Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Древнейший пласт отечественной культуры




Восточно-Европейской равнины, подвергавшейся с Юга набегам кочевых племен.

Самобытной культурой восточнославянских племен, заселявших территорию

Культура и художественный стиль древнерусского искусства были связаны с

Основные вопросы темы

 

1. Становление древнерусской культуры.

2. Расцвет русской средневековой культуры.

3. Новые явления в русской культуре.

Изначально в отечественной культуре столкнулись два мировых потока истории:

европейский и азиатский. Языческая аграрная культура древних славян –

Крещение Руси определило ее культурно-историческую судьбу. Древняя Русь

искала и нашла свой путь в христианстве. Выбор христианства был продиктован

не только политикой, но и потенциальной предрасположенностью древней

восточнославянской культуры к нему. Доминантой, определившей этот выбор, были

черты духовной оседлости, стабильности христианства. Восточное христианство –

православие – с его откровенным обожествлением (сакрализацией) светской

власти способствовало одновременно укреплению единства страны и этноса под

знаком установления сильной единоначальной государственности и сохранению

идеалов первобытного родоплеменного демократизма в сфере духовно-

нравственной, религиозной, собственно культурной. Однако подобное соединение

противоположных начал становилось основой и будущих противоречий русской

культуры.

Несмотря на официальное неприятие дохристианской культуры, именно

взаимовлияние языческой и христианской традиций в домонгольский период

способствовали “обрусению” византийских и греческих художественных норм и

создавали самобытность культуры средневековой Руси.

Важной особенностью формирования древнерусской культуры было уникальное

сочетание верхнего слоя аристократической христианской культуры и древних

языческих народных традиций. В “двумирной” средневековой культуре

христианское постничество, благочестие, величие церемониала при княжеском

дворе существовали одновременно с буйством “смехового” гротеска в ритуале

народных земледельческих праздников. Христианские ценности и образы

постепенно входили и в народную культуру, вытесняя язычество, но чаще

перемешиваясь с ним.

С приходом христианства стала развиваться книжность. Основные проводники

книжной мудрости, заказчики и ценители – князья, опирающиеся на монастыри и

монахов. Литература Киевской Руси была многожанровой. При этом разнообразие

жанров, усвоенное от Византии, приняло собственные неповторимые формы:

летописи, житийная литература, поучения, притчи, хождения, моления, слова

(речи).

Богатство устной языковой культуры древних славян запечатлелось в

разнообразной народной поэтической песенной традиции, календарной обрядовой

поэзии. Значение исторических жанров фольклора возросло с образованием

русского государства. К Х в. относится возникновение нового эпического жанра

– былин. Существовали дружинные песни.

Византийцы принесли на Русь мастерство каменного строительства,

крестовокупольных храмов, искусство мозаики, иконописи, фрески, книжной

миниатюры, ювелирное дело, которые были творчески переработаны русичами. В

Древней Руси существовало высокоразвитое ремесленное производство.

В условиях распада древнерусского государства на отдельные княжества

действительное единство Русской земли сохранялось благодаря цельности

древнерусской культуры, сплоченной единством языка, славянской письменности,

религиозных воззрений и церкви, общих тенденций практически всех отраслей

древнерусской культуры: архитектуры (преимущественно храмовой), иконописи,

музыки (в частности, хоровой), летописания, литературы, естественнонаучных

представлений. Именно благодаря единству интенсивно развивавшейся

древнерусской культуры на месте распавшегося государства Киевская Русь не

возникло множества стран и народов, как в Западной Европе. Более того, сама

раздробленность, ослабляя Русь как надэтническое единство, как великую

европейскую державу, в то же самое время усиливала русскую средневековую

культуру, рождая многочисленные культурные центры: Владимир, Тверь, Новгород,

Псков и другие со своими архитектурными, живописными, летописными,

литературными стилями, не выходящими за пределы общекультурного единства и

национального своеобразия.

Именно это многообразное культурное единство Древней Руси помогло русской

культуре противостоять экспансии кочевнической культуры в период монгольского

завоевания и ордынского ига.

Во второй половине XIV в. был преодолен кризис и началось возрождение русской

культуры, идейным стержнем которой стали национальный подъем, идея единства.

Центром объединения русских земель стала Москва. В отличие от Новгорода,

заботившегося лишь о собственной независимости, Москва выдвинула совершенно

новую “программу” своего политического и культурного развития – объединение

русских земель, восстановление мощной государственности.

Гражданский и нравственный подвиг преподобного Сергия Радонежского

ознаменовал победу православной духовности над политическим утилитаризмом

государственных деятелей, торжество культурно-религиозного единения народа

вокруг русской церкви и ее вождей. Сергию удалось возглавить нравственное

сопротивление татаро-монгольскому игу и тем самым укрепить авторитет русской

православной церкви в русской истории и культуре.

Главное, к чему стремилась культура – и это нашло отражение, прежде всего, в

искусстве – открыть ценности человеческого существования. В жестких

испытаниях векового противостояния с Ордой рождалась потребность во

внутренних достоинствах человека. В русской художественной культуре получает

развитие эмоциональная сфера, преобладает экспрессивно-эмоциональная

образность, а в идейной жизни все большее значение приобретает “безмолвие”,

уединенная молитва, совершаемая вне церкви, уход в пустынь, в скит. Это

уединение соответствовало в тех условиях духу “развивающегося личностного

начала”.

Этот взлет русской культуры на рубеже XIV-XV вв. принято считать

Предвозрождением. Для Западной Европы этот этап естественно перешел в

Возрождение, ставшее символом по-новому осмысленной античности. В Древней

Руси в силу различных причин не оказалось условий для Возрождения. Период

секуляризации культуры еще не наступил. Более того, подъем национального

самосознания на Руси проходил в рамках, прежде всего, христианской

духовности.

В это время собираются многочисленные летописные своды, редактируются местные

летописи. Расширяется количество житий святых, развивается публицистика

(Киприан, Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет). Особое место в литературе

занимают памятники Куликовского цикла. Во второй половине XV в. возникают

новые жанры, близкие к беллетристике.

Россия сбросила золотоордынское иго дорогой ценой, в том числе ценой

культурных потерь. Были ликвидированы прежние городские вольности. Московские

правители перенимали политическую культуру, методы управления Орды.

Постепенно усиливалась несвобода всех слоев населения.

Формирующаяся общерусская культура в конце XV-XVI в.была подчинена задачам

служения “государеву делу”. Заботами о Российском государстве проникнуты

общественная мысль и литература, государственным задачам подчинено зодчество.

Рост государственной силы отразился даже в живописи XVI в. Наконец, после

двух с половиной веков почти полной изоляции культура молодого Российского

государства вошла в соприкосновение с ренессансной культурой Запада.

Достаточно сказать о приглашенных западных мастерах, построивших все главные

сооружения Московского Кремля. Но в то же время с присоединением Иваном

Грозным Казани и Астрахани Древняя Русь стала еще более азиатской.

Провозглашение Москвы “Третьим Римом”, законной наследницей как христианской,

так и всей античной культуры, а русского царя – преемником византийских

императоров закрепило беспредельную власть русского самодержавия. Авторитет и

нравственное влияние церкви стало падать.

XVII столетие, начавшись Смутным временем, вошло в историю под именем

“бунташного века”. Сильнейшим ударом по монолиту средневековья стал

религиозный раскол. В основе раскола – спор об исторической правоте, об

историческом пути России. Одна сторона настаивала на ничтожестве, другая – на

величии старины. Третьей стороны не оказалось. Религиозный раскол привел к

“раздвоению” единой русской культуры на противоборствующие, взаимоисключающие

ее части.

Борения “древлего благочестия” и новых тенденций реформаторского характера

отразились не только в общественных потрясениях, но и в резкой смене

координат развития художественной культуры. В числе наиболее ярких

новаторских проявлений – появление светских учебных заведений, обмирщение

литературы, рождение светских жанров в живописи и музыке, возникновение

театра.

Крупнейшее событие, имеющее историко-культурный смысл – освоение Сибири.

Территория России гигантски выросла, тем самым значительно усложнив русский

хронотоп.

Таким образом, длительное господство в средневековой Руси представлений о

единой “культуре-вере” сменилось в XVII в. столкновением двух

противоборствующих культур – “веры”, в значительной мере отмежевавшейся от

светских знаний, и культуры, по преимуществу секуляризованной,

модернизованной. В это же время возникло и иное противопоставление двух

культур: “мужичья” (но своя) культура “светлой Руси” и ученая (но чужая)

культура “барокко”. Это противопоставление во многом предвосхитило оппозицию,

которая утвердилась в русской культуре с началом петровских реформ, –

“исконно русское – западное, европейское”.

 

Литература

 

Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993.

Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XV-XVII вв. М., 1993.

Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.

Лазарев В.Н. Русская иконопись: от истоков до начала XVII в. М., 1983.

Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. М., 1993-1995.

Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси: историко-бытовые очерки XI-XIII вв.

М., 1977.

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян (любое издание).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 181; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.