Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Будущее, которые культивировали, т.е. совершенствовали, развивали свое умение




Усовершенствовании способов обработки камня, но и здесь только те племена имели

Мышления. Ремесло еще только начиналось и заключалось лишь в некотором

Либо на исчезновение, либо, в лучшем случае, на длительное застойное

Счет индивидуальной охоты на мелких животных или собирательства, были обречены

Чем примитивные формы охоты и была к тому же более результативной. Те племена,

И коллективной и орудийной, она требовала значительно большей сноровки, умений,

Основы хозяйственного бытия и всей жизни первобытного общества. Охота эта была

Основные вопросы темы

Тема 1. Культура первобытной эпохи

 

 

1. Генезис и основные черты первобытной культуры.

2. Роль мифа в становлении человеческого сознания.

3. Искусство первобытной эпохи. Ценностный мир первобытного человека.

Процесс становления культуры начался с... облавной охоты на крупного зверя –

которые не ощущали этого “зова будущего” и пытались существовать по-прежнему за

существование – ведь не было никаких стимулов для развития творческого

Культура складывалась постепенно, вместе с формированием самого человека и

человеческого общества. На протяжении сотен тысяч лет мозг нашего предка

постепенно превращался в человеческий, т.е. стали различаться функции правого

и левого полушарий. Их обособленная работа долгое время была невозможна,

следовательно, и невозможно и абстрактное, логическое мышление. Длительное

время, как и у ребенка, у первобытного человека два полушария действовали

нераздельно. На основе именно такого типа мозговой работы и формировалось так

называемое мифологическое сознание. В таком сознании творения фантазии,

творческий вымысел не отделяются от мира реального. Такую культуру, которая

основана на мифологическом сознании, мы называем синкретической.

В родоплеменном коллективе все существует в неразрывном единстве – у всех

одно имя, одна раскраска тела, одни украшения, одна прическа; пляски, мифы,

обряды – одинаковые, короче, “я” растворено в “мы”. В такой культурной

ситуации всегда преобладает мир фантазии, воображения над осмыслением,

анализом и как более яркий, и как более целостный в отличие от

раздробленного, непостижимого в своих закономерностях и данного только в

противоречивых ощущениях внешнего мира, к тому же просто пугающего своей

откровенной враждебностью человеку, и, наконец, просто как наиболее доступный

невысокому уровню тогдашнего человеческого мозга в целом.

Второй основополагающий принцип первобытной культуры – ее традиционность. Все

особенности структуры бытия и повседневного быта каждой родоплеменной

общности, мифы, обряды, нормы, вкус и способы художественной деятельности

оказывались стабильными, жесткими, нерушимыми и неизменяемыми. Они

передавались из поколения в поколение как неписаный закон, освященный

мифологическими представлениями.

Миф – особый способ объяснения мира, в котором человек, общество и природа

существуют нераздельно, понимаются как некое синкретическое целое. Миф

наделяет единичные события символическим значением и всеобщим характером.

Основная задача мифа – упорядочение человеческой жизни – робкого ростка перед

лицом могущественной, загадочной, властной стихией природного мира.

Мифы возникли потому, что человек не мог объяснить окружающий мир. Но мифы, в

отличие от самого первобытного человека, не остались в прошлом. Произошло это

потому, что мифологический мир обладает особой, универсальной, очень

привлекательной в чисто человеческом отношении ценностью. Ведь никакое

общество в принципе не может существовать, если основная масса его граждан не

готова выступить на его защиту, спокойно подчиняться его законам (какие бы

мифологические представления лежали в основе этих законов!), следовать его

нормам, традициям, обычаям, наконец, если она не испытывает удовлетворения от

принадлежности к миру этого общества как своему миру.

С другой стороны, общество сохраняет жизнеспособность лишь там, где у граждан

есть убеждение в осмысленности его норм, в наличии в обществе собственных

общезначимых ценностей и потенциальной осуществимости этих ценностей, в

значительности его традиций. Между тем сама действительность не дает для

такого убеждения непосредственных, очевидных, бесспорных оснований, поскольку

она никогда не совпадает с той, какую хотелось бы видеть, а интересы каждого

никогда не могут полностью и целиком совпасть с общими интересами. Неизбежно

возникающий зазор если не исчезает, то отступает на второй план лишь там, где

человек способен верить в свое общество и его ценности, разумеется, исходя из

жизненных обстоятельств, но, в конечном счете, зачастую, как бы поверх их.

Здесь идет на помощь мифология. Вера как мощная культурная опора,

смыслообразующая доминанта всей жизни, общества, культуры.

В первобытном обществе вся духовная жизнь могла выразиться в силу

неразвитости умственных представлений только в художественной деятельности,

т.е. в искусстве. Отсюда чрезвычайное многообразие функций первобытного

искусства: это – и познание, самоутверждение человека, и систематизация мира,

фиксация его видимой оболочки, вера в магическую силу изображения и т.д.

Появление искусства, нового вида деятельности, не направленного

непосредственно на удовлетворение насущных материальных нужд, связано с

развитием у человека духовных потребностей. Однако эти новые потребности лишь

со временем становятся потребностями эстетическими, чувствами, где уже

различаются прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное и т.д.

Искусство возникает только тогда, когда у человека появляется свободное

время, т.е. когда решена основная проблема – проблема выживания и решается

уже другая, качественно иная проблема – жизни. Однако, первобытное искусство,

что вполне естественно, отражает собой не более, чем коллективное сознание и,

в еще большей степени, коллективное бессознательное эпохи – оно однотипно,

безлично, синкретично, мифологично, образно. В Европе – от России до Франции

на территории протяженностью несколько десятков тысяч километров с запада на

восток – найдено огромное количество однотипных памятников первобытного

искусства, в которых обнаруживается не только сюжетное, но и стилистическое

единство трактовки некоторых образов, например, так называемых

“палеолитических Венер”, символов плодородия, продолжения рода.

В своем стремлении овладеть силами природы первобытный человек обращается к

магии. В основе магии лежал принцип аналогии – вера в получение власти над

предметом через овладение его образом (ведь в мифологическом представлении

образ и реальный предмет, как мы уже отмечали, неразличимы). Первобытная

охотничья магия направлена на удачную охоту. Первыми магическими

изображениями принято считать отпечатки рук на стенах пещер и отдельных

предметах. Отпечатки рук, в отличие от обычных следов являются сознательно

оставленными человеком знаком своего присутствия в данном месте. Позднее этот

знак становится знаком обладания и приобретает тем самым магический смысл.

В дальнейшем все религиозные культы и обряды связываются с различными видами

искусства. Все древнейшие формы образного творчества, в которых

использовались скульптура и живопись (маски, статуи, настенные рисунки и

наскальная живопись), музыка, пение, речитатив настолько были пронизаны

искусством, что в этих коллективных действиях трудно отличить, где начинается

собственно религиозный экстаз, настолько он связан и обусловлен экстазом

художественным, вызванным собственно ритмами музыки, пластики, живописи.

Естественно, спектр возможностей первобытного искусства, в силу его

социальных особенностей и характера самого уклада общества, о которых уже

говорилось выше, был относительно неширок, однако, со временем, создавались

естественные возможности для его расширения. С течением времени, с развитием

ремесла, появлением земледелия и скотоводства именно из этого зачаточного,

первобытного искусства и первобытной культуры выросли не только культура

скотоводческих племен, которая так и оказалась обреченной на замкнутый

характер развития в условиях консервации кочевых форм жизни и примитивного

ремесла, но и культуры другого типа, заложившие основу человеческой

цивилизации, ставшие фактором всемирного значения. Это прежде всего:

· культура земледельческих народов, оседавших на плодородных поливных

землях Ближнего и Дальнего Востока и консолидировавшихся в мощные

государственные образования, поскольку государство оказывалось необходимым

для проведения крупномасштабных оросительных работ как условия продуктивного

земледельческого хозяйства;

· культура древних греков и римлян, опирающаяся на развитое ремесло,

мореплавание, международную торговлю, культура, которая базировалась в

“городах-государствах” нового типа, отличавшихся более высоким уровнем

ремесленного производства, обеспечивавшим, в свою очередь, и более высокий

уровень духовной и художественной жизни.

 

Литература

 

Введение в культурологию /Рук. авт.колл. и отв.ред. Е.В. Попов. М., 1995.

Алексеев В.П. Первобытное общество: проблемы изучения. М., 1993.

Культурология /Сост. и отв.ред. А.А.Радугин. М., 1996.

Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1994.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

Фрэзер Дж. Золотая ветвь: исследования магии и религии. М., 1980.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.