Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опыт работы и профессиональные навыки




Профессиональные знания

В России до начала 90-х годов вообще отсутствовала практика профессиональной подготовки специалистов по работе с персоналом. И по сей день нельзя сказать, что сложилась система подготовки таких специалистов, хотя в нескольких вузах (среди которых есть авторитетные московские) выдаются дипломы по специальности "Менеджер по персоналу". К сожалению, среди практиков выпускники с этими дипломами пока особым авторитетом не пользуются, поскольку преподают в вузах, в основном психологи и юристы, не имеющие практического опыта работы с людьми в современных рыночных организациях и делающие серьёзный акцент на соответствующие их специальности аспекты работы с людьми (как они её себе представляют).

Не отрицая необходимости изучения трудового и смежных областей законодательства, а также таких дисциплин как организационное поведение (не подменяемое психологией личности и психологией групп), стоит подчеркнуть целесообразность освоения специалистами по персоналу таких дисциплин как общий менеджмент, теория организаций, маркетинг, макро- и микроэкономика. Только владение всем комплексом перечисленных рыночных дисциплин позволяет менеджеру по персоналу уверенно чувствовать себя среди руководителей и специалистов других служб.

Необходимо одновременно указать, что для работы в должности специалиста по персоналу в отделе кадров высшее образование вообще не требуется, однако необходима специальная подготовка на уровне среднего профессионального образования. В то же время компьютерная грамотность необходима всем сотрудникам службы персонала.

Наиболее высоко ценятся менеджеры по персоналу, имеющие соответствующий опыт работы. Однако приобрести его не так просто, поскольку …см. предыдущую фразу.

Один из возможных путей "входа в профессию" менеджера по персоналу лежит через преподавание и организацию обучения. Преподавание (в вузах или тренинговых компаниях) развивает коммуникабельность, целеустремлённость, уверенность в себе – качества, крайне необходимые менеджеру по персоналу. Парадокс заключается в том, что стать преподавателем или тренером выпускнику вуза сейчас намного проще, чем 10–15 лет назад и потому этот путь вполне реален. Кстати, опыт преподавания очень важен для менеджера по персоналу, поскольку ему часто приходится что-то объяснять сотрудникам, а особенно руководителям. Странное впечатление производит, например, руководитель кадровой службы, заказывающий тренинговой компании семинар для руководителей подразделений на тему "Аттестация персонала", вместо того, чтобы провести его лично.

Ещё один вариант подготовки к карьере менеджера по персоналу – поработать на наборе персонала в кадровом агентстве. Это повышает не только коммуникабельность и целеустремлённость, но и контактность будущего менеджера по персоналу, однако может несколько исказить этику отношения к людям, поскольку в этом бизнесе они выступают, в определённой степени, как товар.

Возможен и вариант начала карьеры менеджера по персоналу с позиции специалиста по учёту персонала. Здесь очень многое зависит от инициативы самого сотрудника, поскольку, работая на подобной позиции, дождаться от руководства интересных заданий, кроме ведения учёта, бывает сложно.

В небольших фирмах нередко "выращивают" менеджера по персоналу из секретаря или помощника руководителя. Преимуществом такой карьеры является то, что когда такой сотрудник становится менеджером по персоналу, ему уже не надо знакомиться с организацией, усваивать её корпоративную культуру. Серьёзным минусом, конечно, является то, что такого сотрудника ещё долго не воспринимают как менеджера по персоналу.

Развитие профессии менеджера по персоналу начиналось в России в представительствах иностранных компаний. В связи с этим, "первая волна" менеджеров по персоналу состояла в основном из педагогов и психологов со знанием английского языка в возрасте, как правило, до 30 лет. Действительно, работа в хорошо организованных и структурированных западных фирмах требовала, в основном, умения быстро разбираться в отработанных западных методах работы с персоналом и адаптировать их к российской действительности.

Однако руководители развивающихся российских компаний, не отягощённые западным пониманием менеджмента, довольно быстро пришли к выводу, что им нужны другие кадровики. Правда, однозначного мнения среди них нет до сих пор. Некоторые руководители предпочитают женщин – психологов, другие, напротив, мужчин – юристов (а ещё лучше, бывших военных с юридическим образованием). В любом случае, от руководителя службы персонала сейчас требуется не только хорошее образование и желание работать, но и жизненный опыт, а он приходит только с возрастом.

В отношении наиболее важных критериев профессиональной пригодности менеджера по персоналу, нужно отметить, что в данную профессиональную область не стоит приходить человеку, которого не интересуют или даже раздражают другие люди.

Для менеджера по персоналу важно жить общей жизнью с людьми, работающими в компании. Особенно важен контакт с руководителями всех уровней: ведь именно они реализуют основную часть технологий работы с персоналом. Необходимо хорошо знать бизнес и людей компании, отслеживать происходящие в ней изменения и принимать в них активное участие. Но не стоит преувеличивать собственную значимость, считая, что "кадры (в смысле, кадровая служба) решают всё".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.