КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика научного исследования
ВВЕДЕНИЕ В 68 А.А. ВОЛОЧКОВ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТА (курсовая, выпускная, магистерская) Учебно-методическое пособие
Направления подготовки 37.03.01, 37.04.01 – «Психология», 44.03.02, 44.04.02 – «Психолого-педагогическое образование»
Пермь ПГГПУ УДК 159.9 ББК Ю 93 Р е ц е н з е н т: доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии развития Пермского государственного национального исследовательского университета Е.Ю. Жданова
В учебно-методическом пособии в соответствии с имеющимися нормативными документами и традициями Пермской научной школы психологов приводятся материалы и требования к выполнению учебных исследовательских работ бакалавров и магистрантов, обучающихся по направлениям подготовки 37.03.01, 37.04.01 «Психология» и 44.03.02, 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», даются рекомендации по их выполнению и подготовке к защите. Приводятся примеры разработки и оформления отдельных разделов исследовательских работ. Издание адресовано студентам, магистрантам и преподавателям психологических факультетов высших учебных заведений. УДК 159.9 ББК Ю 93 Печатается по решению учебно-методического совета ПГГПУ и совета Института психологии ПГГПУ
© Волочков А.А., 2016 © ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................ - 5 - 1. Научная деятельность и исследовательская работа студентов................................................................................................ - 7 - 1.1. Общая характеристика научного исследования.................................. - 7 - 1.2. Исследовательская работа студентов: особенности, задачи и виды - 10 - 1.3. Краткие требования к содержанию и структуре курсовых и выпускных работ - 13 - 2. Планирование исследовательской работы.... - 19 - 2.1. Выбор темы.......................................................................................... - 19 - 2.2. Календарный план работы................................................................... - 21 - 3. Структура и структурные компоненты исследовательской работы...................................................... - 23 - 3.1. Структура научно-исследовательской работы.................................. - 23 - 3.2. Содержание структурных компонентов исследовательской работы - 25 - 3.2.1. Титульный лист......................................................................... - 25 - 3.2.2. Оглавление............................................................................... - 25 - 3.2.3. Введение................................................................................... - 26 - 3.2.4. Основная часть.......................................................................... - 30 - 3.2.5. Глава 1. Теоретическая часть работы...................................... - 31 - 3.2.6. Глава 2. Организация и методы эмпирического исследования - 48 - 3.2.7. Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение.............. - 52 - 3.2.8. Выводы..................................................................................... - 58 - 3.2.9. Заключение............................................................................... - 61 - 3.2.10. Библиографический список.................................................... - 63 - 3.2.11 Приложения............................................................................. - 65 - 4. Оформление исследовательской работы......... - 66 - 4.1. Особенности научного текста.............................................................. - 66 - 4.1.1. Особенности научного стиля изложения................................ - 66 - 4.1.2 Правила использования сокращений....................................... - 69 - 4.2. Правила оформления текста исследовательской работы.................. - 69 -
4.2.1. Оформление текста работы..................................................... - 70 - 4.2.2. Оформление заголовков........................................................... - 71 - 4.2.3. Оформление ссылок на источники........................................... - 72 - 4.2.4. Оформление таблиц и рисунков............................................... - 74 - 5. Публикация результатов 6. Представление и защита 6.1. Подготовка к защите........................................................................... - 88 - 6.2. Процедура защиты исследовательской работы................................. - 92 - 7. Экспертиза и оценивание 7.1. Критерии оценки.................................................................................. - 93 - 7.2. Отзывы и рецензии на ВКР................................................................. - 97 - 7.3. Апелляции............................................................................................ - 99 - 8. Библиографический список.................................... - 102 - 9. Приложения......................................................................... - 107 - ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Образец заявления об утверждении темы выпускной квалификационной работы обучающегося............................................... - 107 - ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Области, объекты и виды профессиональной деятельности по ФГОС ВПО (уровень магистратуры) направлений подготовки 37.04.01 «Психология» и 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование».................................... 108 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Профессиональные задачи в сфере научно-исследовательской деятельности по ФГОС ВПО (уровень магистратуры) направлений подготовки 37.04.01 «Психология» и 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование»....... 109 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Форма и структура календарного плана выполнения ВКР 110 ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Примеры оформления титульных листов............. 111 ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Оформление оглавления исследовательской работы 113 ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Ресурсы Интернет для исследовательских работ по психологии......................................................................................................................... 114 ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Пример формулировок цели, объекта, предмета, гипотез и задач исследования................................................................................................... 117 ПРИЛОЖЕНИЕ 9 Примеры библиографического описания научных источников для составления библиографического списка (по ГОСТ 7.1.−2003)............ 119
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 Форма и содержание отзыва руководителя на выпускную квалификационную работу............................................................................. 121 ПРИЛОЖЕНИЕ 11 Образец оформления рецензии на выпускную работу 122 ПРИЛОЖЕНИЕ 12 Порядок проведения проверки выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций на наличие и объем заимствований, а также их размещение на официальном сайте ФГБОУ ВПО ПГГПУ........................... 123
Современный период развития общества характеризуется стремительными изменениями, которые затрагивают все сферы жизни. В материалах Болонского семинара (Словения, 2004 г., Берген, 2005 г., Челябинск, 2009 г. и др.) неизменно подчеркивается, что в этих условиях система высшего образования должна стать гибкой и ориентированной на развитие у студентов творческого мышления, исследовательских умений, без которых трудно как продолжать образование, так и реализовываться на рынке труда. Современный специалист не можетограничиватьсяполученной в вузе суммой фундаментальных и специальных знаний. Онобязан постоянно учиться, повышать квалификацию и быстро адаптироваться к переменам. Именно научно-исследовательская работаформирует научное мировоззрение студентов, способствует их личностной самореализации, развивает творческое мышление, помогает организовать дальнейшуюпрофессиональную деятельность. Подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности отражена в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) и является обязательной составной частью модели специалиста высшего профессионального образования. Кроме того, важность проблемы формирования исследовательских умений студентов подтверждает анализ большого числа профессиограмм специалистов разных направлений, в которые включены умения формулирования и решения проблем, системного анализа, абстрагирования, формализации и др. (Чупрова 2012, с. 380). Со времени издания предыдущего учебно-методического пособия, подготовленного нами для студентов, ведущих исследования в рамках курсовых или выпускных квалификационных работ, прошло три года[1]. Но темп изменений в российском образовании столь высок, а изменений настолько много, что возникла острая потребность подготовить новое учебно-методическое пособие.
Еще одна причина, побудившая нас к его написанию, – стремление в одном пособии представить весь процесс подготовки студентами учебно-исследовательских работ – от курсовой работы бакалавра до выпускной квалификационной работы бакалавра и магистерской диссертации. На наш взгляд, такой подход дает возможность студенту представить весь процесс учебно-исследовательской работы за время обучения в вузе, демонстрирует движение по «лестнице компетенций», закрепляет учебно-познавательную мотивацию, лежащую в основе устойчивого интереса к научно-исследовательской Наконец, в структуре, оформлении, информационных ресурсах и организации деятельности по подготовке и проведению исследовательских студенческих работ различного ранга (курсовых, выпускных, магистерских) много общего. Отражение этого единства облегчает организацию преддипломной практики и деятельность научного руководителя по сопровождению подготовки исследовательских работ студентов и магистрантов. В настоящем пособии использованы ссылки на локальные нормативные акты ПГГПУ, регламентирующие процедуры подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ. Эти документы актуальны на момент подготовки пособия, но могут быть изменены при изменении законодательства об образовании. С действующими локальными нормативными актами и с их изменениями должны быть ознакомлены обучающиеся в установленном университетом порядке.
1. Научная деятельность
Наука – особая область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о мире. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и на этой основе синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и объясняют их. Теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы и общества [Уайтхед,1990]. Наука – одна из форм познания мира, наряду с обыденным познанием,мифологией, философией, теологией, эзотерикой,искусством.У каждого из этих видов познания – своя история, особенности, достоинства и недостатки. Например, философия предлагает картины возможных миров, в то время как наука изучает мир реальный. Наука познает мир таким, каков он в действительности, то есть добывает объективные знания о мире [Дорфман, 2005, с. 7]. Существует множество наук – общественных и гуманитарных, естественных и технических. У каждой из них – определенный объект, самостоятельный предмет, а также способы добывания и интерпретации научных фактов. Например, психологическая наука определяется как наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей, которая объединяет в себе гуманитарный и естественнонаучный подходы [Психология, 2001]. Вместе с тем, все науки объединяет использование научного метода познания, являющегося основой научных исследований.
Научное исследование характеризуется следующими признаками [Кузнецов, 2006]: - целенаправленность: процесс достижения осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач; - ориентация на поиск неизвестного: процесс поиска нового,выдвижения оригинальных идей и подходов к изучению явлений; - систематичность:процесс последовательного выполненияисследовательских задач, упорядочивания результатов; - доказательность: обоснованность, аргументированность идей,результатов и выводов исследования. Научные исследования классифицируются по различным основаниям. Взависимости от цели исследования выделяют фундаментальные и прикладные; в зависимости от уровня научного познания − теоретические и эмпирические. Виды научных исследований [Научное исследование, 2015]: · Фундаментальное исследование, предпринятое главным образом, чтобы производить новые знания независимо от перспектив применения. · Прикладное исследование направлено преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей, решения конкретных задач. · Монодисциплинарное исследование проводится в рамках отдельной науки. · Междисциплинарное исследование требует участия специалистов различных областей и проводится на стыке нескольких научных дисциплин. · Комплексное исследование проводится с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой · Однофакторное, или аналитическое, исследование направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности. · Поисковое исследование направлено на определение перспективности работы над темой, нахождения путей решения научных задач. · Критическое исследование проводится в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Критические исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический запас знаний и имеются апробированные методики для осуществления эксперимента. · Уточняющее исследование. Это самый распространенный вид исследований. Их цель — установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. Обычно, по сравнению с первоначальным экспериментальным образцом, изменяются условия проведения исследования, объект, методика. Тем самым определяется, на какую область реальности распространяется полученное ранее теоретическое знание. · Воспроизводящее (репликационное) исследование. Его цель — точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов. Воспроизводящее исследование — основа всей науки. Следовательно, метод и конкретная методика эксперимента должны быть интерсубъективными, т.е. операции, проводимые в ходе исследования, должны воспроизводиться любым квалифицированным исследователем. · Разработка — научное исследование, внедряющее в практику результаты конкретных фундаментальных и прикладных исследований.
Репертуар студенческих исследований несколько уже. Обычно это монодисциплинарное, поисковое или уточняющее исследование. Полезными для будущей профессиональной деятельности являются прикладные исследования или разработки, внедряемые в практику. Вместе с тем, у студентов есть возможность участвовать в междисциплинарных и комплексных исследованиях. Профессорско-преподавательскими коллективами вузов всегда поощряется активное участие студентов в реализации грантов различного уровня, выполняемых под руководством признанных ученых. Участие во внеучебной исследовательской работе позволяет получить неоценимый опыт взаимодействия с коллегами-учеными в решении сложных научных задач.
1.2. Исследовательская работа студентов:
Научно-исследовательская работа студентов включает в себя следующие элементы: – обучение студентов основам исследовательского труда и выполнение научных исследований под руководством преподавателей[Чупрова, 2012]. Эта работа, по сравнению с исследовательской работой ученого, имеет ряд 1) не является профессиональной научной деятельностью, но является необходимым этапом подготовки к самостоятельной научной работе либо использованию научных методов в профессиональной деятельности; 2) в значительной мере воспроизводит достижения и требования современной науки, не случайно за рубежом широко распространена репликационная тематика исследовательских работ студентов; 3) по сути является учебно-исследовательской деятельностью, так как,с одной стороны, включает в себя элементы исследования, с другой — носит учебный характер и преследует учебные цели; 4) выполняется студентом под руководством преподавателя, имеющего опыт научных исследований, т.е. субъектами учебно-исследовательской деятельности являются студенты и преподаватели вузов; 5) оценивается в ходе государственной итоговой аттестации студента высшего учебного заведения.
Задачи научно-исследовательской работы студента ориентированы на формирование навыков научно-исследовательской деятельности и развитие умений[Положение о НИР студентов …, 2011]: - вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий; - формулировать и решать задачи, возникающие в ходе выполнения научно-исследовательской работы; - выбирать необходимые методы исследования (модифицировать существующие, разрабатывать новые методы) исходя из задач конкретного исследования (по теме магистерской диссертации или при выполнении заданий руководителя в рамках (авторской) магистерской программы); - применять современные информационные технологии при проведении научных исследований; - обрабатывать полученные результаты, анализировать и представлять их в виде законченных научно-исследовательских разработок (отчета по научно-исследовательской работе, тезисов докладов, научной статьи, курсовой работы, магистерской диссертации); - оформлять результаты проделанной работы в соответствии с действующими требованиями ГОСТ и других нормативных документов с привлечением современных средств редактирования и печати; - формировать другие навыки и умения, необходимые студенту. Профессиональные задачи в сфере научно-исследовательской деятельности, сформулированные в ФГОС ВПО по направлениям подготовки 37.04.01. «Психология» и 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование» (уровень магистратуры) достаточно конкретны: · постановка проблем исследования, обработка, анализ и систематизация научно-психологической информации по теме исследования; · определение задач исследования, разработка концептуальных моделей, рабочих планов, программ проведения, подбор методик, построение математических моделей; организация проведения исследования, анализ и интерпретация полученных результатов; · подготовка научных отчетов, обзоров и публикаций по результатам выполненных исследований, планирование, организация и психологическое сопровождение внедрения полученных разработок; · организация научных симпозиумов, конференций и участие в их работе; · анализ и обобщение результатов исследовательских, развивающих, педагогических и иных социальных проектов в психолого-педагогической · экспертиза образовательных программ, проектов, психолого-педагогических технологий с точки зрения их соответствия возрастным возможностям обучающихся и соответствия современным научным психологическим подходам в возрастной, педагогической и социальной · создание методов и средств психологической диагностики нарушений В целом задачи научно-исследовательской работы студентов характеризуют этот вид деятельности как эффективное средство формирования и развития у студентов мотивации к творчеству, ответственности и самостоятельности, а также как способ наиболее полно реализовать индивидуальный подход в обучении и воспитании студентов. Виды исследовательской работы студентов разнообразны и представлены как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Это научно-исследовательские семинары, научно-исследовательская практика, участие в студенческих научных конференциях, научных объединениях и др. Основным видом, безусловно, является подготовка курсовых и выпускных квалификационных работ различного уровня. Этот вид исследовательской работы студентов является обязательным для всех основных образовательных программ ВПО различного уровня (федеральный государственный стандарт, 2010−2014). Именно этому виду деятельности студентов посвящено данное пособие. 1.3. Краткие требования к содержанию и структуре
В этом параграфе приведены ориентировочные требования всодержанию курсовых и выпускных квалификационных работ различного уровня и курса обучения на примере требований, принятые ученым советом Института психологии ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет». Эти требования опираются на рядположений, принятых в соответствии с ФГОС ВПО ученым советом ПГГПУ в 2011–2016гг.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 3949; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |