Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в их родовой специфике




Этапы работы над художественным произведением. Пути анализа и интерпретации художественного произведения

Методы преподавания литературы в школе

Метод преподавания литературы: его дидактическая основа и предметная специфика. Основные системы методов в дидактике. Понятие о методах и приёмах обучения литературе. Дидактическая основа и предметная специфика методов обучения литературе. Разработка проблемы методов обучения в трудах выдающихся русских методистов: Ф. И. Буслаева, В. И. Водовозова, М. А. Рыбниковой и др.

Системы специфических методов преподавания литературы (В. В. Голубков, Н. И. Кудряшёв, В. А. Никольский, В. Г. Маранцман, М. Г. Качурин, Г. Н. Ионин, С. П. Лавлинский). Взаимосвязь методов обучения и условия их эффективности в практическом преподавании литературы.

Соотношение понятий «метод» и «приём». Приём как слагаемое метода. Приёмы эмоционально-образного постижения литературного произведения, приёмы постижения авторской позиции (приёмы истолкования литературных произведений), приём сопоставления и его виды.

Проблемное обучение как дидактическая система, обогащающая содержание всех методов преподавания предмета, стимулирующая познавательную активность учащихся. Проблемный вопрос и проблемная ситуация на уроках литературы. Классификация проблемных ситуаций в зависимости от целей обучения и возраста учеников.

Вступительные занятия. Функции вступительных занятий: «создание установки» на чтение. Работа с текстом. Пути анализа и интерпретации художественного произведения, предложенные методикой преподавания литературы, литературоведением. Отличие школьного анализа от литературоведческого. Проблемный анализ, пообразный, «вслед за автором», сюжетно-композиционный, анализ эпизода, сопоставительный и др. Соотношение имманентного и контекстуального чтения, путей анализа, видов интерпретации. Эволюция видов анализа литературного произведения. Сопоставление путей анализа. Восприятие и анализ. Анализ и развитие читателя-школьника. Развитие аналитических, интерпретационных способностей учащихся. Специальный курс анализа текста. Выявление эмоционального отношения к тексту; понимание сюжета, поэтики текста. Язык и стиль писателя как предмет анализа. Заключительные занятия. Пути анализа и интерпретации литературного произведения в вузе.

Взаимосвязь восприятия и анализа художественного произведения. Чтение как социальная и методическая проблема. Специфика художественного восприятия и его возрастная динамика. Способы изучения читательского восприятия. Обусловленность выбора методов и приёмов анализа родовой спецификой произведения.

Изучение эпических произведений

Особенности восприятия эпических произведений школьниками. Герои и события, авторская позиция и её постижение. Работа над эпизодом и образом-персонажем в русле общей концепции анализа произведения. Изучение композиции и стиля писателя. Многообразие методов и приёмов работы над эпическим произведением в средних и старших классах: комментированное чтение; пересказы; составление плана, характеристик; выяснение функции пейзажа и интерьера; сопоставление эпического текста и его интерпретаций в других видах искусства и др.

Изучение драматических произведений

Драма в школьном курсе литературы. Важность активизации воображения школьников при восприятии пьесы. Использование инновационных технологий, театральных и телевизионных впечатлений школьников на уроках по изучению драмы.

Организация работы: создание установки на видение мизансцен, внимательное прочтение ремарок, обращение к речи персонажей как основному средству создания драматических образов. Постижение конфликта и элементов драматического действия: экспозиции, завязки, кульминации и развязки. Трудности выявления авторской позиции.

Приёмы анализа драмы: устное словесное рисование, мизансценирование, режиссёрский комментарий, чтение по ролям, соединение изучения пьесы с историей её сценического воплощения, просмотр спектаклей с последующим обсуждением, реконструкция внесценических эпизодов и др.

Изучение лирических произведений

Восприятие лирических произведений учащимися средних и старших классов. Создание установки на личностное сопереживание автору, лирическому герою; развитие эмоциональной отзывчивости, образного, ассоциативного мышления, эстетической реакции на художественное слово.

Специфика анализа поэтического текста. Автор как непосредственный субъект лирического переживания, лирический мотив, образ-переживание, композиция лирических стихотворений, поэтическая речь, особенности ритмико-звуковой организации стихотворения.

Основные приёмы изучения лирики: выразительное чтение, оживление личных впечатлений учащихся, заучивание наизусть, составление лирических композиций, написание сочинений и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.