыночной ценой и себестоимостью - как прибыль.

Однако сумма производственных издержек, если в них включать только явные издержки, может быть заниженной, а прибыль соответственно будет завышенной. Для более точной картины, с тем чтобы принятие фирмой решения о начале или развитии производства было обоснованным, в издержки следует включать не только явные, но и неявные (вмененные, альтернативные) затраты.

Альтернативными называются издержки (альтернативная стоимость) использования ресурсов, являющихся собственностью фирмы. Эти издержки не входят в платежи фирмы другим организациям или лицам. Например, собственник земли не платит ренту, однако, обрабатывая землю самостоятельно, отказывается тем самым от сдачи ее в аренду и от дополнительного дохода, возникающего в связи с этим. Работник, занимающийся индивидуальной деятельностью, не нанимается на фабрику и не получает там заработную плату. Наконец, предприниматель, вложивший свои деньги в производство, не может положить их в банк и получать ссудный (банковский) процент.

Учет не только явных, но и альтернативных издержек позволяет более точно оценить прибыль фирмы. Экономическая прибыль определяется как разница между валовым доходом и всеми (явными и альтернативными) издержками.

Прямые и косвенные издержки

Деление издержек на явные и альтернативные является одной из возможных их классификаций. Существуют и другие виды классификации, такие как деление издержек на прямые и косвенные (накладные), постоянные и переменные.

Прямые издержки - это издержки, которые могут быть отнесены конкретно к определенному объекту издержек экономически целесообразным методом. К ним относятся:

• стоимость сырья и материалов, используемых при производстве и реализации товаров и услуг;

• заработная плата рабочих (сдельная), непосредственно занятых производством товаров;

• иные прямые затраты (все расходы, которые так или иначе непосредственно связаны с товаром).

Косвенные (накладные) издержки - это издержки, не связанные напрямую с тем или иным товаром, а относятся к фирме в целом. Они включают:

• расходы на содержание административного аппарата;

• арендную плату;

• амортизацию;

• проценты за кредит и т.п.

Постоянные и переменные издержки.

Критерием разделения издержек на постоянные и переменные является их зависимость от объема производства.

Для целей ценообразования и управления этим процессом наиболее важное значение имеет деление издержек в зависимости от их динамики при изменении объемов производства продукции на постоянные и переменные.

Постоянными (FC) называются затраты, величина которых не зависит от объемов выпуска продукции и остается неизменной в определенном диапазоне масштабов производства. По своей экономической сути постоянные затраты создают условия для осуществления целевой деятельности предприятия, они объективно существуют даже в том случае, если предприятие не производит продукцию, и меняются при изменении условий производства (введении в строй дополнительного оборудования, строительстве новых зданий) или при изменении цен. К постоянным затратам относятся затраты на аренду, амортизация основных средств, постоянная часть заработной платы административно-управленческого персонала с отчислениями на социальные нужды, расходы на содержание и поддержание в рабочем состоянии зданий и оборудования и т. д.

Переменные (VC) - это затраты, величина которых зависит от объемов выпускаемой продукции. По своей экономической природе переменные представляют собой затраты на реальное осуществление целевой деятельности, ради которой создано предприятие: они возникают в том случае, когда предприятие выпускает продукцию, и чем больше масштабы производства, тем больше их общая сумма. К переменным относятся затраты на сырье, материалы, комплектующие детали, топливо и электроэнергию, заработную плату с отчислениями на социальные нужды основных производственных рабочих, расходы по сбыту и т. д.

Часть затрат предприятия носит смешанный характер, то есть содержит в себе элементы как постоянных, так и переменных расходов. Примером смешанных затрат являются расходы на оплату телефонной связи: абонентская плата постоянна, а оплата междугородних разговоров колеблется. Смешанные затраты необходимо делить на постоянные и переменные путем введения соответствующей системы учета, но на практике их чаще всего подразделяют, используя различные статистические приемы.

Важность деления затрат на постоянные и переменные объясняется тем, что в рыночных условиях в связи с изменением конъюнктуры рынка часто складывается ситуация, когда предприятие вынуждено сокращать или расширять объемы выпуска и продажи изделий. Колебания масштабов производственно-торговой деятельности существенно влияют на уровень средней себестоимости продукции и, как следствие, на размер получаемой прибыли. Это обусловлено тем, что себестоимость включает в себя переменные и постоянные затраты и при изменении объемов производства меняется и величина постоянных затрат, приходящихся на единицу продукции, в результате чего колеблется показатель себестоимости, а при росте производства и продаж себестоимость изделия снижается за счет уменьшающейся части постоянных затрат на единицу.

Логистические процессы, охватывающие как материальные и информационные процессы, так и отдельные элементы финансовых процессов, приводят к возникновению определенных затрат, которые в хозяйственной практике не всегда отождествляются с затратами в строгом понимании этого термина. Однако они оказывают воздействие на общие результаты деятельности предприятия, поскольку влияют на его финансовые показатели. Можно выделить следующие группы хозяйственных решений, связанных с логистическими процессами, которые отражаются на финансовых показателях деятельности предприятия.

Логистические издержки - это сумма всех затрат, связанных выполнением логистических операций: размещением заказов на поставку продукции, закупку, складирование поступающей продукции, внутрипроизводственную транспортировку, промежуточное хранение, хранение готового продукта, отгрузку, внешнюю транспортировку, а также затраты на персонал, оборудование, помещение, складские запасы, на передачу данных о заказах, запасах, поставках.

Для логистических затрат характерны:

· распределение по различным группам затрат, классифицируемым по традиционным аспектам (видовому и количественному);

· высокая и часто возрастающая доля в совокупных расходах предприятия;

· изменчивость величины в различные периоды времени;

· разделение ответственности за их возникновение между множеством организационных звеньев и рабочих мест, из которых складывается организационная система;

· трудоемкость мероприятий, связанных с определением их общего объема и предполагающих выполнение большого количества учетных и расчетных операций.

Группировка логистических затрат осложняется тем, что они имеют место и в сфере производства, и в сфере обращения. Компоненты логистических затрат и финансовые результаты логистических процессов по-разному отражаются как в учете, так и в балансе прибылей и убытков предприятия. Разнообразие классификаций логистических затрат по экономическому содержанию представлено на рисунке 2.2

 
 

 


Рисунок 2.2- Виды логистических затрат

Первая группа - прямые логистические затраты (sensu stricto -лат.),

Вторую группу составляют форс-мажорные издержки, которые относятся к позициям, определяющим финансовые показатели деятельности предприятия.

Третья группа - упущенная прибыль, которая вообще не отражается в балансе предприятия.

Границы сферы логистических затрат зависят прежде всего от целей группирования и накопления информации о затратах. При отнесении издержек на единицу продукции затраты на выполнение логистических функций могут присутствовать как в виде прямых (если речь идет о себестоимости ед. товара), так и в виде накладных (во всех остальных случаях с товарами в виде материальных объектов). Например, в сфере обращения логистические издержки, которые возрастают (или сокращаются) пропорционально увеличению (или снижению) объема товарооборота, относят к переменным (расходы на перевозку товаров; расходы на хранение, подсортировку, расфасовку; расходы на оплату труда работников и др.). В случае незначительного влияния изменения товарооборота издержки обращения относят к условно-постоянным (например, амортизационные отчисления; расходы на содержание зданий и сооружений; расходы на ремонт; на содержание административно-управленческого персонала и др.).

В качестве признаков деления логистических затрат используются комбинированные признаки:

· фазовая декомпозиция логистических затрат;

· места возникновения затрат (для использования этой информации при нормировании затрат);

· взаимосвязь затрат с основными компонентами логистических процессов физическим продвижением материалов, информационными процессами, запасами;

· видовая структура затрат;

· изменчивость конкретных групп затрат в зависимости от объемов продвигаемых материалов либо поддерживаемых запасов;

· отношение к финансовым результатам при принятии конкретных логистических решений (для возможной оптимизации этих решений) и т.д.

Наиболее рациональной представляется декомпозиция логистических затрат, представленная на рисунке 2.3

 

1. По основным фазам потока
Затраты на фазе процессов закупок (снабжение) Затраты на фазе дистрибьюции (реализации)
2. По местам возникновения затрат
Функциональные подразделения Подразделения, связанные с движением потока
Отдел снабжения Отдел реализации Отдел транспорта Складское подразделение Транспортное подразделение
3. По основным компонентам логистических процессов
Затраты на физическое продвижение материалов Затраты на запасы Затраты на информационные процессы
4. По видам затрат
Материальные затраты Нематериальные затраты Прочие (форс-мажорные) издержки
Амортизация Потребление материалов, топлива и энергии Сторонние матер. услуги На оплату труда На нематер. услуги Стоимость привлечения стороннего капитала Налоги и платежи
5. По отношению к изменению масштабов деятельности
переменные условно-постоянные
6. По отношению к финансовым результатам
Стоимость потребленных производственных факторов Затраты относимые на чистую продукцию Затраты, непосредственно формирующие финансовый результат Упущенная выгода
                             

Рисунок 2.3- Классификация логистических затрат.

По целевому назначению логистические издержки в сфере обращения могут быть связаны с содержанием товарных запасов, реализацией товарной продукции либо возникать из-за отсутствия товарных запасов.

Специфичными для логистических затрат являются издержки, связанные с запасами. К издержкам на содержание товарных запасов относят:

· затраты на складское хранение продукции (они зависят от объема складируемой продукции);

· текущие затраты на содержание складов;

· плату за аренду (если склад арендуется);

· налоговые издержки;

· издержки на страхование складских запасов, оборудования, помещений.

В издержки на реализацию товарной продукции, также связанные с логистикой, включают:

· издержки на получение заказов;

· оформление заказов на товарную продукцию;

· оформление договора о поставках;

· коммуникационные издержки на поддержание связей с потребителями и посредниками и т.д.;

· транспортные издержки (если стоимость транспортировки и сопутствующих работ не включена в стоимость поставляемого товара);

· издержки на работы и операции, связанные со складированием.

В случаях, когда посредник не может удовлетворить спрос по причине отсутствия запасов на складах, он несет определенные потери. К категории потерь в результате отсутствия товарных запасов (готовой продукции) относят: стоимость потерянных продаж (в этом случае заказчик вынужден передать свой заказ другому поставщику); стоимость ожидания выполнения заказа; отложенные продажи (при этом ожидание может вызвать дополнительные затраты на оформление нового заказа; транспортные и складские расходы, если выполнение заказа через действующие логистические каналы и цепи невозможно).

Логистические издержки в дистрибьюторских фирмах могут быть объединены в следующие группы:

· операционные логистические затраты, т.е. затраты на выполнение логистических операций по функциям (перевозки, хранения, складской грузопереработки, приема и обработки заказов и т.п.);

· затраты, связанные с администрированием логистических систем (управленческие и трансакционные затраты);

· затраты на компенсацию (элиминирование) логистических рисков (страхование грузов, ответственности перевозчика/экспедитора, страхование запасов, ущербы от дефицита товаров у потребителя, связанные с логистикой, например, потенциальная потеря продаж от отсутствия товаров на полке магазина - в зарубежной терминологии они называются «потери от out-of-stock»);

· капитальные затраты, связанные с замораживанием оборотного капитала в запасах.

Другой аспект логистических затрат - деление на переменные и условно-постоянные. К переменным затратам относят те компоненты, которые изменяются пропорционально масштабам логистической деятельности. Это могут быть затраты на использование автомобильного топлива либо затраты на привлечение капитала для финансирования запасов (если он привлекается исключительно для финансирования запасов и изменяется пропорционально объему запасов) и т.д.

Условно-постоянные логистические затраты представляют собой компоненты затрат, которые в определенных границах логистической деятельности не изменяются, например, затраты на хранение больше зависят от общего потенциала склада (его площади или емкости), чем от степени использования этого потенциала.

Опыт свидетельствует, что большую часть логистических затрат составляют условно-постоянные, особенно в связи с масштабами хозяйственной деятельности, т.е. к объему оборота, производства либо продаж; сократить эти затраты можно за счет совершенствования логистических процессов, ускорения продвижения материальных ценностей, повышения скорости обновления запасов.

При декомпозиции затрат по основным компонентам логистических процессов выделяют три основных компонента: физическое продвижение материалов, протекание информационных процессов, а также запасы. Поэтому их можно свести в следующие группы затрат:

· на физическое продвижение материалов;

· на запасы;

· на информационные процессы.

Деление по видам затрат обусловлено соответствующим особенностями учета затрат, отражающего:

· использование основных производственных факторов;

· стоимость привлечения стороннего капитала;

· прочие затраты, в том числе непосредственно влияющие на финансовые показатели деятельности предприятия.

В практической деятельности декомпозиция затрат должна проводиться с учетом основных производственных факторов, поэтому различают материальные и нематериальные затраты, которым соответствуют следующие группы:

· амортизационные отчисления на основные фонды, задействованные в логистических процессах;

· материалы, топливо и энергия для нужд логистических процессов, т.е. для передачи, хранения, манипулирования, обработки информации;

· оплата сторонних материальных услуг, особенно транспортных, ремонтных, связи и т.п.;

· стоимость трудовых ресурсов, т.е. оплата труда и начисления на нее, а также внезарплатные статьи, например расходы на охрану труда;

· оплата нематериальных услуг, т.е. услуг, оказываемых субъектами непроизводственной сферы (социальная защита и т.д.);

· стоимость обслуживания привлеченного стороннего капитала, например, проценты по кредитам для финансирования запасов и лизинговые платежи;

· платежи, связанные с налогообложением, например, налоги на недвижимость, на транспортные средства, а также различные выплаты (в частности платежи за аренду помещений и оборудования).

Рассмотренные характеристики затрат относятся как к продвижению продуктов, так и к их запасам. Некоторые авторы именуют их нормальными затратами, поскольку они возникают при реализации нормальных логистических процессов. Помимо этих затрат выделяют форс-мажорные издержки, возникающие в результате случайных событий и других факторов, которые трудно предвидеть. В частности, к таким издержкам относятся:

штрафы и прочие аналогичные платежи, обусловленные сбоями в логистических процессах, например, штрафы за несвоевременные поставки, за повреждение товара в процессе транспортировки;

издержки, связанные со старением запасов, отражающие частичную или полную потерю потребительной ценности продуктов в результате, например, естественной убыли, переоценки запасов, снижения цен (в бухгалтерском учете эти издержки включаются в прочие операционные расходы).

В таблице 2.1 представлены основные структурные аспекты логистических затрат. Ниже рассматриваются особенности деления по каждому их этих признаков.

 

Таблица 2.1- Основные структурные аспекты логистических затрат.

Классификация по видам затрат Классификация по фазам продвижения и местам возникновения затрат Классификация по основным компонентам логистических процессов
Материальные затраты: Затраты фазы снабжения: Затраты на физическое продвижение товаров
Амортизация Отдел снабжения  
Потребление материалов, топлива и энергии Склад  
    Затраты на запасы
Сторонние материальные услуги Транспортный отдел  
Оплата груза Затраты фазы дистрибьюции:  
Нематериальные затраты: Отдел продаж Затраты на информационные процессы
Нематериальные услуги Отдел транспорта и экспедирования  
Стоимость привлечения стороннего капитала    
Прочие (форс-мажорные) издержки Склад  

 

Декомпозиция логистических затрат по основным фазам продвижения в торговой компании строится на выделении фаз процессов закупки и дистрибьюции. Логистические затраты на процессы закупки представляют собой совокупность затрат, связанных с организацией и реализацией поставок, а также с поддержанием материальных запасов. В эти затраты включаются затраты на продвижение материалов и поддержание запасов.

Рассмотрение логистических затрат по фазам, как правило, сопровождается одновременной привязкой их к местам возникновения и компонентам логистических процессов.

Последующий анализ затрат по отдельным статьям позволяет дифференцировать оперативную и финансовую ответственность сотрудников подразделений предприятий.

 

Таблица 2.2- Доля функциональных областей логистики в процентах к общей сумме затрат на нее.

Функциональная область Доля от общей суммы затрат, %
Транспорт  
Складирование  
Запасы  
Прочее  

 

Транспортные расходы предприятий представляют собой оплату работ, выполненных транспортными и транспортно-экспедиционными организациями, а также собственным парком автотранспортных средств, а именно оплату тарифов по перевозке всеми видами транспорта, стоимости перевалки и перекачки, отправлений почтой, сборов транспортных организаций за хранение и экспедирование продукции, за погрузочно-разгрузочные работы и др.

Комплекс операций, составляющих содержание процесса хранения, включает в себя приемку продукции по количеству и качеству, погрузочно-разгрузочные работы, перемещение продукции внутри складов и укладка ее на места хранения, наблюдение за состоянием хранящейся продукции, проведение профилактических мероприятий, предупреждающих порчу продукции, обслуживание и обеспечение работы складского оборудования, комплектацию и подготовку продукции к реализации.

Затраты на переработку и хранение продукции, а также на оказание различных форм услуг, сопутствующих складской реализации продукции, включают все расходы предприятий, связанные с получением, хранением, подготовкой и отправкой продукции, а также обще складские расходы и расходы, связанные с недостачей продукции при хранении, потерями продукции в пути, естественной убылью продукции. Они группируются по этапам складской деятельности путем их прямого отнесения на соответствующие статьи. Разделение логистических затрат по основным процессам (операциям) осуществляется на основе технологических схем переработки продукции, нормирования отдельных операций.

Логистические затраты по обслуживанию заказов потребителей подразделяются на:

затраты, связанные с получением заказов - с осуществлением предприятием усилий для привлечения покупателей к своей продукции и продажи ее (выплаты дилерам, комиссионные вознаграждения за представительство по продаже продукции, расходы по организации выставок-продаж и демонстрацией продукции, скидки с цены продукции с целью компенсации услуг по продаже продукции и др.);

затраты, связанные с выполнением заказов - с осуществлением специалистами подразделений предприятия деятельности по закупке, хранению, транспортировке, производству продукции, с ее страхованием, оплатой таможенных пошлин и услуг транспортно-экспедиционных предприятий, с охраной продукции, ее упаковкой, изготовлением сопроводительной товарно-транспортной документации, связью и перепиской, а также с издержками вследствие особых ситуаций. [22].

Логистические затраты можно подразделить на следующие категории:

· продуктивные затраты - это затраты на создание ценности, которую хочет иметь покупатель и за которую он готов платить. Сюда входят производственные затраты, а также затраты на сбыт продукции, оплату труда, осуществление финансовых операций и процесса продаж. Затраты на упаковочные работы рекомендуется включать сюда в том случае, если они помогают продвижению продукции на рынке;

· затраты на поддержание логистического бизнеса - затраты, которые сами по себе не создают ценностей, но их нельзя избежать. Это затраты на транспортировку, оформление заказов, проверку работы сотрудников, ведение учета продукции и т.д.;

· затраты на надзор - это затраты на мероприятия, направленные на предотвращение негативных результатов. Каждый бизнес нуждается в системе раннего предупреждения в случае, например, если товар не продается так хорошо, как ожидалось, или технологии компании больше не обеспечивают ей конкурентного преимущества на рынке. Сюда также относятся затраты на надзор за работой других участников бизнеса, например поставщиков или дистрибьюторов товара;

· убыточные затраты - это затраты на работы, которые не могут дать результатов, например затраты на «бездействие», на простой оборудования и др.

Логистические затраты можно также подразделить:

· затраты на формирование конечного продукта;

· трансакционные затраты.

Затраты на формирование конечного продукта - это затраты производителя на преобразование сырья в конечный продукт.

Трансакционные затраты - это затраты по налаживанию и осуществлению обменных соглашений на рынке закупок или сбыта. Размер таких затрат зависит от вида приобретаемых услуг и выбранной формы их координации. Обычно они составляют 50% от общих затрат. Традиционные системы учета пока не могут обеспечить предприятия достаточной информацией, чтобы ответить на вопрос: возможна ли вообще (и при каких обстоятельствах) экономия на трансакционных затратах на рынке, если дополнительные затраты по привлечению соответствующих услуг на самом предприятии ниже? Поэтому необходимо определить оптимальные формы координации услуг, связанных с обеспечением качества.

Трансакционные затраты можно подразделить в соответствии со следующими позициями:

· поиск клиентов - сбор информации, налаживание контактов, координация взаимодействия, обмен данными;

· переговоры - выдача запроса, подготовка предложений, ведение переговоров, заключение договора;

· обеспечение интересов сторон - научные исследования и разработки, соглашение о гарантии качества;

Выше указанные виды трансакционных затрат возникают до заключения договора. Их можно охарактеризовать как затраты по согласованию интересов сторон.

Ниже указанные виды трансакционные затраты появляются после заключения договора. Между этими группами видов затрат существует обратная зависимость: чем выше затраты до заключения соглашения, тем ниже последующие.

· процесс обмена - транспортные и складские операции;

· контроль - аудиторские проверки, испытания первых образцов, приемка продукции, окончательная проверка, рекламации, эффективность взаимодействия;

· адаптация - подтверждение удовлетворенности обслуживанием, актуализация данных;

· корректировка субоптимальных договорных условий - догрузка производственных мощностей, требование дополнительных ценовых скидок, изменение рамочных условий;

· ослабление стратегических позиций - уход потребителей, сокращение рыночной доли;

· завершение сделки - исполнение платежных обязательств, увольнение лишнего персонала, оформление заключительной документации.

По частоте возникновения различают одноразовые и регулярные трансакционные затраты.

К регулярным, наряду с прямыми затратами обмена, относятся все затраты образующиеся при реализации и контроле торгового соглашения в процессе обменных отношений.

Значительная часть трансакционных затрат имеет логистический характер, а именно:

· стоимость ресурсов, используемых для нахождения коммерческих партнеров, проведения переговоров об условиях поставок, составления контрактов и обеспечения прав собственности, получаемых посредством конкретной хозяйственной связи;

· плата за посреднические услуги;

· рекламные расходы и стоимость времени на поиск коммерческих партнеров;

· затраты на транспортировку ресурсов от пункта приобретения к месту их использования.

В целях внедрения более совершенных форм организации и оплаты труда следует группировать логистические затраты по статьям в тесной привязке их к конкретным функциям и работам, выполняемым отдельными логистическими звеньями. Статьи логистических затрат являются, как правило, комплексными, состоящими из нескольких элементов затрат. Логистические затраты, учтенные по статьям, могут быть распределены между конкретными видами деятельности, работами и услугами, выполняемыми предприятиями, образуя себестоимость обслуживания заказов потребителей.

Группировка логистических затрат по функциональному признаку позволит осуществить контроль над уровнем затрат по отдельным операциям, выявить эффективность различных схем организации логистической деятельности, провести сравнительные анализы логистических затрат предприятий.

Функциональные центры логистических затрат могут быть подразделены на области логистического администрирования, поступления, обработки и оформления заказа, планирования, закупок, поставок, складирования и хранения, сбыта продукции и доставки заказа потребителю. В соответствии с этим делением возникают затраты и издержки, связанные:

· с управлением;

· обслуживанием заказов потребителей;

· снабжением и закупками;

· планированием производства;

· транспортным обеспечением;

· складированием и хранением;

· распределением и сбытом продукции.

Отдельно можно выделить группу затрат, связанных с информационным обеспечением, хотя эти затраты являются составляющей каждой из выше перечисленных групп затрат. Затраты на информационное обеспечение входят в затраты на управление.

 

Специфика учета издержек в логистике заключается в суммировании всех затрат, связанных с реализацией процесса.

Традиционные методы учета зачастую не обеспечивают возможности идентификации всей цепочки затрат связанных с тем или иным процессом. Основная причина заключается в том, что калькуляция расходов осуществляется по отдельным функциональным областям, тогда как материальные потоки проходят «сквозь» организацию, взаимодействуя с множеством подразделений.

Традиционные методы учета объединяют издержки в крупные агрегаты, что не позволяет провести детальный анализ различных по происхождению затрат, учесть все последствия принятых управленческих решений, а так же их воздействия на корпоративную организацию. В результате решения, принятые в одной функциональной области, приводят к непредвиденным результатам в других, смежных с ней областях.

Проблемы, связанные с определением суммарного воздействия системы движения материальных потоков на общую систему предприятия, чрезвычайно разнообразны. Логистика по своей природе «пронизывает» предприятие, оказывая существенные воздействие на множество его подсистем, традиционные системы учета не позволяют определять это воздействие, агрегируя логистические издержки в другие группы корпоративных затрат. Расходы, связанные с общим процессом, складываются из множества издержек, возникающих в разных сферах, и интегрировать их в единую статью расходов в рамках функционально-организованного учета весьма сложно.

Например, одно из предприятий пищевой промышленности при организации товароснабжения мелкорозничной торговой сети использовало следующий порядок. Заказы торговых точек, находящихся на заранее установленных маршрутах, перед погрузкой комплектовались по товарному признаку, т.е. одинаковые товары, заказанные разными магазинами, собирались на одном поддоне (возможен и другой вариант отгрузки, когда на одном поддоне собираются разные товары, предназначенные одному магазину). Прибыв по маршруту в очередной магазин, водитель отбирал для него товары из разных поддонов и ящиков (в соответствии с заказом). Фактически комплектацию осуществлял водитель, автомобиль в это время простаивал. Транспортная служба завода смогла убедить руководство завода в необходимости осуществления предварительной комплектации на складе готовой продукции в соответствии с заказами отдельных магазинов. Основной аргумент – повышение эффективности использования транспорта. Комплектацию передали складу готовой продукции, однако никто при этом не просчитал, на сколько здесь увеличились затраты ресурсов. Транспортной службе решение, очевидно, выгодно, но выгодно ли данное решение в целом для завода неизвестно.

Управлять процессом, не зная точно, как в ходе его реализации расходуются ресурсы – это управлять автомобилем с завязанными глазами.

Логистика предусматривает ведение пооперационного учета издержек на всем пути движения материального потока. Наличие данной системы учета позволяет использовать показатель изменения суммы издержек по процессу в качестве критерия эффективности принимаемых решений в сфере управления материальными потоками. Основными проблемами, связанные с учетом издержек в логистике, являются:

- Высокая доля затрат на операции, связанные с продвижением товарных и материальных ресурсов в сферах производства и обращения, в общем объеме издержек. Постоянный, опережающий общий уровень инфляции, рост стоимости работ на большинстве из этих операций

- Отсутствие, в общем случае, при традиционно организованном учете критерия принятия решений по рациональной организации логистического процесса

- Резкий рост чувствительности логистических затрат к изменению качественных показателей работы логистических систем в области высокого качества их функционирования, характерной для конкурентных рынков.

Задачей учета издержек в логистике является обеспечение менеджеров информацией, позволяющей принимать решения в области управления затратами по продвижению материального потока в пределах логистической системы (при максимально широком подходе – от первичного источника сырья до конечного потребителя). Однако управлять затратами возможно лишь в том случае, если их можно точно измерять поэтому системы учета издержек производства и обращения участников логистических процессов должны:

- Выделять затраты, возникающие в процессе реализации функций логистики

- Формировать информацию о наиболее значимых затратах

- Формировать информацию о характере взаимодействия наиболее значимых затрат друг с другом.

При соблюдении данных требований появляется возможность использовать важный критерий построения оптимального варианта логистической системы минимум совокупных издержек на протяжении всей логистической цепи.

В логистике ключевым событием (объектом анализа) является заказ потребителя (клиент, продукт, или услуга) и действия по выполнению этого заказа. Калькуляция издержек должна позволять определять приносит ли конкретный заказ (клиент, продукт или услуга) прибыль. Для эффективной калькуляции издержек нужно:

a) Точно определить конкретные затраты, которые следует включить в схему анализа

b) Установить временные рамки затрат

c) Отнести затраты на конкретные факторы имеющие отношение к оценке альтернативных действий

d) Установить критерий принятия решений.

Логистические процессы пронизывают основные подразделения предприятия (закупка, производство, сбыт и т.п.) по горизонтали. Традиционные методы учета, направленные на определение затрат по функциональным областям (по вертикали), не позволяют выделять затраты возникающие в ходе осуществления сквозного процесса, формировать информацию о наиболее значимых затратах, а так же о характере их взаимодействия друг с другом.

Учет издержек по процессам дает наглядную картину того, как формируются затраты, связанные с обслуживанием клиента, какова доля в них каждого из подразделений. Суммируя все расходы можно определить затраты, связанные с отдельным процессом. Таким образом, оказываются детерминированными как показатели сквозного материального потока, так и отдельные специфические издержки, возникающие в различных подразделениях.

Практическое применение концепции учета издержек по процессам предполагает:

- Во-первых, выявление всех вовлеченных в процесс подразделений

- Во-вторых, определение изменения затрат, вызванного отказом от данного процесса

Другими словами, должны быть определены расходы, которые могут быть предотвращены, если например, данный товар не будет изготовлен и доведен до клиента.

Специфика учета издержек в логистике заключается в группировке расходов не вокруг подразделений предприятия, а вокруг работ и операций, поглощающих ресурсы. Переход от управления по функциям к управлению процессом требует соответствующего перехода от учета издержек по функциям к учету издержек по процессам.

Учет издержек в логистике не требует той тщательности, которая необходима в бухгалтерском учете. Главная задача здесь выявить основные издержки и понять, как они взаимосвязаны друг с другом.

Система оценки логистических издержек нужна лишь менеджерам по логистике, которые берут её за основу принятия решения.

Никакие правила или законы не требуют, чтобы учет затрат по процессам был представлен в финансовых отчетах.

Отличия отчетности для подготовки решения по логистике от финансового отчета:

a) Отчет по логистическим издержкам более подробен и может содержать информацию, которая обычно не разглашается сторонним организациям

b) Отчет по логистическим издержкам более масштабен и может содержать как прошлые, так и будущие расходы и прибыль; он характеризует так же потенциальный эффект от еще не принятых решений

c) Структура и содержание отчета по логистическим издержкам в большей степени зависят от специальных требований к логистическим решениям и коммуникациям в конкретной компании, чем от инструкций к финансовой отчетности. Сравнение отчета по логистическим издержкам с финансовой отчетностью приведено в таблице № 3.1.

 

 

таблица 3.1 - Сравнение отчета по логистическим издержкам с финансовой отчетностью

 

Сравниваемые характеристики Отчет по логистическим издержкам Финансовый отчет
пользователи менеджмент компании сторонние пользователи: акционеры, финансовые институты
цели оптимизация материальных потоков контроль администрации, предоставление надежной базы для налогообложений
  критерии качества соответствие процессов, пригодность для принятия решений в области логистики пригодность для аудита, соответствие инструкциям
основное внимание (временной аспект) настоящее и будущее прошлое и настоящее
структура и содержание индивидуальные, подобранные к каждой компании и решению нормированные законом и профессиональными организациями

 

Оценка логистических издержек по процессам зависит от субъективных суждений и решений. Какие затраты включить в анализ и каким образом их распределять – вопросы на которые нет однозначных рецептов. Одно общее правило: конкретные затраты не следует приписывать тем логистическим факторам, которые не подконтрольны менеджерам организации.

Из-за субъективного характера процесса распределения издержек отчеты компаний одной и той же отрасли не редко имеют значительный разброс показателей логистических затрат. Важно понимать, что такой разброс не всегда имеет прямое отношение к фактическим различиям в эффективности логистических операций.

Анализ логистических затрат является важным элементом управления логистической цепи. Он позволят получить информацию для их обоснованного планирования. Затраты подвергаются анализу как в целом по системе логистики, так и по производственным подразделениям, экономическим элементам затрат и статьям калькуляции, видам деятельности, единицам работ, услуг, стадиям производственного процесса и другим объектам учета.

Основной задачей анализа логистических затрат является изыскание путей их снижения. Для определения влияния статей затрат на их общее значение нужна группировка затрат. В ходе анализа выявляются конкретные причины изменения затрат, связь с себестоимостью и другими экономическими результатами производства товаров и услуг.

Объектом анализа себестоимости по калькуляционным статьям служит, как правило, себестоимость логистических услуг, оказанных организацией. Анализ себестоимости отдельных видов услуг дает представление о возможностях влияния на рентабельность и экономические результаты в целом. Например, для организации, оказывающей транспортные услуги, анализируются рейсы, имеющие наибольший удельный вес в общем объеме работ, убыточные рейсы, а также те, которые характеризуются наибольшей рентабельностью.

При поиске путей снижения издержек необходимо проводить анализ как по элементам издержек (или калькуляционным статьям), так и по местам их возникновения. Например, снижение эксплуатационных расходов на использование транспортных средств может иметь место исходя из того, что наиболее эффективным средством управления эксплуатационными затратами является экономически обоснованный выбор подвижного состава, ибо все эксплуатационные расходы напрямую зависят от специфики техники (в том числе расходы на ввод в эксплуатацию; стоимость и частоту технического обслуживания (ТО) и ремонта; расходы на конструкционные изменения и переоборудование; расход топлива и смазочных материалов; вмененные издержки).

Базовый уровень затрат определяется факторами, непосредственно связанными с приобретением подвижного состава: стоимость транспортного средства; трансакционные затраты; затраты на доработку и ввод в эксплуатацию. На основании стоимости приобретенной техники определяется норма амортизационных отчислений.

На втором уровне находятся затраты, возникающие в процессе эксплуатации. Они косвенно зависят от обоснованности выбора подвижного состава, а также от принятых в организации методов управления. В состав этих затрат входят: ремонт и техническое обслуживание; топливо и смазочные материалы; модернизация и переоснащение; штрафы; вмененные издержки; издержки вероятностного характера, связанные с надбавками за срочность, претензиями со стороны клиентов.

Третий уровень представляет собой определение структуры себестоимости предоставляемых логистических услуг. В итоге окажется, что от решения, принятого по поводу приобретения подвижного состава, зависит структура себестоимости, цена услуг, экономическая эффективность, конкурентоспособность организации в целом.

При проведении анализа логистических затрат необходимо придерживаться следующих правил:

• следует четко определять и обосновывать конкретные виды затрат, которые следует включать в схему анализа;

• определять центры сосредоточения затрат, т. е. функциональные области бизнеса, где концентрируются значительные затраты и где снижение их уровня может обеспечить повышение добавленной ценности для потребителя;

• выявлять важные пункты сосредоточения затрат в пределах каждого центра их концентрации, т. е. отдельные участки в рамках одного центра затрат;

• затраты необходимо отнести на конкретные факторы, имеющие отношение к оценке альтернативных действий, и установить критерий принятия решений;

• все затраты рассматривать в виде единого потока, сопровождающего конкретный бизнес-процесс;

• стоимость следует рассматривать как сумму, которую платит потребитель, а не как сумму затрат, возникающую в пределах организации как юридического лица;

• затраты классифицировать по признакам и анализировать каким-либо методом, производить диагностику затрат.

К методам анализа логистических затрат относят:

• стратегический — сравнение положения предприятия с точки зрения затрат на обслуживание потребителей с аналогичным положением его ближайших конкурентов;

• стоимостной — нормативный метод, основанный на изучении элементов затрат и направленный на снижение затрат и соответственно повышение потребительской ценности продукции;

• функционально-стоимостной — направлен на снижение уровня затрат на обслуживание потребителей, основан на тщательном изучении этапов процесса выполнения заказов и выяснения возможности стандартизации для перехода к более дешевым технологиям.

Среди методов, используемых для анализа логистических затрат организации, особое место принадлежит функционально-стоимостному анализу, который является эффективным инструментом оптимизации затрат и качества выполнения логистических функций.

К способам снижения уровня логистических затрат относят:

• проведение переговоров с поставщиками и покупателями по установлению более низких отпускных и розничных цен, а также торговых надбавок;
• оказание содействия поставщикам и покупателям в достижении более низкого уровня затрат (программы развития бизнеса клиентов, семинары для дилеров);
• интеграция «вперед и назад» для обеспечения контроля над общими затратами;

• поиск более дешевых заменителей ресурсов;

• улучшение взаимодействия предприятия с его поставщиками и потребителями в цепи поставок (координация деятельности предприятия и его партнеров в области своевременной доставки продукции снижает уровень затрат на складские операции, управление запасами, хранение и доставку готовой продукции);

• компенсация роста затрат в одном звене цепи поставок за счет сокращения затрат в другом;

• использование прогрессивных методов работы для повышения производительности труда сотрудников и эффективности деятельности функциональных подразделений;

• улучшение использования ресурсов предприятия и более эффективное управление факторами, влияющими на уровень общих затрат;

• исключение видов деятельности, которые не создают добавленной ценности, путем анализа и пересмотра цепи поставок;

• обновление наиболее затратных звеньев цепи поставок при осуществлении инвестиций в бизнес и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 11649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.152 сек.