КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Шесть моделей функционирования благотворительных организаций. 1 страница
Благотворительные организации при учреждениях культуры. Благотворительные общества и фонды. Цель данных благотворительных самостоятельных структур. Преимущества и недостатки открытия при учреждениях культуры фонда или общественной организации. Существенные отличия фондов и общественных организаций Одна из важнейших особенностей фандрейзинга россий ских учреждений культуры состоит в организации само стоятельных подразделений — благотворительных обществ и фондов. Целью данных благотворительных структур является привлечение средств не в бюджет учреждения культуры, а в специально созданные самостоятельные организации, что обеспечивает целый ряд преимуществ. Фонд может учреждаться физическими и юридиче скими лицами на основе добровольных имущественных взносов для некоммерческих целей. В отличие от учрежде ния, которое владеет имуществом на правах оперативного управления и не несет полную ответственность по своим долгам, фонд является собственником своего имущества и полностью отвечает по своим обязательствам. Основными направлениями деятельности фонда являются привле чение финансовых средств и дальнейшее их распределе ние на конкурсной основе на некоммерческие цели. Фонд имеет право активно заниматься предпринимательской деятельностью и выступает в большинстве случаев как финансовый институт (размещает привлеченные средства на счетах банков, страховых компаний, в ценные бумаги). Обязательным органом управления фонда является попечи тельский совет, который осуществляет надзор за деятельно стью фонда, расходованием финансовых средств (табл. 25). В отличие от фонда, общественная организация создает ся гражданами и общественными объединениями, имеющи ми статус юридического лица. Добровольное объединение чаще всего физических лиц происходит для защиты общих интересов и достижения совместных целей. Общественная организация может регистрироваться и приобретать права юридического лица либо функционировать без государ ственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Деятельность общественной организации основана на системе членства, которая предполагает документальное оформление прав и обязанностей членов, регулярную уплату установленных членских взносов и др. Источниками форми рования имущества общественной организации являются взносы учредителей, членские взносы, доходы от предпри нимательской деятельности (если общественная организация имеет права юридического лица) (табл. 25). Преимуществами открытия при учреждении культуры фонда или общественной организации являются следующие аспекты. Во-первых, фонд и общественная организация имеют большую свободу в выборе направлений уставной деятель ности, чем учреждение культуры. Они могут более широко осуществлять предпринимательскую деятельность, а имен но: производить товары и услуги, приобретать и реализовы вать ценные бумаги, имущественные и неимущественные права, учреждать и участвовать в хозяйственных обществах и др. (см. табл. 25). Во-вторых, фонд и общественная организация само стоятельно распоряжаются своим имуществом в отличие от учреждения, которое владеет имуществом на правах оперативного управления. Имущественная независимость создает дополнительные предпосылки для эффективного управления фондом и общественной организацией. В-третьих, фонд и общественная организация отлича ются большим доверием со стороны физических и юриди ческих лиц, так как последние имеют более широкие воз можности контроля над движением финансовых средств. Это, в частности, следует из того, что в обязанности фонда и общественной организации входит ежегодная публикация отчетов об использовании своего имущества, что позволяет заинтересованным лицам отслеживать направления рас ходования средств. Учреждения культуры не имеют таких обязательств, поэтому их годовые отчеты либо вовсе не публикуются, либо публикуются не ежегодно. Таким об разом, учреждения культуры отличаются более закрытым характером информации, что не всегда устраивает лиц, финансирующих организации культуры. Одним из самых значительных преимуществ открытия при учреждениях культуры благотворительных фондов и общественных организаций является их независимость в вопросах планирования расходов и привлечения внебюд жетных средств. Особую актуальность данное преимуще ство приобрело в связи с принятием Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ), вступившего в силу с 1 ян варя 2000 г. Согласно ст. 42 БК РФ собственные доходы государственных учреждений культуры рассматриваются как доходы соответствующих бюджетов и учитываются при распределении бюджетного финансирования. В результате это приводит к тому, что государственное финансирование выделяется учреждениям культуры исходя из имеющихся у них внебюджетных средств. Это, в свою очередь, заставля ет учреждения культуры привлекать внебюджетное финан сирование в юридически независимые структуры, такие как благотворительные фонды и общественные организации. Наряду с преимуществами создания благотворительных организаций при учреждениях культуры можно выделить и ряд недостатков. Прежде всего благотворительный фонд и обществен ная организация отвечают по собственным обязатель ствам всем своим имуществом в отличие от учреждения культуры. Последнее отвечает по обязательствам только в пределах имеющихся у него денежных средств, а остав шаяся ответственность возлагается на учредителя. Сле довательно, фонд и общественная организация являются более рисковыми структурами, чем учреждение, что может останавливать учреждения культуры открывать подобные организации. Кроме того, создание благотворительного фонда или общественной организации сопряжено с усложнением про цессов управления, снижением оперативности вовлечения средств в финансирование программ учреждения культуры, а также дополнительными административными расходами. Усложнение организационных процессов связано с появле нием новых органов управления фондом и общественной организации: в первом случае — попечительского совета, правления фонда и исполнительной дирекцией во главе с президентом, а во втором случае — консультационного со вета во главе с управляющим. Любое расходование средств фонда и общественной организации требует процедуры согласования решений со стороны учреждения культуры и данных структур. Благотворительный фонд и общественная организация являются разными организационно-правовыми формами благотворительных организаций и имеют существенные отличия. Во-первых, основное отличие состоит в том, что обще ственная организация основана на членстве, а фонд — на добровольных имущественных взносах. В качестве членов общественной организации могут выступать физические лица и юридические лица — только общественные объеди нения, тогда как в роли вкладчиков фонда — физические и все юридические лица. Необходимо обратить особое вни мание на то, что законодательство других стран, например США, допускает в общественных организациях членство любых юридических лиц1. В российских условиях это противоречит закону РФ «Об общественных объединени ях» 1995 г., из которого, согласно ст. 1, следует, что чле нами общественных организаций могут быть юридические лица — только общественные объединения2. Во-вторых, членство в общественной организации, как правило, возобновляется каждый год, хотя могут быть предусмотрены категории членства на несколько лет и по жизненно. Поступления в фонд в большинстве случаев носят разовый характер и предназначаются строго для осущест вления конкретных целевых программ и проектов. В-третьих, размеры членских взносов общественной организации четко определены в денежном выражении и дифференцированы в зависимости от категорий член ства. Фонд не ограничивает размер и характер вложений (материальные, денежные и иные взносы), но в основном занимается привлечением крупных денежных средств под реализацию целевых программ. В-четвертых, в ответ на членские взносы общественная организация предоставляет членам стандартные некоммер ческие привилегии, такие как право участия в специальных мероприятиях, возможности бесплатного посещения уч реждения культуры, информацию о новостях организации и др. Фонд предлагает в ответ на финансовый вклад раз личные коммерческие услуги, например, право называться спонсором или благотворителем учреждения культуры, состоять в его рекламных сообщениях и списках и др. Ряд авторов (Абросимова Е. А. и др.) в качестве од ного из отличий благотворительной общественной ор ганизации от фонда выделяют то, что «если членство в благотворительной общественной организации носит фиксированный характер, т. е. количество членов точно определено, то число граждан и организаций, принимаю щих участие в деятельности благотворительного фонда, нигде не фиксируется»1. Однако данное отличие харак терно не для всех общественных организаций и фондов, функционирующих в сфере культуры, в частности, для благотворительных организаций, созданных при учреж дениях культуры. Здесь число членов и вкладчиков, как правило, не ограничивается. В зарубежной благотворительной практике можно вы делить еще одно отличие, не характерное для российского опыта. Членские взносы в общественных организациях не являются целевыми, как вклады в благотворительные фонды2. Другими словами, члены не определяют направле ния расходования своих взносов в отличие от вкладчиков благотворительных фондов.
Различные формы существования благотворительных организаций при учреждениях культуры позволяют выде лить шесть моделей функционирования благотворительных организаций при учреждениях культуры. 1. Простая внутренняя модель Особенностями внутренней модели является то, что общественная организация или фонд не являются само стоятельными юридическими лицами, а представляют структурные подразделения учреждения культуры. Со гласно Закону РФ «Об общественных объединениях» обще ственная организация и фонд вправе не регистрироваться в органах юстиции и, следовательно, не приобретать прав юридического лица1. Использование внутренней модели рекомендуется на начальном этапе фандрейзинга, а также при его небольших масштабах. Интересно отметить, что впервые внутренняя модель появилась в России еще до принятия Закона «Об обще ственных объединениях» и была связана с Павловским музеем. При музее в 1980-е гг. действовало благотворитель ное общество под названием «Друзья Павловска». Однако общество представляло собой не постоянное внутреннее подразделение музея, а некую временную структуру, соз данную исключительно для реализации проекта рекон струкции дворцового ансамбля. По масштабам деятель ности Павловское общество ничуть не уступало, а в ряде случаев и превосходило современные организации. Среди Друзей Дворца насчитывалось более двухсот пятидесяти иностранных членов. На сегодняшний день в России примерами внутрен ней модели являются Клубы Друзей Русского музея, Третьяковской галереи, М осковского Художественного Академического Театра (МХАТа), а за рубежом — Обще ство Друзей Метрополитен Музея, Британского Музея и др. В большинстве случаев Общества Друзей существуют как внутренние подразделения отделов развития. Так, в Го сударственной Третьяковской галерее Общество Друзей является с 1995 г. структурной единицей отдела развития. Целью Общества Друзей Галереи является «всемерное содействие деятельности Государственной Третьяковской галереи в выполнении ее основных задач по хранению, со биранию и экспонированию произведений отечественного изобразительного искусства, научно-исследовательской и просветительской деятельности в области культуры и искусства»1. В Обществе Друзей галереи разработано индивидуаль ное и корпоративное членство, каждое из которых насчиты вает до шести уровней (начальный, серебряный, бронзовый, золотой, платиновый, бриллиантовый) в зависимости от суммы взноса (см. приложения 3, 4). Начальный уровень индивидуальной системы членства требует внесения годового взноса от 100 до 249 амер. долл. Это дает право бесплатного неограниченного посещения Галереи в течение года, уведомление о проходящих вы ставках в музее. Более высокие уровни индивидуальной системы членства, требующие внесения годовых взносов до 5000 амер. долл. и выше, предоставляют такие допол нительные привилегии, как проведение собственных меро приятий на территории Галереи, размещение имени члена в Почетной Книге Друзей Третьяковской галереи и в списке членов Друзей при входе в основную экспозицию. Для юридических лиц минимальный членский взнос в Общество Друзей галереи составляет 2000 амер. долл. и дает право руководителю компании, а также двум ее сотрудникам бесплатно в течение года посещать музей, вернисажи выставок, иные мероприятия Галереи (встречи, концерты) и ежегодный торжественный прием для членов Общества Друзей. Кроме того, компания может заказать одну бесплатную экскурсию для своих сотрудников и чле нов их семей. Название компании при этом помещается в течение года в список членов Общества друзей при входе в основную экспозицию. Самый высокий бриллиантовый уровень корпоративно го членства с ежегодными взносами от 50 тыс амер. долл. дает такие эксклюзивные права, как, например, право проведения корпоративных мероприятий (конференций, презентаций и др.) на территории Галереи, а также воз можности размещения названия и логотипа фирмы на при гласительных билетах, в каталогах временных выставок и других изданий музея. 2. Сложная внутренняя модель Сложная внутренняя модель представляет собой функ ционирование нескольких общественных объединений, действующих как структурные подразделения учреждения культуры. Так, в Государственном Эрмитаже функционируют два общественных объединения — это Клуб Друзей Эрмитажа, являющийся структурной единицей отдела развития, и Сту денческий клуб «Эрмитаж», подчиняющийся начальнику научно-просветительского отдела. Студенческий Клуб представляет собой неформальное общественное объединение студенческой молодежи и ведет многоплановую и разнообразную деятельность, включаю щую образовательные и культурные программы, обучение волонтеров, подготовку и проведение различного рода ак ций, в том числе PR-мероприятия и FR-кампании. Целями Студенческого Клуба являются приобщение молодежи к ху дожественным ценностям, формирование интеллектуаль ной, образованной и динамичной среды петербургского сту денчества, подготовка потенциальных помощников музея. Членами Студенческого Клуба могут быть учащиеся любого высшего учебного заведения Санкт-Петербурга. Членство в Студенческом Клубе ограничено трехлетним сроком в период обучения студента в вузе. Прием в Клуб — ежегодный по результатам собеседования. Член Студенческого Клуба получает членский би лет, который дает право бесплатного посещения музея и проводимых мероприятий. По завершении трехлетнего курса член Студенческого Клуба получает специальное свидетельство Эрмитажа. В другое общественное объединение Эрмитажа — Клуб Друзей, объединяющий такие крупные коммерческие ком пании, как Кока Кола, Самсунг Электронике, ИБМ, Балт- ОНЭКСИМ Банк, ИНГОССТРАХ и др., может вступить как физическое, так и юридическое лицо. Для физических лиц существуют четыре категории членства. Каждый человек, внесший 50, 75, 100, 300 амер. долл. и выше, вправе счи таться индивидуальным, семейным, привилегированным членом или членом-учредителем Клуба Друзей Эрмитажа. Для юридических лиц разработано большее число категорий членства, которые значительно отличаются по суммам — от 2000 до 99 999 амер. долл. и выше. Предприятия и ор ганизации могут стать простыми и привилегированными корпоративными членами, рядовыми и официальными кор поративными спонсорами или покровителями Эрмитажа. Все взносы в Клуб Друзей носят целевой характер. Дру гими словами, сам вкладчик определяет направления рас ходования средств, например, на реставрацию экспонатов, реконструкцию зданий и залов, научно-просветительные программы, выставочные проекты, издательскую деятель ность, улучшение условий приема посетителей и т. д. Со своей стороны, музей предоставляет своим членам ряд при вилегий. Так, все юридические лица получают Почетный Диплом «Коллективного Члена Клуба Друзей Эрмитажа», а для руководителей компании выдаются персональные карточки, дающие право на бесплатное посещение музея и участие в клубных мероприятий. Кроме того, названия организаций, внесших значительные благотворительные средства, включаются в список «Меценаты и спонсоры Эрмитажа» в годовом отчете музея, каталогах временных выставок, средствах массовой информации, а также за носятся на Доску Почетных Спонсоров Эрмитажа. Офи циальным спонсорам и покровителям музея предоставля ется приоритетное право на проведение корпоративных мероприятий в залах Эрмитажа и участие руководителей компаний в Совете Клуба Друзей. Для индивидуальных членов привилегии ограничиваются получением персональ ной карточки, дающей право на бесплатный вход в музей, посещение выставок, концертов и клубных мероприятий, 20 % скидки на сувенирную и печатную продукцию музея. Сложная внутренняя модель получила свое распро странение и в провинциальных учреждениях культуры. Так, при Свердловской государственной академической филармонии создано несколько клубов, объединяющих людей с близкими музыкальными вкусами и образующих так называемую Лигу Друзей Филармонии1. Одним из таких клубов является Дамский Клуб, соз данный в 1999 г. и насчитывающий на сегодняшний день более 50 членов. В ответ на членские взносы дамы участвуют в мероприятиях Клуба, разнообразных по тематике и ин тересам. Кроме того, члены Клуба принимают активное участие в привлечении благотворительных средств, в рас ширении числа слушателей филармонических концертов среди предпринимателей и руководителей фирм Екатерин бурга, а также в проведении благотворительных акций. Сложная внутренняя модель позволяет привлечь боль шие объемы финансирования со стороны различных целе вых аудиторий и рекомендуется для расширения фандрей зинга в учреждениях культуры. 3. Простая внешняя модель В отличие от внутренней модели простая внешняя мо дель характеризуется тем, что благотворительный фонд или общественная организация действуют как самостоятельные юридические лица и имеют уставной целью поддержку конкретного учреждения культуры. В их задачи могут входить сбор финансовых средств, организация культурно- просветительных мероприятий. Простая внешняя модель позволяет усовершенствовать фандрейзинг при реализации крупных проектов (рис. 41). Первым примером простой внешней модели в России является Фонд Развития Большого Театра, созданный в 1991 г. как самостоятельное юридическое лицо для реализации культурных и реставрационных проектов те атра. Вслед за ним в 1994 г. Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова в Санкт-Петербурге основал Благо творительный Фонд БДТ, целями которого стали создание условий долгосрочной финансовой стабильности театра; обеспечение социальной поддержки его сотрудников; оказа ние финансовой помощи в реализации творческих проектов театра, модернизации сценических постановочных средств и капитальном ремонте здания. За счет средств фонда про водятся постановки новых спектаклей, творческие вечера ведущих актеров, организуются гастроли, финансируется актерский курс А. Ю. Толубеева и др. В 1990-е гг. подобные фонды стали появляться не толь ко в столичных учреждениях культуры, но и в провинци альных организациях культуры. Так, при Свердловской государственной академической филармонии в 1996 г. был учрежден Благотворительный фонд Уральского академиче ского филармонического оркестра, привлекающий средства для приобретения новых музыкальных инструментов для оркестра, проведения культурных акций и концертов, под держки музыкантов оркестра1. При Самарской филармонии в 1992 г. был создан общественно-благотворительный фонд «Симфонический оркестр» в поддержку деятельности Са марского симфонического оркестра. В качестве особенностей внешней модели необходимо отметить то, что создаваемые благотворительные фонды и общественные организации могут осуществлять свою деятельность как на территории страны, где расположено само учреждение культуры, так и за рубежом. В России учреждения культуры предпочитают создавать благотвори тельные организации в ведущих мировых странах. Объяс нением подобной практики служат благоприятные условия привлечения финансирования за рубежом (высокий уровень жизни населения, развитая система пожертвований, зна чительные налоговые льготы для участников благотвори тельной деятельности и др.). Первый опыт создания зарубежного благотворительного общества для поддержки российского учреждения культу ры принадлежит Мариинскому театру. В 1993 г. театр учре дил Общество Друзей Кировской Оперы в Лондоне, целями которого стали финансовая поддержка Мариинского театра в постановке опер; организации гастролей, учебных про грамм и стажировок для артистов; поддержании и рестав рации исторического здания театра в Санкт-Петербурге. Одним из основных направлений работы Общества яв ляется организация системы членства. Суммы членских взносов физических лиц дифференцируются по трем кате гориям: простое индивидуальное членство (75 амер. долл.), льготное для студентов и пенсионеров (45 амер. долл.) и при вилегированное (золотое — 375 амер. долл.), тогда как для юридических лиц существует только одна категория корпо ративного членства с суммой взноса 1500 амер. долл.1. Как и в Государственном Эрмитаже, членские взносы в Общество Друзей Мариинского театра являются целевыми. Члены направляют свои средства на постановку новых опер и ба летов, реконструкцию здания Мариинского театра и др. В зависимости от величины взноса члены Общества имеют право на получение определенных привилегий от регулярной информации о деятельности Мариинского теа тра до лазерных дисков с записями лучших опер и участия в ежегодных встречах друзей с артистами театра. Кроме того, члены могут заказать лучшие билеты на все пред ставления Мариинского театра и совершить эксклюзивные туры на основные оперные фестивали, в которых участвует Кировский театр. Вслед за Мариинским театром подобные зарубежные общества друзей были открыты в Эрмитаже, Третьяковской галерее и др. Так, в 1994 г. Государственный Эрмитаж при поддержке правительства Нидерландов и ЮНЕСКО создал Общество Друзей Эрмитажа в Амстердаме. Основными целями Обще ства являются обеспечение безопасности и сохранности коллекций Государственного Эрмитажа; организация вы ставок, научных и образовательных программ музея и т. д. Общество Друзей, объединившее усилия частных лиц, ведущих голландских компаний и организаций культуры, участвовало в реализации проекта под названием «Новая крыша для мастеров в Эрмитаже». Проект предусматривал не только ремонт кровли зданий Эрмитажа, но и всех архи тектурных деталей крыши. В результате голландские ма стера провели модернизацию систем освещения музейных залов голландской живописи и частичную реконструкцию крыш Эрмитажа. В настоящее время Общество участвует в реализации проекта реставрации Петровской галереи и Висячего сада в здании Малого Эрмитажа. 4. Сложная внешняя модель Сложная внешняя модель характеризуется наличием разветвленной сети благотворительных фондов и обще ственных организаций при учреждении культуры (рис. 42). В отличие от простой внешней модели здесь имеются по крайней мере две независимые благотворительные орга низации, созданные как юридические лица в поддержку одного учреждения культуры. Они образуют своеобразную сеть, в которой может выделяться координационный центр. Сложная внешняя модель позволяет усовершенствовать фандрейзинг при достаточно больших масштабах привле чения финансовых средств. Она находит свое применение преимущественно в России. В ведущих мировых странах ор ганизации культуры не создают разветвленной сети обществ и фондов за рубежом, а проводят фандрейзинг силами своей организации. Данный факт объясняется тем, что управле ние и контроль над иностранными обществами и фондами требуют значительных административных расходов и ус ложняют координацию управления в организации куль туры. Примером сложной внешней модели является сеть зарубежных Обществ Друзей Мариинского театра. Сеть состоит из четырех обществ, занимающихся организацией гастролей, фестивалей театра и фандрейзингом за рубежом. Центральное общество, располагающееся в Лондоне, руководит деятельностью трех других организаций в Нью- Йорке, Хельсинки и Токио (рис. 43). Другим примером является опыт работы Государствен ного Эрмитажа. У музея имеются Благотворительные Фон ды и Общества Друзей в Нидерландах (с 1996 г.), США (с 1994 г.), Канаде (с 1998 г.), Великобритании (с 2002 г.). В отличие от Мариинского театра ни одно из зарубежных обществ и фондов Эрмитажа не является центральным и согласует свою работу напрямую с дирекцией Эрмита жа. Кроме того, иностранные общества Эрмитажа имеют большую свободу в выборе направлений деятельности, чем общества Мариинского театра. Так, Клубы Друзей Эрмитажа самостоятельно определяют формы культурно- просветительной работы и фандрейзинга, в связи с чем каждое общество выделяется своей индивидуальностью. К примеру, Американские Друзья Эрмитажа, число кото рых в 2002 г. достигло 4 тыс. членов, специализируются на распространении материалов по истории музея среди американских общественных организаций и библиотек, а также в организации просветительных лекций и встреч под названием «Эрмитажные четверги» *. Общество Друзей Эрмитажа в Амстердаме занимается организацией выставок, образовательных, научно-исследо вательских программ музея на территории Нидерландов, развитием российско-голландских связей, а также сбором средств на реставрационные проекты музея. Деятельность другого Клуба Друзей Эрмитажа в Канаде, имеющего свои отделения в Монреале, Торонто и Оттаве, направлена преимущественно на реализацию образова тельных программ для школьников в возрасте от шести до двенадцати лет, а также проведение семинаров, лекций, культурных мероприятий, показ видеосюжетов о коллекци ях музея. В настоящее время Клуб Друзей ведет разработку мультимедийных школьных программ. Недавно созданный Клуб Друзей Эрмитажа в Лондоне специализируется на реализации научно-исследовательских проектов между музеями Великобритании и Эрмитажем. В 2003 г. Клубом Друзей был осуществлен проект стажиро вок научных сотрудников — хранителей Эрмитажа и музея Эшмолиан в Оксфорде1. Благотворительные Фонды Эрмитажа за рубежом также специализируются на различных направлениях деятель ности. Например, Фонд развития Эрмитажа в Лондоне за нимается привлечением средств на организацию выставок Эрмитажа в Великобритании. За 2002-2003 гг. усилиями Фонда были организованы четыре временные экспозиции в выставочных залах Сомерсет Хауса в Лондоне (общей площадью 411кв.м). Финансирование Фонда наряду с при влеченными средствами обеспечивается за счет проданных билетов на экспозиции (1 ф. ст. с каждого проданного биле та) и части выручки от реализации на выставках сувенирной продукции. Благотворительный Фонд Эрмитажа в Канаде осущест вляет фандрейзинг в целях «сохранения коллекций музея и популяризации их для широкой публики в Канаде и во всем мире»2. Первым проектом Фонда общей стоимостью 700 тыс. амер. долл. стала установка специальной уль трафиолетовой защиты на 2200 окон музея. Фонд также регулярно спонсирует выставочные программы Эрмита жа в канадских музеях и выставки канадского искусства в Эрмитаже, оплачивая 50 % расходов на транспортировку произведений искусства. Ежегодно Фонд выделяет три академические стипендии до 2500 амер. долл. для финан сирования стажировок в Эрмитаже и музеях Канады сту дентов художественных вузов и искусствоведов двух стран. В настоящее время Фонд занят реализацией долгосрочной FR-кампании (на три года) на общую сумму 900 тыс. амер. долл. для финансирования проекта по автоматизации про цесса составления каталога коллекций Эрмитажа1. Фонд Эрмитажа в Амстердаме привлекает средства на общую сумму 39 млн. евро для создания филиала музея в столице Нидерландов. Благодаря деятельности Фонда 28 февраля 2004 г. прошло открытие в центре Амстердама первых шести залов выставочного комплекса Эрмитажа под названием Неерландия, в которых пройдут временные вы ставки из коллекций музея. По предварительной оценке Эр митажа открытый выставочный комплекс общей площадью 500 кв. м, в котором расположены также магазин и кафе, за год посетят около 40 тыс. человек. Открытие остальных залов выставочного комплекса намечено на 2007 г.2. 5. Автономная модель Автономная модель позволяет усовершенствовать фан дрейзинг сразу нескольких организаций культуры, которые имеют тесные партнерские отношения. В данном случае благотворительный фонд или общественная организация функционируют автономно от какого-либо учреждения культуры, но при этом оказывают финансовую поддержку ограниченному числу организаций культуры (рис. 44). Благотворительная организация самостоятельна в при нятии управленческих решений, но вынуждена принимать во внимание замечания представителей финансируемых ею учреждений культуры. Представители учреждений культу ры, как правило, входят в исполнительную дирекцию фонда или консультационный совет общественной организации. Примером автономной модели является Международ ный Благотворительный Строгановский Фонд, созданный 14 февраля 1992 г. в Нью-Йорке для оказания поддержки ряду художественных музеев. В частности, финансовая помощь адресована таким отечественным музеям, как Русский Музей и Музей театрального искусства в Санкт- Петербурге, которые тесно сотрудничают в области вы ставочной деятельности, проведении образовательных программ и фестивалей. В связи с этим в исполнительную дирекцию Фонда входят директор Русского музея и заме ститель директора Музея театрального искусства1. 6. Независимая модель Независимая модель отличается от автономной тем, что фонд или общественная организация как самосто ятельные юридические лица оказывают поддержку не ограниченному числу учреждений культуры и являются полностью независимыми в принятии управленческих решений (рис. 45). Они могут финансировать деятельность учреждений культуры в определенной области, отвечающей установленным требованиям, и т. д. Независимую модель рекомендуется применять с целью реализации регулярных крупных проектов, в которых задействовано большое чис ло организаций культуры. Так, Благотворительный Фонд «Симфонический Оркестр», уставной целью которого яв ляется сохранение и преумножение традиций российской культуры, оказывает поддержку различным филармо ническим коллективам Санкт-Петербурга и Москвы для участия в ежегодном Пасхальном фестивале. В частности, Российскому национальному оркестру, Государственному симфоническому и Академическому оркестрам и др.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 997; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |