КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Определение фандрейзинга. Опыт США и России в области фандрейзинга. Налоговое стимулирование в рамках фандрейзинга применительно к музейной сфере
Ценовая политика учреждений культуры применительно к музейной сфере. Организационная структура маркетинга в Государственном Эрмитаже. Организационная структура маркетинга в Лувре. Направления маркетинга учреждений культуры. Определение маркетинга музея. Классическая концепция музея. Концепция маркетинга для учреждения культуры (музея). Доноры учреждений культуры на невозмездной и возмездной основе. Мотивация потребностей доноров согласно пирамиде Маслоу. Различие продуктов музея. Маркетингом в сфере культуры могут за ниматься не только учреждения культуры, но и другие участники рынка (например, коммерче ские организации, выделяющие в своем бюджете средства на благотворительную деятельность; индивидуальные предприниматели, входящие в состав попечительских советов учреждений культуры или занимающиеся меценатством). Причем подобная деятельность коммерческих организаций и индивидуальных предпринима телей не всегда связана с их основными целями работы и ориентирована на рост конкурентных преимуществ и создание позитивного имиджа, о чем сви детельствуют результаты различных социологических ис следований в России1. В то же время маркетинг учреждений культуры не всегда сводится к некоммерческому марке тингу и ориентируется на некоммерческие цели, а может направляться на получение прибыли, рост продаж, расши рение рынка. Отсюда могут возникать как «социальные», таки «экономические» эффекты деятельности учреждений культуры. крайне спорной предоставляется точка зрения о том, что в основе концепции маркетинга некоммерческих организаций лежат принципы классического маркетинга (например, «производить только те продукты, которые, безусловно, соответствуют потребностям и пользуются спро сом у потребителей»)1. Многие общественные блага, произ водимые учреждениями культуры, не соответствуют потреб ностям рынка и не пользуются спросом у потребителей, тем не менее их производство является важнейшей социальной задачей (сохранение культурного наследия и др.). Классическая: Анализ рынка – Создание товара – Реализация и продвижение товара учреждения культуры в своей деятельно сти должны отталкиваться прежде всего от своей миссии, от творческих идей, даже если они в настоящее время не пользуются спросом на рынке. В этом случае роль марке тинга будет заключаться как раз в формировании спроса на некоммерческую деятельность учреждений и дальнейшее продвижение этой деятельности на рынке Концепция маркетинга: Создание некоммерческого продукта - Формирование спроса - Продвижение некоммерческого продукта Необходимо отметить, что из вышесказанного отнюдь не следует, что в рамках некоммерческой деятельности не происходит добровольного обмена, или товары и услуги предоставляются исключительно на бесплатной основе. Учреждения культуры могут устанавливать различные цены на свои товары и услуги. Под донорами понимаются субъекты, готовые предоставить финансиро вание, оказать добровольную безвозмездную поддержку в форме товаров, услуг, работ. К ним относятся благотвори тели, меценаты, попечители, волонтеры Благотворители — это физические и юридические лица, оказывающие добровольную бескорыстную поддержку (пере дачу имущества, в том числе денежных средств, выполнение работ, предоставление услуг) в общеполезных целях. Меценаты — это физические и юридические лица, занимающиеся организацией и поддержкой общественно значимых мероприятий в просветительских целях (преиму щественно в сфере культуры и искусства). Попечители — физические лица, оказывающие ре гулярную организационную, а также материальную поддержку на добровольной, безвозмездной и долгосроч ной основе в общеполезных целях (в большинстве случаев образуют попечительский совет). Волонтеры (добровольцы) — физические лица, осу ществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда. Однако помимо рынка доноров существует рынок воз мездного финансирования учреждений культуры, который представлен спонсорами и инвесторами. Спонсоры — физические и юридические лица, оказы вающие различные формы поддержки на условиях распро странения рекламы, организации коммерческих выставок, пресс-конференций, реализации продукции, использования помещений спонсируемого и др. Инвесторы — физические и юридические лица, осу ществляющие финансовую или иную материальную под держку на возмездной основе. Если некоммерческий субъект занимается фандрейзин- гом (деятельностью, которую можно отнести к разновид ности предпринимательства, поскольку она нацелена на систематическое получение доходов и связана с риском), то он не может не учитывать различные интересы рынка доноров и, как следствие, вынужден сегментировать ры нок доноров, имеющих разную мотивацию. Как видно из рис. 17 и 18, благотворители, меценаты, попечители, во лонтеры, поддерживая учреждения культуры, реализуют наивысшие группы своих потребностей согласно пирамиде Маслоу. Это потребности в самореализации, творчестве. В свою очередь, спонсоры и инвесторы нацелены на дру гую группу потребностей и заинтересованы в расширении деловой активности и получении прибыли. Таким образом, конечный продукт, реализуемый на рынке доноров, будет отличаться от конечного продукта, выпускаемого некоммерческим субъектом в рамках основ ной некоммерческой деятельности. Так, художник веро ятнее всего будет представлять на рынок доноров модные картины, выполненные на заказ произведения искусства, а не свои авторские разработки. Если взять в качестве примера музей, то в рамках своей уставной деятельности музей будет заниматься научно-ис следовательской, просветительской работой (выставками, экскурсиями, лекциями), консервацией и реставрацией произведений искусства, археологическими разработками (рис. 19). В рамках фандрейзинга музей будет предостав лять принципиально иные услуги — концерты, корпоратив ные выставки и мероприятия, VIP-приемы, эксклюзивное экскурсионное обслуживание. Занимаясь предпринима тельской деятельностью, музей станет реализовывать су венирную, печатную продукцию, предлагать услуги фото-, видеосъемки, общественного питания и др. Очевидно, что для продуктов музея, выпускаемых в рам ках некоммерческой деятельности (таких как научно- исследовательская деятельность, археологические работы, консервация и хранение экспонатов), абсурдно применять концепцию и инструменты классического маркетинга.
Анализ организации маркетинга в Государ ственном Эрмитаже позволил определить направления при менения маркетинга в музее и выделить организационную структуру управления маркетингом в Эрмитаже (рис. 20). Данная структура состоит из трех отделов, а именно: отдела развития, службы гостеприимства и пресс-службы, под чиняющихся заместителю директора по развитию и марке тингу. Отдел развития, насчитывающий пять человек, за нимается привлечением благотворительных и спонсорских средств от физических и юридических лиц, организацией предпринимательской деятельности на территории музея (кафе, рестораны, магазины). Служба гостеприимства, объединяющая двадцать семь сотрудников, выполняет функции информационного обслу живания посетителей, организации работы входной зоны музея, в том числе порядок предоставления фото- и видео-ус- луг, разработку дизайна печатной и сувенирной продукции, оформление на территории музея магазинов, киосков, кафе. Пресс-служба Эрмитажа, насчитывающая четыре че ловека, по сути выполняет функции PR -службы. Внима ние общественности привлекается пресс-службой через средства массовой информации, сотрудничество с другими организациями, а также со спонсорами, благотворителями и органами государственной власти как внутри страны, так и за рубежом. Таким образом, в Эрмитаже концепция и инструмен тарий классического маркетинга в основном использу ется для развития предпринимательской деятельности и фандрейзинга. В рамках основной некоммерческой дея тельности маркетинг ограничивается развитием связей с общественностью. Анализ зарубежного опыта маркетинговой деятельности в музее подтвердил сделанный нами вывод, что маркетинг некоммерческой деятельности музея в основном ограничи вается выполнением PR-функций. Например, организаци онная структура маркетинга в Лувре состоит из четырех отделов, а именно: культурно-просветительского отдела, отдела работы с аудиторией, службы гостеприимства и свя зей с общественностью1 (рис. 21). Все четыре отдела по сути выполняют PR-функции. Так, в задачи отдела работы с аудиторией входит организация различных мероприятий (конференций, симпозиумов, фестивалей, коллоквиумов, семинаров и др.), позволяющих привлечь интерес со стороны широкой общественности. Близким по целям работы явля ется культурно-просветительский отдел, функции которого сводятся к популяризации музея. Культурно-просветитель ский отдел отвечает за подготовку информационных матери алов, развитие партнерских отношений с музеями, другими учреждениями культуры и образования как внутри страны, так и за рубежом. Самым большим отделом в организационной структуре маркетинга является служба гостеприимства, насчитываю щая около шестидесяти сотрудников2. В системе маркетин га служба гостеприимства играет важную роль, занимаясь предоставлением информационных услуг посетителям (на пример, реализацией информационного журнала «Эхо го степриимства»), развитием партнерских отношений в раз личных регионах. В своей работе отдел гостеприимства тесно сотрудничает со службой по связям с общественностью, ответственной за управление имиджем музея и развитием отношений с за интересованными лицами. Разнообразные цели деятельности и продукты организа ций культуры требуют выделения различных направлений их маркетинговой стратегии. Организации культуры актив но используют классические маркетинговые инструменты в своей предпринимательской деятельности и в рамках фандрейзинга. развитие учреждением культуры маркетинговых коммуникаций с клиентами, партнерами, посредниками и поставщиками необходимо для ведения предпринимательской деятельности и получения доходов. Отношения учреждения культуры с благотворителями, спон сорами, фондами и попечителями направлены на получение денежной, материальной, организационной поддержки и вы деляются в отдельное направление маркетинга. Занимаясь некоммерческой деятельностью, учреждение культуры ре шает социальные, культурные, научные задачи, которые принципиально важны для общества в целом и требуют применения технологий развития связей с общественностью. Развитие коммуникаций с государственными и местными властями, некоммерческими организациями, заинтересо ванными лицами, средствами массовой информации наце лены на получение общественной поддержки деятельности учреждения культуры. Очевидно, что разные области маркетинга учреждения культуры тесно взаимосвязаны. Отзывы клиентов, по ставщиков, посредников и партнеров дают возможность привлечь интерес частных, корпоративных и государствен ных доноров. Все это в целом способствует росту интереса и доверия со стороны общества к деятельности учреждения культуры. Таким образом, учреждение культуры может развивать три различных направления маркетинга, где в каждом на правлении она будет предлагать рынку разные продукты и использовать разный инструментарий. Это позволяет определить маркетинг учреждений культуры как комплекс мер, направленных на развитие некоммерческой деятельно сти, привлечение внешней поддержки и получение доходов от предпринимательской деятельности.
Учреждения культуры могут устанавливать дифферен цированные цены на входные билеты по возрастному призна ку (дети, школьники, студенты, пенсионеры), по отдельным категориям посетителей (участники войны, ветераны труда, инвалиды, иностранные и российские граждане; а также отдельные лица и группы) и уровню дохода (российские и иностранные граждане). Уровень цены также может фор мироваться в зависимости от времени посещения учреж дения культуры (день—вечер, открытые—закрытые часы работы), популярности, уникальности выставок, концертов, спектаклей и т. д. Кроме того, учреждения культуры актив но разрабатывают привилегии для спонсоров, друзей и т. д. Российские учреждения культуры активно проводят це новую дискриминацию для различных групп потребителей. Так, музеи могут выделять для целей ценообразования до двадцати различных групп посетителей. Например, дети, студенты, школьники, пенсионеры, инвалиды, ветераны, военнослужащие, многодетные семьи, работники культу ры, иностранные граждане и др. Кроме того, ценовая политика отечественных учреж дений культуры отличается жесткой дискриминацией по отношению к иностранным гражданам. В целях увеличения доходов входная плата для зарубежных посетителей уста навливается в несколько раз выше тарифов для местного населения. В России такую ценовую политику проводят Государственный Эрмитаж, Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Мариинский театр и др. Так, в Эр митаже входная плата для иностранных граждан составляет 400 руб., тогда как для российских посетителей — 300 руб. Ценовая дискриминация имеет целый ряд недостатков. Во-первых, она негативно оценивается потребителя ми, что в конечном итоге ведет к ухудшению имиджа учреждения. Дискриминационная политика отражается на сокращении повторных посещений, снижении доходов от дополнительной деятельности учреждения культуры, таких как выручки сувенирных магазинов, кафе и т. д. Сле довательно, косвенные расходы на проведение дискримина ционной политики могут достигать значительных размеров. Во-вторых, данная ценовая политика отличается са мым высоким уровнем не только косвенных, но и прямых расходов. Высокая дифференциация цен требует дополни тельных затрат на выпуск и реализацию разных входных билетов, а также контроль за их использованием. Обращаясь к зарубежному опыту ценообразования в сфере культуры (на примере музеев), выделяются два основных подхода к установлению входной платы в му зеи — западноевропейский и американский подходы. Первый подход к установлению входной платы в музей является наиболее популярным среди западноевропейских музеев, в которых входная плата, как правило, дифференци рована по двум-трем категориям и взимается ежедневно, за исключением одного дня в месяц, когда для всех категорий посетителей вход в музей бесплатный. Обычно льготным тарифом (50%) пользуются студенты и музейные работни ки. Расходы на обслуживание западноевропейской ценовой политики являются высокими в связи с реализацией диффе ренцированного подхода, однако доходы от нее существенно превышают необходимые затраты. В большинстве случаев западноевропейский подход обеспечивает высокие доходы от входной платы и в то же время дает возможность посещения музея малообеспеченным слоям населения. Второй подход к установлению входной платы в музей пользуется популярностью среди американских музеев, где вместо фиксированной входной платы активно поощряются пожертвования со стороны посетителей. Наряду с аноним ными пожертвованиями музеи одновременно формируют клубы и общества своих друзей, предоставляя их членам в ответ на денежный взнос определенные привилегии.
Использование понятия «фандрейзинг» в оте чественной науке и практике началось с пере ходом России на рыночные условия. Термин «фандрейзинг» был заимствован из США, где он используется уже многие десятилетия преимуще ственно в области привлечения финансирования в так называемый третий сектор. Третий сектор США, развивающийся с конца X IX — начала X X вв. и функционирующий наряду с частным и государственным сектором, объединяет неком мерческие негосударственные организации, для которых основной целью деятельности является не получение прибыли, а решение различных социальных задач, игнорируемых частным и го сударственным сектором. Активное развитие фандрейзинга во второй половине X X в. связано с возрастанием роли третьего сектора в США. В 1997 г. некоммер ческий сектор США объединял около 2,1 млн организаций по сравнению с 309 тыс. в 1967 г.1. О масштабе третьего сектора свидетельствует и уровень занятых в некоммерческих организа циях. Исследование структуры занятости в США показало, что в 1977 г. удельный вес некоммер ческого сектора в общей численности занятых в экономике достиг 3,4 %, причем абсолютное число работающих в неприбыльных организациях состави ло 6,3 млн человек1. Об усиливающейся роли некоммерче ского сектора в экономике США дает представление анализ его доли в национальном доходе страны. В 1980 г. на долю третьего сектора приходилось около 3,8% национального дохода, что в 1,5 раза выше уровня 1965 г.2. Новый толчок развития фандрейзинг получил в США в 1980-е гг. во времена правления Р. Рейгана, когда неком мерческая сфера переживала финансовый кризис в связи с сокращением бюджетного финансирования на социально культурные цели3. Несмотря на то, что некоммерческий сек тор США во все времена в большей степени ориентировался на привлеченные и собственные источники финансирова ния, чем на финансирование со стороны государства, тем не менее сокращение прямого и косвенного государственного финансирования стало причиной финансового кризиса третьего сектора. Фандрейзинг с 1980-х гг. стал ориентироваться на ак тивную диверсификацию источников финансирования со стороны физических и юридических лиц, государственных и местных властей, а также разработку новых форм при влеченного финансирования некоммерческих организаций. Помимо традиционных пожертвований, грантов, благо творительных, спонсорских и членских взносов появились такие новые формы, как не облагаемые налогом муници пальные облигации и резервные взносы. Задачами фандрейзера являются анализ рынка доноров, определение совместных интересов доноров и некоммер ческой организации, разработка системы привилегий для доноров, методов привлечения средств, непосредственная организация фандрейзинговой кампании. С 1980-х гг. фандрейзинг окончательно оформился в са мостоятельную управленческую дисциплину. В настоящее время в США проблемам развития фандрей- зинга также уделяется повышенное внимание. Несмотря на выход из кризиса 1980-х гг., некоммерческий сектор в США с середины 1990-х гг. вновь столкнулся с серьезными фи нансовыми проблемами. По словам политолога Р. Патнэма, «многие некоммерческие организации внезапно испытали существенную потерю своих клиентов»1. В результате рез кое снижение объемов поступлений со стороны частных лиц привело к значительному финансовому дефициту бюджетов некоммерческих организаций. В России термин «фандрейзинг» стал активно использо ваться с начала 1990-х гг. преимущественно государствен ными некоммерческими организациями для покрытия дефицита финансовых средств. Причины дефицита были аналогичны причинам 1980-х гг. в США — сокращение государственного финансирования на социальную сферу. Несмотря на то, что фандрейзинг в США преимущественно ориентирован на поддержку негосударственных некоммер ческих организаций, в России, где третий сектор находится только в процессе становления, фандрейзинг нашел новые сферы применения. В связи с тем, что в России к некоммерческим органи зациям согласно ГК РФ относятся как государственные, так и негосударственные организации, то некоммерческая сфера России не соответствует классическому третьему сектору. По данным Госкомстата РФ, 51% некоммерче ских организаций, общая численность которых достигла на 1 января 2002 г. 589 228, функционируют в форме государственных и муниципальных учреждений. Преоб ладание государственных организаций в некоммерческой сфере России привело к тому, что фандрейзинг в 1990-е гг. использовался для диверсификации структуры финанси рования отечественных государственных некоммерческих организаций и создания альтернативы бюджетным источ никам финансирования. Однако в настоящее время фандрейзинг в России все более широко применяется и негосударственными неком мерческими организациями, которые активно формируют независимый третий сектор. В России можно встретить различные транскрипции англоязычного термина — фандрейзинг, фандрайзинг. фандрейзинг (fund raising) является более точным переводом англоязычного термина, означа ющего собирание, добывание денежных средств, тогда как фандрайзинг (fund rising) дословно означает не привлече ние, а рост фондов, который может быть обусловлен иными факторами, например, ростом доходов от некоммерческой и предпринимательской деятельности. Одной из актуальных проблем развития фандрейзинга в России является отсутствие эффективных мер налогового стимулирования лиц, выделяющих благотворительные и спонсорские средства в ходе фандрейзинга. Согласно социологическому исследованию ВЦИОМ 76 % представителей российских коммерческих компаний оце нили условия для ведения благотворительной деятельности в стране скорее как неудовлетворительные1. Причем назван ные ими причины сложившейся ситуации в основном связа ны с государственной политикой, а именно: несовершенством налоговой и законодательной сфер, а также недостатком государственной поддержки и признания благотворителей. Большинство опрошенных особенно подчеркивали, что су- ществуюхцая налоговая политика не оказывает заметного влияния на рост поддержки некоммерческих организаций культуры со стороны физических и юридических лиц. Федеральные налоговые льготы для физических лиц. Согласно ст. 219 главы 23 Налогового кодекса РФ от 5.08.2000 № 117-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2001 г., при опреде лении размера налоговой базы по налогу на доходы физиче ских лиц налогоплательщик имеет право на получение соци альных налоговых вычетов «в сумме доходов, перечисляемых на благотворительные цели в виде денежной помощи органи зациям культуры, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, в размере фактиче ски произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде». Отсюда следует, что применение данной налоговой льготы ограничено, с одной стороны, суммой, на которую уменьшается налогооблагаемая база по налогу на доходы физических лиц, а с другой стороны, условием оказания помощи организациям культуры только в денежной форме и исключительно финансируемым из бюджета. Первое ограничение является новым, введенным с 1 ян варя 2001 г. Налоговым кодексом. До 31 декабря 2000 г. в соответствии с утратившим силу законом РФ «О подо ходном налоге с физических лиц» 1991 г. рассматриваемая налоговая льгота распространялась на всю сумму дохода, учитываемого при налогообложении за соответствующий календарный год, т. е. закон не ограничивал суммы, кото рые могут направляться на благотворительные цели и на которые может уменьшаться налогооблагаемый доход физического лица. Однако несмотря на отсутствие в за коне данного ограничения уровень благотворительности в сфере культуры все равно оставался крайне низким. Таким образом, можно утверждать, что введенное Налого вым кодексом ограничение вряд ли окажет существенное влияние на снижение объемов благотворительной деятель ности в стране. Второе условие, существовавшее также и в законе «О по доходном налоге с физических лиц», существенно тормо зило и тормозит развитие благотворительности в сфере культуры, т. к. под льготу не подпадают натуральная без возмездная поддержка (передача товарно-материальных ценностей, оказание услуг и выполнение добровольных работ), а также поддержка тех некоммерческих организа ций культуры, которые не финансируются из средств бюд жетов. Учитывая тот факт, что с каждым годом все меньше и меньше организаций культуры являются получателями бюджетных средств, масштабы применения данной нало говой льготы имеет тенденцию к сокращению. Кроме того, необоснованным выглядит распростране ние данных ограничений на организации культуры, ставя их в менее выгодное положение по сравнению, например, с религиозными и физкультурно-спортивными организа циями. Причем на практике приоритеты при выборе сфер поддержки согласно результатам исследования ВЦИОМ отдаются в меньшей степени организациям культуры, чем религиозным и спортивным организациям/ система налого вых льгот, установленных для участников фандрейзинга в сфере культуры, не является достаточно гибкой и привле кательной. Актуальными остаются проблемы разработки стимулирующего механизма налоговых льгот для физиче ских и юридических лиц, осуществляющих поддержку сфе ры культуры. На это указывают также 65 % опрошенных в ходе социологического исследования ВЦИОМ1. Для решения данных проблем необходимо, на наш взгляд, внести серьезные изменения в налоговое законода тельство РФ. В частности, разработать гибкую дифферен цированную систему налоговых льгот как для учреждений культуры, так и для участников фандрейзинга. Данная система должна не просто фиксировать потенциальные нало говые льготы физических и юридических лиц, а активно сти мулировать последних в финансировании сферы культуры.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 919; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |