Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика научного исследования




ВВЕДЕНИЕ

В 68

А.А. ВОЛОЧКОВ

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

(курсовая, выпускная, магистерская)

Учебно-методическое пособие

 

Направления подготовки 37.03.01, 37.04.01 – «Психология»,

44.03.02, 44.04.02 – «Психолого-педагогическое образование»

 

 

Пермь

ПГГПУ

УДК 159.9

ББК Ю 93

Р е ц е н з е н т:

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии развития Пермского государственного национального исследовательского университета Е.Ю. Жданова

  В 68 Волочков, А.А. Исследовательская работа студента (курсовая, выпускная, магистерская) [Текст]: учеб.-метод. пособие. Направления подготовки 37.03.01, 37.04.01 – «Психология», 44.03.02, 44.04.02 – «Психолого-педагогическое образование» /А.А. Волочков; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2016. – 124 с.  

В учебно-методическом пособии в соответствии с имеющимися нормативными документами и традициями Пермской научной школы психологов приводятся материалы и требования к выполнению учебных исследовательских работ бакалавров и магистрантов, обучающихся по направлениям подготовки 37.03.01, 37.04.01 «Психология» и 44.03.02, 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», даются рекомендации по их выполнению и подготовке к защите. Приводятся примеры разработки и оформления отдельных разделов исследовательских работ.

Издание адресовано студентам, магистрантам и преподавателям психологических факультетов высших учебных заведений.

УДК 159.9

ББК Ю 93

Печатается по решению учебно-методического совета ПГГПУ

и совета Института психологии ПГГПУ

 

 

© Волочков А.А., 2016

© ФГБОУ ВПО «Пермский государственный

гуманитарно-педагогический университет», 2016


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................ - 5 -

1. Научная деятельность и исследовательская работа студентов................................................................................................ - 7 -

1.1. Общая характеристика научного исследования.................................. - 7 -

1.2. Исследовательская работа студентов: особенности, задачи и виды - 10 -

1.3. Краткие требования к содержанию и структуре курсовых и выпускных работ - 13 -

2. Планирование исследовательской работы.... - 19 -

2.1. Выбор темы.......................................................................................... - 19 -

2.2. Календарный план работы................................................................... - 21 -

3. Структура и структурные компоненты исследовательской работы...................................................... - 23 -

3.1. Структура научно-исследовательской работы.................................. - 23 -

3.2. Содержание структурных компонентов исследовательской работы - 25 -

3.2.1. Титульный лист......................................................................... - 25 -

3.2.2. Оглавление............................................................................... - 25 -

3.2.3. Введение................................................................................... - 26 -

3.2.4. Основная часть.......................................................................... - 30 -

3.2.5. Глава 1. Теоретическая часть работы...................................... - 31 -

3.2.6. Глава 2. Организация и методы эмпирического исследования - 48 -

3.2.7. Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение.............. - 52 -

3.2.8. Выводы..................................................................................... - 58 -

3.2.9. Заключение............................................................................... - 61 -

3.2.10. Библиографический список.................................................... - 63 -

3.2.11 Приложения............................................................................. - 65 -

4. Оформление исследовательской работы......... - 66 -

4.1. Особенности научного текста.............................................................. - 66 -

4.1.1. Особенности научного стиля изложения................................ - 66 -

4.1.2 Правила использования сокращений....................................... - 69 -

4.2. Правила оформления текста исследовательской работы.................. - 69 -

4.2.1. Оформление текста работы..................................................... - 70 -

4.2.2. Оформление заголовков........................................................... - 71 -

4.2.3. Оформление ссылок на источники........................................... - 72 -

4.2.4. Оформление таблиц и рисунков............................................... - 74 -

5. Публикация результатов
исследовательской работы...................................................... - 85 -

6. Представление и защита
исследовательской работы студента............................... - 88 -

6.1. Подготовка к защите........................................................................... - 88 -

6.2. Процедура защиты исследовательской работы................................. - 92 -

7. Экспертиза и оценивание
исследовательских работ студентов................................ - 93 -

7.1. Критерии оценки.................................................................................. - 93 -

7.2. Отзывы и рецензии на ВКР................................................................. - 97 -

7.3. Апелляции............................................................................................ - 99 -

8. Библиографический список.................................... - 102 -

9. Приложения......................................................................... - 107 -

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Образец заявления об утверждении темы выпускной квалификационной работы обучающегося............................................... - 107 -

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Области, объекты и виды профессиональной деятельности по ФГОС ВПО (уровень магистратуры) направлений подготовки 37.04.01 «Психология» и 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование».................................... 108

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Профессиональные задачи в сфере научно-исследовательской деятельности по ФГОС ВПО (уровень магистратуры) направлений подготовки 37.04.01 «Психология» и 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование»....... 109

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Форма и структура календарного плана выполнения ВКР 110

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Примеры оформления титульных листов............. 111

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Оформление оглавления исследовательской работы 113

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Ресурсы Интернет для исследовательских работ по психологии......................................................................................................................... 114

ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Пример формулировок цели, объекта, предмета, гипотез и задач исследования................................................................................................... 117

ПРИЛОЖЕНИЕ 9 Примеры библиографического описания научных источников для составления библиографического списка (по ГОСТ 7.1.−2003)............ 119

ПРИЛОЖЕНИЕ 10 Форма и содержание отзыва руководителя на выпускную квалификационную работу............................................................................. 121

ПРИЛОЖЕНИЕ 11 Образец оформления рецензии на выпускную работу 122

ПРИЛОЖЕНИЕ 12 Порядок проведения проверки выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций на наличие и объем заимствований, а также их размещение на официальном сайте ФГБОУ ВПО ПГГПУ........................... 123

 

 

Современный период развития общества характеризуется стремительными изменениями, которые затрагивают все сферы жизни. В материалах Болонского семинара (Словения, 2004 г., Берген, 2005 г., Челябинск, 2009 г. и др.) неизменно подчеркивается, что в этих условиях система высшего образования должна стать гибкой и ориентированной на развитие у студентов творческого мышления, исследовательских умений, без которых трудно как продолжать образование, так и реализовываться на рынке труда.

Современный специалист не можетограничиватьсяполученной в вузе суммой фундаментальных и специальных знаний. Онобязан постоянно учиться, повышать квалификацию и быстро адаптироваться к переменам. Именно научно-исследовательская работаформирует научное мировоззрение студентов, способствует их личностной самореализации, развивает творческое мышление, помогает организовать дальнейшуюпрофессиональную деятельность.

Подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности отражена в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) и является обязательной составной частью модели специалиста высшего профессионального образования. Кроме того, важность проблемы формирования исследовательских умений студентов подтверждает анализ большого числа профессиограмм специалистов разных направлений, в которые включены умения формулирования и решения проблем, системного анализа, абстрагирования, формализации и др. (Чупрова 2012, с. 380).

Со времени издания предыдущего учебно-методического пособия, подготовленного нами для студентов, ведущих исследования в рамках курсовых или выпускных квалификационных работ, прошло три года[1]. Но темп изменений в российском образовании столь высок, а изменений настолько много, что возникла острая потребность подготовить новое учебно-методическое пособие.

Еще одна причина, побудившая нас к его написанию, – стремление в одном пособии представить весь процесс подготовки студентами учебно-исследовательских работ – от курсовой работы бакалавра до выпускной квалификационной работы бакалавра и магистерской диссертации. На наш взгляд, такой подход дает возможность студенту представить весь процесс учебно-исследовательской работы за время обучения в вузе, демонстрирует движение по «лестнице компетенций», закрепляет учебно-познавательную мотивацию, лежащую в основе устойчивого интереса к научно-исследовательской
деятельности.

Наконец, в структуре, оформлении, информационных ресурсах и организации деятельности по подготовке и проведению исследовательских студенческих работ различного ранга (курсовых, выпускных, магистерских) много общего. Отражение этого единства облегчает организацию преддипломной практики и деятельность научного руководителя по сопровождению подготовки исследовательских работ студентов и магистрантов.

В настоящем пособии использованы ссылки на локальные нормативные акты ПГГПУ, регламентирующие процедуры подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ. Эти документы актуальны на момент подготовки пособия, но могут быть изменены при изменении законодательства об образовании. С действующими локальными нормативными актами и с их изменениями должны быть ознакомлены обучающиеся в установленном университетом порядке.

 


 

1. Научная деятельность
и исследовательская работа студентов

 

 

 

Наука – особая область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о мире. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и на этой основе синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и объясняют их. Теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы и общества [Уайтхед,1990].

Наука – одна из форм познания мира, наряду с обыденным познанием,мифологией, философией, теологией, эзотерикой,искусством.У каждого из этих видов познания – своя история, особенности, достоинства и недостатки. Например, философия предлагает картины возможных миров, в то время как наука изучает мир реальный. Наука познает мир таким, каков он в действительности, то есть добывает объективные знания о мире [Дорфман, 2005, с. 7].

Существует множество наук – общественных и гуманитарных, естественных и технических. У каждой из них – определенный объект, самостоятельный предмет, а также способы добывания и интерпретации научных фактов. Например, психологическая наука определяется как наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей, которая объединяет в себе гуманитарный и естественнонаучный подходы [Психология, 2001]. Вместе с тем, все науки объединяет использование научного метода познания, являющегося основой научных исследований.

 

 

Научное исследование характеризуется следующими признаками [Кузнецов, 2006]:

- целенаправленность: процесс достижения осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;

- ориентация на поиск неизвестного: процесс поиска нового,выдвижения оригинальных идей и подходов к изучению явлений;

- систематичность:процесс последовательного выполненияисследовательских задач, упорядочивания результатов;

- доказательность: обоснованность, аргументированность идей,результатов и выводов исследования.

Научные исследования классифицируются по различным основаниям. Взависимости от цели исследования выделяют фундаментальные и прикладные; в зависимости от уровня научного познания − теоретические и эмпирические.

Виды научных исследований [Научное исследование, 2015]:

· Фундаментальное исследование, предпринятое главным образом, чтобы производить новые знания независимо от перспектив применения.

· Прикладное исследование направлено преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей, решения конкретных задач.

· Монодисциплинарное исследование проводится в рамках отдельной науки.

· Междисциплинарное исследование требует участия специалистов различных областей и проводится на стыке нескольких научных дисциплин.

· Комплексное исследование проводится с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой
реальности.

· Однофакторное, или аналитическое, исследование направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности.

· Поисковое исследование направлено на определение перспективности работы над темой, нахождения путей решения научных задач.

· Критическое исследование проводится в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Критические исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический запас знаний и имеются апробированные методики для осуществления эксперимента.

· Уточняющее исследование. Это самый распространенный вид исследований. Их цель — установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. Обычно, по сравнению с первоначальным экспериментальным образцом, изменяются условия проведения исследования, объект, методика. Тем самым определяется, на какую область реальности распространяется полученное ранее теоретическое знание.

· Воспроизводящее (репликационное) исследование. Его цель — точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов. Воспроизводящее исследование — основа всей науки. Следовательно, метод и конкретная методика эксперимента должны быть интерсубъективными, т.е. операции, проводимые в ходе исследования, должны воспроизводиться любым квалифицированным исследователем.

· Разработка — научное исследование, внедряющее в практику результаты конкретных фундаментальных и прикладных исследований.

 

Репертуар студенческих исследований несколько уже. Обычно это монодисциплинарное, поисковое или уточняющее исследование. Полезными для будущей профессиональной деятельности являются прикладные исследования или разработки, внедряемые в практику. Вместе с тем, у студентов есть возможность участвовать в междисциплинарных и комплексных исследованиях.

Профессорско-преподавательскими коллективами вузов всегда поощряется активное участие студентов в реализации грантов различного уровня, выполняемых под руководством признанных ученых. Участие во внеучебной исследовательской работе позволяет получить неоценимый опыт взаимодействия с коллегами-учеными в решении сложных научных задач.

 

1.2. Исследовательская работа студентов:
особенности,задачи ивиды

 

Научно-исследовательская работа студентов включает в себя следующие элементы: – обучение студентов основам исследовательского труда и выполнение научных исследований под руководством преподавателей[Чупрова, 2012]. Эта работа, по сравнению с исследовательской работой ученого, имеет ряд
особенностей:

1) не является профессиональной научной деятельностью, но является необходимым этапом подготовки к самостоятельной научной работе либо использованию научных методов в профессиональной деятельности;

2) в значительной мере воспроизводит достижения и требования современной науки, не случайно за рубежом широко распространена репликационная тематика исследовательских работ студентов;

3) по сути является учебно-исследовательской деятельностью, так как,с одной стороны, включает в себя элементы исследования, с другой — носит учебный характер и преследует учебные цели;

4) выполняется студентом под руководством преподавателя, имеющего опыт научных исследований, т.е. субъектами учебно-исследовательской деятельности являются студенты и преподаватели вузов;

5) оценивается в ходе государственной итоговой аттестации студента высшего учебного заведения.

 

Задачи научно-исследовательской работы студента ориентированы на формирование навыков научно­-исследовательской деятельности и развитие умений[Положение о НИР студентов …, 2011]:

- вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

- формулировать и решать задачи, возникающие в ходе выполнения научно-исследовательской работы;

- выбирать необходимые методы исследования (модифицировать существующие, разрабатывать новые методы) исходя из задач конкретного исследования (по теме магистерской диссертации или при выполнении заданий руководителя в рамках (авторской) магистерской программы);

- применять современные информационные технологии при проведении научных исследований;

- обрабатывать полученные результаты, анализировать и представлять их в виде законченных научно-исследовательских разработок (отчета по научно-исследовательской работе, тезисов докладов, научной статьи, курсовой работы, магистерской диссертации);

- оформлять результаты проделанной работы в соответствии с действующими требованиями ГОСТ и других нормативных документов с привлечением современных средств редактирования и печати;

- формировать другие навыки и умения, необходимые студенту.

Профессиональные задачи в сфере научно-исследовательской деятельности, сформулированные в ФГОС ВПО по направлениям подготовки 37.04.01. «Психология» и 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование» (уровень магистратуры) достаточно конкретны:

· постановка проблем исследования, обработка, анализ и систематизация научно-психологической информации по теме исследования;

· определение задач исследования, разработка концептуальных моделей, рабочих планов, программ проведения, подбор методик, построение математических моделей; организация проведения исследования, анализ и интерпретация полученных результатов;

· подготовка научных отчетов, обзоров и публикаций по результатам выполненных исследований, планирование, организация и психологическое сопровождение внедрения полученных разработок;

· организация научных симпозиумов, конференций и участие в их работе;

· анализ и обобщение результатов исследовательских, развивающих, педагогических и иных социальных проектов в психолого-педагогической
области;

· экспертиза образовательных программ, проектов, психолого-педагогических технологий с точки зрения их соответствия возрастным возможностям обучающихся и соответствия современным научным психологическим подходам в возрастной, педагогической и социальной
психологии;

· создание методов и средств психологической диагностики нарушений
развития;

В целом задачи научно-исследовательской работы студентов характеризуют этот вид деятельности как эффективное средство формирования и развития у студентов мотивации к творче­ству, ответственности и самостоятельности, а также как способ наиболее полно реализовать инди­видуальный подход в обучении и воспитании студентов.

Виды исследовательской работы студентов разнообразны и представлены как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Это научно-исследовательские семинары, научно-исследовательская практика, участие в студенческих научных конференциях, научных объединениях и др.

Основным видом, безусловно, является подготовка курсовых и выпускных квалификационных работ различного уровня. Этот вид исследовательской работы студентов является обязательным для всех основных образовательных программ ВПО различного уровня (федеральный государственный стандарт, 2010−2014). Именно этому виду деятельности студентов посвящено данное пособие.

1.3. Краткие требования к содержанию и структуре
курсовых и выпускных работ

 

В этом параграфе приведены ориентировочные требования всодержанию курсовых и выпускных квалификационных работ различного уровня и курса обучения на примере требований, принятые ученым советом Института психологии ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет». Эти требования опираются на рядположений, принятых в соответствии с ФГОС ВПО ученым советом ПГГПУ в 2011–2016гг.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 3949; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.